Научная статья на тему 'Смеховое слово как гибридная конструкция в различных типах художественного и не художественного дискурса'

Смеховое слово как гибридная конструкция в различных типах художественного и не художественного дискурса Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
55
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Ключевые слова
COMIC THEORY M. M. BAKHTIN / SMEHOVOE WORD / HYBRID CONSTRUCTION / ARTS / NON LITERARY DISCOURSE TYPES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Фролова Оксана Геннадьевна

В статье рассматривается предложенный М. М. Бахтиным термин «смеховое слово» как гибридная конструкция, присутствующая в художественном и нехудожественном типах литературного дискурса. Показано изучение этого явления современным литературоведением, выявлена специфика функционирования комического дискурса как гибридного явления в русской прозе В. В. Набокова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Смеховое слово как гибридная конструкция в различных типах художественного и не художественного дискурса»

УДК 8

Филологические науки

Фролова Оксана Геннадьевна, бакалавр филологических наук, студент Национально - исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева e-mail: kotrlovely@mail. ru

СМЕХОВОЕ СЛОВО КАК ГИБРИДНАЯ КОНСТРУКЦИЯ В РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ ХУДОЖЕСТВЕННОГО И НЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ДИСКУРСА

Аннотация: в статье рассматривается предложенный М. М. Бахтиным термин «смеховое слово» как гибридная конструкция, присутствующая в художественном и нехудожественном типах литературного дискурса. Показано изучение этого явления современным литературоведением, выявлена специфика функционирования комического дискурса как гибридного явления в русской прозе В. В. Набокова.

Ключевые слова: теория комического М. М. Бахтина, смеховое слово, гибридная конструкция, художественный / нехудожественный типы дискурса.

Abstract: the article is proposed by M. Bahtinym, the term "smehovoe" as the word hybrid construction, present in art and nehudozhestvennom types of literary discourse. The study shows that the phenomenon of contemporary literature, specifics of functioning of the comic as hybrid discourse phenomena in Russian prose of V. Nabokov.

Keywords: comic theory M. M. Bakhtin, smehovoe word, hybrid construction, arts / non - literary discourse types.

Современное литературоведение уделяет значительное внимание различным аспектам комического [13]. Исследователи, как правило, опираются на

концепцию смеховой культуры, выдвинутую известным философом и литературоведом М. М. Бахтиным, влияние которого на сегодняшнюю гуманитарную мысль России и Запада стало очевидным фактом [2].

В предложенной М. М. Бахтиным концепции комического особое место занимает проблема смехового слова. Как отмечает один из современных исследователей, смеховое слово у М. М. Бахтина представляет собой «важнейший инструмент (средство, прием) для создания комического эффекта. Смеховое слово предстает, таким образом, своего рода гибридной конструкцией, проявляя себя в «обрядово - зрелищных формах», словесно - смеховых произведениях» и различных формах и жанрах фамильярно - площадной речи» [20; с. 25 - 26]. В этом определении обращает на себя внимание то, что смеховое слово интерпретируется как гибридная конструкция. Тем самым, данное понятие не только оказывается частью системы гибридных конструкций, занимающих важнейшее место в металингвистической теории М. М. Бахтина [см. 6,7,8.], но и создает особое пространство, в котором идет процесс широкой гибридизации о различных литературных, культурных и иных феноменах.

Как представляется, подобная гибридность смехового слова определяет в свою очередь гибридность создаваемого им комического дискурса, различных типов комических ситуаций, широкого спектра тех явлений, которые сам ученый относил к сфере «серьезно - смехового».

Это не может не влиять и на природу литературного дискурса в целом, приобретающего в нашей ситуации так же оттенок гибридности. Речь идет о сосуществовании в нем художественного и нехудожественного типов искусства и присутствующих в них жанров. Среди последних назовем те, чья художественная природа не подлежит никакому сомнению (эпиграмма, Мениппова сатира, комический рассказ, комическая поэма, комический роман, пародия различных видов и др.), а так же, «не художественность» которых однозначна (сатирический репортаж, очерк - разоблачение, обличительная статья и др.). Здесь же следует выделить жанры, гибридность комического в которых, равно как и синтез художественного и нехудожественного в них, позволяет отнести их самих к

явственно гибридным конструкциям. Среди них назовем исторический анекдот, дружеское письмо или послание, политический шарж и др.

Добавим, что история и современное состояние функционирования смехового слова / комического дискурса, в истории отечественной словесности и в ее современных произведениях описано с разной степенью детализации. Так, в работах О. Е. Осовского [подробнее см. 15, 17, 18, 19], М. Ю. Асаниной, С. А. Дубровской, В. П. Киржаевой были предприняты попытки определить характер и место смехового слова в общей теории комического М. М. Бахтина [см. 10], [11], [13].

С. А. Дубровская проследила то, как конкретные типы комического дискурса реализуют себя в отечественной литературе первой половины 19 в, оказываются в центре литературоведческих дискуссий в отечественной науке послевоенного времени [5; с. 62 -67].

Особая гибридность различных конструкций, в том числе и создающих комический эффект в древнерусском тексте, заложила своеобразную традицию, развивающуюся в комическом пространстве русской словесности, о чем отечественная филология достаточно много пишет в последние годы [10], [22]. Специфика присутствия комического дискурса в современной русской и национальной поэзии, формы его презентации в центре внимания исследований С. П. Гудковой и С. А. Шароновой и др. авторов [1], [23], [24].

В этом контексте особого внимания заслуживает проблема смехового слова как одного из важнейших средств создания комического в творчестве В. В. Набокова и в литературе русской эмиграции в целом [21]. Нам уже приходилось писать о роли набоковской самоиронии в этом процессе [26]. Очевидно, что именно смеховое слово в значительной степени обеспечивает само ощущение этой самоиронии у писателя.

Примечательной особенностью набоковского творчества является принципиальная установка на гибридизацию художественного и нехудожественного типов литературного дискурса, что обеспечивается имитацией различного рода нехудожественных жанров (письмо, рецензия и др.) в

художественном тексте, в частности, в романе «Дар». Параллельно смеховое слово среди других средств создания комического в арсенале писателя присутствует и в его комментариях, и в лекциях, и в литературно - критических статьях и рецензиях, однозначно относящихся к нехудожественной части его творчества.

Библиографический список:

1. Асанина М. Ю., Дубровская С. А., Осовский О. Е. Проблема смеха и «смехового слова» в отечественном литературоведении последних десятилетий//М. М. Бахтин в Саранске: док., материалы, исслед. Вып.П-Ш. Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2006. С.111-128.

2. Бахтин М. М. Собрание сочинений. Т. 1- 6. -М.: Русские словари; Языки славянских культур, 1996-2012.

3. Гудкова, С. П. Региональный регистр русской литературы как объект регионоведческого исследования (на материале русской поэзии Мордовии последних десятилетий)//Регионология, 2007. -№ 2. - С. 336-345.

4. Гудкова С. П. Современная русскоязычная поэзия Мордовии в контексте мордовской литературы (70 - 90-е гг.). Автореф. дис.канд. филол. наук. - Саранск, 1998.

5. Дубровская С. А. «Гоголь и Рабле» как сюжет отечественного литературоведения 1940 -1980-х гг.///Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. 2014. Т. 73. № 6. С. 62 -71.

6. Дубровская Д. А., Дубровская С.А. «Смеховое слово» в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»//Гуманитарные науки и образование. -2012. - № 3 (11). - С. 79-82.

7. Киржаева В. П. Историческая грамматика русского языка: учебное пособие. - Саранск: Изд - во Мордов. ун - та, 2010.

8. Киржаева В. П. Конструкция гибридная//М. М. Бахтин в Саранске: документы, материалы, исследования. Вып. II-III. Саранск: Красный Октябрь, 2006. С. 141-142.

9. Киржаева В. П. Лингвистическая проблематика в книгах, статьях и набросках М.М. Бахтина. Статья первая//М.М. Бахтин в Саранске: документы, материалы, исследования. - Саранск, 2002. - Вып. 1. - С. 36 - 55.

10. Киржаева В. П. Отражение терминологии древнерусского права в «Повести временных лет»//Русский язык: исторические судьбы и современность: Труды и материалы V Международного конгресса исследователей русского языка.

11. Киржаева В. П. Статус и формы «чужой речи» в древнерусской житийной литературе (на материале житий XII-XIII вв.)//Русский язык: исторические судьбы и современность: III Международный конгресс исследователей русского языка: Труды и материалы. М.: МАКС Пресс, 2007. С. 60 - 61.

12. Киржаева В. П., Осовский О. Е. О двух терминах М. М. Бахтина в контексте истории отечественного литературоведения ХХ века // Филология и культура. 2016. № 1 (43). С. 223 - 228.

13. Комическое в русской литературе XX века/Сост. и отв. ред. Д. Д. Николаев. М.: ИМЛИ им. А. М. Горького РАН, 2014

14. Осовский О. Е. Бахтин, метапроза, советская литература//Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1993. № 2 - 3. С. 194 - 198.

15. Осовский О. Е. В зеркале «другого»: рецепция научного наследия М. М. Бахтина в англо - американском литературоведении 1960 - х середины 1990-х годов. Саранск, 2003. 144 с.

16. Осовский О. Е. Древнерусский юридический текст в лингвистических и смежных гуманитарных исследованиях//Филологические науки. Вопросы теории и практики. -2014. -№ 1-2 (31). -С. 146-150

17. Осовский О. Е. Непростая простота. Страна, читающая «масслит» или не читающая вовсе?//Вопросы литературы. -2009. -№ 3. -С. 46-69.

18. Осовский О. Е. Рец. на кн.: Dialogues with bakhtinian theory: proceedings of the thirteenth Mikhail Bakhtin international conference/ed. by M.

Polyuha, C. Thomson, A. Wall. London, Ontario: Mestengo press, 2012. 437 P. //Вопросы литературы. -2015. -№ 1. -С. 390-393.

19. Осовский О. Е. Рец. на кн.: Бахтин М. М. Собрание сочинений: в 6 т. М.: Русские словари; Языки славянских культур, 1996-2012 //Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. -2015. -№ 2. -С. 61-67.

20. Осовский О. Е. Смеховое слово как один из аспектов наследия М. М. Бахтина //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. -2015. -№ 82. -С. 24-28.

21. Осовский О. Е. Сохраняя «духовное лицо» русской литературы: подлинная история «Современных записок» в архивных материалах и примечаниях к ним/О. Е. Осовский//Вопросы литературы. -2016. -№1. -С. 353-371.

22. Осовский О. Е. Ф. Рабле, карнавал и карнавальная культура в работах М.М. Бахтина 1930-1950-х гг.//Диалог. Карнавал. Хронотоп. -2002. -№ 1. -С. 5974.

23. Осовский О. Е., Осовский О. О. «Драку заказывали?» Скандал как объект культурологического описания и историко-литературного изучения//Вопросы литературы. -2010. -№ 5. -С. 464-479.

24. Федосеева Е.А. Книжные формы мордовского героического эпоса: возникновение и эволюция: дис.... д-ра филол. наук. Саранск, 2007. 444 с.

25. Федосеева Е.А. Принципы изображения исторического лица в романе К.Г. Абрамова «Пургаз»//Вестник Мордовского университета. -1999. -№ 1-2. -С. 59-61.

26. Фролова О. Г. Самоирония как средство создания комического в романе В. В. Набокова «Дар» // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 6-2. С. 37-40

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.