РЕЦЕНЗИИ
В.Н. Корнев
РЕЦЕНЗИЯ НА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ МАГИСТРАНТОВ:
Желдыбина Т.А., Лядащева-Ильичева М.Н. История юридической науки и образовании в России XVIII — начала XX века». - Саратов: Издательский Дом МарК, 2015. - 101 с.
V.N. Kornev
REVIEW OF A TEXTBOOK FOR UNDERGRADUATES: Zheldybina Т.А., Lyadashcheva-Ilicheva M. N. The history of legal science and education in Russia in XVIII-early XX centuries. - Saratov: Publishing House Mark, 2015. - 101 P.
Рецензируемое учебное пособие для магистрантов, написанное Т.А. Желды-биной и М.Н. Лядащевой-Ильичевой, представляет определенный интерес в первую очередь для специалистов в теории и истории права, истории и методологии юридической науки и является продолжением многолетних научных изысканий авторов по истории политических и правовых учений, а также истории и методологии юридической науки1.
История юридической науки и образования, как верно отметили авторы, требует системного подхода к изучению, закономерностей его формирования и развития в различные хронологические отрезки времени. Авторы акцентировали внимание на изучении теоретических, методологических, идеологических и правовых основ юридического образования в России XIX — начала XX в.
В рамках учебной дисциплины «История и методология юридической науки» уделяется внимание западноевропейской и отечественной правовой традиции, влиявшей на юридическое образование в России. Университетские уставы 1804, 1835, 1863, 1884 гг. рассматриваются в ходе эволюции правовых, теоретических и идеологических основ высшего юридического образования, а также изменений в системе юридических наук и учебных дисциплин XIX — начала XX в.
Формирование и развитие теоретической юриспруденции в рассматриваемый период было вызвано необходимостью систематизации действующего законодательства. Особенно активизировалась работа чиновников по систематизации отраслевого законодательства: государственного, уголовного и гражданского процессуал ьного.
© Корнев Виктор Николаевич, 2016
Доктор юридических наук, профессор, проректор по научной работе (Российский государственный университет правосудия)
Развитие российской государственности, системы законодательства и системы права определяли потребность в распределении и юридическом оформлении правового статуса населения, принятия основных государственных законов, определявших, по мнению авторов, формирование и развитие системы юридического образования.
Соответственно подчеркивается особая роль знаний о правовых основах юридического образования и правоведения XVIII — начала XX в., содержавшихся в законодательных актах Полного собрания законов Российской империи (18301917 гг.) и Своде законов Российской империи (1832-1917 гг.). Именно либерализация общественных отношений и политического режима периодически давала толчок развитию юридического образования и науки в России на протяжении XVIII — начала XX в. В ходе либеральных реформ Александра I и Александра II идеи свободы, равенства, законности обсуждались передовыми представителями юридического сообщества, находя развитие в трудах ученых-юристов. И все же консервативно настроенные юристы также влияли на развитие юридической науки и образования (М.М. Сперанский, К.А. Неволин, С.В. Пахман, К.П. Победоносцев и др.).
Особе внимание в юридической науке уделялось проблеме правопонимания, истории и догмы зарубежного и отечественного права. Процесс осознания и теоретического осмысления политики права, правовой политики определялся динамикой формирования и развития соотношения основных начал, формы, содержания действующего права и законодательства. Этому способствовало создание Основного государственного закона в Российской империи 1832-1917 гг.
Юриспруденция разграничивалась на историю права, догматическую юри- | спруденцию и политику права. В истории юридической науки и образования и проявляли себя несколько типов правопонимания: естественнонаучное, исто- а рическое и позитивистское. о
Учебное пособие отличается продуманной структурой, носит историко- К правовой характер и состоит из двух глав. Первая глава посвящена предпо- О
с
сылкам становления юридической науки и образования. Здесь Т.А. Желды- | биной, М.Н. Лядащевой-Ильичевой рассматриваются концептуальные основы в
„ н
формирования и развития юридической науки. В рамках главы представлены О этапы, особенности формирования, а также правовые и идеологические основы ю
~о
юриспруденции в России XVIII — начала XX в. |
В частности, авторами выделяются 3 этапа формирования юридической К
науки (с. 13): К
1) 1700-1835 гг., когда разрозненные законодательные акты, регулировавшие | общественные отношения, создавались российским законодателем на основе ии постепенного преобразования в действующем законодательстве идеи равенства № гражданских прав в условиях сословного строя, что влияло на изменения фор- 1
о
мальной и содержательной стороны права; )
2) 1835-1905 гг. — этап, связанный с изданием свода законов и изменением 1
СП
основных начал, формы и содержания права;
3) 1905-октябрь 1917 гг. — время усиления в действующем законодательстве принципа равенства гражданских прав и определения динамики законодательного регулирования общественных отношений.
Логичным видится выделение основных факторов, определяющих динамику развития юриспруденции в России в XVIII — начале XX в. 261
РЕЦЕНЗИИ
Государственное и общественное устройство, закон как основной источник права, потребность в систематизации действующего российского законодательства определяли особенности и закономерности формирования и развития юридической науки и юридического образования.
Совершенно обосновано авторами, что развитие российского юридического образования связано с открытием первых университетов. Юридические образовательные учреждения дореволюционной России внесли значительный вклад в формирование системы юридической науки и образования. На базе многих из этих учреждений сложились юридические научные школы и направления, получившие свое развитие в последующий период (советский и на современном этапе).
Особый интерес вызывает параграф 1.3, в котором на примере деятельности Московского, Санкт-Петербургского, Харьковского, Казанского, Дерптского университетов, а также образовательной деятельности Демидовского лицея дается анализ становления российского университетского образования.
Новым для науки истории права является открытие авторами страниц истории становления юридического образования в Харьковском университете, на кафедрах которого сложились целые научные школы:
римского права (Паулович Константин Павлович, Мицкевич Александр Николаевич, Фон-Зелер Вильгельм Фридрихович);
гражданского права и судопроизводства (Тимковский Илья Федорович, Михайловский Капитон Филиппович, Пахман Семен Викентьевич, Цитович Петр Павлович, Миловидов Николай Алексеевич, Кассо Лев Аристидович); торгового права и судопроизводства (Катков Василий Данилович); з уголовного права и судопроизводства (Спасский Николай Тимофеевич, Чу-
? бинский Михаил Павлович);
з истории русского права (Данилович Игнатий Николаевич, Дитятин Иван Ива-
» нович, Собестианский Иван Михайлович, Максимейко Николай Алексеевич); I государственного права (Куплеваский Николай Осипович, Устинов Владимир
| Михайлович);
! международного права (Таубе Михаил Александрович, Ястржембский Вла-
§ димир Антонович);
| полицейского права (Раевский Александр Андреевич, Гаттенбергер Констан-
| тин Константинович);
'I финансового права (Алексеенко Михаил Мартынович, Мигулин Петр Петрович);
| церковного права (Остроумов Михаил Андреевич);
| политической экономии и статистики (Степанов Тихон Федорович, Микла-
шевский Иван Николаевич);
энциклопедии и истории философии права (Палюмбецкий Александр Ива-§ нович, Станиславский Антон Григорьевич).
§ Авторы подчеркивают, что во второй половине XIX — начале XX в. в России
| сложились основные принципы и формы преподавания юридических дисциплин | в рамках высшей школы, традиционно строившиеся по европейским (главным образом, германским) образцам с учетом российской специфики. В то же время в среде деятелей юридического образования обозначилось стремление к внедрению в учебный процесс новейших философско-правовых и педагогических доктрин, модернизации методов преподавания. Кроме того, подчеркивается, что существенное значение в становлении российского юридического образования имела 262 университетская наука, в т.ч. появление плеяды крупных ученых-специалистов
в области различных отраслей права, осуществлявших преподавательскую деятельность. Развитие юридической науки и ее влияния на содержание учебных курсов, хотя и подвергалось определенному административному контролю, в целом определялось внутренней политикой вузов и факультетов и личной позицией деятелей высшей юридической школы2.
Вторая глава посвящена университетскому образованию и правовой науке, в которой авторами изучены и представлены система юридических наук в XVIII — начале XX в., дана характеристика научной и педагогической деятельности видных ученых-юристов. Последний параграф 2.2 заслуживает особого внимания, поскольку в нем исследуются персоналии именитых юристов — Ф.В. Таранов-ского, М.М. Ковалевского, Г.И. Солнцева, Г.Ф. Шершеневича, П.П. Цитовича,
B.Э. Грабаря. Теоретическая, историко-правовая и специально-юридическая юриспруденция формируется и развивается в России XVIII — начала XX в. в рамках взаимоотношений представителей естественно-правового, исторического и позитивистского направлений.
Учебное пособие может быть интересно студентам, магистрантам, преподавателям и всем, кто интересуется историей юридической науки и образования в России.
1 Желдыбина Т.А. Проблемы кодификации права в учении Г.Ф. Шершеневича // Правоведение. 2007. № 4. С. 164-160; Ее же. Сравнительно-правовые исследования С.А. Муромцева // Традиции и новаторство русской правовой мысли: история и современность (к 100-летию со дня смерти С.А. Муромцева): материалы IV Международной научно-практической конференции (г. Иваново, 30 сентября-2 октября 2010 г.): в 3 ч. Иваново, 2010. Ч. 1. С. 162-168; Ее же. Доктрина Г.Ф. Шершеневича о праве и государстве. М., 2011; Ее же. М.М. Ковалевский: из истории российской правовой мысли // Право. Законодательство. Личность. Саратов, 2011. № 1 (11). С. 135-138; Ее же. Проблема обособления частного права в контексте позитивистского правопонимания Г. Ф. Шершеневича // Юридический позитивизм и конкуренция теорий права: история и современность (к 100-летию со дня смерти Г.Ф. Шершеневича): материалы VI ежегодной Международной научно-практической конференции (г. Иваново, 5-8 октября 2012 г.): в 3 ч. Иваново, 2012. Ч. 1. С. 136-246; Ее же. Правовое учение Ф.В. Тарановского в контексте сравнительно-исторического правоведения // Вестник Саратовской государственной юридической академии. Саратов, 2012, № 2 (84). С. 67-72; Ее же. Истоки возникновения законоведения в России // Ученые записки. Памяти Е.В. Добровольской. Ростов н/Д, 2013. Т. 40. С. 41-49; Ее же. Становление и развитие сравнительно-правовых исследований в цивилистике России (XIX — начало XX века). М., 2013; Лядащева-ИльичеваМ.Н. М.М. Сперанский о «Своде законов Российской империи» (1826-1832 гг.) // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2006. № 1 (47).
C. 74-87; Ее же. Этапы становления системы общих гражданских законов в России 1649-1833 гг. // История государства и права. 2010. № 8. С. 26-29; Ее же. К вопросу о политическом аспекте проблем гражданского права в России в период русской революции 1917 г. // Правовая политика и правовая жизнь. 2015. № 2. С. 22-29; Хижняк В.С., Лядащева-Ильичева М.Н. Международные национальные и интернациональные интересы в политико-правовой мысли в России 60-х годов XIX — начала XX века // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2015. № 6 (107). С. 29-38 и др.
2 См.: Желдыбина Т.А., Лядащева-Ильичева М.Н. История юридической науки и образования в России XVIII — начала XX в.: учебное пособие для магистрантов. Саратов, 2015. С. 72.