Научная статья на тему 'РЕЦЕНЗИЯ НА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ "ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА “ГАРМОНИЯ”"'

РЕЦЕНЗИЯ НА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ "ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА “ГАРМОНИЯ”" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусенова Дж.А.

В статье даётся анализ учебно-методического пособия, являющегося результатом двухлетнего социального эксперимента в одной из каспийских школ Республики Дагестан, нацеленного на обеспечение психологического здоровья школьников младших классов и разработку эффективных методов решения данной проблемы. В арсенале у творческого коллектива, состоящего из педагогов, и психологов оказался широкий набор психолого-педагогических методик, в том числе куклотерапия (1 класс), сказкотерапия (2 класс), арттерапия (3 класс) и игротерапия (4 класс). В учебно-методическое пособие включены справочные материалы, схемы, таблицы, наглядные примеры, разбор конкретных ситуаций, обозначение целей и задач мероприятий, определение ожидаемых результатов и т. д., что делает данную работу привлекательной для специалистов, занятых в образовательной деятельности. Промежуточным результатом работы экспериментальной площадки «Гармония» стали выявленные у обучающихся в младших классах социальный интеллект, эмоциональная устойчивость, самодостаточность, когнитивная рефлексия. Предлагаемая концепция показала на практике свою эффективность даже на промежуточном этапе, поскольку обеспечивает систему корректного воздействия и профилактику неблагоприятных тенденций в структуре личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVIEW OF THE TEXTBOOK "TESTING GROUND ‘HARMONY’: TEACHING MANUAL"

The article analyzes the teaching manual, which is the result of a two-year social experiment in one of the Caspian schools of the Republic of Dagestan, aimed at ensuring the psychological health of elementary school students and developing effective methods for solving this problem. In the arsenal of the creative team, consisting of teachers and psychologists, there was a wide range of psychological and pedagogical methods, including: puppet therapy (grade 1), fairy tale therapy (grade 2), art therapy (grade 3) and game therapy (grade 4). The teaching manual contains a clear algorithm for the gradual mastery of the indicated competencies by children, the inclusion of reference materials, diagrams, tables, illustrative examples in the manual, analysis of specific situations, designation of the goals and objectives of the event, determination of expected results, etc., which makes this work attractive for professionals involved in educational activities. The intermediate result of the work of the teasting ground "Harmony" was the following revealed among students in the lower grades: social intelligence, emotional stability, self-sufficiency, cognitive reflection. The proposed concept has shown in practice its effectiveness even at an intermediate stage, since it provides a system for the correct impact and prevention of adverse trends in the personality structure.

Текст научной работы на тему «РЕЦЕНЗИЯ НА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ "ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА “ГАРМОНИЯ”"»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

УДК 159.9.072.43/ 159.922.73

DOI: 10.21779/2542-0313-2022-37-3-136-141

Дж.А. Гусенова

Рецензия на учебно-методическое пособие «Экспериментальная площадка

"Гармония"»54

Дагестанский государственный университет; Россия, Республика Дагестан, 367000, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 43а; gusenowa03111978@yandex.ru

В статье даётся анализ учебно-методического пособия, являющегося результатом двухлетнего социального эксперимента в одной из каспийских школ Республики Дагестан, нацеленного на обеспечение психологического здоровья школьников младших классов и разработку эффективных методов решения данной проблемы. В арсенале у творческого коллектива, состоящего из педагогов, и психологов оказался широкий набор психолого-педагогических методик, в том числе куклотерапия (1 класс), сказкотерапия (2 класс), арттерапия (3 класс) и игротерапия (4 класс). В учебно-методическое пособие включены справочные материалы, схемы, таблицы, наглядные примеры, разбор конкретных ситуаций, обозначение целей и задач мероприятий, определение ожидаемых результатов и т. д., что делает данную работу привлекательной для специалистов, занятых в образовательной деятельности.

Промежуточным результатом работы экспериментальной площадки «Гармония» стали выявленные у обучающихся в младших классах социальный интеллект, эмоциональная устойчивость, самодостаточность, когнитивная рефлексия. Предлагаемая концепция показала на практике свою эффективность даже на промежуточном этапе, поскольку обеспечивает систему корректного воздействия и профилактику неблагоприятных тенденций в структуре личности.

Ключевые слова: детская психология, возрастная психология, социальный эксперимент, экспериментальная площадка.

В 2021 году вышло в свет учебно-методическое пособие «Экспериментальная площадка "Гармония"», составленное Ф.Г. Алиевой, директором МБОУ СОШ № 1 г. Каспийска Республики Дагестан, почётным работником общего образования РФ и Э.Г. Исаевой, доктором психологических наук, профессором факультета психологии и философии ДГУ.

Учебно-методическое пособие примечательно тем, что в нём поднимается проблема обеспечения психологического здоровья школьников младших классов и предлагаются эффективные методы ее решения. Само пособие является результатом двухлетней работы коллектива, состоящего из 7 специалистов (педагогов, психологов, работников сферы образования55) по организации деятельности экспериментальной площадки «Гармония», открытой по решению администрации города на базе МБОУ СОШ № 1

Экспериментальная площадка «Гармония»: учебно-методическое пособие / сост. Ф.Г. Алиева, Э.Г. Исаева. - Махачкала: Алеф, 2021. - 280 с.

55 Научный консультант - доктор психологических наук, профессор Исаева Э.Г. Участники проекта: завуч Гамидова С.Д., психолог начальной школы Гаджиева Д.Н., учителя Гулималие-ва Г.Б., Рустамова З.И., Гаджимурадова Д.Ф., Гамзатова Н.Ш._

г. Каспийска РД в 2019 г. в рамках проекта «Условия обеспечения психологической безопасности личности». Сам проект рассчитан на пять лет: 2019-2023 гг.

Пособие состоит из 11 разделов, в которых представлены концептуальная основа функционирования площадки, инновационные предметы дополнительного образования, рабочие программы и разработки уроков, рекомендуемые и реализуемые авторами на протяжении двух лет в начальной школе. Пособие предназначено для учителей начальной школы, организаторов образовательного процесса, студентов, магистрантов, аспирантов, центров повышения квалификации по психолого-педагогическому и управленческому циклам.

Актуальность внедрения подобных инновационных программ в образовательную практику очевидна. Она во многом связана с общим ухудшением качества жизни, поэтому формирование психологической культуры и обеспечение психологической безопасности сегодня становятся основополагающими в государственной политике и в системе образования. На это указывают и сами авторы. В первом разделе («Проект «Условия обеспечения психологической безопасности личности»») они отметили, что в современных стремительно меняющихся условиях, «если ситуации открытых физических насильственных действий являются предметом однозначно осуждаемым и идет интенсивный поиск средств противодействия им, то проблема психологического насилия лишь в последние годы становится предметом обсуждения, как в общественном мнении, так и в научных исследованиях» (с. 6). Потому «психологизация образовательной среды» становится своего рода «альтернативой агрессивной социальной среде»

(с. 6).

Важнейшими задачами, которые ставил перед собой авторский коллектив, являются выявление психолого-педагогических условий успешной самореализации учащихся, нормализация их психофизиологического состояния; психокоррекция, консультация и психотерапия детско-родительских, внутрисемейных и межличностных отношений; прогнозирование угроз психологической и информационной безопасности образовательной среды, и создание системы противодействия этим угрозам и др. Всё это реализовывалось на основе внедрения в учебный процесс «куклотерапии (1 класс), сказкотерапии (2 класс), арттерапии (3 класс) и игротерапии (4 класс)» (с. 10).

Кроме того, в школе, где проходил эксперимент, был создан банк данных на каждого ребенка (сведения о его психическом здоровье, характеристики, результаты учебы). Ожидается, что это позволит сформировать у учащихся бережное отношения к своему психическому здоровью, компетентность, психологическую и интеллектуальную культуру. Анкетирование проведённое, среди учеников начальных классов и их родителей, показало их полную удовлетворенность инновационной деятельностью и школой.

В чём состоят концептуальные основы организации деятельности экспериментальной площадки «Гармония»? На этот вопрос читатель получает ответ во втором разделе пособия. Эта концепция строится на внедрении комплекса новых образовательных технологий в учебный процесс на психотерапевтической основе с учетом принципа дифференцированности, рассматривающего разнообразие проявлений изменчивости и развития у детей в онтогенезе, и принципа гетерохронности, неодновременности развития функциональных систем, форм поведения (с. 14). Сюда же можно добавить системный принцип, отражающий взаимосвязь психических функций, а также принцип структурности (филяции) и др.

Сам проект нацелен на «превращение диспозиций младшего школьника в реальные, конструктивные проявления личности, на обучение новым формам поведения,

раскрытие внутренней природы ученика, постижение инсайта и раннюю социализацию личности» (с. 15).

Эта экспериментальная программа предусматривает следующие уровни:

1 этап. Эмпирическое изучение особенностей проявлений возрастных психологических новообразований учащихся начальной школы в экспериментальной и контрольной группах. При этом каких-либо разграничений по полу, возрасту, этносу, уровню развития между группами испытуемых не проводилось.

2 этап. Проведение с группой, включённой в режим эксперимента, разработанных инновационных программ по 28 часов в течение учебного года в каждом классе с использованием психотехник и тренингов, наблюдений директора, завуча, школьного психолога, бесед с учителями, родителями. Режим проекта «Гармония» сохранялся в алгоритме сквозного лонгитюда, т. е. с 1 по 4 класс при доминирующей направленности на обеспечение психологической безопасности личности.

3 этап. Повторное эмпирическое исследование по карте показателей гармоничного развития. По завершении каждого учебного года на основе сравнительного анализа и диагностики развития учащихся основной и контрольной групп участники программы корректировали свои ориентации и фрагменты работы. Такая конструкция позволила выявить ряд объективных особенностей школьников и наметить пути решения формирующих задач каждой возрастной фазы, а также выделить этапы индивидуального процесса гармонизации личности:

Первый класс. Куклотерапия (преподаватель Гулималиева Г.Б.). Как предмет и метод куклотерапия «способствует ликвидации травматических переживаний, включает в себя несколько аспектов - диагностический, катарсический, поведенческий, кор-рекционный» (с. 17). Возможность свободного выбора куклы является здесь основой решения проблем характера обучения ребёнка. При включении в учебный процесс куклотерапии диагностировались уровни наглядно-действенного мышления, социальной адаптации и самооценки: дети в совместной деятельности от имени куклы и для нее обучались управлять своим мышлением, ставить мыслительные задачи. По результатам наблюдений и проведённого анализа по тесту «Лесенка» авторами проекта было обнаружено, что «дети научились осуществлять самоконтроль, с достоинством без ущербности вступать в диалоги, полемику, они перестали ждать неудачи, оценок взрослых, у них повысился уровень притязаний» (с. 19).

Во втором классе проект предусматривает введение предмета сказкотерапия, который включает применение суггестивных мягких форм и приёмов ролевого разыгрывания сказок на основе психодрамы; нацелен на формирование у детей чувства плане-тарности, ответственности и защищённости в сложных жизненных ситуациях. Сама методика предполагает нетрадиционное использование сюжетных линий сказок, направленное на обучение детей не только воспринимать их оригинальное содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать концовки, смешивать сюжеты, которые должны соответствовать реальной жизни ребенка, сочетая при этом их с музыкой, картинкой, скульптурой, раздвигая тем самым горизонты воображения и нравственного фонда ребёнка. Сказка призвана в этом эксперименте «поддерживать необходимую дистанцию в переживании крайне неприятных аффектов, сохраняя психическую целостность» (с. 20) у ребёнка. И результаты тестов «Аналогия» и «Матрицы Равена» показали это. В ходе проведенных занятий дети бессознательно ассоциировали себя с персонажами и сюжетной картиной мира предлагаемых сказок, т.е. использовали приемы переноса умственных действий и нахождение их по аналогии. Образы сказочных героев, как отмечают авторы, помогали детям «воспринимать себя в позитивном

свете, осознанно выделять свои индивидуальные характеристики, а также адекватно взаимодействовать с другими участниками» (с. 21), а для приобретения навыков сопротивления искусственно создавались «ситуации давления» с использованием различных метафор, как, например, «зернышко под землей», «червячок в земле» и др.

Поскольку во втором классе происходит снижение самооценки у школьников («феномен вторых классов») из-за повышения критичности к себе, их возрастающей способности ориентироваться на качество результатов своей учебной работы, то для изменения самооценки на уроках сказкотерапии авторами создавались ситуации для развития уверенности в себе в ролевом поведении. Это достигалось через проигрывание фрагментов из сказок: детям предлагалось срежиссировать сценарий, создать креативные завершения сюжетов, поменять алгоритм даже классических сказок, театрализовать представление и оставаться при этом уверенными в себе, преодолевая застенчивость. В качестве верифицируемого инструмента анализа динамики изменения самооценки учащихся в сторону её адекватности выступает методика «рисунок несуществующего животного», который призван отобразить в том числе и показатель самоуважения.

В третьем классе авторы рекомендуют предмет арттерапия, основой которого является художественное творчество с использованием всевозможных изобразительных материалов. Метод «клинический инструмент» использует рисунок для диагноза и психотерапии. Он не отнимает много времени и дает обширный материал для интерпретации внутренней природы ученика.

В рамках арттерапии рекомендуется также использование пантомимы, ориентированной на обучение новым формам поведения: «познание невербальных способов общения; расслабление в жесте, движении, мимике; разблокировка эмоций (снятие напряжения); тренировка поведения в разнообразных этюдах, напр., выражение тоски, злости, гнева и др.» (с. 23). Методы арттерапии дополняются образными медитативными приемами с целью благотворного воздействия на душевное состояние школьников и активизации у них слуховых и зрительных образов, имеющих различный эмоциональный окрас. При включении в учебный процесс диагностировались арттерапии авторами у школьников произвольность, вербально-логическое мышление и уровень притязаний, характерные для развития ребёнка в третьем классе.

В четвёртом классе предусмотрено введение предмета игротерапия. Этот предмет и методика основаны на проживании ситуации и погружении в неё, что позволяет «в оптимальной форме отчеканить навыки мыслительной деятельности и общения, способствует профилактике закомплексованности и обеспечивает готовность обучения на следующей акмеологической ступени» (с. 26). Игровая стратегия позволяет раскрыть черты характера, стили взаимоотношений детей в группе. Овладение этой методикой позволяет, как отмечают разработчики, «в легкой и доступной форме скорректировать поведение школьника, привить ему адекватные навыки, социально адаптировать, научить его видеть себя и свое «Я» с разных сторон, повысить свою значимость» (с. 26). При включении в учебный процесс игротерапии у испытуемых диагностировались познавательная рефлексия, внутренний план действий и утверждение Я-концепции.

Важнейшей частью эксперимента были и родительские собрания, где родителей знакомили с результатами работы, и давали индивидуальные рекомендации по коррекции их детей для дальнейшей семейной психотерапии.

Обобщая результаты двухлетнего функционирования площадки «Гармония», авторы выделили в качестве основных показателей психологической безопасности лич-

ности обучающихся в младших классах: социальный интеллект, эмоциональную устойчивость, самодостаточность, когнитивную рефлексию. Предлагаемая концепция показала на практике свою эффективность даже на промежуточном этапе, поскольку обеспечивает систему корректного воздействия и профилактику неблагоприятных тенденций в структуре личности.

Все последующие разделы (с третьего по десятый), представляют интерес уже для узкого круга специалистов (педагогов, психологов и т. д.), поскольку включают детализированный план реализации вышеперечисленных компетенций в образовательном процессе. Так, третий и четвёртый разделы, составленные Гулималиевой Г.Б., представляют собой развёрнутый план рабочей программы и поурочные разработки спецпредмета куклотерапия. Пятый и шестой разделы, составленные Рустамовой З.И., также представляют развёрнутый план рабочей программы и поурочные разработки спецпредмета сказкотерапия. По тому же алгоритму структурированы седьмой и восьмой разделы пособия, составленные Гаджимурадовой Д.Ф. и посвящённые арттерапии, а девятый и десятый отведены предмету игротерапия (разработчик - Гамзатова Н.Ш.). В этих разделах присутствует чёткий алгоритм поэтапного овладения детьми обозначенными компетенциями.

В заключительном, одиннадцатом, разделе «Аналитическая справка по результатам внедрения экспериментальных курсов «Гармония» в учебный процесс начальной школы» школьный психолог Гаджиева Д.Н. подытоживает результаты двухлетнего эксперимента: «Анализ воздействия реализованного комплекса программ основывается на результатах исследования, проведённого в восьми классах - по два в каждой параллели, т. е. одном экспериментальном и одном контрольном. Протестировано было 188 учеников. В соответствии с возрастной ступенью мы определили цели эксперимента и создали диагностическую карту по программе «Гармония» (с 1 по 4 класс) на основе показателей психологических новообразований» (с. 266).

Общим итогом проведения исследования в экспериментальной группе стало получение статистически достоверных различий в распределении значений: увеличилось количество детей с высоким уровнем развития логического мышления и уменьшилось число с низким. Кроме того, отмеченные и исследованные возрастные стандарты, и их позитивная динамика выступили наглядным свидетельством эффективности реализуемой программы. Для более полного представления о внедряемых методиках предлагаем ознакомиться непосредственно с самим учебно-методическим пособием.

Поступила в редакцию 25 февраля 2022 г.

UDC 159.9.072.43/ 159.922.73

DOI: 10.21779/2542-0313-2022-37-3-136-141

Review of the Textbook «Testing Ground 'Harmony': Teaching Manual»56

Dzh.A. Gusenova

Dagestan State University; Russia, Republik of Dagestan, 367000, Makhachkala, M. Gadzhiev st., 43a; gusenowa03111978@yandex.ru

The article analyzes the teaching manual, which is the result of a two-year social experiment in one of the Caspian schools of the Republic of Dagestan, aimed at ensuring the psychological health of elementary school students and developing effective methods for solving this problem. In the arsenal of the creative team, consisting of teachers and psychologists, there was a wide range of psychological and pedagogical methods, including: puppet therapy (grade 1), fairy tale therapy (grade 2), art therapy (grade 3) and game therapy (grade 4). The teaching manual contains a clear algorithm for the gradual mastery of the indicated competencies by children, the inclusion of reference materials, diagrams, tables, illustrative examples in the manual, analysis of specific situations, designation of the goals and objectives of the event, determination of expected results, etc., which makes this work attractive for professionals involved in educational activities.

The intermediate result of the work of the teasting ground "Harmony" was the following revealed among students in the lower grades: social intelligence, emotional stability, self-sufficiency, cognitive reflection. The proposed concept has shown in practice its effectiveness even at an intermediate stage, since it provides a system for the correct impact and prevention of adverse trends in the personality structure.

Keywords: child psychology, developmental psychology, social experiment, experimental site.

Received 25 February 2022

56 Testing Ground 'Harmony': Teaching manual / F.G. Alieva, E.G. Isaeva. - Makhachkala: Alef, 2021. - 280 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.