Научная статья на тему 'Рецензия на учебник «Мировая экономика» под редакцией Ю.А. Щербанина'

Рецензия на учебник «Мировая экономика» под редакцией Ю.А. Щербанина Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на учебник «Мировая экономика» под редакцией Ю.А. Щербанина»

DOI 10.24411/2073-3305-2019-10104

Рецензия на учебник «Мировая экономика» под редакцией Ю.А. Щербанина

Review to the Textbook "World Economy" Edited by Yu.A. Shcherbanin

Александр Евгеньевич СУГЛОБОВ,

Заслуженный экономист РФ,

доктор экономических наук, профессор

E-mail: a_suglobov@mail.ru

Учебник «Мировая экономика» под редакцией доктора экономических наук, профессора Ю.А. Щербанина впервые увидел свет в 2004 г. и с тех пор выдержал четыре издания. Учебник зарекомендовал себя положительно, и коллектив авторов подготовил пятое издание, о котором, собственно, и пойдет речь в данном отзыве.

Во-первых, следует отметить, что авторы не вышли за рамки объема предыдущих изданий, не стали раздувать текст, хотя события в мировой экономике развиваются столь стремительно, что существует соблазн охватить необъятное и постараться объяснить изучающему предмет «Мировая экономика» по возможности все нюансы столь объемного предмета. Учебник сравнительно компактен, что, вероятно, и принесло ему вполне очевидную популярность.

Преподаватели отлично понимают, что за отведенные для подготовки к экзамену дни в сессионный период студент должен прочесть еще раз то, чем он занимался на занятиях по данному предмету, и успеть повторить пройденный материал. Насколько мне известно, авторы не зря потратили время в библиотеках, чтобы выяснить, какие по объему учебники читает современный студент, поскольку всегда имеется соблазн ознакомиться с материалами различных интернет-сайтов. Как результат — пятое издание учебника.

Во-вторых, чувствуется уровень автора и возглавляемого им коллектива. Это представители двух уважаемых академий — РАН и Дипломатической академии МИД России. Стиль излага-

емых материалов, грамматически правильное построение фраз, стремление к использованию сложившегося на уровне указанного академического сообщества понятийного аппарата свидетельствуют о стремлении профессорско-преподавательского состава привить студентам, аспирантам правильный научный язык, лексику, экономически выверенное построение фраз. Авторский коллектив постарался уйти от упрощенного языка, который ныне стремится превалировать в быту, а иногда проскальзывает и в совершенно не подходящих для этого условиях.

В-третьих, отметим содержание нового пятого издания, которое претерпело определенные изменения, но они, пожалуй, только усилили работу.

На что хотелось бы обратить внимание и немного порассуждать «на полях» учебника? Международное сотрудничество на евразийском направлении является одним из основных стратегических приоритетов России. Будущим экономистам-международникам, безусловно, придется серьезно заниматься интеграционной проблематикой. ЕАЭС — это органичная часть мировой экономики и конкурентного глобального рынка. Текущая ситуация, безусловно, сказывается на экономических показателях всех стран — членов «пятерки ЕАЭС». Стоит большая и серьезная задача по дальнейшему поиску / совершенствованию «общего знаменателя» для всех стран — членов ЕАЭС, поскольку предстоит и далее быть готовым отвечать на внешние вызовы. Уже скоро нынешним студентам предстоит разрабатывать социально значимые совме-

168

Образование. Наука. Научные кадры 2019 / № 2

стные интеграционные проекты, встраивать «евразийское измерение» в национальные стратегии и концепции развития, принимать участие в стратегическом планировании, разрабатывать оригинальные методики для оценки экономических и политических эффектов интеграции для стран ЕАЭС.

Для решения таких задач нынешнее поколение будущих экономистов-международников должно получить глубокие и емкие знания по интеграционной проблематике, уметь выделить рациональное зерно из многослойного информационного массива, обильно сдобренного неверной, неправдивой информацией целенаправленного действия. В связи с этим в следующем издании, а мы уверены, что у пятого издания такое будущее есть, было бы целесообразным уделить евразийской интеграционной тематике несколько больше внимания, но не с целью простого фиксирования информации, а с целью представить

некие рычаги, механизмы для решения интеграционных задач.

Авторам удалось в доступной форме и вполне удачно представить место и роль развивающихся стран в мировой экономике. Эта большая и разномастная группа стран задает высокую динамику развитию мирового хозяйства. Конечно, не все, а преимущественно в Азии и Латинской Америке. Более четкое выделение их специализации, планов развития, безусловно, будет способствовать формированию более объемного взгляда на экономические процессы.

В заключение еще раз отметим удачный запуск пятого издания учебника «Мировая экономика» под редакцией доктора экономических наук, профессора Ю.А. Щербанина на орбиту знаний и полагаем, что данная работа могла бы быть отмечена Издательством и внесена в «Золотой фонд российских учебников».

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Мировая экономика: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика» / под ред. Ю.А. Щербанина. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. — 503 с.

ISBN 978-5-238-03272-6

Рассматриваются важнейшие теоретические и практические аспекты развития мировой экономики на современном этапе, отражающие суть тенденций, которые преобладают в мировом хозяйстве. Раскрываются принципы и особенности развития мировой экономики, международных экономических отношений с учетом происходящих на протяжении последнего десятилетия серьезных изменений во многих странах и регионах, в мире в целом. Материал учебника в значительной степени актуализирован по сравнению с предыдущим изданием.

Для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления, аспирантов и слушателей программ дополнительного профессионального образования, преподавателей вузов. Может быть также полезен работникам научных и консалтинговых фирм, руководителям и специалистам предприятий.

2019 / № 2 Образование. Наука. Научные кадры

169

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.