Научная статья на тему 'Рецензия на статью С. А. Голубков, Л. В. Куриленко "формирование у студента-филолога информационной компетентности при изучении вербальных макросистем"'

Рецензия на статью С. А. Голубков, Л. В. Куриленко "формирование у студента-филолога информационной компетентности при изучении вербальных макросистем" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нестеренко В.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на статью С. А. Голубков, Л. В. Куриленко "формирование у студента-филолога информационной компетентности при изучении вербальных макросистем"»

Рецензия Review

ние нуждается в разработке новой методологии, основанной на интеграционных процессах, в которых объектом исследования становятся все звенья образовательной системы в их взаимодействии с сообществом и человеком. Закономерным здесь становится и обращение к этническим традициям, опредмеченным в сложной знаково-символической системе, отражающей миропонимание и ценностные ориентации этноса. Внимание ученых Мордовского университета всегда было обращено к изучению различных аспектов и элементов культур финно-угорских народов. Отдельный вектор поиска возможные модусы актуализации символического капитала традиционной этно-культуры в условиях социокультурной динамики современности.

И.Л. Сиротина предлагает технологию приобщения студентов-дизайнеров к этой деятельности путем интеграции науки, искусства, собственно проектного творчества и цифровых технологий. Изучая элементы финно-угорской культуры, делая попытки раскодирования древних символов, студенты затем включают их в свои творческие работы, создаваемые в технологи Digital Arts. В современном дискурсе Цифровое искусство рассматривается как искусство, которое исследует компьютерные, инженерные технологии; инструмент, материалом, для творчества которого является информационное содержание. Цифровая составляющая в нем определяется как информационный материал, проводник, который сообщает зрителям закодированную информацию. Это, несомненно, коррелирует с процессом кодирования информации древними символами. Технологии разные, а суть одна.

Научная новизна представленной статьи состоит в том, что она направлена на выявление комплекса педагогических условий, при которых разработанная теоретическая модель обеспечит эффективную подготовку будущих специалистов-дизайнеров. Подобный подход позволяет формировать профессионалов «нового времени», спрос на которых с развитием цифровых технологий будет только расти. Заявленная методология обучения нацелена на освоение новых инструментов и технологий, формирование профессиональных навыков, развитие системного и дизайнерского мышления. Немаловажно, что при этом формируется их историческая память, национальное самосознание.

Резюмируя, подтверждаем, что актуальность и научная новизна данной статьи бесспорны.

Материал оригинальный и является авторским. Статья написана хорошим научным стилем, отмечена логичной структурой и культурой цитирования, ссылки оформлены в соответствии с требованиями издания.

Таким образом, статья профессора Сиротиной Ирины Львовны «Соотношение элементов традиционной этнической культуры и цифровых технологий в процессе профессиональной подготовки дизайнеров» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации в журнале «Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки».

Рецензия на статью С.А.Голубков, Л.В.Куриленко «Формирование у студента-филолога информационной компетентности при изучении вербальных макросистем»

В.М.Нестеренко

Доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет». Самара, Россия

Представленная к рецензированию статья С.А. Голубкова и Л.В. Куриленко посвящена проблеме формирования информационной компетентности у студента-филолога при изучении вербальных макросистем.

Данный вопрос относится к сфере профессиональной педагогики, в частности, к методике преподавания в вузе посредством информационных технологий, которые в последнее время получают все большую популярность.

Подчеркивая, что макросистема состоит из систем разного смыслового объема и масштаба и ее иерархичность на порядок сложнее иерархичности простой системы, С.А. Голубков и Л.В. Куриленко обращают внимание на необходимость наличия информационной компетентности как со стороны преподавателя, так и со стороны студента.

Авторы выделяют в статье основные вербальные многосоставные макросистемы: историко-литературный процесс и литературоведение как науку, обращая внимание при этом на обострение проблемы критического отношения к источникам информации, к их авторитетности и научной достоверности. С целью реше-

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 20, №6, 2018 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.20, no. 6, 2018

ния выявленной проблемы авторы предлагают проектировать учебный процесс с опорой на ведущие научно-методологические подходы, среди них - интегративный подход, когда субъекты образовательного процесса широко используют наработки смежных гуманитарных наук (истории, философии, психологии, искусствознания) для формирования необходимого широкого культурного кругозора; культурологический подход, предполагающий рассмотрение литературных явлений в системе культуры; семиотический подход, когда все культурное пространство изучается как огромная знаковая система.

Принимая во внимание особенности изучения вербальных макросистем студентами-филологами, С.А. Голубков и Л.В. Куриленко приходят к выводу о необходимости формирования информационной компетентности студента-филолога и создания условий для ее формирования. В качестве таких условий, на взгляд авторов, могут выступить ситуации диалогового взаимодействия с целью возможности познания структуры вербальных макросистем, с одной стороны, и расширения информационного поля будущего филолога, с другой стороны.

Статья насыщена важным и интересным фактическим материалом. Результаты исследования, описанные в статье, их анализ и сделанные авторами выводы представляют интерес не только для педагогов и методистов, но и для специалистов в области информационных технологий. Считаем, что изучение вопросов использования информационных технологий при изучении вербальных макросистем в процессе подготовки будущих филологов является весьма актуальной задачей, стоящей перед профессиональной педагогикой.

Статья С.А. Голубкова и Л.В. Куриленко имеет четкую структуру, написана грамотным научным языком, содержит обоснованные выводы, оформлена согласно требованиям, предъявляемым к материалам, публикуемым в рецензируемых журналах для исследователей. Статья может быть рекомендована к опубликованию в журнале списка ВАК РФ «Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки» (Статья опубликована в журнале - том 20, номер 5(62), с. 53 - 58).

Рецензия на статью

В.Б. Малышев «Архитектоника мига: от агглютинации химерических образов к архитектонике времени»

© 2018 Н.Н.Суворов

Доктор философских наук, профессор кафедры теории и истории культуры Санкт-Петербургского государственного института культуры. E-mail suvorovnik@mail. ru

Статья доктора философских наук, профессора кафедры философии Самарского государственного технического университета Малышева Владислава Борисовича затрагивает тонкий и интересный вопрос, связанный с антропологическим и культурным переживанием времени (с. 68 - 73). Самый простой и самый трудный вопрос, как мы ощущает время: как последовательность монотонных и привычных повторений маятника или как наполненное новыми неповторимыми впечатлениями течение культурного развития. Ставятся задачи раскрытия архитектоники мгновения или бесконечного «мигания» времени - убедительных зацепок человеческой жизни. Чем наполнены эти мгновенья - химерами и Минотаврами, временными склейками, коллажем случайного опыта, но также явлением изменчивой истины и условной ценности?

Действительно, отмеры времени - результат воображаемого, создающего нерушимый, но подвижный конструкт культуры. Здесь возможно пронзать слои временных глубин, сопоставлять артефакты и дискурсы, склеивая из них разновидность современности, что автор убедительно демонстрирует, соединяя солидную эрудицию с виртуозной свободой мышления.

Длительность и дискретность, казалось бы, направляют воображаемое в обход бытийного статуса, размыкая безвременную онтологию бытия и разбрасывая культурные фрагменты по поверхности аналитического среза. Стремление соединить несоединимое, склеить «несовозможные» образы упирается в поиск устойчивого основания для воображаемого, как ведущей интеллектуальной интенции. Сопоставляются между собой временные потоки гуманитарного существования, провалы культурной памяти, неоправданное забвение и, наконец, остановка времени, временной провал (падение Алисы) - указания на темпо-ральность воображаемого не только в экзистенциальном опыте, но и в опыте истории культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.