Научная статья на тему 'Рецензия на статью В. Б. Малышев "архитектоника мига: от агглютинации химерических образов к архитектонике времени"'

Рецензия на статью В. Б. Малышев "архитектоника мига: от агглютинации химерических образов к архитектонике времени" Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
37
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Суворов Н.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на статью В. Б. Малышев "архитектоника мига: от агглютинации химерических образов к архитектонике времени"»

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 20, №6, 2018 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.20, no. 6, 2018

ния выявленной проблемы авторы предлагают проектировать учебный процесс с опорой на ведущие научно-методологические подходы, среди них - интегративный подход, когда субъекты образовательного процесса широко используют наработки смежных гуманитарных наук (истории, философии, психологии, искусствознания) для формирования необходимого широкого культурного кругозора; культурологический подход, предполагающий рассмотрение литературных явлений в системе культуры; семиотический подход, когда все культурное пространство изучается как огромная знаковая система.

Принимая во внимание особенности изучения вербальных макросистем студентами-филологами, С.А. Голубков и Л.В. Куриленко приходят к выводу о необходимости формирования информационной компетентности студента-филолога и создания условий для ее формирования. В качестве таких условий, на взгляд авторов, могут выступить ситуации диалогового взаимодействия с целью возможности познания структуры вербальных макросистем, с одной стороны, и расширения информационного поля будущего филолога, с другой стороны.

Статья насыщена важным и интересным фактическим материалом. Результаты исследования, описанные в статье, их анализ и сделанные авторами выводы представляют интерес не только для педагогов и методистов, но и для специалистов в области информационных технологий. Считаем, что изучение вопросов использования информационных технологий при изучении вербальных макросистем в процессе подготовки будущих филологов является весьма актуальной задачей, стоящей перед профессиональной педагогикой.

Статья С.А. Голубкова и Л.В. Куриленко имеет четкую структуру, написана грамотным научным языком, содержит обоснованные выводы, оформлена согласно требованиям, предъявляемым к материалам, публикуемым в рецензируемых журналах для исследователей. Статья может быть рекомендована к опубликованию в журнале списка ВАК РФ «Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки» (Статья опубликована в журнале - том 20, номер 5(62), с. 53 - 58).

Рецензия на статью

В.Б. Малышев «Архитектоника мига: от агглютинации химерических образов к архитектонике времени»

© 2018 Н.Н.Суворов

Доктор философских наук, профессор кафедры теории и истории культуры Санкт-Петербургского государственного института культуры. E-mail suvorovnik@mail. ru

Статья доктора философских наук, профессора кафедры философии Самарского государственного технического университета Малышева Владислава Борисовича затрагивает тонкий и интересный вопрос, связанный с антропологическим и культурным переживанием времени (с. 68 - 73). Самый простой и самый трудный вопрос, как мы ощущает время: как последовательность монотонных и привычных повторений маятника или как наполненное новыми неповторимыми впечатлениями течение культурного развития. Ставятся задачи раскрытия архитектоники мгновения или бесконечного «мигания» времени - убедительных зацепок человеческой жизни. Чем наполнены эти мгновенья - химерами и Минотаврами, временными склейками, коллажем случайного опыта, но также явлением изменчивой истины и условной ценности?

Действительно, отмеры времени - результат воображаемого, создающего нерушимый, но подвижный конструкт культуры. Здесь возможно пронзать слои временных глубин, сопоставлять артефакты и дискурсы, склеивая из них разновидность современности, что автор убедительно демонстрирует, соединяя солидную эрудицию с виртуозной свободой мышления.

Длительность и дискретность, казалось бы, направляют воображаемое в обход бытийного статуса, размыкая безвременную онтологию бытия и разбрасывая культурные фрагменты по поверхности аналитического среза. Стремление соединить несоединимое, склеить «несовозможные» образы упирается в поиск устойчивого основания для воображаемого, как ведущей интеллектуальной интенции. Сопоставляются между собой временные потоки гуманитарного существования, провалы культурной памяти, неоправданное забвение и, наконец, остановка времени, временной провал (падение Алисы) - указания на темпо-ральность воображаемого не только в экзистенциальном опыте, но и в опыте истории культуры.

Рецензия Review

Прекрасное чувство слова и точное видение его оперативных разворотов помогает автору статьи обозначить важные нюансы и существенные оттенки понимания и трактовки реального, как вымышленного, представленного в художественном образе, так и навязчиво представшего в опыте жизни.

Думается, что соединение несоединимого в воображаемом отдельной экзистенции и движения культуры сосредоточено в модусе события, как содержательной длительности, так и мгновенного разрешения, соединяющего в себе множество отдельных происшествий. Множественность событийного поля отмечена как важностью/неважностью, так и уникальностью отдельного состояния, склонностью к возвеличиванию «мгновенья», ставшего архетипичным в нарративном опыте культуры. Философия события -актуальная проблема современной мысли, концентрирует оттенки ощущения времени и его за-печатления в складках культурного творчества. Концепт события содержит в морфологическом развороте всё многообразие воображаемого: от тактильной шероховатости непосредственных перцепций до вторжения химер чудесного, содержащих в своей природе эмерджентные качества, удивляющие новизной и расширением наличного опыта. Запредельность образа химеры заставляет фиксировать точку схода мгновения времени и его произвольной длительности.

Справедлива авторская апелляция к авторитетным мнениям С. Лема, Я.Э. Голосовкера и А.Ф. Лосева, суммируя их теоретические положения о вечной пульсации - возможно, мигания непосредственного опыта и его углубления за счёт построек воображаемого с его постоянной интенцией этот опыт расширять и от него оторваться.

Также представляется справедливой мысль, проводимая в статье, об устойчивом характере воображаемого, создающего свои продукты в обозначенном культурном поле, хотя и стремящегося это поле постоянно расширить, а границы - разрушить. Выход за свои пределы всегда приводит к вопросам о природе самих пределов, оказывающиеся временными рамками, которые «мгновенно» преодолеваются и создаются вновь. Склеивание образов и соединение способностей химеры происходит в процессе перекомпозиции не только в такт маятнику привычного опыта и его постоянному расширению, но в контексте авторской интерпретации. Явление старой графини Герман-ну и открытие тайны карт: тройки, семёрки, туза произошло, по скромной оговорке Пушкина по-

тому, что Германн накануне за обедом выпил слишком много вина, но автор также деликатно намекает на возможное вторжение инфернальных сил в жизнь героя.

Архитектоника мгновения разворачивается в царстве плодовитого Кроноса, порождающего и пожирающего своих детей - мгновений, но это царство заменяется царством Зевса, создавшего совершенный Олимп, где мгновения сброшены в сумрачный Тартар и более ничего не значат, точнее прежние мгновения угрюмого существования превратились в вечный весёлый карнавал - Pater Chronos. Его образ наделён двумя парами крыльев - нижними для физического полёта, ежедневного проживания и верхними для ментального полёта в пространстве воображаемого. Взмахи крыльев отмеряют время, как реальное, так и воображаемое. Лишь титан Хирон, сын Кроноса, остаётся связующим звеном настоящего и прошлого, соединяя совершенство наступившего вечного с мгновеньями прошлого.

Украшением статьи является её изящная персонификация. Художественная образность придаёт убедительность научным изысканиям, равно и наоборот. Устойчивость проблемы в памятниках мировой литературы подтверждает её вечную актуальность. Продуманная структура превращает статью в продуктивный концентрат дальнейшего исследования.

Рецензия на статью

И.В. Клюева «В каждом из нас он видел Человека...»: М.М. Бахтин в восприятии саранских студентов»

© 2018 Н.Г. Юрченкова

Доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин ФГБОУ ВО «Средне-Волжский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России)». Саранск, Республика Мордовия, Россия

Статья доцента кафедры культурологии и библиотечно-информационных ресурсов Института национальной культуры Национального исследовательского Мордовского государственного университета И.В. Клюевой «В каждом из нас он видел Человека...»: М.М. Бахтин в восприятии саранских студентов» (с. 62 - 67), является логическим продолжением многолетней работы автора над изучением биографии и творчества М.М. Бахтина - исследовательская по своему ха-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.