Научная статья на тему 'Рецензия на статью Н. И. Воронина "Исследовательский проект центра М. М. Бахтина в Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева"'

Рецензия на статью Н. И. Воронина "Исследовательский проект центра М. М. Бахтина в Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на статью Н. И. Воронина "Исследовательский проект центра М. М. Бахтина в Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева"»

Рецензия Review

библиографией и убедительно структурирована. Статья написана выразительным языком, отлично воспринимается читателем.

В таком виде статья В.Н. Вострикова «Самарский Дворец музыки в развитии стиля Ар Деко» полностью готова к публикации и может быть рекомендована к включению в плановый выпуск журнала «Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки».

Рецензия на статью А.А. Сычев «М.М. Бахтин об особенностях методологии гуманитарных наук»

© 2018 Е.А. Коваль

Доктор философских наук, профессор кафедры правоохранительной деятельности и исполнительного производства Средне-Волжский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России). Саранск, Республика Мордовия, Россия

Представленная к рецензированию статья А.А. Сычева «М.М. Бахтин об особенностях методологии гуманитарных наук» (с.85 - 90) посвящена особенностям трактовки известным отечественным философом и филологом М.М. Бахтиным методологических особенностей гуманитарных наук. Автор отмечает, что исходным пунктом рассуждений Бахтина о гуманитарном познании является противопоставление вещи и личности, переосмысленное в методологическом ключе. К числу критериев гуманитарной научности автор относит глубину вживания в познаваемого, фокусирование на конкретных проблемах, субъективность, превалирование понимания над собственно познанием, диалогичность, контекстуальность, незавершенность, творческий и ответственный характер познавательного процесса. По мнению А.А. Сычева, целью методологии Бахтина является синтез литературоведения и этики, позволяющий рассмотреть в едином ракурсе поступок и текст, жизнь и искусство.

Содержание статьи соответствует тематике журнала. Название, аннотация и ключевые слова адекватно отображают основные идеи статьи. Проблема, поставленная в статье, представляется достаточно актуальной. Постановка проблемы корректна, цель работы выражена ясно, степень новизны полученных автором результатов высокая. Материал изложен научным стилем, с ис-

пользованием соответствующей терминологии, доступно. Структура статьи последовательна и логична.

Результаты исследования представляют несомненный интерес для специалистов в различных областях гуманитарного знания. Статья А.А. Сычева содержит обоснованные выводы, написана и оформлена согласно требованиям, предъявляемым к материалам, публикуемым в рецензируемых научных журналах. Статья может быть рекомендована к опубликованию в журнале списка ВАК РФ «Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки».

Рецензия на статью Н.И. Воронина «Исследовательский проект Центра М.М. Бахтина в Мордовском государственном университете им. Н.П. Огарева»

© 2018 Г.А. Куршева

Доктор исторических наук, профессор, и.о. директора НИИгуманитарнъх наук при Правительстве Республики Мордовия. Саранск, Россия

Современное состояние бахтиноведения, с одной стороны, стимулирует поиски новых подходов в изучении научного творчества Бахтина, с другой - актуализирует задачу использования бахтинских идей в практике решения современных научных проблем: взаимодействия культур, ответственности личности и связанных с ними процессов гармонизации социальных отношений в регионе.

Статья профессора Н.И. Ворониной (с. 12 - 15 - «Исследовательский проект Центра М.М. Бахтина в Мордовском государственном университете им. Н.П. Огарева») о новом исследовательском проекте «Идеи Михаила Бахтина в процессе гармонизации социальных отношений в Республике Мордовия», (проект поддержан грантом РФФИ и Правительства Республики Мордовия). В статье раскрываются перспективы исследования идей Бахтина, справедливо отмечается, что наследие ученого может иметь огромное значение для гармонизации социальных отношений в регионе, феномен которого заключается в поликультурности и взаимодействии этнокультур, что вносит значительный вклад в научную жизнь региона.

В связи с этим, отмечу высокий уровень актуальности в постановке самой проблемы и ее на-

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 20, №6, 2018 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.20, no. 6, 2018

учной новизны. В статье по-новому раскрывается значение идей Бахтина в двух направлениях: фундаментальном (теоретическом) и практико-ориентированном для Мордовии, в разрешении которых большая роль отводится Центру М.М. Бахтина. Он был открыт в 2015 году и сегодня уже завоевал признание не только в России, но и за рубежом. В Центре ведется активная научная, просветительская и экскурсионная работа. Проводятся циклы открытых лекций, онлайн-семинары с вузами России и зарубежья. Уже сегодня создана концепция и разработаны методы анализа современного состояния культуры в регионе, сохранения и популяризации культурного наследия Бахтина. Автор утверждает, что при условии реализации плана, результаты исследования могут соответствовать уровню мировых достижений в гуманитарной и социальной сферах, а их апробация - в научной, социальной, культурной, образовательной, коммуникационной будет плодотворна. Очень важна для научной жизни информационная составляющая, содержащаяся в статье.

Оригинальность и научная новизна исследования обусловлена следующими онтологически значимыми факторами: созданием единого проблемного поля, позволяющего на основе анализа сущностных концептов и научной парадигмы М.М. Бахтина выявить специфику социальных отношений в Мордовии, провести их контент-анализ; а также разработкой прикладной составляющей исследования, имеющего значимость для региона: изучением форм социального взаимодействия, созданием методики моделирования социокультурных технологий.

Завершает статью примечание, по которому можно судить о значительном научном заделе ученых, которые являются исполнителями данного исследовательского проекта (Н.И. Воронина, С.А. Дубровская, И.В. Клюева, А.А. Сычев).

Считаю, что статья готова и может быть рекомендована к опубликованию в журнале ВАК РФ «Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки».

Рецензия на статью И.Л. Сиротина «Соотношение элементов традиционной этнической культуры и цифровых технологий в процессе профессиональной подготовки дизайнеров»

© 2018 Е.А. Мартынова

Доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии ФГБОУ «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева». Саранск, Республика Мордовия, Россия

Востребованность профессиональных дизайнеров на рынке труда сегодня во многом определяется развитием технического оснащения отраслей экономики, внедрением вычислительной техники и новых информационных технологий, Veb-pecypcoв и мультимедийных продуктов. Это рождает потребность в квалифицированных специалистах междисциплинарного профиля, имеющих, с одной стороны, фундаментальное образование в сфере дизайна и визуальной коммуникации, а с другой, уверенно владеющих компьютерными технологиями. Дизайнеры помимо глубоких знаний в конкретной художественной области должны иметь высочайший уровень владения информационным программным обеспечением для решения профессиональных творческих задач.

В то же время и образовательные стандарты ориентируют нас на перестройку организации учебного пpoцecca. В наибольшей степени это касается экспериментальной деятельности преподавателя и студентов. Поэтому одной из актуальных проблем профессиональной подготовки студентов-дизайнеров является проблема качества обучения цифровым технологиям, которая может быть решена с помощью современных методов и педагогических технологий, среди которых на первое место выходят Digital Arts.

Becьмa актуальной в заданном ракурсе нам видится представленная к публикации статья И.Л. Сиротиной (с. 81 - 84), ключевыми понятиями которой являются «этнокультура» и «Digital Arts». Автор анализирует возможности их интегрированного использования в процессе профессионального становления дизайнеров и подтверждает потенциальные возможности такой методологии собственным педагогическим опытом.

Современное профессиональное образова-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.