Научная статья на тему 'Рецензия на статью И. В. Клюева "в каждом из нас он видел человека. . . ": М. М. Бахтин в восприятии саранских студентов"'

Рецензия на статью И. В. Клюева "в каждом из нас он видел человека. . . ": М. М. Бахтин в восприятии саранских студентов" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
44
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на статью И. В. Клюева "в каждом из нас он видел человека. . . ": М. М. Бахтин в восприятии саранских студентов"»

Рецензия Review

Прекрасное чувство слова и точное видение его оперативных разворотов помогает автору статьи обозначить важные нюансы и существенные оттенки понимания и трактовки реального, как вымышленного, представленного в художественном образе, так и навязчиво представшего в опыте жизни.

Думается, что соединение несоединимого в воображаемом отдельной экзистенции и движения культуры сосредоточено в модусе события, как содержательной длительности, так и мгновенного разрешения, соединяющего в себе множество отдельных происшествий. Множественность событийного поля отмечена как важностью/неважностью, так и уникальностью отдельного состояния, склонностью к возвеличиванию «мгновенья», ставшего архетипичным в нарративном опыте культуры. Философия события -актуальная проблема современной мысли, концентрирует оттенки ощущения времени и его за-печатления в складках культурного творчества. Концепт события содержит в морфологическом развороте всё многообразие воображаемого: от тактильной шероховатости непосредственных перцепций до вторжения химер чудесного, содержащих в своей природе эмерджентные качества, удивляющие новизной и расширением наличного опыта. Запредельность образа химеры заставляет фиксировать точку схода мгновения времени и его произвольной длительности.

Справедлива авторская апелляция к авторитетным мнениям С. Лема, Я.Э. Голосовкера и А.Ф. Лосева, суммируя их теоретические положения о вечной пульсации - возможно, мигания непосредственного опыта и его углубления за счёт построек воображаемого с его постоянной интенцией этот опыт расширять и от него оторваться.

Также представляется справедливой мысль, проводимая в статье, об устойчивом характере воображаемого, создающего свои продукты в обозначенном культурном поле, хотя и стремящегося это поле постоянно расширить, а границы - разрушить. Выход за свои пределы всегда приводит к вопросам о природе самих пределов, оказывающиеся временными рамками, которые «мгновенно» преодолеваются и создаются вновь. Склеивание образов и соединение способностей химеры происходит в процессе перекомпозиции не только в такт маятнику привычного опыта и его постоянному расширению, но в контексте авторской интерпретации. Явление старой графини Герман-ну и открытие тайны карт: тройки, семёрки, туза произошло, по скромной оговорке Пушкина по-

тому, что Германн накануне за обедом выпил слишком много вина, но автор также деликатно намекает на возможное вторжение инфернальных сил в жизнь героя.

Архитектоника мгновения разворачивается в царстве плодовитого Кроноса, порождающего и пожирающего своих детей - мгновений, но это царство заменяется царством Зевса, создавшего совершенный Олимп, где мгновения сброшены в сумрачный Тартар и более ничего не значат, точнее прежние мгновения угрюмого существования превратились в вечный весёлый карнавал - Pater Chronos. Его образ наделён двумя парами крыльев - нижними для физического полёта, ежедневного проживания и верхними для ментального полёта в пространстве воображаемого. Взмахи крыльев отмеряют время, как реальное, так и воображаемое. Лишь титан Хирон, сын Кроноса, остаётся связующим звеном настоящего и прошлого, соединяя совершенство наступившего вечного с мгновеньями прошлого.

Украшением статьи является её изящная персонификация. Художественная образность придаёт убедительность научным изысканиям, равно и наоборот. Устойчивость проблемы в памятниках мировой литературы подтверждает её вечную актуальность. Продуманная структура превращает статью в продуктивный концентрат дальнейшего исследования.

Рецензия на статью

И.В. Клюева «В каждом из нас он видел Человека...»: М.М. Бахтин в восприятии саранских студентов»

© 2018 Н.Г. Юрченкова

Доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин ФГБОУ ВО «Средне-Волжский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России)». Саранск, Республика Мордовия, Россия

Статья доцента кафедры культурологии и библиотечно-информационных ресурсов Института национальной культуры Национального исследовательского Мордовского государственного университета И.В. Клюевой «В каждом из нас он видел Человека...»: М.М. Бахтин в восприятии саранских студентов» (с. 62 - 67), является логическим продолжением многолетней работы автора над изучением биографии и творчества М.М. Бахтина - исследовательская по своему ха-

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 20, №6, 2018 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.20, no. 6, 2018

рактеру, имеющая как прикладное, так и теоретическое значение.

Статья соответствует тематике журнала: социально-гуманитарным наукам (история и теория культуры).

Актуальность темы статьи заключается в осознании того, что академические традиции российских вузов ориентированы на гуманизацию и гуманитаризацию, проектирование коммуникативных пространств, способствующих социализации, духовному, нравственному развитию студентов. Трактовка образования как «сферы услуг», фокусирование внимания на коммерческой составляющей образовательного процесса приводит к забвению того факта, что в отечественной традиции педагогическое поприще рассматривалось как миссия.

Постановка проблемы отличается новизной. М.М. Бахтин интересует исследователей, прежде всего, как ученый, мыслитель, реже - как вузовский преподаватель, и крайне редко - как личность, как человек, как воспитатель. Этот пробел восполняют работы автора настоящей статьи (в том числе, написанные в соавторстве с Л.М. Лисуновой). На протяжении не одного десятка лет этот небольшой исследовательский коллектив собирал устные воспоминания о выдающемся мыслителе.

В статье вводится в научный оборот новый, неизвестный эмпирический материал - фрагменты устных воспоминаний о Бахтине его студентов, учившихся в Мордовском государственном педагогическом институте / Мордовском государственном университете, И.В. Клюева выделяет один из аспектов проявления личностных качеств мыслителя - его отношение к своим студентам. Автор публикации логически структурирует, сопоставляет, обобщает, анализирует эти воспоминания в указанном аспекте, моделируя «портрет М.М. Бахтина», представленный в различных ситуациях коммуникативного процесса в провинциальном вузе советского времени.

Изложенные в статье научные положения и выводы автора представляются нам оригинальными, убедительными и важными, ее содержание логически взаимосвязано.

Содержащаяся в статье новая информация и сделанные на основе ее анализа обобщения имеют практическое значение, как для научно-исследовательской, так и для педагогической деятельности. Статья вносит вклад в исследование теоретической проблематики «философии

поступка», «ответственного поступка», «ответственной личности», в изучение биографии и творческой деятельности Бахтина, а также истории Мордовского государственного университета и всего отечественного высшего образования. Ее практическое, воспитательное значение заключается в том, что пример Бахтина чрезвычайно полезен для современных вузовских преподавателей, студентов, аспирантов, докторантов, он может и должен стать для них столь же важным нравственным примером, каким он стал для нескольких поколений его студентов. Это, несомненно, будет способствовать гармонизации межличностных отношений и в целом коммуникативной сферы современного вуза.

Вывод рецензента: статья И.В. Клюевой «В каждом из нас он видел человека...»: М.М. Бахтин в восприятии саранских студентов» рекомендуется к публикации в научном журнале «Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки».

Рецензия на статью

А.Е. Шишкин «Идентичность Востока на Западе, а Запада на Востоке»

© 2018 А.А. Сычев

Доктор философских наук, профессор, кафедры философии Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева. Саранск, Республика Мордовия, Россия

Идентичность, несомненно, является одной из центральных проблем современного социального знания. Высокая теоретическая и практическая актуальность этой проблемы в ситуации глобализации, полагаю, ни у кого не вызывает сомнений. Вполне правомерна и постановка вопроса о различии в представлениях об идентичности на Западе и Востоке. Каковы представления Востока о Западе и наоборот? Насколько они соответствуют реалиям? В чем их различия? Каково место российской идентичности в этих представлениях? Автор статьи (с. 91 - 101), тем не менее, не дает ответов на эти вопросы, ограничиваясь, по сути двумя тезисами: о том, что у народов России нет идентичности по причине отсутствия четко обозначенной государственной идеологии, и о том, что вопрос поможет решить только этнически ориентированная идеология крайне консервативного толка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.