Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 20, №6, 2018 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.20, no. 6, 2018
рактеру, имеющая как прикладное, так и теоретическое значение.
Статья соответствует тематике журнала: социально-гуманитарным наукам (история и теория культуры).
Актуальность темы статьи заключается в осознании того, что академические традиции российских вузов ориентированы на гуманизацию и гуманитаризацию, проектирование коммуникативных пространств, способствующих социализации, духовному, нравственному развитию студентов. Трактовка образования как «сферы услуг», фокусирование внимания на коммерческой составляющей образовательного процесса приводит к забвению того факта, что в отечественной традиции педагогическое поприще рассматривалось как миссия.
Постановка проблемы отличается новизной. М.М. Бахтин интересует исследователей, прежде всего, как ученый, мыслитель, реже - как вузовский преподаватель, и крайне редко - как личность, как человек, как воспитатель. Этот пробел восполняют работы автора настоящей статьи (в том числе, написанные в соавторстве с Л.М. Лисуновой). На протяжении не одного десятка лет этот небольшой исследовательский коллектив собирал устные воспоминания о выдающемся мыслителе.
В статье вводится в научный оборот новый, неизвестный эмпирический материал - фрагменты устных воспоминаний о Бахтине его студентов, учившихся в Мордовском государственном педагогическом институте / Мордовском государственном университете, И.В. Клюева выделяет один из аспектов проявления личностных качеств мыслителя - его отношение к своим студентам. Автор публикации логически структурирует, сопоставляет, обобщает, анализирует эти воспоминания в указанном аспекте, моделируя «портрет М.М. Бахтина», представленный в различных ситуациях коммуникативного процесса в провинциальном вузе советского времени.
Изложенные в статье научные положения и выводы автора представляются нам оригинальными, убедительными и важными, ее содержание логически взаимосвязано.
Содержащаяся в статье новая информация и сделанные на основе ее анализа обобщения имеют практическое значение, как для научно-исследовательской, так и для педагогической деятельности. Статья вносит вклад в исследование теоретической проблематики «философии
поступка», «ответственного поступка», «ответственной личности», в изучение биографии и творческой деятельности Бахтина, а также истории Мордовского государственного университета и всего отечественного высшего образования. Ее практическое, воспитательное значение заключается в том, что пример Бахтина чрезвычайно полезен для современных вузовских преподавателей, студентов, аспирантов, докторантов, он может и должен стать для них столь же важным нравственным примером, каким он стал для нескольких поколений его студентов. Это, несомненно, будет способствовать гармонизации межличностных отношений и в целом коммуникативной сферы современного вуза.
Вывод рецензента: статья И.В. Клюевой «В каждом из нас он видел человека...»: М.М. Бахтин в восприятии саранских студентов» рекомендуется к публикации в научном журнале «Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки».
Рецензия на статью
А.Е. Шишкин «Идентичность Востока на Западе, а Запада на Востоке»
© 2018 А.А. Сычев
Доктор философских наук, профессор, кафедры философии Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева. Саранск, Республика Мордовия, Россия
Идентичность, несомненно, является одной из центральных проблем современного социального знания. Высокая теоретическая и практическая актуальность этой проблемы в ситуации глобализации, полагаю, ни у кого не вызывает сомнений. Вполне правомерна и постановка вопроса о различии в представлениях об идентичности на Западе и Востоке. Каковы представления Востока о Западе и наоборот? Насколько они соответствуют реалиям? В чем их различия? Каково место российской идентичности в этих представлениях? Автор статьи (с. 91 - 101), тем не менее, не дает ответов на эти вопросы, ограничиваясь, по сути двумя тезисами: о том, что у народов России нет идентичности по причине отсутствия четко обозначенной государственной идеологии, и о том, что вопрос поможет решить только этнически ориентированная идеология крайне консервативного толка.
Рецензия Review
Автор начинает с постулирования тезиса об отсутствии идеологии в России. Не очень понятно, что в данном случае понимается под идеологией. Видимо, это все же не идеология как таковая (представить себе современное общество без идеологии невозможно), а единая политическая идеология, внедряемая на государственном уровне. В этой связи возникает вопрос - кто будет определять эту единую идеологию и что предполагается делать с теми, кто эту идеологию не будет разделять?
Далее автор делает краткий и внятный экскурс в категорию идентичности, после чего переходит к проблеме маргинализации русских на Востоке и на Западе. Каким образом эта тема соотносится с названием статьи, остается не совсем ясным.
Автор вполне справедливо называет одной из важных причин дискриминации русских этно-кратизм, проявляющий себя в ряде стран, как на Востоке, так и на Западе. Однако, описывая пути решения проблемы, автор предлагает для России такой же этнократический путь. В частности, первоочередным критерием для выдвижения на руководящие посты он объявляет этническую принадлежность к автохтонным народам России (с. 95). «Чужым» он в этом праве отказывает, полагая, что «в Россию, как правило, едут полукриминальные и девиантные когорты иммигрантов, не желающие интегрироваться в русский мир» (с. 91). Иными словами, когда речь идет о «своих», автор апеллирует к идеям всеобщего равенства и недопущения дискриминации, а там, где речь идет о претензиях «чужих», автор забывает о равенстве и оказывается проповедником дискриминации.
Вообще единая идеология, предлагаемая в статье, представляет собой рассуждения на тему националистического консерватизма: укрепление патриотизма, «самодержавной централизации», «национальной соборности». Отсутствие такой идеологии, по мнению автора, и порождает все проблемы; в частности он верит, что «од-
ной из главных причин маргинализации русских является отступничество народа по отношению к мессианству через поиск справедливого государя и государства» (с. 92).
Конкретные пути реализации этих идеалов не указываются, автор просто утверждает, что «люди должны быть счастливыми от желания внести свою лепту в возрождение традиционных отношений в экономике (артели), в религии, согласно этносам (православие, ислам, ведизм), в образовании (русская национальная школа), в политике (суверенитет и национальные проекты)» (С.96).
Особо хотелось бы обратить внимание автора на ряд следующих моментов:
1. Текст статьи не соответствует ее названию. Что имеется в виду под идентичностью Востока на Западе и Запада на Востоке, в итоге, так и остается без объяснений.
2. В чем состоит научная новизна идей автора? Чем они, например, отличаются от идей, активно пропагандируемых на современном российском телевидении?
3. Каковы цели и задачи статьи? Методы? Наконец, каковы полученные результаты? Вывод, предложенный в аннотации, тривиален. Что касается вывода в самой статье, то вместо результатов собственных исследований автор приводит идеи В. Шубарта.
4. Стиль работы не является научным. Частично он публицистический, временами разговорный, в работе много стилистических ошибок. Позиция автора субъективна, а основные положения излагаются произвольно и без доказательств или обоснований.
Надеюсь, что автор в своей работе, связанной с изучением идентичности, учтет сделанные замечания и предложения.
От редакции: Часть замечаний рецензента автор А.Е. Шишкин учел в опубликованной версии статьи (с.91 - 101).