УДК 17 (Этика. Учение о морали. Практическая философия)
ИДЕНТИЧНОСТЬ ВОСТОКА НА ЗАПАДЕ, А ЗАПАДА НА ВОСТОКЕ
© 2018 А.Е. Шишкин
Шишкин Алексей Ефимович, кандидат педагогических наук, доцент, кафедры гуманитарных дисциплин
E-mail: ladomir12345@rambler. ru
Самарский медицинский университет «Реавиз». Самара, Россия
Статья поступила в редакцию 24.10.2018
Актуальность. В безыдейном обществе идеология обязательно будет, но только уже по стратегии противника. Если, к примеру, посаженное дерево будет расти не вверх, а вширь, то его лишат корней. Растущее по горизонтали дерево противоречит своей генетической предрасположенности, поэтому будет, рано или поздно, искоренено смотрящим садовником, но возможно «другому хозяину» удастся его окультурить прививками других растений и получить плоды в стократ слаще. Категория идентичности. Безусловно, как на Западе присутствует Восток, так и на Востоке есть место Западу. Человек, живущий в своей горной, степной или морской стихии, где каким рождается таким и остаётся на всю жизнь. Каждый человек осознаёт свою принадлежность по национальному, религиозному, языковому и другим признакам. Вначале осознаёт себя, далее врастает в социальную общность. в итоге сам устанавливает в данных ему традициях нормы в семье и на производстве. Анализ маргинализации русских как на Востоке, так и на Западе. Коренные люди Востока, имеющие образование и достойную работу, остаются в своих родных республиках. Отрываются от своих родовых корней, как правило, космополиты, которых «где накормят - там будет их родина». Если они не желают интегрироваться в родной мир, то и любая страна для них будет рассматриваться как способ удовлетворения потребностей. Их способ держаться диаспорой помогает захватывать бизнес на рынках, в строительстве и транспорте, создавая проблемы трудоустройства автохтонным народам. С Запада иммиграция почти не наблюдается кроме как инвесторов, захватывающих заводы и фабрики, оставшиеся в наследство от Советского Союза. Автохтонные народы лишены права ренты от природных ресурсов, развития национальных предприятий и суверенного развития страны. Дискуссионный дискурс Востока и Запада. Если мы не строим своих заводов, а отдаём западным инвесторам, то возникают проблемы по трудоустройству и социальной занятости населения. Если мы не развиваем своё сельское хозяйство, а нацелены на всё готовое, предоставленное Всемирной торговой организацией, то питаться, соответственно будем генномодифици-рованными организмами, вредными для здоровья, но приносящими прибыль их хозяевам. Отсюда и неуважение и санкции, а также планирование отобрать «безхозные» территории, прилегающие к восточным или европейским государствам. Заключение. Надо вести международную дипломатию со всеми народами не в ущерб для автохтонных народов России.
Ключевые слова: комплементарность, маргинализация, иммиграция, ассимиляция, русофобия, санкции, идентичность.
Актуальность. У России нет своей идеологии (п.2, ст.13 Конституции РФ), а значит, мы не знаем свою точку омеги: куда движемся. Наша страна похожа на корабль в океане без руля и ветрил. То ли мы от берега добра плывём к берегу зла, то ли наоборот. Из-за отсутствия идеологии и политической воли у страны нет способов остановить «захват» сибирских земель китайцами. Свой стабилизационный фонд заморозили, а потенциальным врагам представили карт-бланш по захвату русской промышленности и полезных ископаемых. Инвесторы, вкладывая деньги, рассчитывают получить доход не для страны, их пригласившей, а лично для себя.
Безыдейность страны позволила забыть про русские общины, находящихся в «иностранных тисках», на всём постсоветском и зарубежном
пространстве. Необходима государственная поддержка. Но национальной программы по выработке консенсуса в обществе не может быть до той поры пока автохтонные народы не поймут своей идентичности: кто мы и куда идём? Какая за основу берётся идеология, религия и способ хозяйствования.
Категория идентичности. В понятии идентичности корень «иден» (лат. «idem») предполагает целостность и законченность на протяжении всей жизни человека, но также и динамику развивающейся личности [1]. Идентичность должна собрать все разрозненные профессиональные (рабочий), этнические (русский), гендерные (мужчина), этические (нравственный) и семейные (женат) признаки в единое целое матричного сознания. Идентичность как «субъективное ощущение
Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 20, №6, 2018 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.20, no. 6, 2018
тождества и целостности» [2, с.56] в логике означает следствие отсутствия различий между сравниваемыми объектами, а идентичность в психологии имеет место, несмотря на различия, вопреки им [3, с.12]. Путь каждого индивида к понятию идентичности проистекает в три шага [4, с.39]. Вначале каждый индивид осознаёт себя по религиозному, гендерному, «гражданскому» [5, с.336] социальному [6] этническому [7, с.48 - 58], профессиональному [8], социокультурному [9] и другим признакам самого себя.
Далее отождествляет себя с другими по тем же характеристикам. Согласно концепции В.С. Мухиной, идентификация является центральным механизмом структурирования самосознания [10], умеющего соотнести нормы группы с собственной системой ценностей [4, с.38 - 43]. В рамках идеографической психологии разрабатываются методические приёмы, позволяющие взглянуть на мир глазами другого человека и не просто понять, но и объяснить и научиться предсказывать оценки и отношения конкретных людей [11].
Изучение идентификационных процессов идёт в направлении от персонально-ориентированного к социально-ориентированному. Ориентацию человека в новых социальных условиях, а именно подструктуры а) базовых конструктов в идентификации себя на индивидном, субъектном и личностном уровнях; б) характеристик идентичности (когнитивной, ценностно-мотивационной и аффективной) [12, с.14 - 38]. В итоге человек становится сам регулятором норм, законов и принципов в своей семье и обществе.
Предмет исследования. Роль России в идентичности Востока и Запада.
Цель исследования: защитить интересы людей Востока и Запада от взаимных притязаний.
Научная новизна связана с осмыслением исторической заданности русского народа (в условиях идущей консциентальной войны) для восстановления денотатов, которые сознательно нивелируются и преподносятся в искаженном свете в виде симулякров и ризом.
Анализ маргинализации русских на Востоке. Тема маргинализации русских на Востоке и на Западе возникает в связи с потерей идеологии титульной нации. Утеря ключей, условно говоря, от «Царства Небесного» позволяет обращаться с русскими как с потерявшими дом-Родину и смысл жизни.
На Востоке всегда ценили сильные державы. После поражения России в русско-японской войне российское влияние в Корее пошло на убыль [13, с.41 - 42]. Япония строго ограничивала имми-
грацию и не была особенно гостеприимна, поэтому численность русской диаспоры постоянно снижалась: 1918 году - 7251 человек, 1920 -3150, 1930 - 1666 [14, с.75 - 83]. После ослабления России и смерти И.В. Сталина на Востоке возникает тенденция выселения русских. В Китае в 1953 год было 22,65 тысяч русских людей, а в 1964 году уже 1,64 тысячи человек [15, с.148]. Эвакуация русских религиозных общин из Китая в 19541965 годы осуществлялась в Австралию, Аргентину, Бразилию и Новую Зеландию и составили 1500 русских людей (в основном староверы, пятидесятники, баптисты) [16, с.74].
К началу третьего тысячелетия появились два противоположных вектора развития, внушающих одновременно оптимизм и тревогу [17, с.42]. Так, через «сшивку» войны и мира обеспечивается прогресс и продолжается ход истории [18]. Сегодня с азиатского Востока выезжают менее образованные молодые люди на заработки и поиск более лёгкой жизни с готовностью европеизироваться. Пожилые люди не едут в Россию по причине смены социального обустройства с социализма на капитализм. Им было комфортно в СССР, но в рыночной России им неуютно.
Анализ маргинализации русских на Западе. Одной из причин маргинализации русских является экспорт революции. Безопасность любой страны предусматривает лимитирование миграционных потоков с территории потенциального противника. К примеру, в период между 1917 и 1922 годами австралийское правительство ввело запрет на иммиграцию из России в связи с Октябрьской революцией и Гражданской войной (Википедия. Русская диаспора). К нам в Россию через вражескую германскую территорию (шла война), далее Швецию и Финляндию в запломбированных вагонах доставили 224 революционера-иммигранта из которых 170 были евреи. 95 % из приехавших вошли в состав правительства большевиков [19].
Обратимся к Прибалтике. Численность и доля русских значительно выросла в советский период, и, по данным переписи 1989 года, русские составляли 9,4 % населения в Литве, 30 % - в Эстонии [20, с.98 - 130], 34,0 % - в Латвии, будучи крупнейшим национальным меньшинством во всех трёх республиках. После обретения независимости Латвией, Литвой и Эстонией численность и доля русских в этих странах резко упала как за счёт эмиграции, так и из-за естественной убыли, превышающей в процентном отношении естественную убыль титульного населения.
По мнению Б. Инфантьева (1921 - 2009), в отличие от Ю. Абызова [21] и других аналитиков, в Прибалтике не было колониального насаждения русской культуры в советский период, потому как представляла автохтонные корни. Русская культура проявлялась в таких традиционных формах как язык (балто-славянское языковое единство), в идентичности латышских и русских этнопсихологических структур (ментальностей), в мифологии, в более позднюю эпоху - в фольклоре [22].
Но как говорится: свято место пусто не бывает. Если интеллектуальное пространство советской Прибалтики не заполнили русские, то его заполнили англосаксы. По Касториадису «социальный процесс - это непрерывное созидание новых структур, это самосозидание и онтологический генезис всё новых и новых миров. Там, где нет социальных отношений, возникает соответствующий политический ангажемент» [22] более развитыми цивилизациями.
Несмотря на тот факт, что русские в Прибалтике жили с XI века и значатся в польско-литовских переписях конца XVI века [23] современная доля русских среди граждан Латвии снизилась наполовину и составляет 19,6 % (2017 г.) и Эстонии 12,9 % (2000 г.). Русские общины в Прибалтике подвержены ограничению в гражданских и политических правах, сужению сферы употребления русского языка, вытеснение русских из сферы управления, интеллектуального труда и частного бизнеса. По нашей версии, одной из главных причин неуважения русских заключается в забвении традиций предкови отказе от мессианского служения (идея «Святой Руси» и «Третьего Рима».
По мнению политолога В.М. Скринника, основными законами, определившими развитие стран Прибалтики, являются законы о гражданстве, государственном языке и иностранцах, которые дискриминируют русское население [24].
По мнению историка В.А. Шнирельмана, политологов М.В. Ильина [25, с.193], С.А. Маркова, Йо-хана Бекмана, в Латвии и Эстонии проводится политика апартеида [26, с.42 - 56]. Дискриминация русских связана с отсутствием гражданства, исключённостью из политического процесса, маргинализацией русских общин, упразднением русских школ [27] и пропагандой имиджа России как империи зла [28, с.132 - 133].
О нарушении прав национальных меньшинств (русских) в Эстонии и Латвии говорят В.В. Бузаев [29], В.В. Полещук [30], А.В. Гапоненко [31]. О разрушении памятников культуры и дискриминации русского населения говорят А.В. Гапоненко [31], А.В. Бакунцев [32], В.В. Степанов [33].
Участие в консциентальной войне инициаторов раскола по разрушению Советского Союза закончилось бегством в Израиль, Британию, США и Финляндию. В редких случаях Финляндия предоставляет политическое убежище для диссидентов из России [34]. К концу сентября 2013 года был подан 201 запрос от граждан России, по которым было выдано 55 положительных решений.
Число русскоязычных в США росло неравномерно; особенно быстро оно увеличилось после распада СССР в 1990-е. Оценочно, включая нелегальных иммигрантов, на сегодняшний день в США находятся порядка 2,7 миллионов русскоязычных [35, с.910]. Чаще всего мотивы уехавших из России людей были связаны с желанием начать новую жизнь, не связанную с уголовной действительностью. Эмигранты не ожидали, что уголовная среда станет тесно сотрудничать и с Патриархией, и с государственными чиновниками.
После распада Югославии в хорватских СМИ стали всячески очернять жителей Хорватии, исповедовавших православие, что привело к прекращению изучения русского как иностранного во множестве школ [36, с.26]. Бывший посол России в Великобритании Юрий Федотов заявил, что местные русские становятся жертвами ксенофобии и что полиция часто отказывается расследовать эти инциденты [37].
Доминанта Запада в конфликте с Востоком. Японцы перед угрозой вторжения армии США в 1853 году вынуждены были отказаться от традиционного ведения хозяйства и перейти на ростовщический принцип руководства страной, контролируемой Америкой. В 1853-1856 годах англо-американское военное вторжение в Китай осуществило для американцев выгодные условия торговли.
Индию в колониальных целях захватывали португальцы, голландцы, испанцы и англичане. С начала XVII и до середины XIX века всеми колониальными делами Великобритании в Индии заправляла английская Ост-Индская компания, которая представляла собой мощную военно-торговую и финансовую корпорацию, обладавшую правами ведения дипломатических переговоров и войн.
На Ближнем Востоке в 1991 году войска США под операцией «Буря в пустыне» вошли в Ирак. В 2003 году с помощью ложной развединформации и сфабрикованных доказательств попытались убедить мировое сообщество в том, что Ирак занимается разработкой оружия массового поражения и повторно объявили войну. В военной операции, длившейся больше полугода и официально закончившейся убийством Муаммара Каддафи в
Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 20, №6, 2018 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.20, no. 6, 2018
октябре 2011, приняли участие США, Франция, Великобритания, Испания, Италия и Катар. Однако вооруженные столкновения между различными ополченцами и военизированными группировками в африканской Ливии продолжаются до сих пор.
История с русскими общинами в Европе во времена Российской империи показывает равнодушное отношение к своим подданным. Но ещё раз заметим, что русские люди не ассимилировались с чуждыми народами и терпели притеснение до поры до времени. Для исчезновения этнократи-ческого режима потребуются огромные усилия и координация центра с Русскими общинами и с титульными народами Азии, Кавказа и Прибалтики.
Болезнь Запада, выраженная в страсти к властвованию, отражена блаженным Августином в книге «О Божьем граде». «Избранные» («Libido dominandi») и сегодня задают смертельный вектор «натиска на Восток» (нем. Drang nach Osten). По мнению Тойнби, «Запад всегда агрессор» [38, с.156 - 157] и цели его согласуются с международным движением тайных обществ [39, с.26].
История Японии, Индии, Китая и России показывает колонизацию восточных стран западными атлантистскими державами. По сути, осуществлён рейдерский захват современной России. Посредством механизмов ВТО сковали хозяйственную деятельность народа. С помощью ФРС захватили финансовую систему. Через Болонскую образовательную систему и ТНК (захвативших средства массовой информации) осуществляется перепрограммирование национального и религиозного самосознания русского народа. Все заводы, фабрики, мебельные комбинаты и пищевая индустрия перешли в руки мондиалистов. «Нищие работающие», потерявшие смысл жизни, сводят концы с концами. Учёные мужи не могут найти средств для публикации своих статей и монографий.
На Западе не смогли удержать страны Варшавского Договора в мощном развитии социалистического содружества. Не хватило такта и внимания к национальным особенностям европейских дружественных народов. Государственный подход к видению проблем сменился на клановые интересы партийных руководителей. Продажность элиты повлекла за собой маргинализацию всей социалистической системы.
Цветные революции в Азии, на Кавказе и в Прибалтике создали этнократический режим, который повлёк за собой процесс маргинализации русских на всём постсоветском пространстве. Приватизация везде проходила с учётом до-
минанты титульного этноса республик. В школе, вузе и общественных местах появилось требование по использованию государственного языка. Без внимания остались русские диаспоры не только на постсоветском пространстве, но и во Франции, Германии, Японии и Китае. В результате проигрыша в информационной и идеологической войне, как шагреневая кожа, стало умаляться влияние России, как на Востоке, так и на Западе. Русские войска были выведены с Германии, Кубы, Северной Карелии. Дружественные социалистические страны Польша, Болгария, ГДР, Югославия, а также Вьетнам, Корея, Монголия, Йемен, Мозамбик и другие страны после развала СССР попали в поле интересов западных держав и не только прекратили дружественные отношения, но многие из них встали в разряд потенциальных врагов.
Методические подходы к осмыслению взаимовлияния Востока и Запада. И на Востоке и на Западе присутствуют архетипы людей, которых можно идентифицировать как Homo sapiens (или Homo eventus), Homo spiritus и Homo economicus. От того кто будет анализировать взаимодействие разных культур - зависит родственность или кон-фронтационность знаковых текстов. Для первых, важен личностно-центрированный подход, для вторых, возможен только экзистенциальный взгляд на трансцендентный и имманентный мир для соединения земли с небом под доминантой Универсума, для третьих, возможны мотивы би-хевиаризма и гештальт-теоретического антидетерминистского подхода к осмыслению действительности. Дробное или дискретное сознание, по мнению Н. Данилевского, к примеру, в выражениях: «европейский», «азиатский», «африканский» тип суть только метафоры, которыми мы приписываем целому свойства его части [40, с. 72 - 73].
Для самосохранения идентичности и преобразования России возникает вопрос о регенерации создавшегося положения. Необходимо задуматься о «подморозке» страны для сохранения её традиционных ценностей. Для разогрева пассионарности надо разработать прививку с комплементарными народами. Если согласиться с «обезвоживанием» родных традиционных источников, если не предпринимать попыток возвращения национальной соборности, то произойдёт обскурация русского народа и тогда Россия исчезнет с карты планеты.
Насколько взаимные представления Востока и Запада соответствуют реалиям. Что касается общей картины, то в результате необъявленной
идущей консциентальной войны в информационном поле созданы стереотипы, несовпадающие с действительностью: Запад превозносится над Восточными народами, а Восток всеми неправдами хочет войти в Европейский Союз. По мнению М. Юлена, Гегелем была сформулирована особая концепция Востока, где Восток предстает в ней как окончательно изгнанный из нашей культуры источник, как пережиток, как нечто бездейственное, как исторический тупик, который необходимо изучать с той единственной целью, чтобы его избежать [41, с.8].
Допустим, мы из Москвы едем на Восток в Казань, но парадоксально, что на самом деле мы приедем на «Запад». В Казани под воздействием социально-политических технологий разрушили многовековую исламскую культуру. Весь архитектурный ансамбль центральной части города полностью соответствует европейским стандартам.
В Британии, Израиле, Японии и многих других государствах конституционно запрещено принимать на государственную службу людей, иностранного происхождения. И это верно. Руководители страны должны знать и почитать традиции страны, а не выполнять роль заезжих гастролеров в качестве «кочевников» для «пожирания» более сытной «травы» то в одной, то другой стране.
Из истории Хазарского каганата известно, что иудаизм приняли только высокородные мусульмане (территория Кавказа, современная область Киева [42, с.30] и Волгограда в Х веке). Обычный народ продолжал жить своим чередом. Но когда в Киеве финансовые проблемы попробовали решить за счёт простых граждан через соляной налог (в правление князя Святополка) и ростовщическую вечную кабалу, то вспыхнул бунт в 1113 году, после которого не только влияние, но и сама Хазария таинственно исчезла с лица земли. Сегодняшний политический истеблишмент с двойным гражданством также перестал диффундировать со своим народом, что в свою очередь угрожает созданием предпосылок нового смутного времени.
Не работающие социальные лифты для автохтонных народов (тюрки, славяне, финно-угры) чреваты сектантскими и террористическими вспышками в эпоху перемен, после разжатия «социальной пружины». Лишение татар национального и религиозного самосознания с помощью технологий толерантизма, синкретизма и космополитизма ведёт к трагическим событиям в два этапа. На первом - произойдёт разложение мусульманских народов через потерю идентичности (возможно, это уже произошло). На втором - следует ожидать событий близких к всемирному
терроризму. Надо дать отпор космополитам, полагающим, что они самостоятельно приняли желательную трактовку о необходимости прихода западных инвесторов в российскую экономику и политику. Здесь хочется заговорить языком фольклора для тех кто не понимает, что такое институциональные ловушки: «пожалела лиса курочку, до костей съела дурочку».
Дискуссионный дискурс Востока и Запада. Из восточных стран только Китай смог отказаться от марионеточного режима американцев и пойти по собственному пути развития. Индия как была колонией Британии, так, по сути, ей и осталась. Афганистан как оккупировали американцы, так и продолжают использовать страну по причине обогащения на торговле наркотиками. В Сирии, Иране, Египте, Великой Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирии были организованы цветные революции с целью захвата полезных ископаемых и установления колониального режима.
Дихотомия паритета и эскалации напряжения в цивилизационных разломах показывает, что США могут устанавливать перевалочную военную базу в Ульяновске, а русскую военную базу, скажем в Нью-Йорке нельзя располагать. Даже способ мышления Востока, ориентированного на би-нарность, перекраивается на медиальное унифицированное сознание. Так что всё вышесказанное говорит о сворачивании биполярности и установлении жандармской глобальной однополярности мира, тогда как Данилевский, Тойнби, Шпенглер и другие выдающиеся учёные писали о меркантильности Запада. «Смотри - душа твоя обратилась в паровую машину. Я вижу в тебе винты и колеса, но жизни не вижу!» - читаем в первом русском антибуржуазном романе В.Ф. Одоевского «Русские ночи» [43, с. 11].
Критикуя западных ростовщиков с их «общими стадными типами» Герцен писал: «Остановитесь, одумайтесь! Знаете ли, куда вы идёте? Посмотрите - душа убывает» [44, т. 11, с.69] .
Задача культурно-исторического человека заключается в изменении искусственной тенденции по национальным, историческим и матричным заданностям. В текущих условиях другого не дано. Надо поднимать патриотический дух народа, возвращать идеологию с идентификацией исторического задания суверенного развития, укреплять «самодержавную централизацию» [44, т.8, с.403 - 404] власти.
Если русские, так хорошо наладившие отношения после Великой Отечественной войны, как со странами Востока, так и с Западом, но не смогли удержать позиции из-за вклада малых инве-
Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 20, №6, 2018 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.20, no. 6, 2018
стиций (в образование, оборону, экономику, геополитику, консциентальную безопасность), то вина здесь не на ком-нибудь, а на нас самих. Посмотримся в зеркало и не будем пенять как на страны Запада, так и Востока в маргинализации нас, русских.
Отдельный диалог может идти с расколовшимися областями в Украине. Надо через механизм референдума обозначить линию демаркации и те территории с населением, которые хотят объединения с Европой пусть остаются в Украине, а те этносы, которые идентифицируют себя с Востоком (ДНР и ЛНР) - либо присоединяются к России, либо «отпочковываются» в новое государство. Необходимо строить суверенное государство с собственной экономической базой и инфраструктурой. Нельзя продавать природные ресурсы по демпинговым ценам, надо реализовывать изделия из них. Необходимы огромные вложения в науку и технику для развития общества и защиты границ, как по линии государственных территорий, так и в информационном, и духовно-нравственном пространстве.
Заключение. Разработка критериев и индикаторов устойчивого развития общества затрагивает духовно-нравственные, политические, экономические, образовательные и другие жизненно важные аспекты. Сигналами регенерации должны стать не очковтирательство демографического решения проблем за счёт иммигрантов, нежелающих интегрироваться в русский мир, не имитация заботы о немощных стариках и детях, не навязывание рыночного материализма, а реальная картина - через решение социальных тупиков и выработку патерналистского национального «общественного Договора». Точность сигналов индикатора будет зависеть от кадровой политики, технического оснащения и, главным образом, пассионарной энергии масс. Самый точный индикатор для бинарных опционов обязан давать предупреждающий сигнал на вход, тогда вероятность успеха будет максимальной [45].
Как в медицине спонтанные повреждения могут создавать нарушения комплементарности цепей ДНК, например в результате ошибок репликации, дезаминирования нуклеотидов, депурини-зации, так и в процессах интеграции комплементарных автохтонных этносов. А если учесть кон-спирологический характер ведения консциентальной войны, то этих нарушений будет значительно больше. Значит в репарации традиционного общества необходимы знания социально-политических технологий для выявления процес-
сов разрушения и конструирование собственных методов по оздоровлению социума.
В качестве критериев на руководящие посты должны предусматриваться: 1) этническая принадлежность к автохтонным народам России;
2) традиционное положение многодетной семьи;
3) профессиональные достоинства; 4) научный фактор (изобретательство, монографии) и т.д.
Итогом регенерации общества должна стать стабильность развития общества. Люди должны быть счастливыми от желания внести свою лепту в возрождение традиционных отношений в экономике (артели), в религии, согласно этносам (православие, ислам, ведизм), в образовании (русская национальная школа), в политике (суверенитет и национальные проекты).
Выводы. Осмысляя дихотомию Восток-Запад, мы вместе с Шубартом предполагаем не предчувствие гибели, а обновление жизни, которое закончится не столько опасностью для Запада, сколько пробуждением Востока и главное место в спасении Европы и мира будет отведено славянской душе [46, с.7, 4]. Грядущий эонический архетип Шубарта заставляет звучать доминанту высокого «ангельского» голоса в сменяющемся цикле истории. Мы ждём эоническую («иоанновский») и / или идеаци-онную приближающуюся эпоху, где память таких национальных проектов как «Святая Русь» должны сыграть значительную роль в истории.
Если коротко, то идеологию будущего представляют все религии мира. Зороастризм, христианство и все другие религии проповедуют отречение от насилия, воровства и убийств. За неправедный и греховный путь в последующем согласно Заратустре или Патристике человек после смерти окажется в аду, в то время как человек, совершающий благие деяния после смерти будет пребывать в раю. Буддийское учение в первой великой кальпе («Вивартакальпа») гласит о наступлении «периода эона эволюции, когда вселенная разворачивает своё существование» [47, с.102 -103]. У евреев в книге пророка Даниила мы ожидаем, когда «Бог воздвигнет царство, которое во веки не разрушится» (Дан.2:44).
Заметим, где возникает государство, там религия должна быть изгнана [46, с.383]. Наука в секу-лярном государстве встаёт на службу рынка и противостоит национальному самосознанию. Методология философии науки предлагает уничтожить национальное сомосознание своим утверждением: «Язык науки обязательно является независимым от национальных языков» [48]. К счастью, не все учёные участвуют в институциональ-
ных ловушках по убийству религиозного и национального самосознания.
На наших глазах постатлантическое человечество (Д.С. Мережковский) тысячелетняя культура Запада (Шпенглер), эпоха ренессанса [49, с. 69, 254] и капитализма (Фрид Альфред) через отказ от традиции и насаждение гетерономного (греч., от heteras - другой, и nomos - закон) секулярного сознания движется к апокалипсису. Социальная философия Запада в своей сакральности через утопистов Т. Мора и Т. Кампанеллу мечтает о «Городе солнца», через марксистов, в лице Маркса и Энгельса, стремится к построению коммунизма. Социологическая школа в лице Конта и Спенсера, утверждает «порядок» (уравновешенность групп и членов, общества, объединенных общими идеями и целями) и «прогресс» (использование знаний о законах развития и функционирования общества
для решения назревших проблем). Возникший идеологический и цивилизационный спор отражён в дихотомии Восток-Запад, который В. Шубарт описывает так: «Индусы и русские стоят по одну сторону, семиты, римляне, романские народы, и германцы - по другую» [46, с.16].
Нельзя русским чувствовать себя угнетёнными на своей собственной земле. Рано или поздно «социальная пружина» начнёт разворачиваться в противоположном направлении. Наш постулат такой: Восток на Западе пусть живёт по правилам Запада, но на Востоке пусть Запад живёт по традициям Востока. Претензии к «чужим» пусть будут у каждого на своей территории и мерки должны соответствовать не западным «международным положениям», а в соответствии с историческими заданностями. Речь идёт не об оправдании, а о расстановках точек над ь
1. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. М., Аспект Пресс, 2001; Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., Прогресс, 1996. 344 с.
2. Буякас Т.М. О проблемах становления чувства самоидентичности у студентов-психологов // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. 2000. № 1. С.56 - 62.
3. Колесов Д.В. Антиномии природы человека и психология различия (К проблеме идентификации и идентичности, идентичности и толерантности) // Мир психологии. 2004. №3. С.9 - 19.
4. Стефаненко Т.Г. Компоненты этнической идентичности: когнитивный, аффективный, поведенческий // Мир психологии. 2004. №3. С.38 - 43.
5. Гришина Е.А. Идентичность гражданская // Социологическая энциклопедия: в 2 т. М., Мысль, 2003. Т.1. 694 с.
6. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., Аспект Пресс, 2000. 288 с.
7. Лебедева Н.М. Социальная идентичность на постсоветском пространстве: от поисков самоуважения к поискам смысла // Психологический журнал. 1999. № 3. С.48 - 58; Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. СПб., Але-тейя, 2000. 240 с.
8. Иванова Н.Л., Конева Е.В. Социальная идентичность и профессиональное становление личности. Ярославль, Аверс-Пресс, 2004. 132 с.; Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М., УРАО. 2002. 160 с.
9. Markus H. Self-schemas and processing information about the self. Journal of Personality and Social Psychology. 1977. № 35. P.63 - 78
10. Мухина В.С. Феноменология развития и бытия личности. М., Московский психолого-социальный ин-т, Воронеж, НПО «МОДЭК», 1999. 640 с.
11. Келли Д. Теория личности. Психология личностных конструктов. СПб., «Речь», 2000. 249 с.; Франселла Ф., Бан-нистер Д. Новый метод исследования личности. М., Прогресс, 1987. 236 с.
12. Иванова Н.Л. Проблема психологического анализа социальной идентичности // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2006. Т.3, №4. С.14 - 38.
13. Clark, Donald N. Vanished Exiles: The Prewar Russian Community in Korea / Dae-Sook Suh. University of Hawaii Press, 1994. P.41 - 42.
14. Никипорец-Такигава Г.Ю. Русская диаспора в Японии: история, проблемы существования и сохранения русского языка // Журнал «Acta Linguistica». Т.1, 2007. С.75 - 83.
15. Ставров И.В. Тенденции демографического развития неханьских национальностей Северо-Восточного Китая (начало XXI века) // Вестник Дальневосточного отделения Российской академии наук. 2013. № 4. С.148; Пискунов С.А. Добровольная репатриация из Китая в СССР: опыт 1947 года (на примере РСФСР) // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества. Благовещенск, 2013. С.93.
16. Дынникова И. Годы странствий. Русские староверы в Бразилии // Родина. 2013. № 10. С.74; Сизоненко А.И. Русские в Латинской Америке (очерки). М., ИЛА РАН, 2005. 164 с.
17. Тагиров Э.Р. «Культура мира»: источники и замыслы идеи, пути реализации // Современная конфликтология в контексте культуры мира / под ред. Е.И. Степанова. М., Едиториал УРСС, 2001. 592.с.
18. Мухамадеева А.А. Культура и культура войны: сопряжение двух начал в свете глобализации // Конфликтология № 2, 2014, Казань. С.180-191.
19. Бурцева В. Списки лиц, проехавших через Германию во время войны // Газета «Общее дело» за 14.10.1917 и 16.10.1917. СПб.
Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 20, №6, 2018 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.20, no. 6, 2018
20. Фурман Д. Е., Задорожнюк Э.Г. Притяжение Балтии (балтийские русские и балтийские культуры) // Мир России. 2004. Т. XIII. № 3. С.98 - 130
21. Абызов Ю. Феномен культуры русских Латвии // Русские в Латвии. Вып. №3. Из истории и культуры староверия. Рига. 2003. 304 с.
22. Инфантьев Б. Русский язык и русская культура в Латвии в 20-е - 30-е годы // Альманах № XXVII «Русский мир и Латвия: Борис Федорович Инфантьев» Рига, 2011. С. 82 - 83; Инфантьев Б. Образ русского в латышском фольклоре // Русские в Латвии. История и современность. Рига 1997. С. 75.
23. Заварина А.А. Русское население Латвии (К истории поселения) // Русские в Латвии. Вып. 3 / сост. И.И. Иванов, ред. Б.Ф. Инфантьев. Рига, Веди, 2003. С.11 - 18.
24. Скринник В.М. Россия и зарубежные соотечественники: проблемы консолидации и интеграции в новых геополитических условиях. Автореферат дисс. ... докт. политич. наук. Бишкек, 2009. 36 с.: http://cheloveknauka.com/rossiva-i-zarubezhnve-sootechestvenniki
25. Ильин М.В. Балто-Черноморская система Матрицы и перспективы восточноевропейского политического развития // Космополис. Альманах. 2GGB. № 1. С.180 - 195.
26. Бекман Й. Геополитика в фальсификации истории Второй мировой войны // Черноморский исторический журнал. Обозреватель. 2010. № 4. С.42 - 56.
27. Дискриминация русских в странах Балтии: причины, формы, возможности преодоления. Сб. статей. М.; Рига, Московское бюро по правам человека, 2012. 238 с.
28. Itzik Zavalkov. Positive aspects of discrimination of russians in Baltic countries. The Journal of World Politics. 2014. No. В. P.132 - 133.
29. Бузаев В.В., Никифоров И.В. Современная европейская этнократия: нарушение прав национальных меньшинств в Эстонии и Латвии. М., Фонд «Историческая память», 2009. 280 с.
30. Проблемы прав национальных меньшинств в Латвии и Эстонии I ред. В.В. Полещук. М., ФИП, «Русская панорама», 2009. 243 с.
31. Этнические конфликты в странах Балтии в постсоветский период I под ред. А. Гапоненко. Рига, Ин-т европейских исследований, 2013; Прибалтийские русские: история в памятниках культуры / ред. А.В. Гапоненко. Рига, Ин-т европейских исследований, 2010. 736 с.; Дискриминация русских в странах Балтии: причины, формы, возможности преодоления II Московское бюро по правам человека 1-е : Сб. статей под общ. ред. д.э.н. Александра Гапоненко. М.; Рига, «Academia», 2012. С.238.
32. Бакунцев А.В. Русские в Прибалтике: проблема культурной самоидентификации // Вестник ЦМО МГУ, 2009, № 1. С.67 - 69.
33. Этническая политика в странах Балтии / отв. ред. В.В. Полещук, В.В. Степанов; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. М., Наука, 2013. 407 с.
34. Кривцов Н.В. Русская Финляндия. Москва, «Вече», 2009. 284 с.
35. Encyclopedia of American Emigration. Edited by Carl L. Bankston III. Tulane University Salem Press. 2010. P.910.
36. Skiljan, Filip. Rusi u Hrvatskoj. Zagreb , Savez Rusa u Republici Hrvatskoj, 2014. P. 26.
37. Мурадов Г.Л., Полоскова Т.В., Затулин К.Ф. и др. Справочник российского соотечественника // Русский мир, 2-е изд. М., 2006. С.32 - 33; Российская диаспора // Энциклопедический словарь «Конституционное право России» I под общ. ред. В.И. Червонюка. М., Юридическая литература, 2002. 432 с.
38. Тойнби А. Постижение истории. М., Прогресс, 1991. 736 с.
39. Николас Гудрик-Кларк. Оккультные корни нацизма. М., ЭКСМО, 2004. 576 с.
40. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. 5-е изд. СПб., 1895. С.72-73.
41. Michel Hulin, Hegel et l'Orient, Vrin, 1979. 224 р.
42. Голб Н., Прицак О. Хазарско-еврейские документы X века / ред. и коммент. В.Я. Петрухина. Изд. 2-е, доп. и ис-правл. М., Мосты культуры; Иерусалим, Гешарим, 2003. 240 с.
43. Одоевский В.Ф. Русские ночи. Л., Наука, 1975. 241 с.
44. Герцен А.И. Собрание сочинений: в 30-ти т. (1954 - 1966). Т.11: Былое и думы. М., 1957. Т.11. 807 с.; Т.8. М., Изд-во Акад. наук СССР, 1956. 518 с.
45. Индикаторы устойчивого развития России (эколого-экономические аспекты) / под ред. С.Н. Бобылева, П.А. Макеенко. М., ЦПРП, 2001. 220 с.
46. Шубарт Вольтер. Европа и душа Востока. М., Альманах «Русская идея», 2000. 448 с.
47. Корнев В. И. Буддийская космология: её место в системе буддийского мировоззрения // Религии мира. История и современность. Ежегодник. М., Наука, 1983. 256 с.
48. Бряник Н.В. Общие проблемы философии науки: словарь для аспирантов и соискателей I сост. и общ. ред. Н.В. Бряник; отв. ред. О.Н. Дьячкова. Екатеринбург, Изд-во Урал. гос. ун-та, 2007. 318 с.
49. Бердяев Н.А. Новое средневековье. Раз мышления о судьбе России и Европы. М., Феникс; ХДС-Пресс, 1991. 82 с.
THE IDENTITY OF THE EAST IN THE WEST, AND THE WEST IN THE EAST
© 2018 A.E. Shishkin
Alexey E. Shishkin, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Humanitarian Disciplines.
E-mail:[email protected]
Samara Medical University "Reaviz". Samara, Russia
Urgency. In an unprincipled society ideology is sure to be, but only on the strategy of the opponent. If, for example, is planted the tree will grow upwards and outwards, it will be deprived of the roots. The horizontally growing tree contradicts its genetic predisposition, so sooner or later it will be eradicated by the looking gardener, but perhaps the "other owner" will be able to cultivate it with vaccinations of other plants and get the fruits a hundred times sweeter. Category of identity. Of course, both in the West there is the East and in the East there is a place to the West. A man who lives in his mountain, steppe or sea element, where what is born and remains so for life. Each person is aware of his or her affiliation on national, religious, linguistic and other grounds. At first, he realizes himself, then grows into a social community, as a result, he establishes the norms in the family and in the workplace in the traditions given to him. Analysis of the marginalization of Russians in the East and in the West. The indigenous people of the East, who have education and decent work, remain in their native republics. Break away from their ancestral cortex-Ney, as a rule, cosmopolitans, which "where to feed - there will be their homeland." If they do not wish to integrate into their home world, then any country for them will be seen as a way to meet their needs. Their way of holding on to the Diaspora helps to capture business in markets, construction and transport, creating employment problems for autochthonous peoples. Since then, immigration has been almost non-existent except for investors taking over plants and factories inherited from the Soviet Union. Autochthonous peoples are deprived of the right to rent from natural resources, the development of national enterprises and the sovereign development of the country. Discussion discourse of East and West. If we do not build our plants, but give them to Western investors, then there are problems with employment and social employment. If we do not develop our agriculture, and are aimed at everything ready, provided by the world trade organization, then we will eat, respectively, genetically modified organisms, harmful to health, but bringing profit to their owners. Hence the lack of respect and sanctions, as well as planning to select the "orphan" territories adjacent to the Eastern or European States. Conclusion. It is necessary to conduct international diplomacy with all peoples not to the detriment of the autochthonous peoples of Russia.
Keywords: complementarity, marginalization, immigration, assimilation, Russophobia, sanctions, identity.
1. Belinskaya E.P., Tixomandriczkaya O.A. Social"naya psixologiya lichnosti (Social psychology of personality). M., Aspekt Press, 2001; E"rikson E\ Identichnost": yunost" i krizis (Identity: youth and crisis). M., Progress, 1996. 344 s.
2. Buyakas T.M. O problemax stanovleniya chuvstva samoidentichnosti u studentov-psixologov (On the problems of developing a sense of self-identity in psychology students). Vestnik MGU. Ser.14. Psixologiya. 2000. № 1. S.56 - 62.
3. Kolesov D.V. Antinomii prirody" cheloveka i psixologiya razlichiya (K probleme identifikacii i identich-nosti, identichnosti i tolerantnosti) (Antinomies of human nature and psychology of difference (to the problem of identification and identity, identity and tolerance)). Mirpsixologii. 2004. №3. S.9 - 19.
4. Stefanenko T.G. Komponenty" e"tnicheskoj identichnosti: kognitivny"j, affektivny"j, povedencheskij (Components of ethnic identity: cognitive, affective, behavioral). Mir psixologii. 2004. №3. S.38 - 43.
5. Grishina E.A. Identichnost" grazhdanskaya (The identity of the civil). Sociologicheskaya e^nciklopediya: v 2 t. M., My"sl", 2003. T.1. 694 s.
6. Andreeva G.M. Psixologiya social"nogo poznaniya (Psychology of social cognition). M., Aspekt Press, 2000. 288 s.
7. Lebedeva N.M. Social"naya identichnost" na postsovetskom prostranstve: ot poiskov samouvazheniya k pois-kam smy"sla (Social identity in the post-Soviet space: from the search for self-respect to the search for meaning). Psixologicheskij zhurnal. 1999. № 3. S.48 - 58; Xotinecz V.Yu. E"tnicheskoe samosoznanie. SPb., Aletejya, 2000. 240 s.
8. Ivanova N.L., Koneva E.V. Social"naya identichnost" i professional"noe stanovlenie lichnosti (Social identity and professional development of personality). Yaroslavl", Avers-Press, 2004. 132 s.; Povarenkov Yu.P. Psixologicheskoe soderzhanie professional"nogo stanov-leniya cheloveka (Psychological content of professional development of a person). M., URAO. 2002. 160 s.
9. Markus H. Self-schemas and processing information about the self. Journal of Personality and Social Psychology. 1977. № 35. P.63 - 78
10. Muxina V.S. Fenomenologiya razvitiya i by"tiya lichnosti (Phenomenology of personality development and existence). M., Moskovskij psixologo-social"ny"j in-t, Voronezh, NPO «MODE"K», 1999. 640 s.
11. Kelli D. Teoriya lichnosti. Psixologiya lichnostny"x konstruktov (Theory of personality. Psychology of personal constructs). SPb., «Rech"», 2000. 249 s.; Fransella F., Bannister D. Novy"j metod issledovaniya lichnosti (New method of personality research). M., Progress, 1987. 236 s.
12. Ivanova N.L. Problema psixologicheskogo analiza social"noj identichnosti (The problem of psychological analysis of social identity). Psixologiya. Zhurnal Vy^sshej shkoly" e^konomiki. 2006. T.3, №4. S.14 - 38.
Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 20, №6, 2018 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.20, no. 6, 2018
13. Clark Donald N. Vanished Exiles: The Prewar Russian Community in Korea / Dae-Sook Suh. University of Hawaii Press, 1994. P.41 - 42.
14. Nikiporecz-Takigava G.Yu. Russkaya diaspora v Yaponii: istoriya, problem/ sushhestvovaniya i soxraneniya rus-skogo yazy"ka (Russian Diaspora in Japan: history, problems of existence and preservation of the Russian language). Zhurnal «Acta Linguistica». T.1, 2007. S.75 - 83.
15. Stavrov I.V. Tendencii demograficheskogo razvitiya nexan"skix nacional"nostej Severo-Vostochnogo Kitaya (nachalo XXI veka) (Trends of demographic development of non-Han nationalities of North-Eastern China (beginning of XXI century)). Vestnik DaTnevostochnogo otdeleniya Rossijskoj akademii nauk. 2013. № 4. S.148; Piskunov S.A. Dobrovol"naya repatriaciya iz Kitaya v SSSR: opy"t 1947 goda (na primere RSFSR) (Voluntary repatriation from China to the USSR: 1947 experience (on the example of the RSFSR)). Rossiya i Kitaj: istoriya i perspektivy" sotrudnichestva. Blagoveshhensk, 2013. S.93.
16. Dy"nnikova I. Gody" stranstvij. Russkie starovery" v Brazilii (Years of wandering. Russian old believers in Brazil). Rodina. 2013. № 10. S.74; Sizonenko A.I. Russkie v Latinskoj Amerike (ocherki) (Russians in Latin America (essays)). M., ILA RAN, 2005. 164 s.
17. Tagirov E".R. «Kul"tura mira»: istochniki i zamy"sly" idei, puti realizacii ("Culture of peace": sources and ideas, ways of realization) // Sovremennaya konflikto-logiya v kontekste kul"tury" mira / pod red. E.I. Stepanova. M., Editorial URSS, 2001. 592.s.
18. Muxamadeeva A.A. Kul"tura i kul"tura vojny": sopryazhenie dvux nachal v svete globalizacii (Culture and culture of war: bridging the two in the light of globalization). Konfliktologiya, № 2, 2014, Kazan". S.180 - 191.
19. Burceva V. Spiski licz, proexavshix cherez Germaniyu vo vremya vojny" (Lists of persons who passed through Germany during the war). Gazeta «Obshhee delo» za 14.10.1917 i 16.10.1917. SPb.
20. Furman D. E., Zadorozhnyuk E".G. Prityazhenie Baltii (baltijskie russkie i baltijskie kul"tury") (The attraction of Baltic States (the Baltic Russians and Baltic culture)). MirRossii. 2004. T. XIII. № 3. S.98 - 130.
21. Aby"zov Yu. Fenomen kul"tury" russkix Latvii (The phenomenon of the culture of the Russians of Latvia). Russkie v Latvii. Vy"p. №3. Iz istorii i kul"tury" sta-roveriya. Riga. 2003. 304 s.
22. Infant"ev B. Russkij yazy"k i russkaya kul"tura v Latvii v 20-e - 30-e gody" (Russian language and Russian culture in Latvia in the 20s-30s). Afmanax № XXVII«Russkij mir i Latviya: Boris Fedorovich Infanfev» Riga, 2011. S. 82 - 83; Infant"ev B. Obraz russkogo v laty"shskom fol"klore (The image of Russian in Latvian folklore). Russkie v Latvii. Istoriya i sovremennost\ Riga 1997. S. 75.
23. Zavarina A.A. Russkoe naselenie Latvii (K istorii poseleniya) (The Russian population of Latvia (on the history of the settlement)). Russkie vLatvii. Vy"p. 3 / sost. I.I. Ivanov, red. B.F. Infant"ev. Riga, Vedi, 2003. S.11 - 18.
24. Skrinnik V.M. Rossiya i zarubezhny"e sootechestvenniki: problemy" konsolidacii i integracii v novy"x geo-politicheskix usloviyax (Russia and foreign compatriots: problems of consolidation and integration in the new geopolitical conditions). Avtoref. diss. ... dokt. politich. nauk. Bishkek, 2009. 36 s.: http://cheloveknauka.com/rossiya-i-zarubezhnye-sootechestvenniki
25. Il"in M.V. Balto-Chernomorskaya sistema Matricy i perspektivy" vostochnoevropejskogo politicheskogo razvitiya (Baltic-black sea matrix System and prospects for Eastern European political development). Kosmopolis. Afmanax. 2008. № 1. S.180 - 195.
26. Bekman J. Geopolitika v fal"sifikacii istorii Vtoroj mirovoj vojny" (Geopolitics in falsification of the history of the Second world war). Chernomorskij istoricheskij zhurnal. ObozrevateV. 2010. № 4. S.42 - 56.
27. Diskriminaciya russkix v stranax Baltii: prichiny", formy", vozmozhnosti preodoleniya (Discrimination of Russians in the Baltic States: causes, forms, possibilities of overcoming). Sb. statej. M.;Riga, Moskovskoe byuro po pravam cheloveka, 2012. 238 s.
28. Itzik Zavalkov. Positive aspects of discrimination of russians in Baltic countries. The Journal of World Politics. 2014. No. 8. P.132 - 133.
29. Buzaev V.V., Nikiforov I.V. Sovremennaya evropejskaya e"tnokratiya: narushenie prav nacional"ny"x men"-shinstv v E"stonii i Latvii (Modern European ethnocracy: violation of the rights of national minorities in Estonia and Latvia). M., Fond «Istoricheskaya pamyat"», 2009. 280 s.
30. Problemy" prav nacional"ny"x men"shinstv v Latvii i E"stonii (Problems of the rights of national minorities in Latvia and Estonia) / red. V.V. Poleshhuk. M., FIP, «Russkaya panorama», 2009. 243 s.
31. E"tnicheskie konflikty" v stranax Baltii v postsovetskij period (Ethnic conflicts in the Baltic countries in the post-Soviet period) / pod red. A. Gaponenko. Riga, In-t evropejskix issledovanij, 2013; Pribaltijskie russkie: istoriya v pamyatnikax kul"tury" (Baltic Russians: history in cultural monuments) / red. A.V. Gaponenko. Riga, In-t evropejskix issledovanij, 2010. 736 s.; Diskriminaciya russkix v stranax Baltii: prichiny", formy", vozmozhnosti preodoleniya (Discrimination of Russians in the Baltic States: causes, forms, possibilities of overcoming). Moskovskoe byuro po pravam cheloveka 1-e : Sb. statej pod obshh.red. d.e".n. Aleksandra Gaponenko. M.; Riga, «Academia», 2012. S.238.
32. Bakuncev A.V. Russkie v Pribaltike: problema kul"turnoj samoidentifikacii (Russians in the Baltic States: the problem of cultural identity). Vestnik CzMO MGU, 2009, № 1. S.67 - 69.
33. E"tnicheskaya politika v stranax Baltii (Ethnic policy in the Baltic States) / otv. red. V.V. Poleshhuk, V.V. Stepanov; In-t e"tnologii i antro-pologii im. N.N. Mikluxo-Maklaya RAN. M., Nauka, 2013. 407 s.
34. Krivczov N.V. Russkaya Finlyandiya (Russian Finland). M., «Veche», 2009. 284 s.
35. Encyclopedia of American Emigration. Edited by Carl L. Bankston III. Tulane University Salem Press. 2010. P.910.
36. Skiljan, Filip. Rusi u Hrvatskoj. Zagreb , Savez Rusa u Republici Hrvatskoj, 2014. P. 26.
37. Muradov G.L., Poloskova T.V., Zatulin K.F. i dr. Spravochnik rossijskogo sootechestvennika (Directory of Russian compatriot). Russkij mir, 2-e izd. M., 2006. S.32 - 33; Rossijskaya diaspora (The Russian Diaspora). E^nciklopedicheskij slovar" «Konstitucionnoe pravo Rossii» / pod obshh. red. V.I. Chervonyuka. M., Yuridicheskaya lit-ra, 2002. 432 s.
38. Tojnbi A. Postizhenie istorii (A study of history). M., Progress, 1991. 736 s.
39. Nikolas Gudrik-Klark. Okkul"tny"e korni nacizma (Occult roots of Nazism). M., E"KSMO, 2004. 576 s.
40. Danilevskij N.Ya. Rossiya i Evropa (Russia and Europe). 5-e izd. SPb., 1895. S.72 - 73.
41. Michel Hulin, Hegel et l'Orient, Vrin, 1979. 224 p.
42. Golb N., Priczak O. Xazarsko-evrejskie dokumenty" X veka (Russia and Europe) / red. i komment. V.Ya. Petruxina. Izd. 2-e, dop. i ispravl. M., Mosty" kul"tury"; Ierusalim, Gesharim, 2003. 240 s.
43. Odoevskij V.F. Russkie nochi (Russian nights). L., Nauka, 1975. 241 s.
44. Gercen A.I. Sobranie sochinenij: v 30-ti t. (1954 - 1966). T.11: By"loe i dumy" (Collected works). M., 1957. T.11. 807 s.; T.8. M., Izd-vo Akad. nauk SSSR, 1956. 518 s.
45. Indikatory" ustojchivogo razvitiya Rossii (e"kologo-e"konomicheskie aspekty") (Indicators of sustainable development of Russia (ekologo-economic aspects)) / pod red. S.N. Boby"leva, P.A. Makeenko. M., CzPRP, 2001. 220 s.
46. Shubart Vol"ter. Evropa i dusha Vostoka (Europe and the soul of the East). M., Al"manax «Russkaya ideya», 2000. 448 s.
47. Kornev V.I. Buddijskaya kosmologiya: eyo mesto v sisteme buddijskogo mirovozzreniya (Buddhist cosmology: its place in the system of Buddhist worldview). Religii mira. Istoriya i sovremennost\ Ezhegodnik. M., Nauka, 1983. 256 s.
48. Bryanik N.V. Obshhie problemy" filosofii nauki: slovar" dlya aspirantov i soiskatelej (General problems of the philosophy of science: Glossary for post-graduate students) / sost. i obshh. red. N.V. Bryanik; otv. red. O.N. D"yachkova. Ekaterinburg, Izd-vo Ural. gos. un-ta, 2007. 318 s.
49. Berdyaev N.A. Novoe srednevekov"e. Raz my"shleniya o sud"be Rossii i Evropy" (New middle ages. Thinking about the fate of Russia and Europe). M., Feniks; XDS-Press, 1991. 82 s.