Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 20, №6, 2018 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.20, no. 6, 2018
учной новизны. В статье по-новому раскрывается значение идей Бахтина в двух направлениях: фундаментальном (теоретическом) и практико-ориентированном для Мордовии, в разрешении которых большая роль отводится Центру М.М. Бахтина. Он был открыт в 2015 году и сегодня уже завоевал признание не только в России, но и за рубежом. В Центре ведется активная научная, просветительская и экскурсионная работа. Проводятся циклы открытых лекций, онлайн-семинары с вузами России и зарубежья. Уже сегодня создана концепция и разработаны методы анализа современного состояния культуры в регионе, сохранения и популяризации культурного наследия Бахтина. Автор утверждает, что при условии реализации плана, результаты исследования могут соответствовать уровню мировых достижений в гуманитарной и социальной сферах, а их апробация - в научной, социальной, культурной, образовательной, коммуникационной будет плодотворна. Очень важна для научной жизни информационная составляющая, содержащаяся в статье.
Оригинальность и научная новизна исследования обусловлена следующими онтологически значимыми факторами: созданием единого проблемного поля, позволяющего на основе анализа сущностных концептов и научной парадигмы М.М. Бахтина выявить специфику социальных отношений в Мордовии, провести их контент-анализ; а также разработкой прикладной составляющей исследования, имеющего значимость для региона: изучением форм социального взаимодействия, созданием методики моделирования социокультурных технологий.
Завершает статью примечание, по которому можно судить о значительном научном заделе ученых, которые являются исполнителями данного исследовательского проекта (Н.И. Воронина, С.А. Дубровская, И.В. Клюева, А.А. Сычев).
Считаю, что статья готова и может быть рекомендована к опубликованию в журнале ВАК РФ «Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки».
Рецензия на статью И.Л. Сиротина «Соотношение элементов традиционной этнической культуры и цифровых технологий в процессе профессиональной подготовки дизайнеров»
© 2018 Е.А. Мартынова
Доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии ФГБОУ «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева». Саранск, Республика Мордовия, Россия
Востребованность профессиональных дизайнеров на рынке труда сегодня во многом определяется развитием технического оснащения отраслей экономики, внедрением вычислительной техники и новых информационных технологий, Veb-pecypcoв и мультимедийных продуктов. Это рождает потребность в квалифицированных специалистах междисциплинарного профиля, имеющих, с одной стороны, фундаментальное образование в сфере дизайна и визуальной коммуникации, а с другой, уверенно владеющих компьютерными технологиями. Дизайнеры помимо глубоких знаний в конкретной художественной области должны иметь высочайший уровень владения информационным программным обеспечением для решения профессиональных творческих задач.
В то же время и образовательные стандарты ориентируют нас на перестройку организации учебного пpoцecca. В наибольшей степени это касается экспериментальной деятельности преподавателя и студентов. Поэтому одной из актуальных проблем профессиональной подготовки студентов-дизайнеров является проблема качества обучения цифровым технологиям, которая может быть решена с помощью современных методов и педагогических технологий, среди которых на первое место выходят Digital Arts.
Becьмa актуальной в заданном ракурсе нам видится представленная к публикации статья И.Л. Сиротиной (с. 81 - 84), ключевыми понятиями которой являются «этнокультура» и «Digital Arts». Автор анализирует возможности их интегрированного использования в процессе профессионального становления дизайнеров и подтверждает потенциальные возможности такой методологии собственным педагогическим опытом.
Современное профессиональное образова-
Рецензия Review
ние нуждается в разработке новой методологии, основанной на интеграционных процессах, в которых объектом исследования становятся все звенья образовательной системы в их взаимодействии с сообществом и человеком. Закономерным здесь становится и обращение к этническим традициям, опредмеченным в сложной знаково-символической системе, отражающей миропонимание и ценностные ориентации этноса. Внимание ученых Мордовского университета всегда было обращено к изучению различных аспектов и элементов культур финно-угорских народов. Отдельный вектор поиска возможные модусы актуализации символического капитала традиционной этно-культуры в условиях социокультурной динамики современности.
И.Л. Сиротина предлагает технологию приобщения студентов-дизайнеров к этой деятельности путем интеграции науки, искусства, собственно проектного творчества и цифровых технологий. Изучая элементы финно-угорской культуры, делая попытки раскодирования древних символов, студенты затем включают их в свои творческие работы, создаваемые в технологи Digital Arts. В современном дискурсе Цифровое искусство рассматривается как искусство, которое исследует компьютерные, инженерные технологии; инструмент, материалом, для творчества которого является информационное содержание. Цифровая составляющая в нем определяется как информационный материал, проводник, который сообщает зрителям закодированную информацию. Это, несомненно, коррелирует с процессом кодирования информации древними символами. Технологии разные, а суть одна.
Научная новизна представленной статьи состоит в том, что она направлена на выявление комплекса педагогических условий, при которых разработанная теоретическая модель обеспечит эффективную подготовку будущих специалистов-дизайнеров. Подобный подход позволяет формировать профессионалов «нового времени», спрос на которых с развитием цифровых технологий будет только расти. Заявленная методология обучения нацелена на освоение новых инструментов и технологий, формирование профессиональных навыков, развитие системного и дизайнерского мышления. Немаловажно, что при этом формируется их историческая память, национальное самосознание.
Резюмируя, подтверждаем, что актуальность и научная новизна данной статьи бесспорны.
Материал оригинальный и является авторским. Статья написана хорошим научным стилем, отмечена логичной структурой и культурой цитирования, ссылки оформлены в соответствии с требованиями издания.
Таким образом, статья профессора Сиротиной Ирины Львовны «Соотношение элементов традиционной этнической культуры и цифровых технологий в процессе профессиональной подготовки дизайнеров» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации в журнале «Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки».
Рецензия на статью С.А.Голубков, Л.В.Куриленко «Формирование у студента-филолога информационной компетентности при изучении вербальных макросистем»
В.М.Нестеренко
Доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет». Самара, Россия
Представленная к рецензированию статья С.А. Голубкова и Л.В. Куриленко посвящена проблеме формирования информационной компетентности у студента-филолога при изучении вербальных макросистем.
Данный вопрос относится к сфере профессиональной педагогики, в частности, к методике преподавания в вузе посредством информационных технологий, которые в последнее время получают все большую популярность.
Подчеркивая, что макросистема состоит из систем разного смыслового объема и масштаба и ее иерархичность на порядок сложнее иерархичности простой системы, С.А. Голубков и Л.В. Куриленко обращают внимание на необходимость наличия информационной компетентности как со стороны преподавателя, так и со стороны студента.
Авторы выделяют в статье основные вербальные многосоставные макросистемы: историко-литературный процесс и литературоведение как науку, обращая внимание при этом на обострение проблемы критического отношения к источникам информации, к их авторитетности и научной достоверности. С целью реше-