Научная статья на тему 'Рецензия на статью С. А. Дубровская "Бахтинская концепция смеха в работах литературоведов Поволжья"'

Рецензия на статью С. А. Дубровская "Бахтинская концепция смеха в работах литературоведов Поволжья" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
120
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на статью С. А. Дубровская "Бахтинская концепция смеха в работах литературоведов Поволжья"»

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 20, №6, 2018 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.20, no. 6, 2018

Рецензия на статью С.А. Дубровская «Бахтинская концепция смеха в работах литературоведов Поволжья»

© 2018 Е.А. Жиндеева

Доктор филологических наук, профессор кафедры литературы и методики обучения литературе Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева. Саранск, Республика Мордовия, Россия

В последние десятилетия идеи М.М. Бахтина все чаще привлекают внимание представителей отечественной гуманитаристики, и литературоведы здесь не исключение. Статья С.А. Дубровской «Бахтинская концепция смеха в работах литературоведов Поволжья» (с.57 - 61) посвящена рецепции бахтинской концепции смеха поволжским литературоведением.

Представив в первой части статьи абрис теории смехового слова, Дубровская фактически предлагает новый ракурс в исследовании поэтики комического в литературе. Перед нами серьезное, методологически продуманное и научно выдержанное исследование, затрагивающее не только важную историко-литературную проблему, но и вполне обоснованно выходящее в область современной литературной теории.

Основной целью работы является постановка проблемы поиска новых подходов к изучению национальных фольклорных и литературных материалов с опорой на концепцию смеха и смехо-вого слова М.М. Бахтина. Анализируя литературоведческие труды разных жанров (монографии, диссертации, научные статьи) Дубровская выстраивает развернутую картину восприятия бах-тинских идей гуманитаристикой Поволжья.

Выявляя и характеризуя складывающиеся тенденции, автор приходит к выводу об устойчивом интересе к проблемам смеха и комического в региональной культуре и литературе, что и позволяет ему говорить о возможности качественно нового этапа в использовании идей бахтинской концепции смеха.

Статья С.А. Дубровской является актуальной, завершенной работой, отвечающей всем требованиям, предъявляемым к современной научной статье, и может быть рекомендована к печати в журнале списка ВАК РФ «Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки».

Рецензия на статью

В.Н. Востриков «Самарский дворец

музыки в развитии стиля Ар Деко»

© 2018 О.В. Калугина

Доктор искусствоведения, главный научный сотрудник кафедры кино и современного искусства факультета истории искусств Российского государственного гуманитарного университета. Санкт-Петербург. Россия

Представленная на рецензирование статья «Самарский Дворец музыки в развитии стиля Ар Деко» (с.16 - 21) посвящена интересному опыту своеобразной архитектурной реконструкции образного решения ранее существовавшего здания в рамках нового оригинального архитектурного сооружения. Автор избирает в качестве исследовательского подхода путь последовательного формально-стилистического анализа сооружения, прибегая к периодическим реминисценциям по отношению к ранее существовавшему зданию в стиле модерн, с одной стороны, и традициям наследовавшему этому направлению Ар Деко, с другой.

Следует отметить, что В.Н. Востриков хорошо владеет приемами стилистического и культурно-исторического анализа, что позволяет ему выстроить аргументированную логику всего повествования. Понимая законы восприятия произведения архитектуры, автор избирает правильный путь от описания внешнего облика здания к воспроизведению основных композиционных составляющих его интерьера. Исследователь тонко подмечает основные образно-пластические акценты, реализуемые, в том числе, и с применением произведений скульптуры, пластического декора, витражей и выразительных отделочных материалов. Именно последнее, по аргументированному мнению В.Н. Вострикова, сближает данное сооружение с вновь востребованными в конце ХХ - начале XXI вв. традициями стиля Ар Деко.

Исследование Вострикова демонстрирует хорошее знание автором методики анализа произведений искусства, отличную эрудицию в сфере истории архитектуры, в том числе и Самарского региона. Статья является оригинальным научным исследованием, оформлена с учетом требований, предъявляемых к публикациям, размещенным в изданиях, входящих в список рецензируемых изданий ВАК. Работа сопровождается убедительным иллюстративным материалом, исчерпывающей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.