Научная статья на тему 'Рецензия на статью К. С. Бакирова "образ популярного российского исполнителя классической музыки в современной карикатуре"'

Рецензия на статью К. С. Бакирова "образ популярного российского исполнителя классической музыки в современной карикатуре" Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
38
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на статью К. С. Бакирова "образ популярного российского исполнителя классической музыки в современной карикатуре"»

Рецензия Review

Рецензия на статью. В.Б. Малышев, Е.А. Тонкошкурова «Вопрос о подлинности в архитектонике мультикультурного дискурса»

© 2019 С.В. Соловьева

Доктор философских наук, доцент, проректор по научной работе и международным связям Самарского государственного института культуры. E-mail: [email protected] Самара, Россия

Статья авторов Малышева Владислава Борисовича, доктора философских наук, профессора кафедры философии Самарского государственного технического университета и Тонкошкуровой Екатерины Александровны, соискателя, затрагивает тонкий и интересный вопрос о том, какова архитектоника подлинного в современном мире. Авторы пытаются понять проблему не только на уровне социально-философских репрезентаций, но и выйти на уровень трансцендентальных оснований мультикультурного дискурса.

В интересующем нас смысле мы можем от-рефлексировать методологическую позицию авторов через немецкое eigentlich как подлинный и Eigentlichkeit как подлинность, первоначальное состояние. Более широко спектр значений eigentlich - истинный, подлинный, первоначальный, прямой, аутентичный. При этом ставится проблема подлинности дискурса, где выявлен спектр значений подлинности в рамках фундаментальной онтологической перспективы. Подлинный понимается в семантике немецкого eigentlich в значении истинный, подлинный, первоначальный, прямой.

Важной гипотезой исследования авторов становится отнесение мультикультурализма к самому способу европейского мышления как к источнику дифференциального видения сущего. Этот способ мышления, деятельности, как полагают исследователи, имеет свое проявление в

европейском Воображаемом, что согласуется с воззрениями апологетов мультикультурализма.

По сути, в статье ставится глубинный вопрос о том, как возможен сам дискурс и как возможно подлинное существование его субъекта в пространстве человеческой культуры, как возможно существование различных Других в мире, где подлинность подвижна. При этом интересно отметить, что, по представлению авторов, дискурс сам становится субъектом моделирования социально-культурных репрезентаций. В качестве эмпирической модели для апробации гипотетических положений исследования предложен текст «Собора парижской богоматери» Виктора Гюго. Обращение к подобному примеру весьма актуально, ведь недавний пожар в Нотр-Даме стал манифестацией своеобразного цивилизаци-онного «разлома», характерного для культурного ареала современной Западной Европы. Цивилизация одного типа медленно, но верно отступает перед иной цивилизацией, при этом оставляя последней базовый каркас представлений на уровне воображаемого.

Ведь базовая, задающая способ деятельности реальность в массмедиа особым образом пересекается с мультикультурным дискурсом. Этот дискурс входит в нее и обретает в новой среде новые «химерические» проекции, существуя преимущественно за счет трансформаций и мутаций. «Другой» и «граница» исчезают в химерической дымке воображаемого и становятся неопределимыми, выступая в модальностях «как будто», «нечто, вроде», «как бы». Итак, исследование проблемы подлинности дискурса, в том числе и дискурса мультикультурного, предпринятое авторами рецензируемой статьи достаточно оригинально и продуктивно проливает свет на ключевые тенденции развития европейской культуры. Рефреном в решении указанной проблемы звучат слова: «Представим себе, что границы размыты, а другой - это ты сам, что же тогда «свое», где же искать подлинность своего существования в расщепленной на отдельные сегменты реальности?».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.