Научная статья на тему 'Архитектоника химерического как способ опосредования первичной реальности'

Архитектоника химерического как способ опосредования первичной реальности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
168
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТОНИКА / ХИМЕРИЧЕСКОЕ / НАРЦИССИЗМ / МЕДИА / ПЕРВИЧНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ARCHITECTONICS / CHIMERICAL / NARCISSISM / MEDIA / PRIMARY REALITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Малышев Владислав Борисович

Способ европейского мировосприятия есть созерцание химерического, фантастического, несбыточного. Архитектоника химерического в современную эпоху строится на эффекте медийного удвоения реальности, нарциссистского самоотражения, которое, по сути, воспроизводит основную схему европейского метафизического мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHITECTONICS OF THE CONCEPTS OF CHIMERIC AS A WAY OF MEDIATING PRIMARY REALITY

The way of the European worldview is contemplation of the chimerical, fantastic, and impossible. Architectonics of the chimerical in the modern era is based on the media effect of doubling of reality, narcissists of self-reflection, which essentially reproduces the basic scheme of the European metaphysical thinking.

Текст научной работы на тему «Архитектоника химерического как способ опосредования первичной реальности»

ФИЛОСОФИЯ

УДК 130.2

АРХИТЕКТОНИКА ХИМЕРИЧЕСКОГО КАК СПОСОБ ОПОСРЕДОВАНИЯ

ПЕРВИЧНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

© 2015 В.Б.Малышев

Самарский государственный технический университет

Статья поступила в редакцию 20.10.2015

Способ европейского мировосприятия есть созерцание химерического, фантастического, несбыточного. Архитектоника химерического в современную эпоху строится на эффекте медийного удвоения реальности, нарциссистского самоотражения, которое, по сути, воспроизводит основную схему европейского метафизического мышления.

Ключевые слова: архитектоника, химерическое, нарциссизм, медиа, первичная реальность.

В эпоху господства массмедиа возникает вопрос о природе медиального опосредования реальности, о химерическом характере такого опосредования, что, в конечном счете, выливается в проблему основного способа мировосприятия в Новое время.

Интеллект новоевропейского мыслителя «выцарапывает» фигуры мысли на поверхности метафизического циферблата как обращенной на человека его собственный механической проекции. Основной жизненный миф европейца - миф о Нарциссе. Причем именно в том смысле, в котором его анализирует М.Маклюэн, производя греческое «Нарцисс» от «наркозис», или «оцепенение». Созерцание своего образа в среде, которая воспроизвела его отражение, вызвало оцепенение чувств Но только ли себя увидел Нарцисс в воде? Может статься, что он увидел завораживающий взгляд нечеловеческого существа? Именно так действуют современные медиа, их взгляд - умертвляющий чувства взгляд химерического чудовища. Расширение Нарцисса в зеркале, иной, внечеловеческой среде, завороживает его остальные чувства. Именно такое комфортабельное оцепенение испытываем мы, сидя перед экраном телевизора или монитором компьютера. Слова песни «Comfortably numb» рок-группы Pink Floyd из альбома «The Wall» служат еще одним подтвер-

Малышев Владислав Борисович, доктор философских наук, заведующий кафедрой философии. E-mail: [email protected]

1 Маклюэн, Г.М. Понимание Медиа: Внешние расшире-

ния человека / Г.М.Маклюэн. — М.: Жуковский: «Ка-

нон-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003. - С.50.

ждением этой базовой особенности медийного опосредования реальности: «I have become comfortably numb».

Однако корни указанного оцепенения чувств надо искать в проекте самой европейской метафизики, ибо главный герой ее основного мифа - созерцающий собственное отражение чистый Разум.

Способ европейского миросозерцания уникален. Посреди сущего перед человеком ставится трансформированный собственный образ, как мембрана, навеки отделившая человека от подлинного бытия. Сознание человека колеблется между «я» и «не-я», между химерическим и подлинным.

В метафизическом плане понятие «химерического» исследовано очень слабо, между тем, изучение химерического приобретает особую актуальность в эру виртуальной реальности. Средневековое понимание виртуального как потенций, скрытых во внутреннем пространстве материи (Августин, Кузанский, Аквинат), будучи технически опосредовано, обрело конкретное воплощение. Виртуальная реальность как некий «недород бытия» (С.С.Хоружий), химерическое мерцание неких фантомных образований своим истоком имеет проект мышления, который зарождался в ощущении внечело-веческого. Особенно важно сегодня понять архитектонику химерического как «альфа» и «омега» этого проекта.

Определенные аспекты проблемы химерического были рассмотрены ранее2, теперь наша

2 Малышев, В.Б. Семантика денег как химера и симу-лякр современной европейской культуры / В.Б.Малы-

задача - раскрыть метафизическую архитектонику химерического. Напомним, что античной культуре химерой является огнедышащее чудовище, которое, как правило, химера имеет голову льва, туловище козы и хвост дракона3. В средневековой европейской архитектуре скульптурные изображения химер стали играть роль мистических стражей здания (например, химеры Собора Парижской Богоматери, Кельнского Собора, Миланского Собора). По мере дальнейшего синтеза европейского воображаемого химерой могло быть названо любое фантастическое чудовище, возникшее в воображении человека искусства - скульптора, живописца, поэта, драматурга, в образе которого нет ничего человеческого. Именно внечеловечность химерического - наиболее весомая причина, делающая его изучение особенно актуальным, когда на смену человеческому разуму может прийти «искусственный интеллект».

Помимо своего основного значения, рассматриваемый термин несет дополнительную смысловую нагрузку, химеричность является признаком самого способа европейского мышления. Химерический - значит фантастический, несбыточный. Химера - пустая фантазия. Химеричность - мнимость, кажимость. Такова, в частности европейская метафизика, таков европейский мыслитель, живущий в погоне за несбыточной мечтой, достаточно вспомнить содержание трагедии «Фауст» И.-В.Гете.

Хотя в немецком оригинале «Фауста» И.В.Гете мы не найдем этого слова, метаязыко-вой уровень, уровень перевода, вполне адекватно описывает суть происходящего.

И мы считаем праздною химерой

Все, что превыше повседневных нужд...

(И.В.Гете. Фауст. Гл.1. Пер Б.Л.Пастернака)

Однако фраза, которую произносит Мефи-стофиль, с предельной семантической полнотой свидетельствует о химеричности мышления человека в новоевропейской культуре. «Es ist ein Zauberbild, ist leblos, ein Idol», что можно перевести «это всего лишь игра воображения, безжизненный идол», где das Zauberbild — «чарующая картина, созданная воображением», leblos - «безжизненный, неорганический, der Zauber — «колдовство, волшебство». Выражение das Idol - слово, отсылающее к «бэконовским» идеям о призраках человеческого разума или,

шев // Известия Самарского научного центра РАН. -2013 . - Т 15. - N 2(4). - С. 1083 - 1087. 3 Мифы народов мира: энциклопедия: в 2 т. 2-е изд. -Т. 2: К - и. - М.: Изд-во Советская Энциклопедия,1988. - C.592.

буквально, «идолах», которые преследуют человека на пути познания.

Бэконовское учение об идолах знания, признание основных положений европейской метафизики химерическими О.Контом, и самого человека Б.Паскалем - все это доказательство от противного, апология самого способа европейского мышления, который в корне своем негативен. Новоевропейский мыслитель борется с идолами познания, но забывает, что бороться надо с мыслительной средой, которой они порождены - океаном ничто.

«Идолы же, которыми одержим дух, бывают либо приобретенными, либо врожденными. Приобретенные вселились в умы людей либо из мнений и учений философов, либо из превратных законов доказательств. Врожденные же присущи природе самого разума, который оказывается гораздо более склонным к заблуждениям, чем чувства...»4

Суть формирования архитектоники химерического в европейской культуре предстает как стратификация способов опосредования первичной реальности. При этом, как правило, происходит усложнение такого опосредования.

Под первичной реальностью мы понимаем прежде всего само бытие, понятое в контексте античного фисц. Так как для европейца непосредственное созерцание первичной реальности труднодостижимо, можно также указать на отдельные аспекты миросозерцания, в которых первичная реальность открывается в относительном смысле. Это, прежде всего, хайдеггеро-во das Offene (открытое, открытость), öffnende, Offenheit (разверзающая разверстость, как предикат «мира»), мироощущение через «звон тишины», das Geläut der Stille.

Фиск;, тем не менее, имеет оптическую достоверность, оно не незримое (das Unsichbare), оно является изначально узренным (das Gesichtete), слово обозначает «увидеть», «обнаружить» М.Хайдеггер приводит пример с чистыми «пространством» и «временем», совсем в кантианском духе. Если мы смотрим на комнату, то за ее конкретностью только подразумеваем пространство, «как нечто неявное»5. Если мы смотрим на часы, то также за предметностью циферблата видим «непредметное» время. Неявность и непредметность напоминают кантову

4 Бэкон, Ф. Соч. В 2-х томах / Ф.Бэкон. - М.: "Мысль", 1978. - Т. 1.- С.77.

5 Хайдеггер, М. Гераклит. Начало западного мышления / М.Хайдеггер. - СПб.: Владимир Даль, 2011. - С.181

Философия

«априорность». Фиск; бытийствует как «неприметное», «неприметное сияние»6.

Колебание маятника сознания «между созерцанием внешней и внутренней реальности» наводит на представление о неких метафизических часах, о метафизическом циферблате, который есть ничто иное, как внешний край исподволь вызревающих процессов. Бергсонов-ская «точка, расположенная на одинаковом расстоянии» от «внешнего» и «внутреннего» напоминает деления на циферблате часов. Цитируя Бергсона, можно понять представление об особом рецепте соотношения «бытия» и «ничто», о дроблении на кванты мертвого времени «живой» внечеловеческой длительности, пропущенной через метафизическое ничто человеческого воображаемого. Интеллект, словно воображаемый «гравер», наносит деления на метафизическом циферблате европейского миросозерцания.

Вообще, семантика мышления как искусства гравировки на некой гладкой (стеклянной, металлической) поверхности очень характерна для новоевропейской культуры.

Мой глаз гравером стал и образ твой

Запечатлел в моей груди правдиво.

С тех пор служу я рамою живой,

А лучшее в искусстве - перспектива.

(У.Шекспир. Сонет 24. Пер. С.Маршака)

Совершенно явно и вполне методологически осознанно А.Бергсон применяет такие метафоры как метафизический «ноль» и метафору кинематографа для иллюстрации деятельности интеллекта. Платоновское «небытие» и аристотелевская «материя», по мнению философа, представляют собой именно такой «ноль». Бергсон говорит о ничто как о метафизической отрицательности, в конечном счете - «нуле». Последний, будучи присоединен к идее «как арифметический нуль к единице, умножая тем самым ее в пространстве и времени, создает иллюзию движения, которое на самом деле всего лишь изменение»7. Таким образом, получается так, что «простая и неподвижная идея преломляется в бесконечно расходящееся движе-ние»8. Это преломление достигается тем, что «систематический интеллект», со своим «кинематографическим механизмом» приводит к одному знаменателю всеобщий процесс становления.

Анализируя ход рассуждения А.Бергсона, можно понять, что в европейском сознании неподвижность идеи, помноженная на «ничто», образует ту самую иллюзия движения. Ничто создает эту иллюзию посредством уменьшения или сужения идеи как некой смысловой позиции. Именно эта иллюзия возвеличена в культуре современной эпохи, и даже воплощена в реальность, став формой культуры. И эта форма

- кинематограф. Но здесь блестящий ход мысли А.Бергсона все же оставляет нам одну лакуну

- о кино можно говорить в равной степени, как в смысле движения, так и неподвижности. Развивая идеи Бергсона, мы могли бы, экстраполируя метафору кино, говорить о медиа в целом. Средства массмедиа в современной культуре воплощают в себе именно этот принцип «метафизического нуля», благодаря которому слухи о некой значимой фигуре, звезде массовой культуры, умножаются в мгновение ока до степени тотальности. Назовем этот эффект «медийной семиотической тотализацией». Этот эффект соседствует с другим известным эффектом - эффектом тиражирования. Некая идея или так называемый «слух», «жареный факт» попадая в медиапространство, умножаются арифметической или даже геометрической прогрессии. Зачастую, будучи чистой фикцией, они обретают статус реальности.

Итак, способ европейского мировосприятия есть созерцание химерического. Архитектоника химерического строится на эффекте медийного удвоения реальности, нарциссистского самоотражения, которое, по сути, воспроизводит основную схему европейского метафизического мышления. Европейский чистый от эмпирических наслоений разум создает метафизический циферблат, на котором созерцает химер собственного воображаемого. Здесь можно наблюдать перманентную циркуляцию образов, по своей механике напоминающих кинематографические кадры.

6 Хайдеггер, М. Гераклит.... - С.183.

7 Бергсон, А. Творческая эволюция. Материя и память / А.Бергсон. - Мн. : Харвест, 1999. - С.351

8 Бергсон, А. Творческая эволюция .... - С.351.

ARCHITECTONICS OF THE CONCEPTS OF CHIMERIC AS A WAY OF MEDIATING PRIMARY REALITY

© 2015 V.B.Malyshev°

Samara State Technical University

The way of the European worldview is contemplation of the chimerical, fantastic, and impossible. Architectonics of the chimerical in the modern era is based on the media effect of doubling of reality, narcissists of self-reflection, which essentially reproduces the basic scheme of the European metaphysical thinking. Key words: architectonics, chimerical, narcissism, media, primary reality.

o

Vladislav Borisovich Malyshev, Doctor of philosophy, Head of Department of philosophy. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.