Научная статья на тему 'РЕЦЕНЗИЯ НА СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ "ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ"'

РЕЦЕНЗИЯ НА СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ "ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
405
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНЫЕ ТРУДЫ / РЕЦЕНЗИИ / ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ / ПЕДАГОГИКА / ИНКЛЮЗИЯ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СБОРНИКИ НАУЧНЫХ ТРУДОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алмазова Ольга Владимировна, Алмазова Светлана Леонидовна

Представлена рецензия на сборник научных трудов «Понятийный аппарат педагогики и образования» (выпуск 12. Ответственный редактор М. А. Галагузова. Екатеринбург, 2020. 432 с.). Сборник научных работ посвящен проблемам использования понятийно - терминологического аппарата в педагогике в связи с широким внедрением инклюзии в образовательные педагогические системы (общеобразовательные и специальные) на всех уровнях образования как в отечественной, так и в зарубежной практике образования. Осмыслению и переосмыслению подлежит как сам понятийно - терминологический феномен «инклюзия», так и сопряженные с ним термины и понятия, соответственно, события и явления, обозначенные этими терминами. Авторы рецензии отмечают как актуальность и своевременность выхода двенадцатого выпуска сборника научных трудов, так и его возросшую востребованность у зарубежных ученых - исследователей и практиков, готовых поделиться своим опытом осознания обсуждаемых проблем. Рецензенты предполагают высокий интерес к содержанию сборника у широкого круга читателей и возвращение к обсуждаемому кругу проблем через некоторое время. В целом рецензенты констатируют факт того, что методология науки педагогики получила мощное подспорье в осознании понятийно - терминологического феномена «инклюзия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVIEW ON THE COLLECTION OF SCIENTIFIC WORKS “CONCEPTED APPARATUS OF PEDAGOGY AND EDUCATION”

A review of the collection of scientific works “Conceptual apparatus of pedagogy and education” (issue 12. Executive editor M. A. Galaguzova. Ekaterinburg, 2020. 432 p.) is presented. The collection of scientific papers is devoted to the problems of using the conceptual and terminological apparatus in pedagogy in connection with the widespread introduction of inclusion in educational pedagogical systems (general and special) at all levels of education, both in domestic and foreign educational practice. Both the conceptual and terminological phenomenon of “inclusion” itself, and related terms and concepts, respectively, events and phenomena designated by these terms are subject to comprehension and rethinking. The authors of the review note both the relevance and timeliness of the release of the twelfth issue of the collection of scientific papers, and its increased demand among foreign scientists - researchers and practitioners who are ready to share their experience in understanding the discussed problems. The reviewers assume a high interest in the content of the collection among a wide range of readers and a return to the discussed range of problems after a while. In general, the reviewers state the fact that the methodology of the science of pedagogy has received powerful help in understanding the conceptual and terminological phenomenon of “inclusion”.

Текст научной работы на тему «РЕЦЕНЗИЯ НА СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ "ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ"»

РЕЦЕНЗИИ

УДК 37.01:376.1 DOI 10.26170/2079-8717_2021_01 _16

ББК Ч40+Ч450 ГРНТИ 14.07.07 Код ВАК 13.00.01

Алмазова Ольга Владимировна,

кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой специальной педагогики и специальной психологии, Уральский государственный педагогический университет; 620017, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, к. 115; e-mail: planet-a1958@yandex.ru

Алмазова Светлана Леонидовна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии, Уральский государственный педагогический университет; 620017, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, к. 115; e-mail: planet-a1958@yandex.ru

РЕЦЕНЗИЯ НА СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ «ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ»

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: научные труды; рецензии; понятийный аппарат; педагогика; инклюзия; инклюзивное образование; сборники научных трудов.

АННОТАЦИЯ. Представлена рецензия на сборник научных трудов «Понятийный аппарат педагогики и образования» (выпуск 12. Ответственный редактор М. А. Галагузова. Екатеринбург, 2020. 432 с.). Сборник научных работ посвящен проблемам использования понятийно-терминологического аппарата в педагогике в связи с широким внедрением инклюзии в образовательные педагогические системы (общеобразовательные и специальные) на всех уровнях образования как в отечественной, так и в зарубежной практике образования. Осмыслению и переосмыслению подлежит как сам понятийно-терминологический феномен «инклюзия», так и сопряженные с ним термины и понятия, соответственно, события и явления, обозначенные этими терминами. Авторы рецензии отмечают как актуальность и своевременность выхода двенадцатого выпуска сборника научных трудов, так и его возросшую востребованность у зарубежных ученых-исследователей и практиков, готовых поделиться своим опытом осознания обсуждаемых проблем. Рецензенты предполагают высокий интерес к содержанию сборника у широкого круга читателей и возвращение к обсуждаемому кругу проблем через некоторое время. В целом рецензенты констатируют факт того, что методология науки педагогики получила мощное подспорье в осознании понятийно-терминологического феномена «инклюзия».

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Алмазова, О. В. Рецензия на сборник научных трудов «Понятийный аппарат педагогики и образования» / О. В. Алмазова, С. Л. Алмазова. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2021. - № 1. - С. 121-127. - DOI: 10.12345/2079-8717_2021_01_16.

Almazova Olga Vladimirovna,

Candidate of Pedagogy, Professor, Head of Department of Special Pedagogy and Special Psychology, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

Almazova Svetlana Leonidovna,

Candidate of Psychology, Associate Professor of Department of Special Pedagogy and Special Psychology, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

REVIEW ON THE COLLECTION OF SCIENTIFIC WORKS "CONCEPTED APPARATUS OF PEDAGOGY AND EDUCATION"

KEYWORDS: scientific works; reviews; conceptual apparatus; pedagogy; inclusion; inclusive education; collections of scientific articles.

ABSTRACT. A review of the collection of scientific works "Conceptual apparatus of pedagogy and education" (issue 12. Executive editor M. A. Galaguzova. Ekaterinburg, 2020. 432 p.) is presented. The collection of scientific papers is devoted to the problems of using the conceptual and terminological apparatus in pedagogy in connection with the widespread introduction of inclusion in educational pedagogical systems (general and special) at all levels of education, both in domestic and foreign educational practice. Both the conceptual and terminological phenomenon of "inclusion" itself, and related terms and concepts, respectively, events and phenomena designated by these terms are subject to comprehension and rethinking. The authors of the review note both the relevance and timeliness of the release of the twelfth issue of the collection of scientific papers, and its increased demand among foreign scientists-researchers and practitioners who are ready to share their experience in understanding the discussed problems. The reviewers assume a high interest in the content of the collection among a wide range of readers and a return to the discussed range of problems after a while. In general, the reviewers state the fact that the methodology of the science of pedagogy has received powerful help in understanding the conceptual and terminological phenomenon of "inclusion".

FOR CITATION: Almazova, O. V., Almazova, S. L. (2021). Review on the Collection of Scientific Works "Concepted Apparatus of Pedagogy and Education". In Pedagogical Education in Russia. No. 1, pp. 121127. DOI: 10.12345/2079-8717_2021_01_16.

В конце декабря 2020 г. подготовлен к изданию сборник научных трудов «Понятийный аппарат педагогики и образования». Это двенадцатый выпуск сборника, который продолжает добрую традицию всестороннего и глубокого анализа явлений и процессов, происходящих в мировом пространстве, которые влияют на образовательную политику и образование в целом, следовательно, вносят изменения в педагогическую науку.

«Парадигмальные изменения образования вызывают изменения понятийно-терминологического аппарата педагогики, что, несомненно, должно найти отражение в обновлении содержания педагогического образования» - считает доктор педагогических наук, профессор О. Б. Даутова (г. Санкт-Петербург) [2, с. 2].

Именно с целью обновления содержания педагогического образования и развития педагогической науки отечественные и зарубежные ученые-исследователи направляют внимание педагогической и иной общественности на те области педагогической теории и практики, которые требуют систематики, осмысления и переосмысления понятийно-терминологического аппарата, обслуживающего эти области.

В настоящее время наиболее остро стоит проблема осознания всей мировой общественностью таких непростых и противоречивых понятий, как «инклюзия», «интеграция», «инклюзивное образование», «интегрированное обучение», и сопряженных с ними понятий, которые используются в отечественных и зарубежных системах общего и специального образования при его организации и реализации. Этой глобальной проблеме посвящен двенадцатый выпуск сборника научных трудов.

Ответственный редактор рецензируемого сборника - доктор педагогических наук, профессор Минненур Ахметхановна Галагузова. В предшествующих выпусках «Понятийного аппарата педагогики и образования» М. А. Галагузова выступала ответственным редактором в диаде с Е. В. Тка-ченко, в одиннадцатом выпуске (2017 г.) - с В. М. Полонским, в двенадцатом выпуске -всю ответственность взяла на себя единолично. Такая задача под силу выдающемуся ученому, основателю Уральской научной школы социальной педагогики, действительному члену учебно-методического объединения (УМО) по социальной педагогике, академику международной Академии наук педагогического образования, действительному члену Академии социального образования, академику Академии профессионального образования [1].

В настоящее время М. А. Галагузова яв-

ляется профессором кафедры высшего сестринского и социального образования Уральского государственного медицинского университета (г. Екатеринбург, Россия). Однако немалое время своей профессиональной деятельности она посвятила Уральскому государственному педагогическому университету, а также Российскому государственному профессионально-педагогическому университету (г. Екатеринбург, Россия). Имя М. А. Галагузовой хорошо известно широкой научной общественности как в России, так и далеко за ее пределами [1].

В редакционную коллегию сборника вошли известные отечественные и зарубежные ученые - от России: С. А. Минюрова, доктор психологических наук, профессор, ректор УрГПУ (Екатеринбург); Ю. Н. Галагу-зова, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и педагогической компаративистики УрГПУ (Екатеринбург); С. А. Новосёлов, доктор педагогических наук, профессор, директор Института педагогики и психологии детства УрГПУ (Екатеринбург); Н. М. Назарова, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой специального образования Института специального образования и психологии Московского государственного университета (Москва); Г. Н. Штинова, доктор педагогических наук, бессменный ответственный секретарь всех сборников научных трудов «Понятийный аппарат педагогики и образования» (Екатеринбург); от Норвегии: П. Хольм, магистр естественных наук, руководитель международных проектов Института социальной терапии - Ассоциации лечебной педагогики и социальной терапии стран Северной Европы (Берген).

Научные работы, включенные в сборник, прошли солидную экспертную оценку у таких рецензентов, как В. М. Полонский, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО; Н. Л. Коршунова, кандидат педагогических наук, доцент.

Перечисленный выше состав ученых, взявших на себя ответственность за подготовку сборника научных трудов, в очередной раз подтверждает высокий статус рецензируемого научного издания. Этот выпуск сборника вновь соберет аудиторию своих постоянных читателей, а также призовет новых читателей для совместного обсуждения одной из злободневнейших проблем современности - проблемы инклюзии и инклюзивного образования.

Следует заметить, что анализ проблем инклюзии, инклюзивного образования и интегрированного обучения уже публиковался отдельными авторами-исследователями в предыдущих выпусках сборника «Понятийный аппарат педагогики и образования», но

© Алмазова О. В., Алмазова С. Л., 2021

эти публикации шли в контексте обсуждения смежных проблем.

Двенадцатый выпуск сборника полностью посвящен рассмотрению указанной проблемы с разных точек зрения. Это очень важно, поскольку публикации, вошедшие в выпуск сборника, уже отстоят по времени от первых публикаций по проблеме, что позволило авторам-исследователям, во-первых, обобщить опыт внедрения инклюзивных форм образования и сделать выводы о положительных и отрицательных сторонах этого опыта; во-вторых, провести исследования на уровне компаративистского подхода для анализа общих и различных тенденций внедрения указанного опыта в практику педагогических образовательных систем; в-третьих, предложить направления деятельности, способствующие исправлению (коррекции) допущенных «ошибок», а также использованию лучших эффективных образцов и моделей инклюзивного образования в адекватных условиях по отношению к современным участникам образовательных отношений.

Благодаря усилиям ответственного редактора и всего состава редакционной коллегии двенадцатый выпуск сборника «Понятийный аппарат педагогики и образования» смог объединить ученых-исследователей не только из Российской Федерации, но и из стран ближнего и дальнего зарубежья. Поэтому сборник выходит под эгидой Министерства просвещения Российской Федерации, Уральского государственного педагогического университета (в том числе его научно-образовательного центра инновационной деятельности), автономной некоммерческой организации «Благое дело», университета Р. Штайнера (Норвегия, Осло).

Сборник включает научные труды в виде статей, написанных на основе теоретических и теоретико-практических исследований по актуализированной проблеме. В целом в сборнике тридцать девять статей, из них три статьи приведены одновременно на двух языках: русском и английском, что позволит читателям, владеющим английским языком, ознакомиться с содержанием публикации в оригинальном авторском варианте. Все статьи, представленные в сборнике, выполнены пятьюдесятью пятью авторами, поэтому есть статьи, написанные авторами единолично, и статьи, в которых авторы выступают соавторами по отношению друг к другу. Объем сборника составляет 432 страницы машинописного текста.

Предисловие к сборнику составлено ответственным редактором и членами редакционной коллегии, содержит обоснование актуальности проблемы и аналитическое описание всех научных статей сборника. Текст пре-

дисловия в краткой форме знакомит читателей со структурой и содержанием сборника, нацеливает на ознакомление с разными аспектами актуализированной проблемы.

Двенадцатый выпуск сборника, как и предыдущие выпуски, имеет традиционную структуру, включающую в себя четыре раздела: «Методология педагогики», «Общая педагогика», «Профессиональная педагогика», «Социальная и специальная педагогика».

В первый раздел сборника «Методология педагогики» вошли тринадцать статей, принадлежащих восемнадцати авторам (одна из статей представлена одновременно на двух языках). Поскольку речь идет о методологии педагогики, то статьи этого раздела принадлежат крупным ученым-методологам - докторам педагогических наук, профессорам, таким как: М. В. Богуславский, С. А. Ветошкин, Л. К. Гребенкина, Г. Я. Гревцева, С. И. Глухих, Р. А. Литвак, Л. В. Мардахаев, Н. М. Назарова, А. А. Симонова, Фон С. Течнер (Норвегия, Осло). Некоторые статьи указанных ученых написаны в соавторстве с кандидатами педагогических наук, доцентами, такими, как: Т. С. Дорохова и Н. А. Копылова; кандидатом философских наук, доцентом М. В. Приваловой; кандидатом технических наук, доцентом, ведущим научным сотрудником Н. Н. Давыдовой. Статью в соавторстве представили кандидат исторических наук, доцент И. В. Грибан и кандидат педагогических наук, доцент О. Н. Грибан. Единолично выполнены статьи кандидатом педагогических наук, доцентом Е. Р. Мустаевой и кандидатом социологических наук, доцентом, старшим научным сотрудником А. В. Швецовой.

Аспектами актуализированной проблемы, затронутыми указанными авторами первого раздела сборника научных работ, стали следующие: история и опыт возникновения инклюзивного образования в России; правовые и педагогические проблемы его организации, а также нормативно-правовые основы реализации инклюзивной практики в общем и профессиональном образовании; эволюция отношения российского общества к инвалидности в ХХ-ХХ1 вв.; подходы к развитию инклюзивного образования: аксиологический, синергетический, гендер-ный. Две работы выполнены на уровне компаративистики: тенденции развития инклюзивного образования в ФРГ и технология инклюзии детей с тяжелыми формами инвалидности (анализ опыта Норвегии). Ключевыми методологическими аспектами в первом разделе являются те исследования, которые представляют инклюзивное обучение как социальный проект (Н. М. Назарова), как объект управления (Н. Н. Давыдова, А. А. Симонова), анализи-

руют теоретико-методологические основы его развития и проблемы (Л. В. Мардахаев, С. И. Глухих, М. В. Привалова).

В целом научные работы, представленные в первом разделе сборника, являют собой его фундаментальную основу, задают научное направление всем остальным разделам, содержат подробный анализ проблемного поля педагогической науки и практики в отношении использования понятийно-терминологического аппарата при организации и реализации инклюзивного образования и обучения. Это самый объемный раздел сборника - 140 страниц машинописного текста.

Второй раздел сборника «Общая педагогика» включает в себя двенадцать статей, выполненных восемнадцатью авторами. Этот раздел сборника имеет особую уникальность, поскольку статьи, включенные в него, принадлежат не только именитым ученым, имеющим крупные научные регалии и внесшим в теорию науки педагогики весомый вклад, но и практикам педагогики, организаторам и руководителям образования, многие из которых имеют ученые степени или готовятся к их получению.

Крупные ученые-исследователи, такие как: А. А. Вербицкий, доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, академик РАО; Н. В. Карнаух, доктор педагогических наук, профессор; З. И. Лаврентьева, доктор педагогических наук, доцент; С. А. Новоселов, доктор педагогических наук, профессор; О. А. Чикова, доктор физико-математических наук, главный научный сотрудник, в основном, представили свои единолично выполненные научные работы. Исключением стала Н. В. Карнаух, которая выполнила работу в соавторстве с М. Л. Фроловой, заведующим кафедрой специальной психологии и коррекционной педагогики Института развития образования. И. А. Филатова, кандидат педагогических наук, доцент, директор Института специального образования, поделилась в научной статье своими теоретико-практическими наработками. Кандидаты педагогических наук, доценты Ю. А. Верхотурова, И. Н. Пушкарёва,

Н. И. Мазурчук, Е. О. Мазурчук (ассистент) представили свои статьи в соавторстве с практическими работниками: М. Багиновой, директором общеобразовательного учреждения (Словакия, Лимбах); С. Даулетовой, учителем, аспирантом (Казахстан); В. И. Подкорыто-вым, заместителем директора Института педагогики и психологии детства. Организаторы научно-практического направления в изучении проблемы Т. В. Волкова, научный сотрудник лаборатории возрастной психофизиологии и диагностики развития (Москва), и Т. Хенчель, руководитель обра-

зовательного Агентства международного сотрудничества по развитию образования (Германия), полномочный представитель Российского агентства развития информационного общества в странах Западной Европы (Германия), представили читателю совместный научный труд. К. Т. Ибрагимов, заведующий кафедрой информационных технологий ИПК ПР по Костанайской области (Казахстан), поделился своим видением проблемы инклюзивного подхода в дополнительном образовании.

Основной тон второму разделу сборника задала научная работа Министра образования и молодежной политики Свердловской области Ю. И. Биктуганова, кандидата педагогических наук. Именно эта работа начинает второй раздел сборника. Анализ состояния актуализированной проблемы в Свердловской области обозначил тему региональной специфики видения и решения проблемы. Тема продолжена на примере Амурской области (М. Л. Фролова, Н. В. Карнаух); на примере Казахстана (К. Т. Ибрагимов, С. Даулетова, И. Н. Пушкарёва). Компаративистский подход обозначен через сравнительный анализ российской и немецкой инклюзивных образовательных практик на уровне дошкольного образования (Т. В. Волкова, Т. Хенчель). Тему инклюзии в дошкольном образовании в аспекте ранней помощи продолжают Ю. А. Верхотурова и В. И. Подкорытов.

Освещены вопросы технологических аспектов проблемы: в условиях инклюзивного класса (З. И. Лаврентьева), на уровне деятельности учителя-логопеда в общеобразовательной организации (И. А. Филатова); в условиях сетевой инклюзивной творческой образовательной среды (С. А. Новосёлов).

Не остался в стороне анализ проблемы инклюзии через призму внедрения цифровой образовательной среды (А. А. Вербицкий, О. А. Чикова). Участником современных образовательных отношений являются не только обучающиеся и педагоги, но и родители. Второй раздел обогащен научной работой о функциональной трансформации воспитательной деятельности матери в условиях инклюзивных преобразований (Н. И. Ма-зурчук, Е. О. Мазурчук, М. Багинова).

В целом научные работы, представленные во втором разделе сборника, показывают спектр разнообразных граней проблемы инклюзии и инклюзивного образования в общей педагогике. Это второй по объему раздел сборника - 113 страниц машинописного текста.

В третий раздел сборника «Профессиональная педагогика» вошли семь статей, выполненных десятью авторами (одна из статей одновременно на двух языках).

Данный раздел сборника будет интересен читателям, прежде всего, тем, что все научные труды, включенные в него, несут в себе инновационные идеи. Авторы статей объединены в едином порыве создать такие условия в вузовской образовательной среде, которые бы способствовали готовности будущих педагогов к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью непосредственно со студенческой скамьи.

Не секрет, что даже люди, далекие от педагогики, на своем обыденном уровне осознания проблемы инклюзивного образования в отношении лиц с ОВЗ и инвалидностью приходят к выводу о неготовности самих педагогов к такому образованию указанных лиц. Многочисленные исследования, проведенные по проблеме готовности педагогов общеобразовательных (массовых) организаций (дошкольный, школьный, профессиональный уровни образования), подтверждают этот вывод с научной точки зрения. В работах уважаемых авторов первого раздела рецензируемого сборника также имеется эта научно подтвержденная информация.

Поэтому авторы третьего раздела сборника четко обозначают траектории развития профессиональной педагогики в преодолении проблемы мотивационной, личностной и профессиональной неготовности педагогов всех уровней образования к работе с лицами с ОВЗ и инвалидностью в инклюзивном образовательном пространстве.

Инновационная идея внедрения профессионально-мобильной практики в подготовку студентов с ОВЗ и инвалидностью в педагогических вузах появилась из анализа условий обучения указанного контингента студентов в вузах Российской Федерации. Авторы статьи доктор педагогических наук, профессор И. А. Ларионова и кандидат педагогических наук Р. Х. Исхаков указывают на низкую личностную и профессиональную готовность преподавателей вузов к работе со студентами с ОВЗ и инвалидностью. Несмотря на определенные мероприятия в отношении указанного контингента студентов (в частности, наличие внешних атрибутов «доступной среды» в ряде вузов), проблема полноценного включения этих лиц в образовательное пространство вуза далеко не решена. Авторы ставят пока только вопросы о возможности решения проблемы через адаптацию существующих программ практики к потребностям и возможностям студентов с ОВЗ и инвалидностью. Но вопросы поставлены настолько конкретно, что в них просматривается стратегия и тактика деятельности педагогов высшей школы по воплощению этой идеи в практическую действующую модель.

Доктор педагогических наук, профессор А. А. Романов с соавторами Ю. А. Завертяе-вой, начальником управления учебно-воспитательной работы, и Н. А. Барышовой, специалистом научно-образовательного Центра практической психологии и психологической службы Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина, предлагают рассматривать волонтерство в инклюзивном пространстве вуза как инновацию. Их научный труд обогатит читателей сборника такими понятийно-терминологическими находками, как «инклюзивное добровольчество», «инклюзивный социум», «добровольческая деятельность вуза», «инклюзивные волонтеры» и др. Это не просто термины и понятия в теоретическом плане, это уже действующая в названном вузе модель деятельности организаторов проекта. Деятельность осуществляется в двух направлениях одновременно: подготовка волонтеров для работы со студентами с ОВЗ и инвалидностью и подготовка самих студентов с ОВЗ и инвалидностью к волонтерской деятельности.

Доктор педагогических наук, доцент О. В. Еремкина продолжает тему вузовской подготовки будущих педагогов к работе в условиях инклюзивного образования и делает это оригинальнейшим образом - через анализ внутренних эмоциональных личностных переживаний процесса получения высшего образования своей аспирантки М. В. Шайкевич, имеющей инвалидность. Через понимание внутреннего механизма преодоления трудностей процесса профессионального становления (подчас неоправданных и затратных энергетически для человека с инвалидностью из-за непродуманных условий в вузе и отсутствия адекватной адресной помощи) автор статьи предлагает подходы к решению проблемы, опираясь уже на анализ научных исследований самой М. В. Шайкевич по обозначенной теме.

Несомненный интерес вызывает статья кандидата педагогических наук Е. В. Дон-гаузер, которая приглашает читателей к обсуждению содержания понятий «толерантность», «терпимость», «интолерантность» и др. В статье идет тонкий анализ истинных и неистинных проявлений толерантности в поведении людей, в том числе педагогов. Автор подводит читателей к осознанию того, что толерантность является профессиональным свойством личности педагога, следовательно, это свойство необходимо формировать в вузовской педагогике у будущих педагогов.

Статья доктора педагогических наук, профессора А. С. Магауовой содержит практически готовый алгоритм деятельности вузовского преподавателя по формированию

профессиональных компетенций у студентов, обучающихся на уровне магистратуры. Анализируется опыт реализации специального учебного курса, подготавливающего будущих магистров педагогики к применению социальной терапии в инклюзивном образовании. Особый практический интерес представляет описание конкретных форм самостоятельной работы студентов, которыми щедро делится автор со своими читателями.

Завершает раздел статья доктора наук Ш. Садазаглишвили и докторанта К. Гиги-неишвили, магистров в сфере социальной работы Илийского государственного университета (Грузия). Работа также носит инновационный характер, поскольку, как отмечают авторы статьи, «социальная работа - новая профессия в Грузии». Авторы статьи с горечью отмечают факт отсутствия в Грузии государственных программ работы с лицами с ОВЗ и инвалидностью. Особенно, отмечают они, страдают люди с ментальной инвалидностью. Нет также государственных программ поддержки лиц с ОВЗ и инвалидностью в вузовской педагогике. Авторы статьи обосновывают необходимость внедрения практического модуля «социальная педагогика в социальной работе» в программы высших учебных заведений Грузии для восполнения обозначенного пробела вузовской педагогики.

В целом научные работы, собранные в третьем разделе сборника, представляют собой бесценный кладезь идей для профессиональной педагогики, носят практико-ориентированный характер и содержат богатый методологический и методический материалы. Все указанные статьи составляют объем раздела - 65 страниц машинописного текста.

Четвертый раздел сборника «Социальная и специальная педагогика» включает в себя семь статей, выполненных девятью авторами (одна из статей одновременно на двух языках).

Статьи, включенные в этот раздел, играют интересную роль в структуре всего пособия: они являются прямым продолжением первого методологического раздела и логическим завершением всего повествования сборника. Одновременно содержание этих статей перекликается с содержанием статей второго и третьего разделов сборника.

Статьи, составляющие методологическую основу четвертого раздела сборника научных трудов, приглашают читателей к осмыслению такого понятийно-терминологического феномена, как «инклюзивное взаимодействие». Доктор педагогических наук, профессор М. А. Галагузова и ее соавтор ассистент кафедры педагогики и педагогической компаративистики К. В. Веретенникова проводят

для читателей сборника своеобразный мастер-класс по систематизации понятийно-терминологического аппарата и виртуозно сопровождают их в осознании процесса рождения нового термина и понятия: от педагогического взаимодействия к инклюзивному взаимодействию. Это завораживающий процесс сопровождения, который доставляет большое удовольствие читающему статью. Мастер-класс продолжают доктор педагогических наук, профессор Ю. Н. Галагузова и ее соавтор, старший преподаватель кафедры специальной педагогики и психокоррекции Кыргызского государственного университета им. И. Арабаева (Бишкек) Д. Э. Дунганова. Авторы погружают читателя в пространство социально-гуманитарных наук с целью определения места новому понятию «инклюзивное взаимодействие» и подводят к выводу о том, что это понятие вполне может стать понятием науки социальная педагогика, логично аргументируя данное предположение.

Этот же понятийно-терминологический феномен звучит в заключительной статье раздела - П. Хольм «Социальная инклюзия - новые роли специалистов, студентов и людей с инвалидностью». Автор статьи анализирует итоги прошедшего в 2017 г. в г. Екатеринбурге Всемирного конгресса инвалидов через призму не самого события, а тех изменений, которые произошли после него у самих людей с инвалидностью, у специалистов, работающих с ними, у студентов, принимающих участие в этом событии в качестве волонтеров. Все эти линии соединены в понятии «социальная инклюзия». Кроме анализа указанного понятия в статье приводится целый ряд других понятийно-терминологических феноменов, которые являются базовым методологическим фундаментом для решения актуализированной проблемы, поднятой авторами сборника.

Обсуждение проблем социальной инклюзии продолжают кандидат педагогических наук, доцент О. Е. Плеханова и кандидат биологических наук, доцент Н. Л. Шкинер в отношении пожилых людей. Убедительно, логично и последовательно авторы исследования доказывают необходимость социальной инклюзии пожилых людей как одного из путей их ресоциализации (вторичной социализации) во имя гуманной цели - активного долголетия. Художественная деятельность во всех разнообразных формах способна, по мнению авторов статьи, обеспечить пожилым людям социальную инклюзию.

В работе доктора культурологических наук, профессора М. А. Беляевой поднимается вопрос о социокультурной реабилитации инвалидов. Автор работы вновь уточняет роль волонтерской деятельности в реабилитационном процессе и считает ее со-

звучной идее инклюзии. Удовлетворение социокультурных потребностей инвалидов может идти через их привлечение в качестве волонтеров культурных проектов, таким способом каждый сможет внести свой вклад в культурное разнообразие современного мира. Это механизм перехода от политики интеграции к инклюзии.

Эти две статьи являются переходным (связующим) мостиком на грани социальной и специальной педагогики. Первая статья несет информацию не только о ресоци-ализации пожилых людей, но и неозвученную информацию о профилактике демент-ных состояний. Вторая статья поднимает важнейший вопрос о средствах реабилитационного процесса.

Статья, непосредственно относящаяся к области специальной педагогики, принадлежит доктору педагогических наук, профессору А. Е. Пальтову, который с позиции методологии глубоко и виртуозно проанализировал эволюцию содержания понятий «слепоглухонемота» и «слепоглухота».

В целом научные работы, собранные в четвертом разделе, логично завершают размышления его авторов по комплексу вопросов актуализированной проблемы, заявленной как тема двенадцатого выпуска сборника научных трудов. Все указанные статьи составляют объем раздела - 68 страниц машинописного текста.

В конце сборника научных работ по традиции представлена краткая информация об авторах статей.

Таким образом, следует констатировать, что сорок пять авторов научных трудов в сборнике - представители Российской Федерации (города: Благовещенск, Владимир, Екатеринбург, Москва, Новосибирск, Рязань, Уфа, Челябинск). Десять авторов научных трудов - представители стран ближнего и дальнего зарубежья: Норвегии (Берген, Осло), Словакии (Лимбах), Германии, Кыргызстана (Бишкек), Казахстана (Алматы, Костанайская область, Нурсултан), Грузии.

Обобщая впечатление от двенадцатого выпуска сборника «Понятийный аппарат педагогики и образования», можно сказать следующее:

- значимость выхода этого выпуска сборника неоспорима;

- научные исследования, представленные авторами на страницах сборника, являются образцами нестандартных методов решения обсуждаемой проблемы;

- названия научных трудов емко и грамотно отражают суть затронутых аспектов проблемы;

- точность расстановки акцентов в научных работах позволяет читателю не отвлекаться от основного содержания и сути обсуждаемой проблемы;

- в целом авторы научных трудов углубляют представление о состоянии обсуждаемой проблемы и о перспективах ее решения;

- главное в том, что все авторы научных трудов не считают свои исследования по обсуждаемой проблеме завершенным научным продуктом, приглашают читателей к дальнейшему диалогу, понятийно-терминологическому дискурсу;

- предполагается, что тема инклюзии и инклюзивного образования прозвучит на страницах сборника научных трудов «Понятийный аппарат педагогики и образования» еще не раз;

- двенадцатый выпуск сборника научных трудов, без сомнения, найдет своих благодарных читателей как среди ученых, имеющих свое имя в науке, так и среди молодых ученых, уже получивших научную степень или готовящихся к ее получению (докторантов, аспирантов); а также среди студентов бакалавриата и магистратуры и слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки; среди практических работников систем образования, медицины, социальной сферы. Главное, что он будет востребован самими лицами, нуждающимися в инклюзивном образовании, и лицами их ближайшего окружения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Галагузова, М. А. Краткая биография / М. А. Галагузова. - URL: www/rsvpu.ru (дата обращения: 10.01.2021). - Текст : электронный.

2. Даутова, О. Б. Систематика понятийно-терминологического аппарата дидактики как предпосылка обновления содержания педагогического образования / О. Б. Даутова // Непрерывное образование: XXI век. - 2020. - Вып. 1 (29). - DOI: 10.15393/j5.art/2020/5346.

REFERENCES

1. Galaguzova, M. A. Kratkaya biografiya [Short biography]. URL: www/rsvpu.ru (mode of access: 10.01.2021).

2. Dautova, O. B. (2020). Sistematika ponyatiino-terminologicheskogo apparata didaktiki kak predposylka obnovleniya soderzhaniya pedagogicheskogo obrazovaniya [Systematics of the conceptual and terminological apparatus of didactics as a prerequisite for updating the content of pedagogical education]. In Nepreryvnoe obra-zovanie: XXI vek. Issue 1 (29). DOI: 10.15393/j5.art/2020/5346.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.