Научная статья на тему 'Компетентностный подход в языке педагогики и образования'

Компетентностный подход в языке педагогики и образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
458
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ЗАКОН РФ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ» / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / LAW OF THE RUSSIAN FEDERATION “ON EDUCATION” / COMPETENCE APPROACH / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коршунова Наталья Леонидовна

Рецензия на седьмой выпуск сборника научных трудов «Понятийный аппарат педагогики и образования» под редакцией Е. В. Ткаченко и М. А. Галагузовой (Екатеринбург, 2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competence approach in the language of pedagogy and education

This is a review of the 7 th issue of the collection of scientific research works “Concepts and Notions of Pedagogy and Education” edited by E.V. Tkachenko and M.A. Galaguzova (Ekaterinburg, 2012).

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход в языке педагогики и образования»

РЕЦЕНЗИИ И ОБЗОРЫ

УДК 37.02 ББК Ч 400.23

ГСНТИ 14.01.11, 14.15.15

Код ВАК 13.00.02; 13.00.01

Коршунова Наталья Леонидовна,

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий лабораторией методологии педагогики, Школа педагогики, Дальневосточный федеральный университет; 690950, г. Владивосток, ул. Суханова, 8; e-mail: nlkor@mail.ru

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ЯЗЫКЕ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: компетентностный подход; закон РФ «Об образовании»; компетенция; компетентность.

АННОТАЦИЯ. Рецензия на седьмой выпуск сборника научных трудов «Понятийный аппарат педагогики и образования» под редакцией Е. В. Ткаченко и М. А. Галагузовой (Екатеринбург, 2012).

Korshunova Natalia Leonidovna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Head of the Laboratory of Methodology of Pedagogy, School of Pedagogy, Far Eastern Federal University, Vladivostok.

COMPETENCE APPROACH IN THE LANGUAGE OF PEDAGOGY AND EDUCATION

KEY WORDS: competence approach; Law of the Russian Federation “On Education”; competence.

ABSTRACT. This is a review of the 7th issue of the collection of scientific research works “Concepts and Notions of Pedagogy and Education” edited by E.V. Tkachenko and M.A. Galaguzova (Ekaterinburg, 2012).

П

убликация седьмого выпуска сборника научных трудов «Понятийный аппарат педагогики и образования», посвященного понятийно-терминологическим проблемам, вызванным распространением в системе образования и осмыслением в педагогической теории компетентностного подхода, - безусловно, отрадное событие. Отрадное - прежде всего как факт развития профессионального сообщества представителей не только педагогических, но в заметной степени других социально-гуманитарных наук: юристов, психологов, философов, а также медицинских и технических специальностей, объединившихся для обсуждения компетентностных концептов в языке педагогики и образования. Выход этого сборника отраден еще и с содержательной точки зрения. Наше образование для осуществления его модернизации все больше нуждается в методологически разработанном инструментарии компетентностного подхода. Нашим исследователям необходим общий язык для ведения плодотворного диалога по достаточно обширному кругу вопросов, относящихся к компетентностной проблематике. Представляется возможным сказать, что ответственные редакторы выпуска - академик Российской академии наук, профессор Е. В. Ткаченко и доктор педагогических наук, профессор М. А. Галагузова - это хорошо понимают и поставленную задачу решают.

Сборник состоит из шести разделов: «Закон «Об образовании в Российской Феде-

рации»», «Методология педагогики», «Общая педагогика», «Профессиональная педагогика», «Социальная педагогика и социальная работа», «Специальная педагогика». Все разделы за исключением первого уже стали традиционными.

Вполне правомерным представляется то особое внимание, которое уделено в сборнике законотворческой деятельности в сфере образования, новому Закону «Об образовании в РФ», который в период издания сборника находился в стадии общественного обсуждения, а в настоящее время является действующим. С учетом этих обстоятельств интересным может быть сопоставительный анализ текста существующего закона с его проектным вариантом, теми замечаниями и предложениями, которые нашли отражение в материалах статей, вошедших в этот раздел, тем более что авторы дружно сходятся во мнении о множестве логических и содержательных недостатков, свойственных указанному законопроекту, в целом - о неудовлетворительном качестве правового документа и соответственно - о необходимости его дальнейшей существенной доработки.

И хотя прямые апелляции к компетент-ностному подходу в первом разделе не встречаются, смысловые связи с ним представленных в разделе текстов хорошо ощутимы. Они возникают при чтении каждой из статей раздела: статьи Е. В. Ткаченко, посвященной проблемам развития российского профессионального образования; статьи О. В. Гаврилюк, в центре которой правовые

© Коршунова Н. Л., 2013

понятия и нормы, используемые в тексте законопроекта, а также коллективной статьи И. В. Понкина, А. Г. Богатырева и М. Н. Кузнецова, где дана строго юридическая оценка понятий и норм законопроекта, качество которых признано в целом неудовлетворительным, не позволяющим, по мнению авторов, создать современную и эффективную систему российского образования; статьи В. М. Полонского, объектом анализа которых стали изменения в понятийно-терминологической системе педагогики и образования, привнесенные новым законом, и их возможные негативные следствия.

Второй раздел «Методология педагогики» знакомит нас с различными аспектами осмысления компетентностного подхода как методологического концепта и инструментария и поэтому заслуживает особо пристального внимания. Основные понятия в понимании компетентностного подхода -компетенция и компетентность. Существует множество трактовок этих слов (наглядной иллюстрацией чего служит статья Г. Д. Бухаровой и Л. Д. Стариковой, представленная в этом разделе), и требуется большая работа академического сообщества по поиску истины в плюрализме мнений для определения их взаимосвязи и взаимообусловленности посредством сопоставления различных взглядов.

Удачей редакторов сборника является привлечение к числу его авторов признанных специалистов в области компетентност-ного подхода, в их числе - И. А. Зимняя и А. В. Хуторской. И. А. Зимняя рассматривает проблему соотношения понятий «компетенция» и «компетентность», предпринимает попытку упорядочить их трактовки. В решении поставленной задачи автор исходит из определения понятия компетенции, предварительно выделив три направления трактовки компетенции: педагогическое, психо-лого-практическое, лингво-психологическое. Сопоставление выделенных направлений позволило И. А. Зимней обнаружить три трактовки понятия компетенции, выделить его объективный и субъективный план и таким образом привнести новизну в толкование рассматриваемого понятия. На основе полученных представлений о компетенциях автор дает следующие определения понятия «компетентность»: «Компетентности суть

личностно и интеллектуально обусловленные, мотивированные проявления компетенций субъекта образовательного процесса в деятельности и поведении. Компетентности суть сложные, разнородные, разноплановые собственно личностные образования, формирующиеся на базе и фундаменте компетенций».

Статья А. В. Хуторского отличается информативностью, полнотой изложения вопроса, дидактически продуманной композиционной структурой текста, основательностью анализа и прикладным значением. К компетентностным концептам автор подходит с позиций представляемой им научной школы - человекосообразного образования. Компетентностный подход, считает А. В. Хуторской, это воплощение договора между социумом и личностью. Опираясь на базисное разделение его научной школой мира и человека, он дает такие формулировки часто используемым синонимически понятиям компетенции и компетентности: «Компетенция - отчужденное, наперед заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность - владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность - уже состоявшееся личностное качество (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере». А. В. Хуторской рассматривает ком-петентностный подход применительно к школьному образованию, им разработана и освещена в статье технология реализации компетентностного подхода в методиках обучения отдельным предметам.

Общеизвестно, что язык компетентно-стного подхода пришел к нам из зарубежной терминолексики, в связи с чем обращает на себя внимание статья О. Н. Ярыгина. Автор, прослеживая эволюцию основных компететностных терминов, показывает, что наличие их различных толкований характерно не только для русскоязычной терминологии, но и для англоязычной, из которой разночтения некритично переносятся в другой язык, другую культуру посредством упрощенного отношения к переводу.

Л. А. Беляева в своей статье раскрывает философские основания компетентностного подхода. Мы солидаризуемся с ее взглядами, согласно которым определение и уточнение понятийного аппарата является важной частью методологической работы, но при этом любой понятийный аппарат любого подхода должен быть погружен в определенный теоретический контекст, в котором достигается большая четкость и определенность. При этом всякая педагогическая теория имеет свой философский фундамент. Но не всегда философские аспекты теории обозначаются в явном виде, что ведет к утрате аксиологического ядра теоретического педагогического знания, сниже-

нию его нравственного потенциала. Сегодня веление времени таково, что философские начала педагогической теории, которые всегда скрыто в ней присутствовали, должны выйти на передний план, обнаружить себя, стать специальной заботой и методологов, и теоретиков педагогики. Это требование можно рассматривать как одно из условий демократических тенденций в науке, поэтому обращение к философско-мировоззренческому базису компетентностного подхода имеет особую значимость для дела образования и педагогики.

Разговор о методологической сути ком-петентностного подхода был бы неполным, если бы не было затронуто понятие «методологическая компетентность». Его рассмотрению посвящена статья М. А. Га-лагузовой, которая, однако, отнесена в другой раздел сборника - «Профессиональная педагогика». Опираясь на родовые понятия «компетенция» и «компетентность», автор приводит собственное и вместе с тем строго научное определение понятий «методологическая компетенция магистранта» и «методологическая компетентность магистранта». Полученные определения служат основой для вычленения комплекса методологических знаний и умений, которые должны найти отражение в основных образовательных программах, разрабатываемых образовательными учреждениями, и в этом смысле обладают большой практической ценностью.

В разделе «Профессиональная педагогика» обращает на себя внимание статья Т. С. Дороховой, в которой автор сопоставляет понятия «профессионализм» и «компетентность» педагога, отмечая при этом, что данные понятия не следует рассматривать в качестве синонимов, а также подчеркивает, что в их характеристике недостаточное внимание уделяется духовнонравственной составляющей, которая исторически была неотъемлема от представлений отечественных мыслителей о педагогической деятельности. А это может привести к оправданию любых средств достижения результата, негуманных, вредных способов воздействия на управляемую систему. С учетом содержания статьи, а также сделанного автором вывода о том, что акцентуация на аксиологическом подходе в данном контексте является необходимым условием вывода отечественной системы образования из кризиса, считаю, что данный материал целесообразно было бы разместить в разделе «Общая педагогика».

Между тем невозможно не коснуться еще одной статьи из раздела «Методология педагогики», авторы которой А. П. Усольце-ва и Е. В. Макурова раскрывают практическую интерпретацию компететностного подхода практиками образования - вузовскими преподавателями, причем - что особенно интересно и важно - в сопоставлении отечественной и зарубежной концепций компетентностно ориентированного обучения в вузе. Исходя из направленности статьи, вполне логично и закономерно было бы поместить ее в раздел «Профессиональная педагогика».

Отмеченные недочеты логического распределения статьей в сборнике наряду с недостатком равномерности наполнения каждого из его разделов, а также очевидные факты превалирования вопросов распространения компетентностного подхода в сфере высшего образования при явном дефиците его школьных аспектов не затрагивают в целом достаточно высокого теоретического уровня представленной работы. В целом сборник отличает высокая профессиональная культура авторов, их обширная научная эрудиция. К числу несомненных удач ответственных редакторов и редколлегии сборника следует отнести подбор авторов, что предопределило и удачи авторского коллектива в целом, среди которых академизм, информативность, строгий научный язык, методологическая продуманность в отборе и подаче материала, четкость формулировок, дефинированность основных понятий, что в конечном итоге задает высокий теоретический уровень рецензируемого издания.

Безусловно, в одной рецензии невозможно даже затронуть, а тем более раскрыть и оценить все содержащиеся в сборнике материалы. Его научная ценность и новизна заключаются прежде всего в концептуальном и целостном современном изложении основных педагогических (и не только) проблем и концепций компетентностной тематики, соответствующих современному уровняю педагогического, научно-методологического и социально-гуманитарного знания.

На тему компетентностного подхода написаны сотни статей и книг, защищаются диссертации, проводятся семинары и конференции. Вместе с тем компетентностный подход еще в начале своего развития. А вышедший в свет сборник вносит свой посильный вклад в его становление и развитие. Одним словом: читайте - не пожалеете!1

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Б. М. Игошев.

1 5-ый выпуск сборника научных трудов «Понятийный аппарат педагогики и образования», посвященный проблемам интеграции и дифференциации научного знания; 6-ой выпуск, посвященный аксиологическим проблемам в педагогике и образовании; 7-ой выпуск, посвященный компетентностному подходу в педагогике и образовании, размещены на сайтах Университетской библиотеки онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и Научной электронной библиотеки (http: //elibrary. ru/defaultx.asp)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.