Научная статья на тему 'Рецензия на коллективную монографию «Понятийный аппарат педагогики и образования»'

Рецензия на коллективную монографию «Понятийный аппарат педагогики и образования» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
606
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ / РЕЦЕНЗИИ / INNOVATIONS IN EDUCATION / INNOVATIVE PROCESSES / INNOVATIVE ACTIVITY / CONCEPTS / NOTIONS / REVIEW

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карнаух Надежда Валентиновна

Представлена рецензия на коллективную монографию «Понятийный аппарат педагогики и образования» (Вып. 9. Отв. ред. Е. В. Ткаченко, М. А. Галагузова. Екатеринбург, 2016. 484 с.). Монография посвящена осмыслению и упорядочиванию проблем понятийно-терминологического дискурса. В предыдущих выпусках освещались вопросы компетентностного подхода, модернизации образования и т.д. В 9-ом выпуске педагогическим научным сообществом обсуждаются понятийно-терминологические проблемы, обусловленные инновационнными процессами в отечественном образовании. Осмыслению подлежит как сама категория «инновация», так и обусловленные инновациями понятия и явления. Автор рецензии не только отмечает актуальность этой монографии и представляет ее содержание, но и дает положительную оценку значимости монографического сборника в целом, характеризуя его как перспективное издание в освещении педагогических проблем в теоретико-методологическом ракурсе. Также автор рецензии отмечает целесообразность коллективной монографии, утверждая, что здесь раскрываются те аспекты, связанные с инновационной деятельностью, которые позволят вывести образовательную систему на качественно новый уровень.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONOGPRAPH REVIEW: “DEFINITIONS OF PEDAGOGY AND EDUCATION”

This multi-authored monograph “Defenitions of Pedagogy and Education” is devoted to the discussion of the discouse of concepts and definitions. The previous issues described competence-based approach, modernization of education, etc. The 9th issue scrutinizes the problems of definitions, caused by innovative processes in Russian education. The category “innovation” is studied, as well as the notions and phenomena that arise out of it. The review author underlines the topicality of this monograph and describes its content; besides she stresses its worth, as it gives a serious theoretical and methodological overview of the problems of modern Pedagogy. The monograph has a great potential as it discloses such aspects of innovative activity that allow propelling educational system to the next level.

Текст научной работы на тему «Рецензия на коллективную монографию «Понятийный аппарат педагогики и образования»»

РЕЦЕНЗИИ

УДК 37.013 ББК Ч404.43

ГСНТИ 14.01.11

Код ВАК 13.00.00

Карнаух Надежда Валентиновна,

кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики, Благовещенский педагогический университет; 657500, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Ленина, 104; e-mail: pedagog31@mail.ru.

РЕЦЕНЗИЯ НА КОЛЛЕКТИВНУЮ МОНОГРАФИЮ «ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ»

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инновации в образовании; инновационные процессы; инновационная деятельность; понятийный аппарат; рецензии.

АННОТАЦИЯ. Представлена рецензия на коллективную монографию «Понятийный аппарат педагогики и образования» (Вып. 9. Отв. ред. Е. В. Ткаченко, М. А. Галагузова. - Екатеринбург, 2016. -484 с.). Монография посвящена осмыслению и упорядочиванию проблем понятийно-терминологического дискурса. В предыдущих выпусках освещались вопросы компетентностного подхода, модернизации образования и т.д. В 9-ом выпуске педагогическим научным сообществом обсуждаются понятийно-терминологические проблемы, обусловленные инновационнными процессами в отечественном образовании. Осмыслению подлежит как сама категория «инновация», так и обусловленные инновациями понятия и явления. Автор рецензии не только отмечает актуальность этой монографии и представляет ее содержание, но и дает положительную оценку значимости монографического сборника в целом, характеризуя его как перспективное издание в освещении педагогических проблем в теоретико-методологическом ракурсе. Также автор рецензии отмечает целесообразность коллективной монографии, утверждая, что здесь раскрываются те аспекты, связанные с инновационной деятельностью, которые позволят вывести образовательную систему на качественно новый уровень.

Karnaukh Nadezhda Valentinovna,

Head of Department of Pedagogy, Candidate of Pedagogy, Professor, Blagoveshchensk Pedagogical University, Blagoveshchensk, Russia.

MONOGPRAPH REVIEW:

"DEFINITIONS OF PEDAGOGY AND EDUCATION"

KEYWORDS: innovations in education; innovative processes; innovative activity; concepts; notions; review.

ABSTRACT. This multi-authored monograph "Defenitions of Pedagogy and Education" is devoted to the discussion of the discouse of concepts and definitions. The previous issues described competence-based approach , modernization of education, etc. The 9th issue scrutinizes the problems of definitions, caused by innovative processes in Russian education. The category "innovation" is studied, as well as the notions and phenomena that arise out of it. The review author underlines the topicality of this monograph and describes its content; besides she stresses its worth, as it gives a serious theoretical and methodological overview of the problems of modern Pedagogy. The monograph has a great potential as it discloses such aspects of innovative activity that allow propelling educational system to the next level.

Для педагогической науки последних десятилетий характерен процесс переосмысления ее понятийного аппарата: возникают новые понятия и термины, старые наполняются новым содержанием. На этот процесс оказывают влияние многочисленные социальные, идеологические, политические и другие факторы, а также уровень развития педагогической теории и практики. В настоящее время существует острая потребность в словарно-энциклопедической литературе по педагогике, которая помогла бы привести в систему ее понятийно-терминологический аппарат.

Данная работа отличается от педагогических словарей, в которых обычно приводятся педагогические и другие понятия (термины) и даются их определения (толко-

вание).«Понятийный аппарат педагогики и образования» - монографический сборник научных статей, посвященных понятийно-терминологическим проблемам конкретных аспектов педагогической теории. Это издание уже знакомо читателям, интересующимися вопросами теории и методологии педагогики. Его первые выпуски были посвящены вопросам интеграции в образовании, аксиологической проблематике современной педагогики, компетентностному подходу в образовании, модернизации образования. Завоевать своего читателя издание смогло при помощи четко выдержанного направления, то есть ориентации на теоретико-методологическое освещение актуальных педагогических проблем.

Рецензируемое издание является уже

© Карнаух Н. В., 2017

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2017. № 2

95

9-ым выпуском монографического сборника научных трудов, и он посвящен понятийно-терминологическим проблемам, обусловленным инновационными процессами в отечественном образовании.

Выбор темы данного выпуска монографического сборника обусловлен тем, что в настоящее время инновационные процессы в образовании, с одной стороны, считаются необходимым и естественным явлением, а с другой - до настоящего времени не решены проблемы в оценке инноваций, разработке критериев их валидности. В связи с этим коллективное обсуждение и глубокое научное осмысление авторами статей, как самой категории «инновация», так и множества связанных с ней и обусловленных инновациями понятий и явлений, выявление концептуально-теоретических и методологических оснований инновационного развития образования позволяют говорить об актуальности этой коллективной монографии.

Содержание монографии представлено в четырех разделах, ставшими уже традиционными: «Методология педагогики», «Общая педагогика», «Профессиональная педагогика», «Социальная и специальная педагогика». Следует отметить высокий профессиональный уровень представленных материалов.

Авторами статей, представленных в разделе «Методология педагогики», рассматривается сущность понятий «новация», «новаторство», «инновация» (Коршунова Н. Л., Цветкова И. В.), методология исто-рико-педагогической экспертизы инноваций в образовании (Богуславский М. В.), предлагаются критерии оценки инноваций (Найденова Н. Н.).

В разделе «Общая педагогика» представлены статьи, посвященные проблеме создания региональной инновационной структуры (Симонова А. А., Биктуга-нов Ю. И.), инновациям в процессе обуче-

ния и воспитания школьников (Воронина Л. В., Шишарина Н. В., Ромм Т. А.), инновационным видам педагогического сопровождения (Яковлев Е. В., Яковлева Н. О., Пряжникова Е. Ю., Острик А. А.).

В третьем разделе представлены статьи, посвященные инновациям в профессиональном образовании. Их авторами рассматриваются направления инновационной деятельности в системе профессионального образования (Ломакина Т. Ю.), проблемы формирования инновационной компетентности будущего учителя (Артамонова Е. И., Магауова А. С., Гребенкина Л. К.), инновационные технологии в подготовке будущего учителя (Минюрова С. А., Леоненко Н. О., Исакова Т. Б. и др.).

В разделе «Социальная и специальная педагогика» представлены статьи, в которых рассматриваются инновационные категории методологии социальной педагогики (Дорохова Т. С.), инновационные технологии социально-педагогической деятельности (Галагузова Ю. Н., Лужков Ю. В.), инклюзивное образование как инновационное явление в образовательном пространстве России (Ахметова Д. З., Челнокова Т. А.).

В целом представленные в коллективной монографии статьи дают возможность получить представление о развитии инновационных процессов в отечественном образовании в настоящее время, перспективных направлениях, которые позволят вывести образовательную систему на качественно новый уровень, а также проблемах, пока еще не ставших предметом глубокого осмысления в педагогике.

В конце монографии представлена краткая информация об авторах статей.

Материалы сборника могут быть полезны не только научным и педагогическим работникам образовательных организаций, но и студентам, магистрантам, аспирантам, желающим расширить свой методологический и исследовательский кругозор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.