Научная статья на тему 'Рецензия на сборник материалов. Междунар. науч. конф. «Педагогика творчества: личность, знание, культура»'

Рецензия на сборник материалов. Междунар. науч. конф. «Педагогика творчества: личность, знание, культура» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Т. В. Свитова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на сборник материалов. Междунар. науч. конф. «Педагогика творчества: личность, знание, культура»»

Рецензия на сборник материалов. Междунар. науч. конф. «Педагогика творчества: личность, знание, культура». (Самара, 2017 г.) "Pedagogics of Creativity: Personality, Knowledge, Culture" Samara, 2017. Министерство культуры РФ, СГИК, СКО / под ред. В.И. Ионесова. Самара, Самар. гос. ин-т культуры, 2017. 729 с. ISBN 978-5-88293-361-5

Личность, знание, культура как основа творческой педагогики

© 2019 Т.В. Свитова

Кандидат педагогических наук, доцент, зав.кафедрой фортепиано музыкально-исполнительского факультета (консерватории) Самарского государственного института культуры. Самара, Россия E-mail: tatianasv@mail. ru.

Введение. Статья представляет собой рецензию на сборник материалов Международной научной конференции «Педагогика творчества: личность, знание, культура», проведённой в июне 2017 года и посвящённой 90-летию выдающегося заслуженного изобретателя РФ, доктора технических наук, профессора В.Н. Михелькевича. Материалы книги рассматриваются в ракурсе принципов научной школы человекосообразного образования, которую на протяжении многих лет представляет автор статьи, выделяя в содержании издания аспекты, отражающие триаду: личность, знание, культура.

Годы репродуктивного подхода в образовании привили устойчивые умения следовать образцу, сравнивать с шаблонами и оценивать по универсальным для всех критериям - по степени схожести с образцами. Противовес этому - современные тенденции педагогической науки, раскрывающей потенциал человека, помогающей его самореализации. Человек подобен Творцу, и процесс творения, как акт c выявлением и развитием индивидуальности, персональным нешаблонным результатом - центр в системе человекосообраз-ного образования, получившего стремительное развитие в научной школе А.В. Хуторского. На основе многолетних исследований в 2014 году была создана Доктрина образования человека в Российской Федерации [10]. Доктрина образования опирается на принципы личностного целепо-лагания человека. Метапредметные основы образовательного процесса позволяют использовать продуктивность и ситуативность обучения, пер-

вичность образовательной продукции, образовательной рефлексии [11, с.30], что открывает для обучающихся возможности выстраивать траекторию собственного развития, проявлять себя творцом на любой ступени образования. Для педагога же она предоставляет возможность реализовы-вать свои педагогические и человеческие ценности, соотнося их, в том числе с нормами стандартов [9]. Являясь на протяжении многих лет представителем данной научной школы, мы с позиции этих основ подошли к материалам Международной научной конференции «Педагогика творчества: личность, знание, культура». В масштабном издании на материалах конференции, которая посвящена 90-летию члена Самарского культурологического общества «Артефакт - культурное разнообразие», а также действительного члена Петровской академии наук и искусств, академика Международной академии педагогического образования, академика Российской экологической академии, заслуженного деятеля науки и техники РФ, заслуженного изобретателя РФ, доктора технических наук, профессора Валентина Николаевича Михелькевича, нашли отражение различные исследования. Теория и практика креативной деятельности, педагогическая антропология, история науки, новые образовательные технологии, коммуникативные практики и другие вопросы педагогического образования нашли свое отражение в материалах конференции [7].

Личность педагога, как человек с множественными гранями своего существования, является для ученика «проводником» в мир непознанного. Именно таким предстаёт перед нами В.Н. Михелькевич. Применительно к нему, инициатор форума и редактор сборника В.И. Ионесов говорит о «Профессии - Михелькевич» и о Ми-хелькевиче как культуре [4], выражающей своеобразный личностный феномен самого высокого профессионального ранга.

Как отмечает В.И. Ионесов «Ведь Михелькевич - больше, чем просто уважаемый человек, авторитетный знаток педагогических компетенций, известный методист, доброжелательный эксперт и взыскательный критик. Всего этого будет мало. Но Михелькевича и не может быть много, его всегда не хватает. В нём всегда нуждаются и потому к нему такая необоримая тяга - не сиюминутная, порывная, ситуативная, а та самая - корневая, родовая, антропологическая, одухотворённая. При этом у каждого есть свой Михелькевич. С ним проще преодолевать трудности, легче жить, выстраивать отношения, намечать планы, запускать идеи, разрабатывать проекты, внедрять задуман-

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 21, №68, 2019 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.21, no. 68, 2019

ное, иначе говоря, мечтать, творить, общаться, дружить и открывать для себя мир».

И, действительно, проведённый в июне 2017 г. форум раскрыл выдающегося Человека и Исследователя глазами учеников, друзей, коллег - как маститых, так и молодых учёных. Его научное наследие и многочисленная плеяда его воспитанников впечатляет - более 600 научных работ, 46 патентов на изобретения, 40 кандидатов и 7 докторов технических и педагогических наук. Несмотря на то, что со дня проведения форума и публикации сборника прошло два года, тематика, затронутая в ней, продолжает быть источником размышлений, обсуждений, дискуссий. Причиной тому является актуальный характер поднимаемых вопросов - ключевых областей современного образования.

Издание «Педагогика творчества: личность, знание, культура» органично аккумулирует ряд тематических направлений: 1) творческая одарённость личности: её модель (Г.В. Акопов, С.А. Пиявский, Т.В. Семёнова) и развитие художественно-творческих способностей (О.Н. Рябова); 2) компетентностный подход: общие вопросы реализации (Е.Г. Гуреева), развитие отдельных видов компетенций и их сочетания (И.В. Алёхина, А.Е. Сошников), роль педагогической практики (А.И. Иванов) и использования отдельных методов (И.В. Попов), культурологический подход к формированию компетентностей (Н.А. Тимощук, Е.Н. Рябинова, Е.Н. Чеканушкина); 3) профессионализм: его формирование (Б.Н. Герасимов), профессиональное мастерство педагога высшей школы (В.А. Курина); 4) инновационные направления в образовательном процессе: инновационная деятельность педагога (М.И. Дири), инновационные процессы в содержании и структуре учебного курса (Г.Н. Тараносова); 5) применение дистанционных технологий (Л.Х. Зайнутдинова, М.А. Польский, Д.А. Яковец); 6) формирование различных аспектов культуры личности, студентов, молодых специалистов, педагога: ноосфер-ной (И.П. Арефьев), проектной (И.А. Зайцева), речевой (Л.П. Лунёва), лингво-информационной (Г.А. Фурсина, Е.В. Кабанова); 7) творческие технологии: технология театральной педагогики (И.Г. Куликова), сказкотерапия (Н.В. Наумова); 8) универсальные понятия метапредметного характера: красота (В.И. Ионесов), творчество (Н.В. Чиркова, Е.В. Полубоярова), знание, искусство (А.В. Давыдов), слово (С.С. Орищенко).

Говоря о педагогике творчества, прежде всего, необходимо затронуть такую его характеристику,

как креативность. Под креативностью учёными понимается комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих самостоятельному выдвижению проблем и нешаблонному их решению, генерированию оригинальных идей. В рецензируемом издании неоднократно подчёркивается, что креативность как качество стало не просто «теоретическим условием», это - прямая необходимость быть гибким, мобильным, обладать дивергентным мышлением в условиях постоянных изменений в профессиональной деятельности, усложнения профессиональных задач.

Интерес представляют размышления В.Н. Михелькевича о красоте в совместной с В.И. Ионесовым статье «Красота в исторических образах культуры: эстетические ресурсы социального миропорядка» [5].

0 креативных возможностях и гуманистических ресурсах образования обстоятельно говориться в статье В.Н. Михелькевича и В.Н. Кравцова «Педагогика творчества: генезис и эволюция развития, методология и практика реализации» [6], где раскрывается апробированная система подготовки студентов к творческой и изобретательской деятельности, включающая в себя восемь этапов: цель, содержание, компе-тентностно-модульная технология, критериально-диагностические средства контроля и оценки, контроль и оценка готовности, коррекция со стороны самого студента и со стороны образовательной организации. Важно осмыслить, что данная технология может быть применена к любой предметной области - как технического, так и гуманитарного направления. И если с первого взгляда она представляет собой традиционные компоненты педагогической технологии, то с творческих позиций в ней важно отметить следующее:

1 блок в предлагаемой системе подготовки - целевой - предполагает установку на творчество. Это мотивация, а также способность и готовность к творческой и изобретательской деятельности;

2 блок - содержание - включает практико-ориентированные компоненты (содержание дисциплины, банк патентов предметно-отраслевой направленности, информационный контент). Это то образовательное пространство, в котором происходит освоение содержания той или иной предметной области;

3 блок связан с применением технологии и опирается на изучение индивидуальных творческих способностей, отбор содержания в зависимости

от профиля подготовки и исходного уровня знаний студентов, индивидуальным определением проектных задач (по сути - индивидуальное це-леполагание в отношении избранного содержания) и индивидуальное консультирование по каждому из этапов практической работы по созданию новых объектов, в том числе - отбор методов творчества, среди которых ведущую роль играют эвристические методы. Своё многообразие эти методы берут не только в гуманитарной педагогике, но равно и в техническом творчестве, где позволяют продуцировать и решать изобретательские задачи;

4 блок - этапы и уровни освоения творческих компетенций. В условиях реализации ФГОС он связан с фондами оценочных средств (в блок-схеме системы подготовки к творческой и изобретательской профессиональной деятельности это 5 блок), после чего следует этап сопоставления первоначальных целей с запланированными и фактическими результатами, а также этап корректирующих действий - как со стороны образовательной организации в лице преподавателя, так и со стороны самого студента. Автор технологии акцентирует внимание именно на творческих компетенциях, которые формируются в ходе практической изобретательской деятельности -они являются равноправными целями и результатами обучения наравне с материализованным изобретательским продуктом (внутренний и внешний образовательный продукт [11, с. 25]).

В связи с этим авторы подчёркивают необходимость выделения в отдельную дисциплину ряда вопросов, связанных с развитием творческого и системного мышления, воображения, обучения методам анализа и синтеза, инновационному менеджменту, постановке, решению и практической реализации творческих профессиональных задач [6, с. 405]. Нам видится, что это - обоснование введения дисциплин метапредметного характера, изучающих не просто предметное тематическое содержание, а универсальные ключевые понятия и способы деятельности, которые затем могут экстраполироваться на любую предметную область. Логика изучения учебной дисциплины «Интеллектуальная и промышленная собственность», которая представлена в статье [6], предполагает в своей структуре несколько модулей, каждый из которых концентрируется на ключевых метапредметных понятиях: методы научных исследований; объекты творческой и изобретательской деятельности; законы и закономерности построения и развития систем; природа и сущность технических противоречий и методы их устранения; эвристические методы индивидуального и группового поиска новых идей; принципы построения и функционирования компьютер-

ной технологии технического творчества; игровые методы развития творческих способностей, тематические задачи и задания.

Следует подчеркнуть уникальность и значимость этой системы как на уровне содержания (создание новых объектов), так и на уровне методов, направленных на поиск и генерацию новых идей, самостоятельности как качества личности, а также основополагающих организационных элементов - поисков закономерности, формулирование принципов.

Умение генерировать идеи, проводить анализ, синтезировать на новом уровне - ведущие показатели высоких уровней творчества: по Д.Б. Богоявленской [1], это эвристический и креативный уровни интеллектуальной активности (не стимулированного извне мышления), которые характеризуются именно этими качествами -теоретическое мышление, самостоятельность, вариативность. В статье отмечается, что креативность, инновационное сознание, умение преобразовывать и трансформировать - актуальные и востребованные качества молодых специалистов для работодателей в изменчивых и конкурентных условиях деятельности. Творческое же мышление - это, прежде всего, такие характеристики, как самостоятельность и дивергентность. Эти свойства также подчёркивает А.Д. Гладун в своём тезисе о том, что «миссия современного педагога - культивировать творческую личность, а творчество -это, прежде всего, самостоятельность мышления» [2, с.5 - 8].

Остановимся также на нескольких тезисах статьи В.Н. Михелькевича и В.И. Ионесова «Культура и образование в креативной практике: объединяя мир через знания». В тезисах рассматривается непрерывность получаемых знаний, берущих начало ещё в идеях непрерывного образования, авторы подчёркивают идею Э. Гроува: «Самое важное (и самое сложное) - замечать перемены вокруг нас» [5, с. 383]. Ключевым понятием в образовании является Знание. Оно выступает часто синонимом понимания образованности. Однако, важно понимать диалектический смысл связки «знание - незнание». С одной стороны, действительно, это «самый сильный тормоз и препятствие на пути к устойчивому развитию... , как в масштабах общества, так и отдельного человека» [5, с. 388]. С другой стороны, ещё сократовское «Я знаю, что ничего не знаю» позиционирует незнание как источник проблемы и дальнейшего развития знания, а также как импульс, стремление к его приобретению. Познание мира неизбежно отсылает нас к философии русского космизма. Открытость человека, экзистенциальная неза-

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 21, №68, 2019 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.21, no. 68, 2019

вершенность, по мнению авторов, предопределяет его поиски свободы. Тождество гармонии жизни и состояния наивысшей свободы, которые подчёркиваются в статье, отсылают нас не только к работам Вл.С. Соловьёва (максимальная свобода частей при максимальном единстве целого), но и к идеям Н.А. Бердяева (творчество есть свобода), а познание и заполнение мира - к идеям вхождения в него как способа познания (эмпатия П.А. Флоренского). По сути, мир - это то самое образовательное пространство, которое, в отличие от образовательной среды, характеризуется неограниченностью, неосвоенностью. Вместе с тем, обретение себя, своего образа, нахождение себя в контексте мира, способствует образованию, образовыванию человека.

С точки зрения познания мира через соприкосновения с ним и понимание его языка интересна статья В.М. Приваловой «Инициация в культуру как единый когнитивный процесс творческого восприятия, оценки и понимания знако-во-символического контекста». Она развивает мысль о том, что продукт, создаваемый человеком в творчестве (фактически часто воплощенный в символических проявлениях - например, в языке музыки, живописи, жеста и др.) «пронизывают прошлое, настоящее, будущее «сшивая»

культурно-исторический контекст единство», подчёркивая значимость знаково-символи-ческого контекста [8]. Эта идея созвучна ключевому положению русского космизма о взаимосвязи времён, согласно которому человек через личную деятельность принимает участие в культурно-исторических процессах всего человечества -открытие прошлого через его воскрешение в настоящем и на этой основе происходит конструирование будущего (Н.Ф. Фёдоров).

Во главе педагогики творчества всегда стоит Человек и его социальная составляющая - личность: многогранность и индивидуальные качества, личный пример продуктивной деятельности, способность мыслить дивергентно, умение технологично идти к результату. Сопоставление поставленных извне задач с личным опытом, фиксация незнания, постановка и решение проблемных задач приводят к знанию, его порождению из внутренних резервов человека. Интеллектуальный, эмоциональный потенциал, а также продуктивное функционирование в различных сферах профессиональной деятельности актуализируют такую область, как человеческая культура. Это побуждает с особенным вниманием отнестись к той триаде, которой характеризуется педагогика творчества - Личность, Знание, Культура.

1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., Изд. центр "Академия", 2002. 320 с.

2. Гладун А.Д. Миссия современного педагога // Физическое образование в вузах. Т. 20. 2014. №4. С. 5 - 8.

3. Ионесов В.И. Профессия - Михелькевич // Педагогика творчества: личность, знание, культура. Материалы международной научной конференции (К 90-летию профессора Валентина Николаевича Михелькевича) / под ред. В.И. Ионесова. 2017. С. 47 - 49.

4. Ионесов В.И., Михелькевич В.Н. Красота в исторических образах культуры: эстетические ресурсы социального миропорядка // Там же. С. 318 - 327.

5. Михелькевич В.Н., Ионесов В.И. Культура и образование в креативной практике: объединяя мир через знания // Там же. С. 382 - 393.

6. Михелькевич В.Н., Кравцов П.Г. Педагогика творчества: генезис и эволюция развития, методология и практика реализации // Там же. С. 394 - 415.

7. Педагогика творчества: личность, знание, культура. Материалы Междунар. науч. конф. (Самара, 2017 г.) "Pedagogics of Creativity: Personality, Knowledge, Culture" / Samara, 2017. М-во культуры РФ, СГИК, СКО / под ред. В.И. Ионесова. Самара, Самар. гос. ин-т культуры, 2017. 729 с.

8. Привалова В.М. Инициация в культуру как единый когнитивный процесс творческого восприятия, оценки и понимания знаково-символического контекста // Там же. С. 481 - 506.

9. Свитова Т.В. Доктрина образования человека в Российской Федерации: отклик на рецензии // Вестник Института образования человека. 2016. №1: http://eidos-institute.ru/journal/2016/100/

10. Хуторской А.В. Доктрина образования человека в Российской Федерации. М., Изд-во «Эйдос»; Изд-во Ин-та образования человека, 2015. 24 с. (Серия «Научная школа»).

11. Хуторской А.В. Тезаурус человекосообразного образования: научное издание. М., Изд-во «Эйдос»; Изд-во Ин-та образования человека, 2015. 51 с. (Серия «Научная школа»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.