Научная статья на тему 'Перспективы взаимодействия культуры, экономики и политики в современном мире'

Перспективы взаимодействия культуры, экономики и политики в современном мире Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2554
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ECONOMY / ПОЛИТИКА / POLITICS / КУЛЬТУРА / CULTURE / ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / КОММУНИКАЦИИ / COMMUNICATION / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Герасимов Б. Н., Ионесов В. И.

Современная культура связана со всеми направлениями жизни, включая экономику и политику. Однако целевые приоритеты культуры, политики и экономики не всегда совпадают. Науку и образование следует глубже интегрировать с культурой, так как интеллект человека неотделим от его духовной основы. Важное значение приобретает гуманитарное образование, которое формирует ценностные ориентации, с которыми индивид приходит во все области деятельности, в т.ч. в управление. Особая роль отводится универсуму коммуникаций, который помогает объединить культуру, политику и экономику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF THE INTERACTION OF CULTURE, ECONOMY AND POLITICS IN THE MODERN WORLD

Modern culture is linked to all areas of life, including the economy and politics. However, the target priorities of culture, politics and Economics do not always coincide. Science and education should be further integrated with the culture, because the human intelligence is inseparable from its spiritual Foundation. The importance of acquiring a liberal education, which forms a value orientation which the individual comes in the all area activities. including in management. A special role from the usual universum communications, which helps to unite the culture, politics and Economics.

Текст научной работы на тему «Перспективы взаимодействия культуры, экономики и политики в современном мире»

ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУЛЬТУРЫ, ЭКОНОМИКИ И ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Б.Н. Герасимов1, д-р экон. наук, профессор В.И. Ионесов , д-р культурологии 1Международный институт рынка 2Самарский государственный институт культуры (Россия, г. Самара)

Аннотация. Современная культура связана со всеми направлениями жизни, включая экономику и политику. Однако целевые приоритеты культуры, политики и экономики не всегда совпадают. Науку и образование следует глубже интегрировать с культурой, так как интеллект человека неотделим от его духовной основы. Важное значение приобретает гуманитарное образование, которое формирует ценностные ориентации, с которыми индивид приходит во все области деятельности, в т.ч. в управление. Особая роль отводится универсуму коммуникаций, который помогает объединить культуру, политику и экономику.

Ключевые слова: экономика, политика, культура, инновации, образование, коммуникации, управление.

Императивные значения культуры задаются теми сдвигами, которыми сопровождается глобальная трансформация современного миропорядка: меняется язык и возможности коммуникации, смещаются границы обыденного опыта, ломаются стереотипы поведения, ускоряется социальная мобильность, интегрируются знания, генерируются новые мультимедийные ландшафты, диверсифицируются техники информационного обмена, расширяются сферы креативного, новаторского, виртуального. «Постиндустриальный глобальный мир - это мир коммуникаций, построенных на символах, концептах, образах, имеющих эмоциональное воздействие. Это мир, в котором искусство и производные от него креативные индустрии становятся драйверами развития экономики и общества» [17].

Сегодня культура притягивает к себе различные сферы социальной жизни, включая экономику, политику, образование, спорт и бизнес. Многие авторитетные предприниматели и успешные новаторы видят в обращении к культуре стратегический ресурс управления и необходимое условие для продвижения креативного маркетинга.

Среди известных лидеров современного бизнеса, которые рассматривают культуру в качестве незаменимого и мощного гене-

ратора новых идей и эффективной экономической политики - основатель корпорации Intel Э. Гроув, бывший первый вице-президент Всемирного банка Ж.-Ф. Ришар, директор Брюссельской фондовой биржи Л. де Брабандер, инициатор создания Лондонского агентства обслуживания интеллектуальной собственности и автор концепции креативной экономики Дж. Хо-кинс, российский финансист и владелец британской сети книжных магазинов Waterstone's А. Мамут, владелец и президент управляющей компании «Интеррос» В. Потанин.

Известно, что политика есть концентрированное выражение экономики. Но разве современная экономика и политика не есть суть самовыражения культуры? Всё самое значимое в глобальных трансформациях, включая экономические и политические коллизии, так или иначе, обусловлены культурой - её ценностями, мировоззренческими установками, стереотипами поведения, интересами, жаждой власти, амбициями.

Сегодня даже самые педантичные экономисты признают, что среди основных причин мирового финансового кризиса 2008 г. в первом ряду стоят такие манифестируемые культурой человеческие синдромы как вседозволенность, стяжательство, безнравственность, жажда власти, ко-

рыстолюбие, алчность, эгоцентризм, недоверие, надувательство, самообман.

О человеческом факторе и культурно-этических деформациях («падение индекса потребительского доверия» и «система безудержного вознаграждения банкиров бонусами, сверхвысокими бонусами»), не в последнюю очередь, обусловивших кризис финансовой системы пишут проф. Йельского университета Р. Шиллер и лауреат Нобелевской премии по экономике Дж. Стиглиц.

Современный бизнес нацелен на зарабатывание денег. Для этого требуются соответствующие работники, проявляющие соответствующие способности и склонности. При наличии некоторого экономического образа мышления можно быть успешным бизнесменом и без специального образования.

Современное экономическое и экономическое образование помогает обрести навыки и умения в этой области. Деньги дают благополучие, власть, уверенность в себе, причем достаточно быстро.

Образование приводит к пониманию, что есть культура, наука т другие гуманитарные со своими ценностями, где царят свои законы и принципы. Приходит понимание, что Мир многообразен и многолик. Он может увлечь, порою навсегда. И тогда прощай самозабвенное стремление зарабатывать деньги.

Хольтман Ю. считает, что «важной причиной нестабильности в мировой экономической системе является крайняя эмоциональность решений (до кризиса движимая в основном алчностью, после начала кризиса - страхом), принимаемых ключевых экономическими агентами - и индивидуумами, и организациями, в результате чего решения принимаются без надлежащей оценки их последствий (особенно долгосрочных)» [22].

Нельзя продвигать экономику, образование и социальные услуги лишь опираясь на модернизацию, технологические новации. Так же как ошибочно искать ответ на проблемы модернизации России лишь в новых технологиях. Для эффективного экономического роста необходимо генерирование новой социально-

коммуникативной среды, ядром и архитектором которой выступает культура. На это важное обстоятельство обратил внимание в своём выступлении на XX Петербургском международном экономическом форуме проф. Массачусетского технологического института (МТИ) Л. Грэхем. Весьма показательны ключевые темы дискуссий: на пороге новой экономической реальности, человеческий фактор в развитии экономики, драйверы позитивных изменений, в поисках новых стимулов развития и лучших практик управления.

Новые идеи - важны, но они сами по себе ничего не меняют. Ключ к успеху - в руках именно культуры, в той коммуникативной среде, которая ею задаётся и направляется [2]. «Но что это за элементы культуры, которые позволяют идеям разрабатываться и выливаться в коммерчески успешные предприятия?». Так, «ключ к успеху МТИ не просто в культуре МТИ, но и в культуре Бостона и США в целом» - признаётся Л. Грэхем. Вот почему актуальным призывом сегодняшнего дня может быть лозунг: «Внимание на культуру!». Культура позволяет на многое пролить свет и найти возможности для решения насущных вызовов конфликтующего мира. А наука о культуре сегодня претендует на методологический инструментарий объяснения глобальных трансформаций.

Но здесь не всё так просто. Есть между экономикой, политикой и культурой зоны секторального противостояния: целевые установки культуры, политики и экономики в своём субстанциональном измерении не совпадают. Об этом обстоятельно пишет известный социолог Д. Тросби [21]. В чём же состоят эти противоречия?

Экономика нацелена на индивидуальные блага, индивидуальность как таковую, тогда как культура на коллективные (универсальные) ценности. Вместе с тем, экономика использует для измерения универсальные инструменты, тогда как культура измеряет свои ценности по отдельности (в каждой культуре свои замеры и фиксаторы). При сближении экономики и культуры необходимо учитывать эти особенности.

Политика в своём специфицированном значении понимается как социальная форма организации государственной власти. Но в широком смысле политика выражает возможность закрепления за человеком (гражданином, группой) определённых статусов, прав, свобод и обязанностей, наделяющие гражданина (группу) властью и делающие его участником большой системы управления государством.

Заявляет о себе и ещё одна тенденция, связанная с возникновением, так называемой, е-экономики или сетевой торговли. В условиях предметно-потребительского изобилия, продукты культуры, даже будучи раритетами, больше не повышают своей ценности как таковой. К примеру, в открытом сетевом пространстве рынка в выигрыше оказывается тот, кого пираты больше всего распространяют. «Никогда раньше не было речи о стольких бесплатных вещах: бесплатных газетах, бесплатном транспорте, бесплатной музыке, телефонной связи, программном обеспечении» [1].

«Возможно, нам нужно начать смотреть на творчество - замечает Брабандер, как на услугу в виде почти подарка, а не как продукт». И тогда «нам придётся заменить слово «собственность» словом «отношения». Сегодня мы говорим об «открытых источниках» [1]. Однако, когда в культуре появляется что-то бесплатное, и его потенциальная доступность и объём возрастают, удельный вес собственности, по существу, также становится больше, поскольку возникает больше возможностей её - эту собственность - приватизировать.

Культура способна стать реальным интегрирующим механизмом для эффективного сцепления социально-политических, гражданско-правовых и экономических структур в преобразовательном процессе [18]. При этом следует различать два основных тренда преобразований, направленных на смыкание экономики и культуры.

Тренд культуры проявляется в движении от её узкого к широкому пониманию, т.е. в сторону распространения креативных практик (художественно-эстетического опыта, ценностей, мериторных благ и пр.)

на обширную область жизнедеятельности общества. К примеру, современный город становится ареной дизайнерского конструирования эстетической среды, визуально-информационного ландшафта и муль-тикультурных коммуникаций.

Тренд экономики развёртывается в противоположную сторону (от широкого к узкому пониманию данного термина) в направлении создания системы устойчивого воспроизводства материальных благ и всестороннего развития общества. Эти тренды развития и взаимодействия культуры и экономики расширяют возможности для культурной политики, делая её более результативной и социально-значимой.

Экономику и культуру сегодня во многом объединяет приверженность креативности действия, которая собственно и лежит в основе культурной политики как таковой [15]. В условиях быстро меняющейся реальности именно креативность действия становится движущим механизмом культурной политики. «Сегодня конкурентное преимущество может состоять в способности увидеть нечто прежде, чем это сделают все остальные, в способности быстрее заметить новое и удивиться раньше других» [1].

Анализ эволюции взглядов различных ученых позволил уточнить категорию ме-риторных благ, под которыми понимаются блага, спрос на которые со стороны индивидуумов отстает от желаемого обществом и поэтому его производство и потребление стимулируется государством [16]. К мери-торным благам относятся культура, наука, образование и здравоохранение и т.д., которые способствуют развитию человека и личности.

Социально-экономическое развитие страны становится возможным благодаря непрерывному инвестированию в сферы науки, образования и культуры. А неотъемлемым условием эффективного участия человека в трудовых процессах является его здоровье и творческие способности, потому что, не обладая достаточным уровнем здоровья и способностей, человек не может полностью реализовать свои потребности и интересы.

Инновационная экономика - это экономика нового типа, в которой главную роль играет интеллектуальный труд, посредством которого создаются высокотехнологичные инновационные товары, услуги и технологии [4]. Ключевыми элементами инновационной экономики является превращение таких благ, как «информация», «знания», «образование», в главные атрибуты дальнейшего развития российского общества.

Общественное производство знаний включает следующие отрасли [16]:

- наука - отрасль генерирования и выращивания новых знаний, идей и благ;

- культура - отрасль подготовки сознания, мышления и поведения людей и общества в целом к восприятию и продвижению новых знаний, идей и благ, а также гуманизации общественного пространства;

- образование - отрасль распространения, осмысления и присвоения знаний, идей и благ [5];

- инноватика - отрасль практического использования знаний, идей и благ.

Данные сферы находятся в постоянном взаимодействии и являются жизненным циклом знаниевого пространства, который является относительно коротким в инновационной экономике [12-14]. Это выводит нас на потребность непрерывного образования специалистов, развития способности к самообразованию в процессе своей профессиональной деятельности, обладании творческим и критическим мышлением, пониманию значимости единства политики, экономики и культуры.

Специфический объект сферы культуры - это средства коммуникаций, направленные на передачу системы ценностей. ориентиров, знаний, умений, навыков нравственного, культурного, образовательного, профессионального и научного характера, влияющих на формирование и развитие каждой личности, а, следовательно, и на общество в целом, с целью удовлетворения личных, групповых и общественных потребностей, позволяющее выращивать новые идеи и технологии, способствуя развитию инноваций в любой сфере [6]. К важным факторам относятся также и услуги, направленные на профилактику, сохра-

нение, укрепление здоровья, лечение психики, алкогольной и наркотической зависимости, оказание помощи бедным, инвалидам, пенсионерам и др.

Рынок продуктов культуры, образования, науки - это рынок, на котором обмениваются интеллектуальные способности человека, включая информацию, знания, способности, навыки, специальные умения [9]. Но рынок произведенных интеллектуальных продуктов - это рынок, на котором продаются и покупаются готовые научные и технологичные разработки исследования, изобретения, инновации, патенты, лицензии, услуги образования и здравоохранения.

Культура - всепроникающая сила духовного единения общества, условие сплоченности и жизнеспособности нации, государства. Оно включает в себя не только результаты деятельности людей, но и их интеллектуальные возможности, реализуемые в мышлении, деятельности и коммуникациях, что свидетельствует о том, что науку и образование следует глубже интегрировать с культурой, так как интеллект человека неотделимы от его духовной основы (нравственных норм и ценностных ориентаций).

«культура» служит главным гарантом эффективного развития страны, ее весомости в мировом общественном мнении, потому что:

культура является необходимым условием экономического роста, научно-технического прогресса и повышения национальной конкурентоспособности;

развитие культуры в стране - это предпосылка сохранения национальной самобытности и тесного контакта с мировой культурой, а также неотъемлемая составляющая качества жизни в стране;

Культура влияет на жизненные установки человека, его модели поведения, которые способствуют распространению инноваций в экономике и общественной жизни. Значит, «культура» - это одновременно важнейшее стратегическое направление государственной политики любой страны, направленной на социальный и экономический рост, укрепление целостности и обороноспособности.

Эти факторы способствуют улучшению качества жизни человека, приближению к созданию инновационной экономики посредством науки, образования и культуры. Формирование государственной политики, способной обеспечить инновационное развитие национальной экономики, с учетом возросшей роли культурных и межкультурных коммуникаций, является одной из самых значимых и сложных задач для современной России.

Влияние интеллектуального капитала на социально-экономическое развитие прямое и косвенное влияние, наиболее важными из которых являются [7, 11, 27]:

- воздействие на социально-экономическое развитие за счет повышения качества трудовых ресурсов;

- развитие научно-технического прогресса, проводником которого является человек, обладающий соответствующей экономической культурой;

- повышение экономических доходов квалифицированных работников;

- развитие технологий, разработка новых технологий и культура их использования.

Для формирования инновационной экономики будущего в стране необходимо, чтобы человеческий капитал приобрел свойства интеллектуальности [10]. В этой экономике главную роль играет иннова-тор. Креативный специалист - это носитель новых знаний, жизненный успех которого зависит от его инициативы и самостоятельности, от его способности к творческому труду, неординарным решениям, неторному пути, мотивированный на разработку интеллектуальных продуктов и их введение в различные сферы жизни общества [8].

Результативность такого человека зависит от уровня мышления, деятельности и коммуникаций на основе современных знаний, что ведет к резкому приращению потенциала образование, культура и наука, которые являются важнейшими факторами влияния на качество человеческого капитала. В инновационной экономике борьба идет между различными уровнями интеллекта, где основным конкурентным преимуществом являются уровень мыслеком-

муникаций, поэтому научно-

образовательный процесс должен стать непрерывным и пожизненным.

Образование, наука и культура являются факторами, радикально влияющими на качество жизни населения, на рост потенциала человеческого капитала. Поэтому абсолютно ясно, что внимание к сферам образования, науки и культуры - настоятельное требование социально-экономического развития страны. Структурный сдвиг в пользу этих сфер представляет собой цивилизационный тренд, является единственно правильной политикой и условием формирования инновационной экономики и должны поддерживаться государством.

Таким образом, основными направлениями развития системы мериторных благ в России являются: создание эффективной отечественной инновационной экономики; модернизация инфраструктуры культуры, образования, науки, здравоохранение, развитие информационного сектора экономики; оптимизация и модернизация отраслевой структуры экономики (промышленности, транспорта, электроэнергетики и т.д.); создание и совершенствование системы финансирования инновационной деятельности организаций; мобилизация бизнес сектора; развитие условий и создание институтов, обеспечивающих защиту прав собственности; создание развитой инфраструктуры для коммерциализации результатов инновационных организаций.

О нарастающей взаимозависимости экономики, политики и культуры свидетельствуют активно развивающиеся сегодня новые направления трансотраслевой деятельности и междисциплинарной интеграции: креативная экономика, креативные индустрии, политическая реклама, кросс-культурная политика, коммуникативная политология, культурный маркетинг, деловые культуры, экономика знания, экономика желания и даже экономика счастья. Ведь счастье понятие не экономическое, а культурное. Как подчёркивает Д. Тросби: «Человеческое счастье шире любых экономических измерений» [21].

Замечено также, что всё чаще, именно искусство и шире креативные индустрии

рассматриваются «в качестве динамичной экономической силы в ряде областей, включая возрождение городов, региональное развитие, создание рабочих мест, туризм и торговлю, и это зачастую выдвигается как достаточное основание для его дальнейшего существования» [20].

В политическом процессе всё чаще вос-требуются технологии культурного продвижения (ценностно-нормативного и визуально-эстетического оформления) выдвигаемых политиками идей, программ и социальных проектов [19]. Пример, презентация городов, претендующих на проведение олимпиад, чемпионатов, международных выставок ЭКСПО и т.д.

Остановимся подробнее на образовании, так оно является предтечей возникновения деятельности индивида во многих областях, в т.ч. экономике, науке, культуре, образовании. Здесь очень важно для индивида, каким он придет в другие сферы деятельности и придет ли вообще.

Образование - это деятельность по развитию интеллектуальных способностей и возможностей человека и формированию его ценностных ориентаций. Цель образования - это возможность действовать в Мире, преобразуя Мир и себя в соответствии со своими ценностями.

Основными задачами образования являются формирование ценностных ориен-таций; приобретение способности ставить цели в соответствии с ценностными ори-ентациями, понимать ситуации, возникающие в жизни, ставить задачи, решение которых необходимо для достижения цели, осуществлять проблематизацию, если постановка задач не удается; освоение умения формулировать проблему; приобретение способности систематизировать и решать проблемы, превращая их в предметные или профессиональные пакеты задач; приобретение способности выбирать и осваивать знания, необходимые для решения задач, формировать на их основе актуальные нормы и образцы деятельности, создавать средства и методы для решения задач; приобретение способности реализовать действия в соответствии с созданными средствами и, тем самым, реализовать преобразование Мира и себя,

достигая поставленной цели.

Форма приобретения своего Мира -создание собственного Мира по образу (отсюда «образование») наблюдаемого внешнего мира. Но создание своего Мира путем копирования чужого невозможно. Этот процесс ведется на основе выявления противоречий между своим Миром и окружающим, обьектно положенным. Далее возникает необходимость проблематиза-ции, а затем возникают элементы своего как нового для себя (а может быть и для Мира) путем разрешения выявленных проблем [24].

Гуманитарное образование направлено на приобретение способности изменять себя. При этом Мир выступает как условие преобразования себя. Технократический подход имеет направленность на изменение Мира, при этом «Я» есть средство этого изменения. Умение изменять себя при наличии ценностных ориентаций (отсутствие индифферентности, возможности формировать оценочное суждение, критерии, шкалы) по отношению к Миру есть достаточное условие для возникновения умения изменять Мир. Образованный человек для изменения Мира сначала изменяет себя, приобретает необходимые знания, умения и т.д., а затем пытается изменить окружающий Мир.

Гуманитарное образование - это собственное образование, а все иное есть подготовка специалистов, достижение функциональной грамотности по отношению к определенной предметной или профессиональной деятельности. Такое образование требует знания о своих возможностях и способностях, получаемых только рефлексивно, умения раскрывать и использовать свои возможности, программировать свои действия по отношению к Миру, в т.ч. действия по приобретению необходимых знаний о Мире. Это требует восприятия Мира в его целостности. Знания о Мире рассредоточены в огромном числе наук, а научное знание всегда одноаспектно и абстрактно. Гуманитарное образование имеет два пути: освоение конкретного - восхождение от абстрактного к конкретному, т.е. логико-методологическое освоение и освоение целостного в частности, т.е. ху-

дожественное освоение [27].

Культурная политика предполагает сложившуюся и воспроизводящую себя систему эффективного взаимодействия экономики, политики и культуры, которые сегодня объединяет глобальная коммуникация. Роль культуры в этом процессе двойственна [25]. Культура не только способствует трансферу товаров и услуг, но нередко выступает препятствием для экономической экспансии, в силу традиционалистских, идеологических и конфессиональных ограничений.

Очевидно, что Интернет, умножая творчество и креативные процессы посредством Универсума коммуникаций и реального времени, преодолеет негативное влияние властных структур и локальных культурных традиций, повысит роль высших культурных ценностей и социально-эстетических приоритетов [3].

Однако надвигается перестройка генома управления, в т.ч. за счет обновления некоторых его принципов и усиления влияния менеджмента. Это будущее проглядывается за счет социальной демократии, набирающей ход в Интернете. При этом в творческой деятельности можно обходиться без участия иерархии, но и даже без нее и управляться [23].

Важную роль в развитии всех отраслей человеческой деятельности играют управленцы. Именно они формируют, продвигают и развивают различные инновации, устанавливают и погружают в универсум коммуникаций отношения индивидов, групп, общественных и государственных объединений.

Сегодняшняя подготовка управленцев

лями и технологиями для стандартных ситуаций и частных аспектов деятельности. Всего этого для нормального управленца достаточного, то для креативного управленца этого мало.

Современному управленцу необходимо гуманитарное образование, так как его деятельность зачастую протекает в уникальных ситуациях [25]. Управленец должен быть универсальным специалистом: самостоятельным исследователем какой-либо актуальной научной проблемы, квалифицированным методологом и технологом, иметь навыки психолога, педагога и консультанта и, наконец, быть носителем высокой духовной культуры, впитавшей пласты известных мировых традиций.

Таким образом, у современных управленцев будет формироваться осмысленное понимание того или иного фрагмента окружающего пространства (организации, корпорации, региона, отрасли и т.д.) как части Всеобщей картины Мира в виде Божественной Космической Игры, и на основе запредельной самоидентификации будет развиваться чувство личной причастности к постоянному становлению и развитию потока мировых событий [26].

Реализация такой глобальной стратегии человечества возможна через «собирание» всех институтов социума (религий, науки, образования, культуры, политики и экономики) для решения единственной, главной, определяющей судьбу человечества сверхзадачи - воспитание каждого человека в гармонии духовного и материального, в понимании целостности Мироздания, своего места в нем и личной ответственности за общее настоящее и будущее.

ограничена принципами, типовыми моде-

Библиографический список

1. Брабандер Л. де. Забытая сторона перемен. Искусство создание инноваций. - М.: Протекст, 2010. - 203 с.

2. Грэхем Л. «Вам нужно молоко без коровы» // Аргументы недели. №24 (515). 23 июня 2016. - С. 6.

3. Герасимов Б. Профессиональная подготовка российских управленцев в контексте вызовов времени // Проблемы теории и практики управления. - 2014. №8. - С. 123-128.

4. Герасимов Б.Н. Теория управления. - Самара: НОАНО ВПО СИБиУ, 2014. - 404 с. Серия «Энциклопедия управленческих знаний».

5. Герасимов Б.Н. Моделирование процесса управления изменениями в организациях // Креативная экономика и социальные инновации. - 2011. - №1. - С. 10-19.

6. Герасимов Б.Н. Развитие профессионализма управленцев // Управленческие науки. -

- Педагогические науки -

2015. - №4. - С. 90-101.

7. Герасимов Б.Н. Выработка и выращивание инновационных идей на основе коллективной мыследеятельности // Креативная экономика и социальные инновации. - 2016. -Т. 6. №4 (16). - С. 20-33.

8. Герасимов Б.Н. Введение в теорию и методологию научного менеджмента // Креативная экономика и социальные инновации. - 2017. - Т. 7. №1. - С. 41-59.

9. Герасимов К.Б., Просвиркин Н.Ю. Управление инновациями. - Самара: Изд-во «Самарский муниципальный институт управления», 2011. - 124 с.

10. Ионесов В.И. Вещи в пространстве культуры: предметы, меняющие мир // Креативная экономика и социальные инновации. - 2012. - № 2(3). - С. 75-94.

11. Ионесов В.И. Мультикультурализм как интеграционный процесс // Креативная экономика и социальные инновации. - 2011. - №1 (3). - С. 60-65.

12. Ионесов В.И. О креативности действия во взаимоотношениях экономики и культуры // Креативная экономика и социальные инновации. - 2016. - Т. 6. №4 (17). - С. 47-56.

13. Ионесов В.И. Креативные ресурсы управления изменениями // Креативная экономика и социальные инновации. - 2011. - №1. - С. 8-9.

14. Ионесов В.И., Куруленко Э.А. Культура, миротворчество и социальное подвижничество в региональных проектных практиках // Культурологический журнал. 2013. №1. Режим доступа: http://www.cr-journal.ru/files/file/05_2014_22_45_21_1399056321.

15. ЙоасХ. Креативность действия. - М.: Алетейя, 2005. - 320 с.

16. Корчагина Т.В. Мериторные блага в условиях формирования экономической системы нового типа: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.01. - М., 2011. - 186 с.

17. Культурное лидерство в современном мире. Диалоги Россия-Великобритания. 19 мая-30 июня 2016. - М.: Государственная Третьяковская галерея, 2016. Код доступа (30 июля 2016): http://leaders.tretyakov.ru/#rec5676599

18. Куруленко Э.А. Предисловие // Модернизация культуры: идеи парадигмы культурных изменений: материалы междунар. науч. -практ. конф. / под ред. С.В. Соловьевой,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

B.И. Ионесова. Ч. 1. Самара: СГАКИ, 2013. - С. 3-5.

19. Ладенко И.С. Разумов В.И., Теслинов А.Г. Концептуальные основы теории интеллектуальных систем. Систематизация методологических основ интеллектики. - Новосибирск: ИФиПр, 1994. - 270 с.

20. Пахтер М., Лэндри Ч. Культура на перепутье. Культура и культурные институты в XXI веке. - М.: Классика-ХХ1, 2003. - 96 с.

21. Тросби Д. Экономика и культура. ИД Высшей школы экономики. - М.: 2013. -256 с.

22. Хольтман Ю. Причины и ход мирового экономического кризиса. Код доступа (29.08.2016) // https://www.proza.ru/2010/06/20/674

23. Хэмэл Г., Брин Б. Будущее менеджмента. - СПб.: BestBusinessBooks, 2013. - 280 с.

24 Цлаф В.М. Методология современного менеджмента. - Самара: СГЭА, СШБ, 2004. -

124 с.

25. Чумак В.Г., Герасимов Б.Н. Проблемно-ситуационные игры в инновационной деятельности организации // Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. - 2003. - №2 (4). - С. 68-75.

26. Шимельфениг О.В, Солодовниченко Л.Я. «Самозавет» или «Самоапокалипсис» как следствие выбора в альтернативе: «духовное - материальное». Интеллигенция и мир // Российский междисциплинарный журнал социально-гуманитарных наук. - 2007. - №4. -

C. 82-101.

27. Gerasimov Boris N., Gerasimov Kirill B. Modeling the Development of Organization Management System // Asian Social Science; Vol. 11. №20. 2015. Р. 82-89.

28. Gerasimov K., Gerasimov B. Formation of professionalism of executives // The International Journal of Educational Management. 2017. T. 31. №1, Р. 45-55.

- KyMbmypoMoeun -

PROSPECTS OF THE INTERACTION OF CULTURE, ECONOMY AND POLITICS IN

THE MODERN WORLD

B.N. Gerasimov1, doctor of economic sciences, professor V.I. Ionesov , doctor of cultural studies

international market institute

2

2Samara state institute of culture (Russia, Samara)

Abstract. Modern culture is linked to all areas of life, including the economy and politics. However, the target priorities of culture, politics and Economics do not always coincide. Science and education should be further integrated with the culture, because the human intelligence is inseparable from its spiritual Foundation. The importance of acquiring a liberal education, which forms a value orientation which the individual comes in the all area activities. including in management. A special role from the usual universum communications, which helps to unite the culture, politics and Economics.

Keywords: economy, politics, culture, innovations, education, communication, management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.