Научная статья на тему 'Рецензия на рукопись учебного издания «Курс основ антикоррупционного права» (часть 1) К. В. Суркова'

Рецензия на рукопись учебного издания «Курс основ антикоррупционного права» (часть 1) К. В. Суркова Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
607
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ПРАВО / УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ / CORRUPTION / ANTI-CORRUPTION / ANTI-CORRUPTION LAW / TEXTBOOK

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нечевин Дмитрий Константинович

В рецензии проанализировано учебное издание «Курс основ антикоррупционного права», подготовленное Сурковым Константином Викторовичем, доктором юридических наук, Заслуженным юристом России, профессором кафедры уголовного права и уголовного процесса ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет», заместителем председателя Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Рукопись учебного издания в 3-х частях. Часть 1 посвящена актуальной и значимой проблеме учебной дисциплины антикоррупционного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The review analyzed the textbook «Fundamentals of anti-corruption law», prepared by Surkov Konstantin Viktorovich, doctor of law, honoured lawyer of Russia, Professor of criminal law and criminal process of Transbaikal State University,Deputy Chairman of Committee of Council of Federation of the Federal Assembly of the Russian Federation. The manuscript of academic publications in 3 parts. Part 1 is devoted to the urgent and important problem the discipline of the anti-corruption law.

Текст научной работы на тему «Рецензия на рукопись учебного издания «Курс основ антикоррупционного права» (часть 1) К. В. Суркова»

УДК 34

РЕЦЕНЗИЯ НА РУКОПИСЬ УЧЕБНОГО ИЗДАНИЯ «КУРС ОСНОВ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПРАВА» (ЧАСТЬ 1) К. В. СУРКОВА

Д. К. Нечевин

В рецензии проанализировано учебное издание «Курс основ антикоррупционного права», подготовленное Сурковым Константином Викторовичем, доктором юридических наук, Заслуженным юристом России, профессором кафедры уголовного права и уголовного процесса ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет», заместителем председателя Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Рукопись учебного издания в 3-х частях. Часть 1 - посвящена актуальной и значимой проблеме - учебной дисциплины антикоррупционного права.

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, антикоррупционное право, учебное пособие.

В настоящее время проблема роста коррупционной преступности способствует усилению влияния деструктивных компонентов в социуме и несет угрозу поступательному общественному развитию. От того, насколько верно будут познаны специфические законы функционирования этого негативного социального явления, а главное адекватные современным реалиям методы и направления воздействия на делинквентные проявления жизнедеятельности, зависит будущее современной государственности, провозглашающей своим основанием гуманистические международные правовые ценности. К сожалению, сегодня пока не сложилось относительно надежной организации для борьбы с коррупционной преступностью, особенно в высших эшелонах власти, организации эффективной, реальной, независимой от исполнительной власти и подчиненной только закону. Наиболее узкую область занимает коррупционная преступность в ее криминологическом смысле, так как она ограничивается теми гранями общественно-социальных и политэкономических значений, которые выражают ее антисоциальную, общественно-опасную и противоправную сущность. Таким образом, можно сделать вывод о том, что коррупция - это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях, в целях третьих лиц или групп в ее криминологическом значении тождественно коррупционной преступности.

И это является одной из главных проблем в вопросах противодействия коррупции в целом. Ибо коррупционеры, как считает автор, - это образованные и информированные люди, которые совершают свои коррупционные преступления не от незнания законов, а от глубокого осознания серьезных причин безнаказанности коррупции в стране. Реальная организация антикоррупционной деятельности, по мнению рецензента должна включать в себя такие элементы, как:

• разветвленный социально-правовой контроль деятельности государственных служащих;

• реальную подотчетность государственных служащих;

175

• реальную, а не декларируемую открытость (прозрачность) процесса принимаемых ими решений;

• существенное сокращение числа чиновников (активное продолжение административной реформы);

• значительное сужение дискреционных полномочий чиновников;

• хорошо разработанное антикоррупционное законодательство;

• реально независимые и дееспособные правоохранительные структуры;

• реально независимые и ответственные суды;

• другие организационные условия.

Для Российской Федерации проблема коррупции и борьбы с ней, о чем пишет в своем научном труде Сурков К.В., является особо актуальной. Системный кризис, по целому ряду показателей отбросивший страну на десятилетия назад, не мог не сказаться на масштабах коррупции. Многочисленные исследования показывают, что в той или иной степени коррупцией поражены все системы социального управления, причем не только в «публичной», но и в негосударственной сфере. Из-за таких масштабов коррупцию в нашей стране, можно считать достижением хотя бы тот факт, что 25 декабря 2008 г. был принят ФЗ «О противодействии коррупции» № 273 -ФЗ. Сегодня наблюдается определенное движение в этом направлении. Но только организационные меры без решения правовых и криминологических проблем не могут дать положительный результат, нужна большая политическая и правовая воля, реализуемая через комплекс взаимосвязанных решений.

К этому можно дополнить, исследуя данную проблему, что в научной деятельности есть два взаимосвязанных направления: фундаментальные

инновационные исследования и прикладные разработки по практической реализации фундаментальных достижений. Между ними нет «китайской стены», они взаимосвязаны и взаимно проникают друг в друга. Результаты фундаментальных исследований могут иметь прикладное применение, а прикладные разработки дать толчок новым фундаментальным изысканиям и их уточнениям.

Поэтому противодействие коррупции, по мнению Суркова К.В, должно основываться на системных, комплексных исследованиях её причин и проявлениях. Проведение таких исследований предполагает реализацию междисциплинарного подхода, предусматривающего сочетание методов различных наук (юридической, экономической, социологической, политологической и других) и обуславливает необходимость координации научного и учебно-методического обеспечения противодействия коррупции, в том числе посредством более точной постановки научных целей, задач и функций фундаментального и прикладного характера, согласования научных позиций при реализации совместных проектов, объединения усилий отечественных и зарубежных исследований и особенно специалистов-практиков.

Следует признать, что актуальность решения научных и прикладных задач обеспечения единства и универсальности принципов противодействия

коррупционной преступности в публичной и частной сферах должна найти отражение в развитии правотворчества на всех уровнях государственного и муниципального управления. Кроме того, совершенствование мер противодействия в публично-правовой сфере предполагает разработку новых учебных и научных концепций, в том числе по вопросам «мультиответственности» лиц, виновных в коррупционных деяниях; уголовной ответственности юридических лиц; использования административными органами «подразумеваемых» решений.

Что касается представленного на рецензирование рукописи учебника, а он посвящен одной из наиболее актуальных в современном государстве и обществе проблем противодействия коррупционной преступности. Автор в своем научном труде произвел широкомасштабное исследование истории противодействия коррупции в нашем обществе понятия, сущности, причин элитарной коррупции, правового регулирования антикоррупционной борьбы, мер по противодействию коррупционной преступности, а также юридической ответственности за коррупционные преступления, показал криминологическую характеристику коррупции и др.

В своем исследовании автор справедливо обращает внимание на необходимость борьбы с коррупцией на всех уровнях власти, сложность и многогранность проблемы коррупции, которая существует в Российской Федерации; негативные последствия, проявляющиеся вследствие совершения коррупционных правонарушений, считая, что коррупция уменьшает эффективность государственного управления и порождает для общества ряд опасностей, ставя под угрозу стабильность государства и общества, экономических и социальных реформ, увеличивая уровень «теневой экономики» и снижая инвестиционную привлекательность государства, дискриминируя предпринимателей, когда привилегированный статус получают коррумпированные субъекты экономической деятельности. Коррупция влечет за собой рост стоимости государственных проектов за счет «коррупционной» составляющей, искажает экономическую и финансовую среду осуществления экономической деятельности, снижает уровень жизни населения и влечет рост социальной напряженности, увеличивая стоимость товаров и услуг, сдерживает экономическое и политическое развитие, порождает социальное неравенство. Спектр негативных последствий коррупции столь широк, что государство должно сохранять свою приверженность антикоррупционной политике, включая совершенствование антикоррупционного законодательства [1, с. 4].

Можно сказать, что коррупция - это не заразная болезнь, передающаяся от одного поколения к другому, от одного общества другому обществу. И безусловно, коррупция не является обязательным атрибутом общества, как отмечает эксперт Совета Европы по борьбе с коррупцией Бертран де Спевиль, «коррупция есть, прежде всего коррупция души».

Коррупционеры как люди с низким чувством долга и большими запросами, есть в любой стране. Но не во всех странах появляется почва, условия для превращения коррупции в общественно значимую проблему.

А эти условия известны - искусственные запреты, необходимость многочисленных разрешений, согласований на решение даже незначительного вопроса, отсутствие четкого административного регламента, алгоритма действий чиновника, пассивность общества в реагировании на противоправные действия.

Многовековая история человечества и коррупции свидетельствует о том, что в стабильно развивающихся странах со стабильным и четким законодательством, исключающим субъективное толкование, высоким уровнем жизни населения, широким участием граждан в решении важных для них проблем, для коррупции в широком масштабе нет питательной среды. Чиновники, особенно на местном уровне, нанимаются обществом для исполнения законов. И отдельные факты коррупционного поведения связаны, как правило, с личностными мотивами конкретного чиновника.

На основе анализа содержания рукописи учебника можно выделить положительные стороны данного произведения.

Во-первых, автору удалось достаточно полно и всесторонне исследовать генезис коррупции (её историю, понятие сущность, причины и т.п.), меры по противодействию коррупции и виды юридической ответственности за совершение коррупционных преступлений. Структура и последовательность изложения материала выстроена четко и логично. Главы и параграфы работы соотносятся между собой очень корректно. Содержание рукописи учебника полностью соответствует его оглавлению [1, С. 12-63].

Во-вторых, очевидным достоинством рукописи учебника является простота и доступность материала для понимания. Это обстоятельство является чрезвычайно важным для образовательного процесса в целом, так как учебный материал рассчитан, прежде всего, на студентов, слушателей, адъюнктов, аспирантов и соискателей, работников правоохранительных органов и др. [ 1, С. 64-131].

В-третьих, анализ содержания рукописи учебника показывает, что автором проделана большая научно-исследовательская работа. На это обстоятельство указывает внимание множество источников, использованных в работе: нормативных правовых актов, научных статей и монографий,

диссертаций и авторефератов диссертаций, статистических данных министерств и ведомств, изучен опыт стран СНГ, и т.д. [1, С. 132-242].

В-четвертых, сама работа является одной из первых в своем роде исследований, посвященных изучению противодействия коррупции и формированию новой учебной дисциплины «Антикоррупционное право». Автор создает тем самым серьезный задел для других ученых и практиков с целью расширения исследования и внимания этому научному направлению [1, С. 243333].

Курс прежде всего предусматривает образовательные концепции, формулирующие у обучающихся нетерпимое отношение к коррупции и ее проявлениям, а также борьбы с этими явлениями.

Однако, как и любое творческое исследование, представленная на рецензирование рукопись учебника «Курс основ антикоррупционного права. В 3-х частях. Часть 1» имеет ряд недостатков, на которые необходимо обратить внимание.

По мнению рецензента, в рукописи учебника недостаточно уделено внимания вопросу международного сотрудничества, а также изучения опыта борьбы с коррупцией. Имеется лишь фрагментарный материал, связанный с практикой стран СНГ по противодействию коррупции. В рамках такой работы было бы более целесообразно во втором разделе выделить отдельную главу «Опыт зарубежных стран по противодействию коррупции», в которую следует включить правовые, организационные и методологические аспекты позитивного международного опыта стран: Германии, Великобритании,

Италии, Сингапура, Китая, США, Норвегии, Финляндии и др.

В работе автором учебника следовало больше внимания уделить субъектам юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений, а также анализу отдельных видов ответственности за коррупцию (уголовно-правовой, гражданско-правовой, административной, дисциплинарной).

В рукописи учебника в перечне административных коррупционных правонарушений следует расширить правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ст. 19.28 «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица» и ст. 19.29. «Незаконное привлечение к трудовой дея-тельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего» КоАП РФ и др., а также показать роль административного судопроизводства в противодействии коррупции.

В рукописи присутствует некоторый дисбаланс, а именно нарушена архитектоника, распределения материала, который выражается, например, в том, что отдельные параграфы просто изобилуют по своему содержанию источникам, а некоторые практически не раскрыты. Не в полной мере показана роль прокуратуры в противодействии коррупции, как надзорного и координирующего органа (ст. 129 Конституции РФ).

В работе есть фактические ошибки, неточности, опечатки, повторы, которые свидетельствуют о некоторой небрежности и недостаточном редактировании текста работы, не в полной мере раскрыта теоретическая часть.

Автором недостаточно определен сам предмет антикоррупционного права и его место в системе юридических наук, кроме того автором недостаточно исследован вопрос, связанный с институтом конфискации, который с целью гуманизации в России в декабре 2003 года был упразднен, а также был ликвидирован Департамент по организованной преступности МВД России. Вместе с тем, криминологический анализ правоохранительной деятельности показывал, что отмена конфискации только способствовала большему росту числа преступлений этой направленности, но автор в своем

исследовании ограничивается только обычной констатацией, не предлагает конкретных решений в организации законодательной инициативе.

Известно, что в Конституции РФ (статья 15) записано: «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой основы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Выше названные конвенции Россией подписаны и ратифицированы. Но они у нас не действуют. В УК (статья 3) определяет: «преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяется только настоящим кодексом». А в УК РФ необходимые изменения и дополнения до сих пор не приняты.

Автором недостаточно раскрыта методика социально-правовых и криминологических исследований по проблеме антикоррупционного права, не в полной мере показан международных опыт в этой области, кроме того автором не предлагается никакого критического анализа бездействующих правовых актов, а также нет новаций - предложений по разработке новых эффективных правовых актов по противодействию коррупционной преступности.

Рецензент считает о необходимости исследования доктринального подхода по противодействию коррупции, в котором необходимо раскрыть институт уполномоченного по правам человека в системе противодействия коррупции и др.

Сегодня реальная коррупционная преступность не сводится к примитивному взяточничеству или мошенничеству, особенно в условиях реальной экономики, свободной торговли и демократии.

По мнению рецензента, одним из первых шагов приближения к системной борьбе с коррупцией может быть разработка и принятие закона о борьбе с ней. Например, в действующем УК РФ включить такие виды коррупционных преступлений как:

• коррупционный лоббизм; коррупционный фаворитизм;

• коррупционный протекционизм, коррупционный непотизм (кумовство, покровительство родственникам), коррупционные тайные взносы на политические цели, а также взносы на выборы с последующей расплатой государственными должностями или лоббированием интересов взносодателя, коррупционное келейное проведение приватизации, акционирования и залоговых аукционов, коррупционное предоставление налоговых и таможенных льгот, а также переход государственных и должностных лиц (сразу после отставки) на (должности президентов подкормленных банков и корпораций;

• коррупцию за рубежом при заключении внешне экономических контрактов, кроме того совмещение государственной гражданской службы с коммерческой деятельностью, незаконное обогащение и т.д.

Прав был Отто Фон Бисмарк, сказавший, что с плохими законами и хорошими чиновниками вполне можно править страной. Но, если чиновники плохи, не помогут и самые лучшие законы.

Отмеченные недостатки в целом не снижают качество проведенного исследования и не влияют на главные теоретические и практические резуль -таты, сформулированные в работе, которая вполне может быть использована как учебник для преподавания в высших и специальных учебных заведениях.

Список литературы:

1. Курс основ антикоррупционного права в 3-х частях. Часть 1: Учебник / К.В. Сурков. - Чита: ЗабГУ, 2012. - 343 с.

Нечевин Дмитрий Константинович, докт. юрид. наук, профессор кафедры административного права и процесса Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина, тел.: +7(499)244-86-95, e-mail: nechevin@mail.ru, (Россия, Москва, МГЮА)

A REVIEW OF THE MANUSCRIPT OF THE ACADEMIC EDITION OF «FUNDAMENTALS OF

ANTI-CORRUPTION LA W (PART 1) K. V. SURKOV

D. K. Nechevin

The review analyzed the textbook «Fundamentals of anti-corruption law», prepared by Surkov Konstantin Viktorovich, doctor of law, honoured lawyer of Russia, Professor of criminal law and criminal process of Transbaikal State University, Deputy Chairman of Committee of Council of Federation of the Federal Assembly of the Russian Federation. The manuscript of academic publications in 3 parts. Part 1 is devoted to the urgent and important problem - the discipline of the anti-corruption law.

Keywords: corruption, anti-corruption, anti-corruption law, textbook.

Nechevin Dmitry Konstantinovich - Doctor. jurid. Science, Professor of the Department of administrative law and process at the Moscow State University of Law by the name O.E. Kutafm (MSLA), phone: + 7(499)244-86-95, e-mail: nechevin@mail.ru, (Russia, Moscow, MSLA)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.