Научная статья на тему 'Рецензия на открытый онлайн курс «Java. Базовый курс»'

Рецензия на открытый онлайн курс «Java. Базовый курс» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на открытый онлайн курс «Java. Базовый курс»»

Гусс С.В. Рецензия на открытый онлайн курс «Java. Базовый курс» // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. - Спецвыпуск №4. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2017/S04/00402.pdf. - ISSN 2413-4066

Гусс Святослав Владимирович

Старший преподаватель кафедры компьютерных технологий и сетей ФГБОУ ВО ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, г. Омск infoguss@gmail.com

Рецензия на открытый онлайн курс «Java. Базовый курс»

Платформа, на которой расположен ООК: Stepik

Организация - создатель ООК: Computer Science Center (CS центр)

Введение

Одним из требований к профессиональному программисту на сегодняшний день, правильнее было бы даже сказать минимумом, является знание основ объектно-ориентированного программирования и проектирования программных систем. Большинство начинающих, и не только, программистов и изучающих программирование, знакомы с этим подходом, но далеко не все знают, как правильно его применять. Нужны опыт и знания. Курс по языку программирования Java как раз таки знакомит слушателя с современными практиками разработки программного обеспечения на примере одного из самых популярных языков программирования.

Курс ведёт молодой специалист, профессионал своего дела, Алексей Владыкин, Java-разработчик в компании OpenWay, преподаватель Computer Science Center (http://alexey.vladykin.name/). Мне, как преподавателю было очень интересно перенять его опыт, посмотреть на подачу материала, испробовать на себе. Огромный плюс курса в том, что помимо лекций, очень много практических заданий, в которых нужно писать свой программный код и отправлять на платформу, где этот код проверяется автоматизированной системой тестирования и выдаётся ответ. Ответ выдаётся не так, что работает закодированная программа или нет, а проверяется всесторонне на различных данных. А это в свою очередь мотивирует думать, а не слепо писать код в виде «волшебного заклинания», которое вроде бы должно работать. Нет, система принимает только качественно решённую задачу.

Сам курс состоит из 6 модулей. Модуль рассчитан на одну неделю. Предполагаемое время на прохождение одного модуля 2-4 часа. На практике, чтобы тщательнее изучить курс, может потребоваться и 8 часов на освоение сложных тем, плюс проведение экспериментов, чтобы закрепить знания. Содержание учебной программы стандартное: а) основы и базовый синтаксис языка программирования; б) основы объектно-ориентированного подхода: объекты, классы, пакеты; в) обработка ошибок, исключения, отладка; г) работа с файловой системой; д) коллекции, интерфейсы.

Чтобы приступить к изучению курса, достаточно элементарного представления о том, что такое программирование и понимать, зачем нужны алгоритмы. Курс вполне подойдёт для студентов начальных курсов высших учебных заведений.

Констатирующая часть

Содержание материала соответствует современным потребностям, появляющимся в мире разработки программного обеспечения. Преподаются современные знания и методики написания программ, учитывающие текущие потребности и нововведения (например поддержка функционального программирования в последних версиях языка Java), что отражается в задачах на программирование: система фильтрации спама, передвижение робота, комбинирование функций. Таким образом, к каждому видео фрагменту темы-лекции предлагается задание не просто на закрепление определённой теоретической конструкции языка программирования или конкретного паттерна проектирования программы, но предлагается практическая задача, в которой можно использовать теорию «с умом».

Помимо задач на программирование присутствуют вопросы с вариантами ответов, после неудачной попытки некоторые из вариантов меняются, а поскольку просят выбрать не один ответ, а несколько, удовлетворяющих определённому критерию, перебор ответов затруднён и в каком-то смысле просто становится неинтересным, опять же мотивирует думать, а не кликать наугад.

Система отслеживает успеваемость обучающегося, помечает просмотренные видео, показывает набранные баллы. Стоит отметить, что на платформе могут быть введены сроки (дедлайны), которые делятся на мягкие и жёсткие. После наступления мягкого дедлайна, ценность выполненных задач снижается в два раза, после наступления жёсткого дедлайна баллы уже не выставляются, тем не менее задачи всё равно можно решать.

В рамках обучающей системы также предусмотрен обмен сообщениями, можно задать вопросы преподавателю, обсудить вопросы с другими обучающимися, провести дискуссию, как лучше сделать или что лучше применить в той или иной задаче. Обсуждения приветствуются, нельзя выкладывать решения в открытом виде, а наводящими мыслями делиться можно.

Аналитическая часть

В качестве рекомендаций и пожеланий к курсу хотелось бы посоветовать расширить темы ещё одним модулем, посвящённым технологиям, базирующимся на языке программирования Java или введению в дальнейшее изучение. Предлагаемые дополнения: как создавать графические интерфейсы, работа с базами данных, сетевое программирование, корпоративное применение.

Заключение

Курс оказался полезным в моей педагогической практике. До этого мне приходилось видеть программы на языке Java в рамках проверки лабораторных работ по дисциплине «Технология программирования», синтаксис языка похож на синтаксис языков C++ и C#. После изучения курса я могу не просто проверять работы студентов, выполняют ли они то, что нужно и так, как нужно, но и дискутировать со студентами о целесообразности использования того или иного средства, которое предоставляет язык программирования в контексте сегодняшнего дня. Имеется ввиду последние нововведения в язык и его технологии, которые в курсе также рассматриваются.

В случае прохождения курса кем-нибудь из студентов, вполне можно засчитать (перезачесть) какую-нибудь дисциплину, связанную с программированием, например «Программирование на языке высокого уровня» или один из разделов дисциплины «Языки программирования» по специальностям: компьютерная безопасность (10.05.01), информационная безопасность (10.03.01), информатика и вычислительная техника (09.03.01), прикладная информатика (09.03.03). Курс также можно рекомендовать для быстрого знакомства с новым языком тем, кто уже умеет программировать, но хотел бы изучить новый язык и расширить свой «языковой» запас.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.