Гусс С.В. Рецензия на открытый онлайн курс «Python: основы и применение» // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. - Спецвыпуск №4. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2017/S04/00401.pdf. - ISSN 2413-4066
Гусс Святослав Владимирович
Старший преподаватель кафедры компьютерных технологий и сетей ФГБОУ ВО ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, г. Омск infoguss@gmail.com
Рецензия на открытый онлайн курс «Python: основы и применение»
Платформа, на которой расположен ООК: Stepik
Организация - создатель ООК: Институт биоинформатики
Введение
Язык программирования Python сегодня очень популярен, можно уверенно сказать, что знание этого языка (и конечно же методик его применения) с достаточно большой вероятностью помогут современному IT-специалисту пройти собеседование в крупной компании. Это универсальный язык, который используют не только программисты, но и сетевые администраторы для написания автоматизирующих скриптов, учёные для расчётов и анализа больших данных.
Преподаватель курса - Константин Зайцев из Института биоинформатики. Материал излагается быстро, время на скуку не остаётся. Автор буквально даёт краткое введение в проблематику и отправляет обучающихся решать задачу. Естественно даётся всё необходимое для решения, тем не менее приходится думать, а не просто копировать, применять смекалку.
В рамках курса изучаются основы языка Python. Он предназначен для тех, кто хочет научиться программировать на этом языке и уже имеет опыт программирования, хотя бы на начальном уровне. Трудоёмкость курса 3-4 часа в неделю. Предполагаемая продолжительность курса - 4-5 недель. Всего три темы: базовые принципы, стандартные средства, применение языка Python. Мало, но по теме. Изучив курс, можно уверенно продолжать самостоятельное освоение дисциплины.
Автор курса делает акцент на практику, учит пользоваться документацией и справочной системой, чтобы обучающийся мог самостоятельно справиться с возникшими трудностями в реальной практике. Задания имеют разное предназначение и уровень сложности. Часть заданий направлены на закрепление материала, другие - на развитие сообразительности и нетривиальному использованию пройденных технологий.
Мне, как преподавателю, понравился подход автора, когда даётся очень краткая полезная наводящая информация, а вся суть постигается в процессе выполнения задания.
Констатирующая часть
Материал очень хорошо структурирован, последовательность подачи материала продумана. Задачи соответствуют запросам практики разработки современного программного обеспечения.
Задачи в курсе представлены разными типами. Есть задания на программирование, обучающийся пишет программный код и отправляет его на платформу, которая проверяет
этот код на различных тестовых данных, в том числе и «неудобных», проверяющих граничные условия. Есть задачи в виде вопроса, на который нужно дать ответ, просто выбрать из предложенных вариантов, после неудачной попытки варианты могут меняться, не только по порядку, но и появляться новые.
Образовательная платформа предоставляет обучающемуся всю необходимую информацию о его прогрессе в прохождении курса: что пройдено, какие решения были введены в систему, что ответила система на такое решение и т.д.
В рамках обучающей системы также предусмотрен обмен сообщениями, можно задать вопросы преподавателю, обсудить вопросы с другими обучающимися, провести дискуссию, как лучше сделать или что применить в том или ином случае. Обсуждения приветствуются, нельзя выкладывать решения в чистом виде (открытые решения), а наводящими мыслями и советами делиться можно.
Аналитическая часть
Пожелание к развитию курса - включить изучение современных фреймворков (frameworks), как инструментов, облегчающих труд программиста, таких как: Twisted для поддержки сетевого программирования, Django для web-разработки. Интерес представляет также такая тема, как скраппинг веб-сайтов, довольно актуальная на сегодняшний день и набирающая всё большую популярность.
Заключение
Курс можно использовать в рамках учебного процесса. Дисциплины связанные с программированием и технологиями программирования могут ссылаться на этот курс, как дополнительный. Таким образом преподаватель, читающий лекции в учебном заведении может не заострять внимание на инструментах программирования, ссылаясь на курс по языку программирования Python, а уделить больше внимания методологии и системным принципам разработки, чему обычно уделяется мало внимания в учебном процессе за счёт отвлечения на инструменты.