Научная статья на тему 'Рецензия на новеллы Е. Рощиной'

Рецензия на новеллы Е. Рощиной Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
65
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на новеллы Е. Рощиной»

СОБЫТИЯ, ОБЗОРЫ, РЕЦЕНЗИИ EVENTS AND REVIEWS

Московский государственный педагогический университет аспирант Чуйков П.Л.

Moscow State Pedagogical University

Post-graduate student

Chuykov P.L.

Russia, Moscow,

tel.: 8 9096961916

Россия, г. Москва,

тел.: 8 9096961916

e-mail: chuikovpav@yandex.ru

e-mail: chuikovpav@yandex.ru

ПЛ. Чуйков

РЕЦЕНЗИЯ НА НОВЕЛЛЫ Е. РОЩИНОИ

PL. Chuykov

REVIEW ON THE NOVELS BY E. ROSCHINA

Столичная газета «Вечерняя Москва» на своих страницах не раз знакомила читателей с творчеством Екатерины Рощиной, автора маленьких новелл и повестей. Поделимся своим мнением о некоторых из них.

Девушка Мария из рассказа «Дюймовочка» (2017) впервые за много лет приезжает в деревню, где когда-то ребенком она отдыхала у деда Михаила и бабушки Нюры. Теперь же, когда их не стало, ей предстоит продать ставший ненужным старый дом.

В детстве соседский мальчик Вовка, позавидовав, украл у Маши маленькую куколку, Дюймовочку. При встрече молодой человек признается, что через эту простенькую фигурку он стал человеком: «.. .как ты уехала в Москву свою, пришел к твоему деду, повинился. И сразу, представь, заговорил - предложениями. А до этого молчал ведь. Немотырем звали. Принес куколку, а дед на меня и не ругался вовсе, наоборот, объяснил, что все к лучшему получилось и ты, Манечка, хотела бы, чтоб так все именно и было. Чтобы я говорить начал. И что куколка эта волшебная. <.> Потом уж понял, что волшебных кукол не бывает. А бывают волшебные слова. И дела, которые делают нас лучше». Вовка усвоил этот урок, он остался бесконечно благодарным Машиному деду, который заботился о нем, брал на рыбалку и за грибами. В его честь спустя годы парень назвал своего сына Михаилом.

В повести Рощиной «Возвращайся по первому снегу» (2015), фрагменты из которой также публиковались в газете, на слова своего возлюбленного Аркадия «пароль у нас с тобой один - любовь» главная героиня мысленно отвечает, что пароль-то один, а отзывы на него - разные. Так и у Маши с Вовкой по-разному отзываются в душе детские воспоминания, дедушкина любовь и привязанность. Романтик Вовка остался самим собой, простым деревенским парнем: «Я вот курей развожу. На продажу и несушек держу. Пестренькие такие, породные. У меня жена, дети». Символично, что Дюймовочку молодой человек хранил дома за иконой. Более успешная Маша не позволяет себе быть сентиментальной: «Она, в конце концов, руководитель отдела. Бизнес-леди. Бери от жизни все, или как там говорят в рекламе.» Как тут не согласиться с простой

© Чуйков П.Л., 2019

истиной, которая звучит в словах упомянутого выше Аркадия о том, что «не стоит жить и работать только ради зарплаты. Даже если она очень высокая!». Но люди часто меняются не в лучшую сторону, что и происходит с Машей.

Отметим, что Марию беспокоит не только цена, которую дадут за старый дом: «...цепкий взгляд заметил сразу и просевшую крышу, и подгнившее крыльцо. Только по-прежнему пышно росли сирени - две рядом, белая и лиловая. Они уже отцветали, а вот жасмин как раз вступал в силу. Весь осыпанный белыми душистыми звездочками, высокий и раскидистый, он был настоящим украшением заросшего сада». У девушки все же защемило сердце - однажды летом она с дедом посадила этот жасмин, заботливо поливала его. Баба Нюра тогда смеялась и плакала одновременно, боялась, что куст не приживется. Но жасмин не погиб, потому что был посажен с любовью и чистой детской наивностью, которую утратила с возрастом Маша, но отчасти сохранил Вовка. Недаром рассказ заканчивается упоминанием о речном кузнечике, о веселой жизни которого, словно сказку, рассказывал Маше дед.

О повести «Возвращайся по первому снегу» следует сказать более подробно. Она написана в форме дневника молодой женщины, который переплетается с историей жизни Сэры и Джеймса Мерфи, меценатов, живших в начале прошлого столетия: «Тогда не было такого понятия: спонсор. Но было гордое - меценат. А Сэра и Джеймс Мерфи и этого деликатного "меценат" чуждались. Они были друзьями. Друзьями и первооткрывателями великих людей двадцатого века». Богатая супружеская пара искренне восхищалась одаренными людьми и поддерживала их, если они были бедны. Так, Сэра и Джеймс дружили с писателем Фрэнсисом Скоттом Фицджеральдом и его женой Зельдой, помогали начинающему Эрнесту Хемингуэю. С увлечением читая о них, мы переносимся в эпоху джаза, как называл ее Фицджеральд. По словам героини повести, у нее нет родной души, с которой можно общаться откровенно, поэтому она обращается к Сэре, которая помогает ей советом в трудную минуту: «Спасения нет только от предательства. Надо много работать. Надо много творить.».

Как справедливо отмечает журналист «Вечерней Москвы» О. Кузьмина, в авторе дневника «много женщины <...> страстно любящей, но не потерявшей умения видеть, слышать, да и любить своего мужчину без иллюзий и самообмана, женщины лиричной, понятной, той, что не всегда принадлежит себе, но остается при этом сама собой, не выставляет напоказ ни своих слабостей, ни своей силы». Чем-то она похожа на Терезу, героиню новеллы «Белые кеды» (2017). Студент на отдыхе в Испании знакомится с молодой женщиной, которая рассказывает ему печальную историю своей любви, как смерть унесла дорогого ей человека. После его гибели Тереза узнает, что он был не таким, каким она его себе представляла, но горькая правда и объективный взгляд не мешают ей любить и страдать, как прежде. Только дальнейшая судьба Терезы представляется читателю иной. Выговорившись, она уходит, и молодой человек, провожая ее взглядом, размышляет: «Ей останутся ее боль и утрата. Может быть, она даже полюбит эту свою боль. Так бывает. Человек сживается с тяжелой болезнью или с потерей. Пестует ее, холит. И незаметно для себя начинает. любить».

Как видим, рассказы Рощиной глубже, чем они могут показаться на первый взгляд. Зачастую их сюжеты и характеры взяты из личных наблюдений автора. В новелле «Сон зеленой гусеницы» (2017) прослеживается судьба молодого талантливого физика, который подавал когда-то большие надежды и мог многого добиться в науке. Но, по собственному признанию, за всю жизнь он принес пользу только одной маленькой гусенице. Обаятельный Кирилл Игнатьев, герой рассказа «Кирюшонок» (2017), позиционирует себя как представителя интеллигенции, разбирающегося в творчестве О. Мандельштама и М. Волошина. На деле же оказывается двуличным, расчетливым человеком, который долгое время живет на деньги девушки, которая его любит. Это

подчеркивает и тот факт, что даже спустя годы его, взрослого, казалось бы, самостоятельного человека по-прежнему называют не Кирилл, а Кирюшонок.

Тамара Сергеевна и ее немолодая заботливая дочь Светочка из рассказа «Красный мак» (2018) живут не ссорясь, но они далеко не во всем понимают друг друга. Дочь скрывает от матери свои отношения с любимым мужчиной. И Тамара Сергеевна живет иллюзиями: «Я не старая. Я как раз девочка. Светка стала моя мама, сердитая, толстая, в халате и с дурацкой такой личной жизнью. <.> И у меня младшая сестренка Лидка и брат Алеша. Что-то с ним случилось плохое, с Алешей. Кто-то сказал, что он умер во время войны от голода? <.> Нет войны и не было». Мать и дочь словно находятся под опиумным действием мака, это символизирует название рассказа: когда-то отец дарил маленькой Светочке конфеты «Красный мак», и теперь она часто вспоминает об этом.

Уход любимой девушки заставляет признать свою вину Романа, героя новеллы «Зачем ты так, Крис?» (2018). Даже их собаку, которая невольно спасла его от рокового шага, молодой человек готов воспринимать как ангела: «Почему люди решили, что ангелы это обязательно крошечные младенцы с крылышками? Ангелы принимают самые разные обличия». Возможно, отношения Романа и вернувшейся к нему Кристины станут после этого другими, и молодой человек с пониманием и теплотой будет заботиться о девушке. Раскаяние же Александры из рассказа «Белые индюшки» (2018) было недолгим. Страшный диагноз заставляет ее лишь на время вспомнить о забытых родственниках, которые воспитали ее, не захотев отдать в детский дом после гибели в автомобильной катастрофе родителей маленькой Шурочки: «.есть только Сергиев Посад, Людка, источающая запах капустных пирогов, и она - Шурка. И диагноз - со знаком вопроса. Только сюда, оказывается, может Аля-Шура принести свои боль и страх. Только здесь - найти сочувствие и тепло. И безусловную любовь». Но все это оказывается молодой женщине ненужным, стоит лишь ей узнать, что она здорова. Героиня возвращается к прежней жизни, но будут ли ее там окружать искренние люди, которые не оставят в беде в трудную минуту? Автор показывает, что преображение мира вокруг нас возможно, если каждый человек начнет с себя.

В новелле «Графини Вишни» (2018) описана сложная история дружбы двух пожилых женщин, Миры и Анны: «Сколько помню - всегда были они вместе: шли в магазин, сидели на скамеечке возле дома. Кормили голубей и кошек. Была уверена: сестры». Когда-то они любили одного и того же человека, Володьку, который много лет назад умер. Несмотря на трудную, полную испытаний жизнь, добрая Мира, в отличие от практичной Анны, не утратила веры и продолжает надеяться: «Все они встретятся, молодые и здоровые. Володька - в белых туфлях, начищенных зубным порошком. Стрелочки на брюках. Пижон. Она, Мира. Цветы на шляпке, ридикюль в маленьких руках, завитки волос. <.> И Нюрка. Нюрка тоже с ними». Автор талантливо раскрывает внутренний мир своих персонажей, передает их мысли и переживания.

Никогда не теряет надежды и Нина Александровна, жительница маленького сибирского села, из рассказа «Пряничный домик под красной черепицей» (2017). Всей душой она привязана к любимому краю: «Не мыслила она свою жизнь без родных просторов, без огромной старой липы напротив дома, которую посадил еще ее отец. Нина Александровна была знатная огородница. <.> А какие георгины цвели ближе к осени! Какие яблоки падали в траву с тихим стуком!» И, может быть, за эту преданность Бог наградил ее: здесь она встретила свою любовь, Анатолия Петровича, доброго, заботливого человека. Именно он вырыл у дома Нины Александровны небольшой пруд, который чудесным образом спас годы спустя этот дом во время сильного пожара, охватившего весь поселок.

В свое время поэтесса Марина Цветаева осуждала читателей газет:

Что для таких господ -Закат или рассвет? Глотатели пустот, Читатели газет!

Газет - читай: клевет, Газет - читай: растрат. Что ни столбец - навет, Что ни абзац - отврат...

Публикуя на своих страницах прозу Рощиной, «Вечерняя Москва» демонстрирует читателю совсем другое, увлекая его в удивительный мир высокой художественной литературы, где, как в детстве, светло и уютно: «Июнь. В палисаднике буйно цветет сирень. Это в теплой Москве сирень буйствует в мае, а за городом попрохладнее. Все позже. И тюльпаны, и сирень. И соловьи дольше не умолкают. Под окном как раз поселился какой-то такой, неугомонный. Поет, старается» (новелла «Дюймовочка»). Да, судьбы многих героев писательницы - трагичны. И в то же время, это естественный, близкий и знакомый каждому мир, где все-таки еще живут любовь, надежда и вера. За такие публикации хочется сказать Екатерине Рощиной и газете «Вечерняя Москва» спасибо и высказать пожелание, чтобы автор выпустил свои новеллы отдельным изданием в виде сборника рассказов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.