РЕЦЕНЗИИ НА НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ;
ОБЗОР НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
* * *
РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ В.Ю. ПАНЧЕНКО «ЮРИДИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ: МЕТОДОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА»1
ШАМБА Тарас Миронович
Аннотация. В статье дается оценка монографического исследования В.Ю. Панченко, посвященного анализу категории юридического содействия реализации прав и законных интересов. Автор, отмечая отдельные дискуссионные положения, приходит к выводу о высокой актуальности научной работы и ее соответствии запросам современной юридической практики.
Annotation. The article represents a review on the monographic research conducted by V.Yu. Panchenko that is devoted to categorical analysis of legal assistance to implementation of rights and legitimate interest. The author outlining several debatable points comes to a conclusion that the scientific paper is highly relevant to satisfy the needs of modern legal practice.
Ключевые слова: юридическое содействие реализации прав и законных интересов, правовое взаимодействие, правовые средства, правовая политика, правовая жизнь.
Keywords: legal assistance to implementation of rights and legitimate interest, legal interaction, legal instruments, legal policy, legal life.
Необходимость прогрессивного преобразования российской политико-правовой действительности объективно требует поиска новых подходов к объяснению различных правовых явлений, отражаемых категориями и понятиями общей теории права и отраслевых юридических наук.
Одной из таких категорий является юридическое содействие реализации прав и законных интересов, впервые ставшее предметом специального изучения в рецензируемой монографии. Актуальность и значимость для современной юридической науки и практики проблем оказания профессиональными юристами необходимой правовой поддержки при осуществлении субъектами права своих правовых возможностей, вопросов совершенствования политико-правовыми средствами соответ-
1 Панченко В.Ю. Юридическое содействие реализации прав и законных интересов: методология, теория, правовая политика» / под науч. ред. Н.А. Фроловой. М. : Орбита-М, 2015. 296 с.
ствующих институтов не вызывает сомнений. Заявленная тема исследования компенсирует сложившуюся в отечественной юриспруденции некоторую познавательную односторонность, которая, по верному замечанию автора, заключается в сосредоточенности внимания ученых-юристов на мерах правового принуждения, средствах борьбы с преступностью, юридических конфликтах и иных проявлениях юридического противодействия противоправному поведению. Категория юридического содействия реализации прав и законных интересов, напротив, охватывает правовые средства поддержки правомерной активности.
Рецензируемый научный труд, соединяя в себе фундаментальные построения, прикладные решения и концептуальные идеи, имеет комплексный характер и отличается глубокой проработкой излагаемого материала. Монографию В. Ю. Панченко отличает выдержанность стиля, последовательность и логичность изложения, начинающегося с разработки методологического основания научного исследова-
ния юридического содействия, в качестве которого взята теория правового взаимодействия. Автору удалось аргументировать возможность и необходимость оперирования понятием «правовое взаимодействие» как самостоятельной теоретически обоснованной и практически значимой научной категорией.
В первой главе монографии сформулированы отличительные признаки правового взаимодействия, показано место этой категории в научном аппарате общей теории права и в соотношении с иными правовыми категориями, подробно проанализирована структура правовых взаимодействий, проведена их классификация. По такому критерию, как отношение правовой деятельности одного участника к правовой деятельности другого участника в качестве типов правового взаимодействия, обоснованно разграничены юридический нейтралитет, юридическое противодействие и, наконец, юридическое содействие, ставшее предметом содержательного рассмотрения в двух последующих главах работы.
Опираясь на эвристический потенциал научного приема парных юридических категорий, исследование юридического содействия реализации прав и законных интересов начинается с выведения его признаков путем антиномии известным свойствам более изученного в науке феномена юридического противодействия, затем система признаков юридического содействия подвергается самостоятельному всестороннему анализу с использованием других методов научного познания.
Не вызывает возражений предложенная автором дефиниция, согласно которой «юридическое содействие реализации прав и законных интересов - это осуществляемая различными субъектами в предусмотренных позитивным правом видах и формах в качестве основной либо дополнительной функции непринудительная в отношении получателя профессиональная юридическая деятельность, способствующая средствами юридического характера беспрепятственной реализации их прав и законных интересов».
Достоинством рецензируемой монографии является акцентирование имеющих принципиальное значение для исследования в целом ключевых моментов, благодаря которому читатель получает возможность проследить процесс формирования авторской позиции по рассматриваемым вопросам, увидеть, каковы
предпосылки тех или иных умозаключений. Так, при характеристике признаков юридического содействия реализации прав и законных интересов особое внимание обращено на дискуссию о правовой природе законных интересов, а также на такое свойство юридического содействия, как его осуществление по инициативе получателя при помощи непринудительных правовых средств. Автор обоснованно утверждает, что непринудительный характер правовых средств юридического содействия реализации прав и законных интересов означает их нацеленность, в отличие от мер правового принуждения на поддержку правовой деятельности получателя, а при осуществлении некоторых мер юридического содействия реализации прав и законных интересов правовое принуждение может составлять их содержание, однако оно неприменимо к получателям такого содействия. Связанность правовых средств юридического содействия реализации прав и законных интересов инициативой получателя означает, что меры юридического содействия реализации прав и законных интересов не могут применяться без воли и волеизъявления на то субъекта-носителя прав, т. е. меры юридического содействия не могут быть навязаны извне, без обращения за содействием в установленном законом порядке; если процесс осуществления мер юридического содействия является не одномоментным, а длящимся, то он подконтролен полностью или частично субъекту-носителю права, который может по своему усмотрению его изменить (прекратить) либо отказаться от него. При этом, как верно заключает автор, инициативность не абсолютна, но исключения здесь (меры юридического содействия реализации прав и законных интересов лицам с неполной дееспособностью, случаи обязательного оказания юридической помощи в уголовном процессе и пр.) как раз подтверждают правило.
Рассматривая цели и функции юридического содействия реализации прав и законных интересов, автор останавливается на вопросе соотношения в них двух начал - правозащитного и правоохранительного, предлагая исходить из того, что взятая как идеальный тип, в чистом виде правозащита заключается в отстаивании исключительно индивидуальных правовых интересов и целей конкретного лица, а правоохрана, напротив, будет или обезличенной, беспристрастной, или реализующейся
в отношении всех и каждого при наличии предусмотренных нормами права оснований. Все это развивает представления о правоохранительной и правозащитной деятельности, правоохранительных и правозащитных целях и средствах правовой деятельности в общей теории права.
Оригинальность подхода В.Ю. Панченко к рассматриваемой теме заключается в том, что средства юридического содействия реализации прав и законных интересов представлены им на трех взаимосвязанных уровнях организации, среди которых элементарный уровень, уровень форм юридического содействия реализации прав и законных интересов и уровень видов правовой деятельности различных субъектов права. Это позволило раскрыть в работе различные формы проявления исследуемого феномена.
На первом, элементарном уровне правовые средства юридического содействия реализации прав и законных интересов рассматриваются как действия двух видов: юридико-информационные действия и практические юридически значимые действия (правовые акты); на втором - как однородные по своему характеру совокупности юридически значимых действий (правовых актов), объединенных общей целевой направленностью и основаниями осуществления. При этом формы юридического содействия реализации прав и законных интересов автором разграничены на два типа: создание правовых средств (информирование, консультирование и документирование) и правовое сопродуцирование (профессиональное юридическое представительство, юридическое посредничество (медиация) и юрисдикционное процессуальное содействие).
Разграничение типов правового взаимодействия - юридического противодействия противоправной деятельности и юридического содействия деятельности правомерной - в связи с такими отмеченными признаками правовых средств, используемых при осуществлении последнего, как непринудительность и инициативность, позволили автору монографии по-новому взглянуть на правовую природу ряда принудительных мер процессуального обеспечения, выделив в особую группу форм юридического содействия юрисдикционное процессуальное содействие: содействие сторонам в получении необходимых доказательств, обеспечительные меры, исполнительное и приказное производство.
Третий уровень организации правовых средств юридического содействия - это уровень его институтов, функционирующих в конкретном государстве в определенный исторический период, на котором речь идет о мерах юридического содействия реализации прав и законных интересов, его формах или их сочетаниях, но взятых в единстве с установленными действующими нормами права условиями и порядком осуществления (получения или оказания).
Автор дает классификацию институтов юридического содействия реализации прав и законных интересов, исходя из положения о том, что ввиду разнообразия институтов юридического содействия реализации прав и законных интересов теоретически более продуктивным будет не перечисление и детальное описание конкретных институтов и тех мер юридического содействия, которые каждый из них вправе осуществлять, а их систематизация по определенным критериям.
В монографии обобщаются основные положения теории правовой политики, обосновывается методологическое значение данной правовой категории, состоящее в возможности совмещения для решения конкретной практической задачи - оптимизации правового регулирования - трех различных по своей природе аспектов: представлений об идеале, который должен быть отражен в позитивном праве, социокультурной среды действия позитивного права, а также оптимальной юридической техники и юридических технологий; исследований для выработки определенной правовой политики социальной жизни во всем ее многообразии, выявлении всех факторов, влияющих на эффективность тех или иных правовых институтов; необходимости расширения познавательного инструментария юридической науки, широкого использования при формировании правовой политики методов других наук. Автором особо подчеркивается значение правовой политики для юридической науки с позиций социального престижа и самооценки научного юридического сообщества.
Правовая политика в области юридического содействия реализации прав и законных интересов (правосодействующая политика) в рецензируемой монографии определена как самостоятельное направление (вид) правовой политики, представляющее собой научно обоснованную, последовательную и системную деятельность публично-правовых и частноправо-
вых структур в целях формирования и оптимизации условий для наиболее эффективного функционирования и развития всех институтов юридического содействия как гарантий беспрепятственной реализации права.
Исследование завершается формулированием осуществимых на практике предложений по совершенствованию доступности юридических услуг как одного из направлений правовой политики в области юридического содействия реализации прав и законных интересов, в частности: внедрение модели свободной конкуренции юристов-профессионалов с гибкими условиями допуска к оказанию юридической помощи для отдельных видов субъектов (юридических клиник и др.), которая в наибольшей степени соответствует современному этапу развития рынка юридических услуг в России, и установление обязанности раскрытия информации о своей профессиональной деятельности как условия допуска к оказанию юридической помощи на постоянной платной основе; создание информационных ресурсов, содержащих систематизированную по разработанным автором монографии параметрам полную и достоверную информацию о юридической помощи, организационным механизмом обеспечения функционирования которых может стать профессиональное юридическое сообщество - Ассоциация юристов России и ее региональные подразделения; распространение механизма возмещения расходов на оплату услуг представителя, когда юридическая помощь была оказана бесплатно не только адвокатом, но и иными субъектами оказания юридической помощи, в том числе при финансировании за счет бюджетов, и конкретизация критериев разумности возмещения расходов на юридическую помощь в судебных процедурах путем введения «презумпции разумности документально подтвержденных расходов на юридическую помощь» (с возложением бремени доказывания обратного на сторону, за счет которой предполагается эти расходы возместить); использование (после тщательной доктринальной и правотворческой проработки) опыта зарубежных стран по страхованию расходов на юридическую помощь, механизмы которого стимулируют правовую активность граждан, повышая финансовую доступность юридической помощи, усиливают мотивацию юристов оказывать свои услуги на максимально высоком уровне, оптимизируют расходы бюджетов на субсидируемую юридическую по-
мощь; изменение действующего нормативно-правового регулирования в части установления для лиц с неполной дееспособностью возможности пользования правом на юридическую помощь без каких-либо ограничений.
Как и любой серьезный научный труд, рецензируемая монография содержит ряд спорных моментов, на которые хотелось бы обратить внимание.
Во-первых, представляется, что определенной доработки требует высказанное В.Ю. Пан-ченко предложение о закреплении «юридической обязанности органов брать во внимание законные интересы участников правового взаимодействия, принимать правоприменительное решение только с учетом законных интересов», поскольку возникает множество вопросов относительно механизмов идентификации таких интересов (в частности, степени конкретизации правомерных устремлений, достаточной для того, чтобы принимать их во внимание), их процедурного оформления (необходимости внесения изменений в используемые в настоящее время стандартные бланки заявлений, дополнения действующих административных регламентов, разработки специальных форм отчетности и пр.), ценностных ориентиров, которыми должны руководствоваться правоприменители (при определении приоритетов в случае возникновения коллизий между интересами различных лиц), предотвращения дисбаланса в системе публичного управления и нецелесообразного расходования ресурсов (в том числе неправильного перераспределения нагрузок, замедления работы аппаратов государственных и муниципальных органов вследствие увеличения времени, требуемого на обработку поступающих обращений и пр.), порядка осуществления контроля и способов минимизации риска злоупотреблений.
Во-вторых, читатель может столкнуться с некоторыми затруднениями при определении значения, в котором употребляется термин «юридическое противодействие» в том или ином контексте. Это связано с тем, что в то время, как при развернутой характеристике юридического противодействия отмечаются и положительный, и отрицательный смыслы понятия, в резюмирующей дефиниции автор в качестве его сущностного признака называет только направленность «на недопущение и (или) пресечение социально негативной противоправной деятельности», хотя в последую-
щем изложении вновь встречаются случаи широкого понимания юридического противодействия, по каким-то причинам не взятого за основу общей дефиниции (например, далее по тексту при раскрытии взаимных связей и взаимопереходов парных правовых категорий говорится, что «при ненадлежащем оказании юридической помощи, государственных и муниципальных услуг юридического характера налицо юридическое противодействие, часто делающее невозможным реализацию и защиту прав и законных интересов»).
В-третьих, рассматривая проблему обеспечения субъектной доступности квалифицированной юридической помощи для недееспособных граждан, автор ограничивается указанием на то, что «законодателю надлежит более тщательно урегулировать вопрос о гарантиях реализации права на юридическую помощь лицами с неполной дееспособностью». Вместе с тем монографическое исследование только
выиграло бы, если в нем были бы намечены возможные пути реформирования отечественного законодательства, предусмотрены научно обоснованные доктринальные ориентиры, которые орган формирования правосодействую-щей политики мог бы взять на заметку.
В заключение хотелось бы отметить, что рецензируемая монография может внести значительный вклад в развитие правовой науки, обеспечив существенный прирост научного знания.
Проведение основательного анализа текущей обстановки, складывающейся в правовой жизни российского общества, обусловило высокую актуальность исследования и его соответствие запросам современной юридической практики.
Думается, монография будет полезна для ученых и практиков, аспирантов и студентов юридических вузов и факультетов и всех заинтересованных читателей.