ИСТОРИЯ, АРХЕОЛОГИЯ И ЭТНОГРАФИЯ КАВКАЗА. Т. 14. № 1. 2018. С. 130-132.
КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
УДК 930(470.67) DOL10.24411/2618-6772-2018-10U5
Сефербеков Руслан Ибрагимович,
д.и.н., ведущий научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии
Дагестанского научного центра РАН, Махачкала
РЕЦЕНЗИЯ
на монографию: Салмин А.К. Праздники, обряды и верования чувашского народа. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2016. - 687 с.
Ruslan I. Seferbekov,
Doctor of Historical Sciences, Leading Researcher of the Institute of History, Archeology and Ethnography of the Daghestan Scientific Center of RAS, Makhachkala [email protected]
REVIEW
at the monograph: A.K. Salmin, Holidays, rituals and beliefs of the Chuvash people. - Cheboksary: Chuvash. Publishing house, 2016. - 687 p.
В Чебоксарах, в Чувашском книжном издательстве, под научной редакцией заведующего отделом Кавказа Института этнологии и антропологии РАН, чл.-корр. РАН С.А. Арутюнова вышла в свет монография доктора исторических наук, ведущего научного сотрудника Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН Антона Кирилловича Салмина. В Предисловии С.А. Арутюнов назвал труд автора эталонным и фундаментальным.
В качестве объекта исследования избраны празднично-обрядовая культура, верования и политеизм чувашей. Эти феномены традиционной духовной культуры чувашей исследуются автором с позиции методологии системного изучения с учетом временных трансформаций.
Основой работы послужил собранный автором методом стационарной и экспедиционной работы уникальный полевой материал, а также архивные источники и литература по теме.
Книга состоит из нескольких глав. Первая посвящена праздникам и обрядам. Обряд - важнейшая составляющая системы традиционной культуры. Обрядовые действия помогают пролить свет на сложные проблемы этногенеза чувашей и отражают их исторические связи и духовную общность с другими народами. Таковыми по праву являются сельские праздники чувашей. По составу участников автор классифицировал их на всенародные, межсельские и общесельские. К общенародным он отнес следующие: Учук - полевое моление, целью которого было благодарение верховному богу Турй и другим аграрным божествам за выращенный урожай и просьба о будущем, о благополучной зимовке скота и дальнейшем приплоде, пожелание здоровья и достатка всем; Вайа - молодежный праздник-хоровод; Çaeapuu - праздник пробуждения природы, смысл которого заключался во встрече весны, подготовке к севу и намерении прожить год удачно; Акатуй - праздник в связи с выходом на сев.
К межсельским праздникам обрядам и обрядам чувашей относились: ларма -специфическая форма молодежных посиделок, цель которых знакомство потенциальных брачных партнеров экзогамной группы; кража земли - ритуал, целью которого было устранить низкую урожайность (земля воспринималась как невеста, которую должен украсть жених); девичье пиво - обряд, в котором участвовали взрослые девушки, а основным угощением было пиво; обряд от градобития, в котором участвовали старики, а в жертву небесным богам приносились лошадь, теленок, овца, гуси и утки.
В зависимости от содержания ритуала, автор классифицирует их на очистительные (серен, «Прохождение в ворота», «Девичья опашка»), земледельческие (инициирование дождя, динде - древний праздник в честь «Матери земли», шилёк патти - обряд с целью удачного посева, суха патти - моление по случаю выхода на пашню, ака патти -обрядовые действия и моления в связи с севом, «Выход на жатву»), молодежные (сурхури - зимний новогодний праздник, улах - посиделки) и другие (выгон скота, ниме -институт взаимопомощи) обряды.
Отдельный раздел А.К. Салмин уделил описанию семейно-родовых праздников и обрядов: чуклеме - праздник по случаю начала употребления нового урожая, мункун -весенний праздник, связанный с родовыми духами, димёк и кёр сари - летний и осенний праздники кормления духов предков. Как подчеркивает автор, немаловажную роль в семейных праздниках и ритуалах чувашей играли праздники и обряды перехода (родильные, детские, свадебные, проводы в солдаты, похоронно-поминальные). К индивидуальным обрядам автор относит обряды от недугов, клятвы, привороты и отвороты и др.
Как считает автор, праздники и обряды представляли собой цельную, стройную и логически выдержанную взаимосвязанную и взаимообусловленную систему, где каждый элемент имел свое место и последовательность. Ни одно важное событие в жизни человека, семьи, рода, деревни и этноса не обходилось без ритуала, который напоминал об архаическом единстве народа. Его совершение время от времени способствовало возвращению людей к исторической памяти о предках.
Вторая глава книги посвящена традиционным верованиям чувашей - вере человека в существование сверхъестественных сил, его представлениях о пространстве и времени. Сверхъестественные силы составляли божества и духи. Божества делились на благотворных и злотворных. По месту обитания они подразделялись на обитающих на небе и на земле. Первая группа возглавлялась верховным божеством-громовержцем чувашского пантеона Тура, вторая - Киреметем. Имелась и третья группа божеств -отраслевые (Хёртсурт, Кавар, Аша, Вут, £ёр, Пирёшти, Карта тури, Пихампар, Валь, Мур, £ил, Шыв, Пир, Перекет и др.). Особый системный ряд демонологии чувашей образуют духи (Усал, Ийе, Вупар, Хаяр, Шуйттан, Вуташ и др.).
Важное место в целостной картине мира чувашей занимали представления об освоенном человеком пространстве - доме и дворе (центр, передний угол, пол, печь, отверстие для выхода дыма, окно, дверь, порог, матица, чердак, сени, чулан, клеть, двор, ворота, баня, гумно), деревне и околице, мельнице. Другую группу пространственных представлений составляли верования, связанные с неосвоенным и враждебным человеку пространством - овраг, перекресток, развилка, поле, лес, горы, кладбище. К пространственной же систематике относятся деление сторон света на юг - север, восток -запад, а также на правый - левый, небо - земля, этот мир - иной (потусторонний) мир. Пространственными (геометрическими) символами и знаками были крест, круг.
Систему воззрений чувашей на цикличные явления природы (год, времена года, месяцы, неделя, сутки с его подразделениями на более мелкие временные промежутки) составляло сакральное время - правремя, мифическое время.
Третья глава монографии А.К. Салмина посвящена жертвенным дарам растительного (солод, крупа, мука, хлеб, каша, блины, калач, кисель), животного (мясо, яйцо, масло, сырок) и растительно-животного (пирог, ватрушка) происхождения и жертвам возлияния (водка, пиво, медовый напиток, кровь жертвенного животного, уйран).
В четвертой главе рассматриваются религиозные воззрения чувашей, связанные с флорой (различные породы деревьев, злаковых, бобовых и технических культур, овощи) и фауной (птицы, домашние и дикие животные).
Пятая глава посвящена исследованию религиозно-обрядовой сущности и функций мира вещей - различных элементов (одежда, утварь, упряжь, орудия труда, мебель) материальной культуры чувашей.
В шестой главе исследуются «предводители» обрядовых действ. Этим термином А.К. Салмин обозначает руководителей тех или иных обрядов и толкователей верований. В этнографической и популярной литературе они больше известны как «учитель», «наставник», «посвященный», «знающий» и т.п. К «предводителям» чувашей автор относит знахарей, стариков, глав дома (домохозяев), колдунов, молельщиков, наговорщиков, повитух и др. По мнению автора, они являются настройщиками и
обогатителями мыслительного процесса народа, блюстителями, хранителями и трансляторами многовековой духовной культуры этноса.
В заключение своего монументального труда А.К Салмин делает некоторые выводы и обобщения. Полевые исследования, архивные изыскания, опубликованный материал и системное изучение духовной культуры подводят автора к выводу о генотеизме верований чувашей.
Мы считаем, что автор проделал колоссальную работу по систематике традиционных праздников, обрядов и верований чувашей. Монография А.К. Салмина существенно обогащает номенклатуру опубликованных трудов по духовной культуре народов России. Ценно и то, что автор приводит множество параллелей обрядов и верований чувашей с аналогичными текстами народов Дагестана. Этому есть прямые причины: ведь предки чувашей не менее шести столетий (11-УШ вв.) обитали на Кавказе.
Как мы полагаем, книга будет интересна этнологам, фольклористам, религиоведам, культурологам, широкому кругу читателей, интересующихся историей и этнографией народов нашей страны.