Научная статья на тему 'Рецензия на монографию: С.Ю. Наумов, Е.В. Масленникова, О.И. Марченко. Социальный статус государственного служащего. Саратов: ПАГС, 2000.'

Рецензия на монографию: С.Ю. Наумов, Е.В. Масленникова, О.И. Марченко. Социальный статус государственного служащего. Саратов: ПАГС, 2000. Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
231
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на монографию: С.Ю. Наумов, Е.В. Масленникова, О.И. Марченко. Социальный статус государственного служащего. Саратов: ПАГС, 2000.»

РЕЦЕНЗИИ

B.Н. Ярская

РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ:

C.Ю. Наумов, Е.В. Масленникова, О.И. Марченко. Социальный статус государственного служащего.

Саратов: ПАГС, 2000.

ЯРСКАЯ

Валентина

Николаевна -

доктор

философских

наук,

профессор

Саратовского

государственного

технического

университета

А

/актуальность изучения социального статуса государственных служащих обусловлена социальной значимостью этой социально-профессиональной группы. Целью работы авторов стало изучение конкретных статусных характеристик служащих, осуществляющих управленческую деятельность на уровне региона, вне зависимости от уровня властных отношений - федерального, регионального, местного.

В условиях реформирования России на одно из первых мест в системе неотложных мер выдвигаются кадровое обеспечение реформ, активизация «человеческого фактора», наращивание и более эффективное использование интеллектуального кадрового потенци-

120

ала. Это превратилось в одну из стратегических задач Российского государства. Кадры государственных органов управления являются в значительной мере реальными носителями власти, действенным инструментом государственного управления.

Авторы отмечают, что государственная служба Российской Федерации - целостность прежде всего двух составляющих: а) системы правовых и организационных институтов (структур) и отношений и б) совокупности людей, специально подготовленных и профессионально занятых в обеспечении исполнения полномочий государственных органов. Эти составляющие взаимосвязаны, поскольку государственная служба как социальный институт выступает соединительным мостом между государством и обществом. Следовательно, она, с одной стороны, несет в своем формирующемся образе характеристику, оценку гражданского общества, а с другой, - на ней проецируется отношение, оценка гражданским обществом государства.

Социальный статус государственных служащих характеризует не только социальный портрет социально-профессиональной группы. Изучение социального статуса дает возможность для анализа и учета имеющихся в государственных и муниципальных органах управления кадрового потенциала, перспектив и направленности его развития, рационального использования.

От результативности и эффективности деятельности государственных служащих самого разного уровня зависит во многом динамика реформ. А от оценки гражданами итогов работы конкретных чиновников, которые должны решать насущные проблемы жизнедеятельности общества, зависит предрасположенность к поддержке и содействию органам управления.

Тема взаимоотношений власти и населения является важнейшей и в социологии, и в политологии. Однако почти все исследования в этой сфере обращены к проблемам «большой политики» и управленческих элит. Без знания реального взаимоотношения органов управления с социальным окружением невозможно осуществить реформы. Необходимо учитывать, что население даже в границах региона крайне неоднородно, зачастую разобщено, дифференцировано по социальному благополучию. Поэтому различны и интересы групп населения.

^КАиЫИя

^‘тгшятттШ

ч

Новая система государственного управления складывается медленно и болезненно. Необходима систематизация, анализ и интерпретация характеристик государственных служащих на социологической информационной базе, что позволит выработать конкретные предложения по преобразованию системы управления, эффективному развитию кадровых процессов в сфере управления, выявить закономерности и тенденции развития кадрового корпуса, особенности взаимодействия органов управления и общества.

Проблема социального статуса чиновников за последнее время практически не разарабатывалась. Хотя, как показывает анализ отечественной и зарубежной литературы, проблемам становления российской государственности, государственной службы уделяется большое внимание. В этих направлениях работают Г.В. Атаманчук, В.Э. Бойков, Т.Ю. Базаров, Г.П. Зинченко, В.А. Мальцев, А.В. Оболонский, Е.В. Охотский.

Исходя из актуальности проблемы, недостаточной ее изученности, авторы ставят цель - на основе комплексного анализа исследовать и описать особенности социального статуса государственных служащих, изучить факторы, влияющие на формирование и изменение социального статуса, определить условия, способствующие повышению эффективности деятельности государственных служащих.

Достижение поставленной цели авторы монографии предполагают посредством решения следующих исследовательских задач:

проведения социологического анализа социального статуса индивида и групп в социальной иерархии;

описания социального неравенства общества как характерной определяющей черты, имеющей реальную значимость при воспроизводстве основных групп общества;

анализа понятия «социальный статус» в рамках методологии структурно-функционального и стратегического подходов;

обоснования гипотезы, что социальный статус социальной группы государственных служащих, представляющих собой посредников между государством и обществом, зависит как от типа государства, в котором складывалась и функционирует группа, так и от культурно-исторических особенностей общества;

исследования особенностей восприятия государственных служащих в массовом сознании;

10

лет

на основе использования научно обоснованных методов, методик и критериев оценки кадров, их способностей и возможностей формулируются практические рекомендации, направленные на оптимизацию деятельности государственных служащих.

Значимость результатов исследования состоит в том, что оно может способствовать осознанию социально-профессиональной группой или индивидом своего места в системе общественной иерархии, расширению возможностей контроля общества над аппаратом, что особенно насущно в настоящее время в связи с актуализацией потребности самоопределения в совокупности социальных связей и адаптации к изменениям во всех сферах жизнедеятельности.

Выдвигаемые положения являются одной из предпосылок концептуального подхода к пониманию особенностей социального статуса государственных служащих, к формированию системы государственной службы, отвечающей требованиям современности.

Первая глава монографии - «Социальный статус как объект социологического изучения» - посвящена изучению социальной структуры общества с позиции различных социально-философских концепций и условий формирования социального статуса чиновничества.

Во второй главе - «Критерии социального статуса государственного служащего регионального уровня» - разрабатывается комплекс характеристик для рассмотрения реального социального статуса госслужащих.

В третьей главе работы - «Исследование механизма формирования социального статуса государственных служащих» - исследуется роль карьерных процессов в формировании статуса служащих и анализируются функции социальной диагностики в административной среде.

Итоги исследования и рекомендации могут быть использованы практически для реорганизации государственной службы, совершенствования стиля, методов деятельности аппаратов государственного и муниципального управления, изменения мотивации государственного управления и ментальности кадров управления.

Выводы и предложения могут служить теоретической и эмпирической базой для дальнейшего углубленного изучения закономерностей, особенностей формирования социального статуса государственных служащих, разработки программ мониторинговых социологических исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.