РЕЦЕНЗИИ
B.Н. Ярская
РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ:
C.Ю. Наумов, Е.В. Масленникова, О.И. Марченко. Социальный статус государственного служащего.
Саратов: ПАГС, 2000.
ЯРСКАЯ
Валентина
Николаевна -
доктор
философских
наук,
профессор
Саратовского
государственного
технического
университета
А
/актуальность изучения социального статуса государственных служащих обусловлена социальной значимостью этой социально-профессиональной группы. Целью работы авторов стало изучение конкретных статусных характеристик служащих, осуществляющих управленческую деятельность на уровне региона, вне зависимости от уровня властных отношений - федерального, регионального, местного.
В условиях реформирования России на одно из первых мест в системе неотложных мер выдвигаются кадровое обеспечение реформ, активизация «человеческого фактора», наращивание и более эффективное использование интеллектуального кадрового потенци-
120
ала. Это превратилось в одну из стратегических задач Российского государства. Кадры государственных органов управления являются в значительной мере реальными носителями власти, действенным инструментом государственного управления.
Авторы отмечают, что государственная служба Российской Федерации - целостность прежде всего двух составляющих: а) системы правовых и организационных институтов (структур) и отношений и б) совокупности людей, специально подготовленных и профессионально занятых в обеспечении исполнения полномочий государственных органов. Эти составляющие взаимосвязаны, поскольку государственная служба как социальный институт выступает соединительным мостом между государством и обществом. Следовательно, она, с одной стороны, несет в своем формирующемся образе характеристику, оценку гражданского общества, а с другой, - на ней проецируется отношение, оценка гражданским обществом государства.
Социальный статус государственных служащих характеризует не только социальный портрет социально-профессиональной группы. Изучение социального статуса дает возможность для анализа и учета имеющихся в государственных и муниципальных органах управления кадрового потенциала, перспектив и направленности его развития, рационального использования.
От результативности и эффективности деятельности государственных служащих самого разного уровня зависит во многом динамика реформ. А от оценки гражданами итогов работы конкретных чиновников, которые должны решать насущные проблемы жизнедеятельности общества, зависит предрасположенность к поддержке и содействию органам управления.
Тема взаимоотношений власти и населения является важнейшей и в социологии, и в политологии. Однако почти все исследования в этой сфере обращены к проблемам «большой политики» и управленческих элит. Без знания реального взаимоотношения органов управления с социальным окружением невозможно осуществить реформы. Необходимо учитывать, что население даже в границах региона крайне неоднородно, зачастую разобщено, дифференцировано по социальному благополучию. Поэтому различны и интересы групп населения.
^КАиЫИя
^‘тгшятттШ
ч
Новая система государственного управления складывается медленно и болезненно. Необходима систематизация, анализ и интерпретация характеристик государственных служащих на социологической информационной базе, что позволит выработать конкретные предложения по преобразованию системы управления, эффективному развитию кадровых процессов в сфере управления, выявить закономерности и тенденции развития кадрового корпуса, особенности взаимодействия органов управления и общества.
Проблема социального статуса чиновников за последнее время практически не разарабатывалась. Хотя, как показывает анализ отечественной и зарубежной литературы, проблемам становления российской государственности, государственной службы уделяется большое внимание. В этих направлениях работают Г.В. Атаманчук, В.Э. Бойков, Т.Ю. Базаров, Г.П. Зинченко, В.А. Мальцев, А.В. Оболонский, Е.В. Охотский.
Исходя из актуальности проблемы, недостаточной ее изученности, авторы ставят цель - на основе комплексного анализа исследовать и описать особенности социального статуса государственных служащих, изучить факторы, влияющие на формирование и изменение социального статуса, определить условия, способствующие повышению эффективности деятельности государственных служащих.
Достижение поставленной цели авторы монографии предполагают посредством решения следующих исследовательских задач:
проведения социологического анализа социального статуса индивида и групп в социальной иерархии;
описания социального неравенства общества как характерной определяющей черты, имеющей реальную значимость при воспроизводстве основных групп общества;
анализа понятия «социальный статус» в рамках методологии структурно-функционального и стратегического подходов;
обоснования гипотезы, что социальный статус социальной группы государственных служащих, представляющих собой посредников между государством и обществом, зависит как от типа государства, в котором складывалась и функционирует группа, так и от культурно-исторических особенностей общества;
исследования особенностей восприятия государственных служащих в массовом сознании;
10
лет
на основе использования научно обоснованных методов, методик и критериев оценки кадров, их способностей и возможностей формулируются практические рекомендации, направленные на оптимизацию деятельности государственных служащих.
Значимость результатов исследования состоит в том, что оно может способствовать осознанию социально-профессиональной группой или индивидом своего места в системе общественной иерархии, расширению возможностей контроля общества над аппаратом, что особенно насущно в настоящее время в связи с актуализацией потребности самоопределения в совокупности социальных связей и адаптации к изменениям во всех сферах жизнедеятельности.
Выдвигаемые положения являются одной из предпосылок концептуального подхода к пониманию особенностей социального статуса государственных служащих, к формированию системы государственной службы, отвечающей требованиям современности.
Первая глава монографии - «Социальный статус как объект социологического изучения» - посвящена изучению социальной структуры общества с позиции различных социально-философских концепций и условий формирования социального статуса чиновничества.
Во второй главе - «Критерии социального статуса государственного служащего регионального уровня» - разрабатывается комплекс характеристик для рассмотрения реального социального статуса госслужащих.
В третьей главе работы - «Исследование механизма формирования социального статуса государственных служащих» - исследуется роль карьерных процессов в формировании статуса служащих и анализируются функции социальной диагностики в административной среде.
Итоги исследования и рекомендации могут быть использованы практически для реорганизации государственной службы, совершенствования стиля, методов деятельности аппаратов государственного и муниципального управления, изменения мотивации государственного управления и ментальности кадров управления.
Выводы и предложения могут служить теоретической и эмпирической базой для дальнейшего углубленного изучения закономерностей, особенностей формирования социального статуса государственных служащих, разработки программ мониторинговых социологических исследований.