Научная статья на тему 'Рецензия на монографию С. В. Горобец «Вспоминая забытые имена: Александр Ильич Зилоти» (Санкт-Петербург, 2016)'

Рецензия на монографию С. В. Горобец «Вспоминая забытые имена: Александр Ильич Зилоти» (Санкт-Петербург, 2016) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
145
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Аврамкова Ирина Семеновна

Горобец, Светлана Владимировна. Вспоминая забытые имена: Александр Ильич Зилоти / С. В. Горобец. Санкт-Петербург: Композитор Санкт-Петербург, 2016. 192 с., ил. ISBN 978-5-7379-0849-2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на монографию С. В. Горобец «Вспоминая забытые имена: Александр Ильич Зилоти» (Санкт-Петербург, 2016)»

И. С. Аврамкова

Рецензия на монографию С. В. Горобец «Вспоминая забытые имена: Александр Ильич Зилоти» (Санкт-Петербург, 2016)

Горобец, Светлана Владимировна. Вспоминая забытые имена: Александр Ильич Зилоти / С. В. Горобец. -Санкт-Петербург: Композитор Санкт-Петербург, 2016. - 192 с., ил. - ISBN 978-5-7379-0849-2.

Irina S. Avramkova

Review of monograph «Remembering forgotten names: Aleksandr Ilich Siloti» by Svetlana V. Gorobets (Saint Petersburg, 2016)

Вышедшая в начале 2016 г. в монография С. В. Горобец «Вспоминая забытые имена: Александр Ильич Зилоти» актуальна и востребована. В декабре 2015 г. отмечалось 70-летие со дня смерти пианиста, но многие факты его биографии и творчества до сих пор не получили еще серьезного освещения в литературе. С. В. Горобец справедливо отмечает во вступлении, что деятельность А. И. Зилоти -малоизученная страница отечественного музыкознания. В советское время его имя было незаслуженно забыто, как имена многих представителей русской интеллигенции, не сумевших понять и принять октябрьские события в России 1917 г. Данная монография - одна из первых попыток наиболее полно осветить жизнь и творчество А. И. Зилоти, после единственных воспоминаний о нем, вышедших в 1963 г. к столетию со дня его рождения1.

С. В. Горобец провела масштабное исследование жизни и творчества пианиста, педагога, дирижера, музыкально-общественного деятеля, каковым являлся Александр Ильич Зилоти (1863-1945), как в России, так и за ее пределами. Обратим внимание, что защищенные в последние годы диссертационные исследования не охватывают всю полноту творчества Зилоти как деятеля русской культуры, а содержат глубокое изучение локального аспекта2.

Начинается монография с подробного изучения биографии пианиста, с греческих истоков происхождения его семьи, что ранее нигде не освещалось. На основе этого материала автором составлены родословное древо семьи Зилоти, включающее в себя четыре поколения, и летопись жизни и творчества А. И. Зилоти. Этот материал размещен в приложении к монографии.

Следующая глава посвящена деятельности А. И. Зилоти в историко-культурном контексте эпохи Серебряного века. В ней делается обзор концертных учреждений, которые создавали музыкальную атмосферу Москвы и Петербурга в начале ХХ в. Как констатирует автор, на фоне всех существующих музыкальных организаций в культурной столице явно выделялись «Концерты А. Зилоти» своим разнообразным репертуаром, великолепными солистами и дирижерами.

Коренная петербурженка С. В. Горобец не могла оставить без внимания адреса Петербурга-Петрограда, по которым проживал А. И. Зилоти со своей семьей почти двадцать лет. Таких адресов оказалось четыре: Лиговский пр., д. 55; ул. Чайковского, д. 24; 12-я линия Васильевского острова, д. 9; и известный дом с атлантами на Крюковом канале, д. 14. Описание домашней обстановки и ближайшего художественного окружения Зилоти, приведенного автором, позволяет почувствовать прошлое музыкально-театрального Петербурга и эскизно нарисовать картину Серебряного века.

Значительное место в монографии занимает исследование музыкально-просветительской деятельности А. И. Зилоти, которая ярко проявлялась, прежде всего, в созданной им в 1903 г. антрепризой организации «Концерты А. Зилоти», а также в общедоступных, народных бесплатных концертах в организации «Общества друзей музыки», «Русского музыкального фонда», «Скрябинского петроград-

ского общества» и других общественных организациях. Титанический труд автора в архивах позволил «вывести в свет» ряд документов, подтверждающих как непросто было Зилоти конкурировать с уже известными музыкальными обществами, вести переписку с градоначальниками в получении филармонических залов и приглашением зарубежных музыкантов. Автором проработан огромный массив архивных и печатных источников, значительная часть которых вводится в научный оборот впервые.

Не остался без внимания исследователя и зарубежный период жизни и деятельности Зилоти, который в силу идеологических причин прежде замалчивался. Отсутствие каких-либо сведений, кроме справочно-энциклопедических, подтолкнул автора к собственному переводу глав книги Ч. Барбера3, которая на сегодняшний день не имеет официального перевода, что позволило более полно почувствовать атмосферу последнего периода жизни А. И. Зилоти.

Представленный большой объем фотоматериала, полученный на договорной основе из архивов, позволяет читателям наглядно увидеть ближайшее окружение А. И. Зилоти, которое представлено такими именами, как Ф. Лист, С. В. Рахманинов, П. И. Чайковский, А. К. Глазунов, А. В. Вержбилович, И. К. Гофман, В. Ф. Комиссаржевская, В. П. Третьякова и др. К положительному моменту монографии можно отнести именной указатель и сводную таблицу концертов, данных организацией «Концерты А. Зилоти» в период с 1903 по 1918 г., которую автор составил на основе афиш.

Обращает на себя внимание качество издания. Размещенный на титульном листе портрет А. И. Зилоти в овале сразу привлекает читателей и вызывает желание полистать, а затем и вдумчиво прочитать книгу.

Анализ научной и музыковедческой литературы показал, что имя Александра Ильича Зилоти выпало из общего контекста отечественной музыкальной культуры, в том числе и петербургской. Только в последние годы благодаря энтузиазму молодых исследователей мы начинаем вспоминать А. И. Зилоти и оценивать его вклад в музыкальную культуру. Хотелось бы, чтобы данную монографию прочли не только музыканты-профессионалы, студенты, но и все, кто интересуется музыкальной культурой Петербурга начала ХХ в.

Примечания

1 Александр Ильич Зилоти: воспоминания и письма / сост. Л. М. Кутателадзе; под ред. Л. Н. Раабена. Л.: Музгиз, 1963. 457 с.

2 Изотова С. А. А. И. Зилоти и его роль в рецепции творчества И. С. Баха: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17. 00. 02 / Саратов. гос. консерватория им. Л. В. Собинова. Саратов, 2015. 26 с.; Мальцева Е. Г. Александр Ильич Зилоти: пианист, педагог, организатор концертной жизни: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17. 00. 02 / Ростов. гос. консерватория им. С. В. Рахманинова. Ростов н/Д, 2014. 26 с.

3 Barber C. Lost in the Stars: the forgotten musical life of Alexander Siloti. Lanham; Maryland: Scarecrow Press, 2002. 429 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.