Научная статья на тему 'Некоторые страницы биографии Александра Зилоти: на основе архивных материалов'

Некоторые страницы биографии Александра Зилоти: на основе архивных материалов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
308
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А. И. ЗИЛОТИ / ЗНАМЕНСКОЕ / Н. С. ЗВЕРЕВ / МОСКОВСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ / A. I. SILOTI / ZNAMENSKOE / N. S. ZVEREV / MOSCOW CONSERVATORY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Горобец Светлана Владимировна

Статья посвящена анализу фактов биографии пианиста, общественного деятеля Александра Ильича Зилоти, необходимых для полной научной реконструкции его биографии и творчества в контексте культуры Серебряного века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is dedicated to the analysis of the biography facts of pianist, public worker Alexander I. Siloti, necessary for the complete scientific reconstruction of his biography and creation in the context of the culture of Silver century.

Текст научной работы на тему «Некоторые страницы биографии Александра Зилоти: на основе архивных материалов»

УДК 929:78

С. В. Горобец

Некоторые страницы биографии Александра Зилоти: на основе архивных материалов

Статья посвящена анализу фактов биографии пианиста, общественного деятеля Александра Ильича Зилоти, необходимых для полной научной реконструкции его биографии и творчества в контексте культуры Серебряного века. Ключевые слова: А. И. Зилоти, Знаменское, Н. С. Зверев, Московская консерватория

Svetlana V. Gorobets

Some pages of Alexander Siloti biography: basis on of archive materials

The article is dedicated to the analysis of the biography facts of pianist, public worker Alexander I. Siloti, necessary for the complete scientific reconstruction of his biography and creation in the context of the culture of Silver century.

Keywords: A. I. Siloti, Znamenskoe, N. S. Zverev, Moscow Conservatory

Александр Ильич Зилоти (1863-1945) - известный музыкант конца XIX - начала ХХ в., жизнь и деятельность которого - малоизученная страница в отечественном музыкознании. В советское время его имя оказалось незаслуженно забыто, оно выпало из общего контекста музыкальной жизни и культуры как судьбы многих представителей русской интеллигенции, не сумевшей понять и принять октябрьских событий в России 1917 г., и долгое время не являлось предметом рассмотрения исследователей1. Зилоти - ученик Н. Зверева, Н. Рубинштейна, П. Чайковского, Ф. Листа, учитель и двоюродный брат С. В. Рахманинова, внес огромный вклад в развитие музыкальной культуры, в частности Петербурга. Уже прошло 152 года со дня рождения и 70 лет со дня смерти А. И. Зилоти, но факты его биографии в научных источниках разнятся, а даты неточны. На такие разночтения хотелось бы обратить внимание в данной статье.

Реконструкция биографии Зилоти основывается только на достоверных сведениях. Важное значение в работе для нас имели научные рекомендации специалиста в сфере биобиблиографического анализа Владимира Семеновича Крейденко, который предлагает правила пяти «не», а именно: не выступать в роли «представителя», «защитника» изучаемой персоны; не считать себя всезнающим и никогда не сомневающимся в своей правоте ученым; не быть равнодушным зрителем, наблюдающим за происходящим на сцене; ничего не выдумывать; а если реставрируются или реконструируются какие-то события, действия, высказывания персоны - не создавать их «из воздуха», а только из сохранившихся существенных частей («остатков», «описаний» и т. д.) и ключевое для библиографического исследования правило, сформулированное В. С. Крейденко, - всегда подтверждать свои основные, главные выводы документально, ссылками на

источники, желательно несколько разных, откуда взяты цитаты или ответственные утверждения2. Также благодаря методикам библиотековедческого исследования, в частности, разработанным в диссертации Е. В. Бахтиной3, по предложенному «линейно-шахтному» методу профессора М. Н. Колесниковой4, мы попытались обстоятельно воссоздать и осмыслить биографию А. И. Зилоти.

В начале работы над реконструкцией биографии обнаружилось несовпадение данных в разных источниках о месте рождения Зилоти. Встал вопрос: где же все-таки он родился - близ Харькова в имении отца или в имении матери на Тамбовской земле? Для внесения ясности автор статьи ознакомился с материалами в отделе рукописей Российской национальной библиотеки, в читальном зале Центральной городской публичной библиотеки им. В. В. Маяковского, а также вел электронную переписку с краеведами Тамбовского края. Действия в поисках истинного места рождения подсказывал сам биографический материал.

Начнем с истоков зарождения семьи Зилоти. История рода Зилоти располагает неплохим списком архивных источников, однако все это до настоящего времени не получило должного освещения. Предки Зилоти - греки, осевшие в давние времена в придунайском Княжестве Молдова5. Отец Александра Зилоти, штабс-капитан Илья Матвеевич Зилоти, подает в Бессарабское дворянское депутатское собрание прошение о переводе его из Бессарабии в дворянство Харьковской губернии. Возможно, это было связано с его женитьбой на Юлии Аркадьевне Рахманиновой (старшей сестре Василия Аркадьевича Рахманинова - отца Сергея Васильевича Рахманинова) и с новыми материальными возможностями. Так в имении Юлии Аркадьевны в селе Знаменском6, родился Александр Ильич Зилоти. Крестили младенца Сашу

Некоторые страницы биографии Александ ра Зилоти: на основе архивных материалов

в Знаменской церкви Божией Матери. Крестным был Александр Аркадьевич - родной дядя Сергея Васильевича Рахманинова, брат его отца; крестной - Варвара Васильевна Рахманинова (бабушка Александра Зилоти и Сергея Рахманинова)7.

В большинстве изданий энциклопедического характера8 указывается, что А. И. Зилоти родился в имении отца9, в городе Старобельске Харьковской губернии (сейчас это Луганская область). Известный ученый, доктор искусствоведения И. Ф. Петровская в своем фундаментальном труде «Музыкальный Петербург 1801-1917: энциклопедический словарь-исследование» пишет о А. И. Зилоти -«дворянин, уроженец Москвы»10. Но, опираясь на данные краеведов Тамбовского края А. М. Белкина и М. Белых11, на их исследования дворянских и купеческих фамилий Козловского уезда (ныне Мичуринский район Тамбовской области) и сведения Тамбовской энциклопедии, изданной в 2004 г.12, автор приходит к выводу о рождении А. Зилоти в селе Знаменском13. Так же в прочитанном автором черновом автографе Г. Н. Тимофеева14, датированном 1913-1914 гг., который он писал для «Нового энциклопедического словаря» Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона имеется два варианта записи. В первом варианте Г. Н. Тимофеев пишет, что А. И. Зилоти родился близ Харькова, а сверху строки стоит карандашная пометка - Знаменка Козловского уезда Тамбовской губернии. Во втором, который, по-нашему мнению, был написан позже, читаем: «А. И. Зилоти родился в деревне Знаменка Тамбовской губернии, Козловского уезда»15. Первое уточнение, которое хотелось внести в биографию Зилоти, - местом рождения его является село Зна-менское Петровского района Тамбовской области.

Второе разночтение касается самой даты рождения А. И. Зилоти. Так в качестве даты его рождения в большинстве изданий советского времени приводится 27 сентября 1863 г. по старому стилю16. Тамбовские энциклопедии и словари на основе метрических книг дают нам дату 28 сентября того же года17. Эта же дата - 28 сентября - указывается и в современных изданиях о Московской консерватории18. Но по новому стилю дата рождения А. И. Зилоти везде указывается 9 октября 1863 г.

Спустя более 150 лет, конечно же, сложно однозначно назвать верную дату рождения, но поиски научного материала в этом направлении продолжаются. К слову сказать, всем известна дата рождения Сергея Васильевича Рахманинова - 20 марта 1873 г., по новому стилю - 1 апреля. Однако, по мнению директора мемориального музея-усадьбы С. В. Рахманинова «Ивановка»

А. И. Ермакова, днем рождения композитора по новому стилю следует считать 2 апреля, как гласит надпись на могильном кресте над прахом

С. В. Рахманинова в США19, с учетом перехода от юлианского календаря, к новому - григорианскому20.

Далее. Принадлежность Александра к дворянскому роду обеспечивала ему бесплатное обучение, и мальчика повезли в Москву для поступления в военное учебное заведение. После успешной сдачи всех экзаменов в последний момент его показали музыкальному руководителю училища -Николаю Сергеевичу Звереву, который, оценив способности поступающего, смог переубедить родителей отдать сына не в училище, а в Московскую консерваторию, в которой он тоже преподавал. Г. Н. Тимофеев пишет: «Отец повез десятилетнего мальчика держать вступительный экзамен в Лицей Царевича Николая в Москву21, причем преподавателем музыки в Лицее Н. С. Зверевым были испытаны и музыкальные способности поступающего»22. Так Саша Зилоти оказался учеником по классу фортепиано у профессора Московской консерватории Н. С. Зверева и с 1873 г. стал заниматься на младшем отделении названной консерватории. Хотя Л. Н. Ра-абен, опираясь на рукописи Н. Финдейзена, пишет, что в восьмилетнем возрасте, т. е. с 1871 г., Саша начал систематические занятия на младшем отделении Московской консерватории в классе известного пианиста-педагога Н. С. Зверева23. Но, как следует из прошения отца Зилоти, Сашу отдали в консерваторию в 1873 г., а с 1876 по 1880/1881 учебный год он совершенствовался на старшем отделении в классе Рубинштейна24. В широко известной монографии В. Н. Брянцевой, посвященной творчеству С. В. Рахманинова, даются те же даты: «В 1873 г. Зверев взял к себе десятилетнего Сашу Зилоти на все восемь лет консерваторской учебы (передав его через три года в класс Рубинштейна)»25. В книге Герарда Кимеклиса «Николай Сергеевич Зверев» доказывается эта же дата поступления в класс Зверева - 1873 г.26 Так, опираясь на исследования Е. Г. Мальцевой, фундаментальную монографию

В. Н. Брянцевой, книгу Г. Кимеклиса и черновик статьи Г. Н. Тимофеева, можно констатировать: привезли Сашу Зилоти в Москву в возрасте 10 лет; начал он обучение в консерватории в 1873 г., живя дома у Н. С. Зверева восемь лет, что значительно отличается от общеизвестных сведений о пианисте в широко распространенных источниках. Это третье уточнение, касающееся биографии музыканта.

Четко определить все вехи биографии Зилоти, а затем оценить и значимость вклада музыканта в русскую культуру - основная задача автора. Результаты этой работы будут представлены в следующих публикациях.

Примечания

1 Следует отметить, что в 2014 и в 2015 гг. были защищены две диссертации по музыковедению, посвященные

С. В. Горобец

различным аспектам деятельности А. И. Зилоти: Мальцева Е. Г. Александр Ильич Зилоти: пианист, педагог, организатор концертной жизни: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17. 00. 02 / Ростов. гос. консерватория им. С. В. Рахманинова. Ростов н/Д, 2014. 26 с.; Изотова С. А. А. И. Зилоти и его роль в рецепции творчества И. С. Баха: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17. 00. 02 / Саратов. гос. консерватория им. Л. В. Собинова. Саратов, 2015. 26 с.

2 Крейденко В. С. Выдающиеся библиотековеды, библиографоведы и книговеды как объект исследования: а почему бы и нет? // Библиосфера. 2011. № 2. С. 6.

3 «Линейно-шахтный» метод изложения материала для реконструкции научный биографии. Подробнее см.: Бахтина Е. В. Библиотековед, педагог и общественный деятель В. Ф. Сахаров (1901-1986): реконструкция науч. биогр.: дис. ... канд. пед. наук: 05. 25. 03 / СПбГУКИ; Президент. б-ка им. Б. Н. Ельцина. СПб., 2014. 316 с.

4 Колесникова М. Н. Использование метода реконструкции научной биографии в библиотековедческом исследовании // Библиосфера. 2014. № 3. С. 3-5.

5 Ряд авторов считает, что род Зилоти итальянский. См.: Назаренко В. Памяти Александра Зилоти: к 75-летию со дня смерти выдающегося музыканта и соотечественника // День: всеукр. газ. 2015. 8 дек.

6 Село Знаменское впервые упоминается в документах в 1719 г. Заселено было крепостными крестьянами трех помещиков. Среди владельцев села были предки Сергея Рахманинова. Возможно, село получило название от церковного прихода. Сейчас это - село Знаменка Петровского района Тамбовской области, в нем находится музей семьи Рахманиновых «Знаменское», который располагается в помещении Знаменского дома культуры. Не стоит путать село Знаменка (бывшее Знаменское) с поселком городского типа Знаменское, который располагается в Знаменском районе Тамбовской области. Это совершенно два разных населенных пункта, каждый из которых имеет свою историю возникновения. Такая топонимическая «путаница» была ошибочно представлена автором данного исследования на начальной стадии реконструкции биографии Зилоти.

7 Государственный архив Тамбовской области (ТОГБУ ГАТО). Ф. 1049. Коллекция метрических книг церквей Тамбовской губернии. Оп. 3. Д. 4773. Л. 179 об. 180; Подробнее о родословной семьи Зилоти см.: Горобец С. В. А. И. Зилоти и его ближайшее родственное окружение // Клио: журн. для ученых. 2015. № 5 (101). С. 198-203; Ее же. Вспоминая забытые имена: Александр Ильич Зилоти: монография. СПб.: Композитор СПб., 2016. 160 с.

8 См.: Штейнпресс Б. С., Ямпольский И. М. Энциклопедический музыкальный словарь. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Совет. композитор, 1966. С. 184; Русское зарубежье: золотая книга эмиграции, первая треть ХХ в.: энцикл. биогр. слов. М.: Росспэн, 1997. С. 255; и др.

9 Отец - Илья Матвеевич был землевладельцем, неоднократно избирался предводителем дворянского уезда, был председателем Старобельской земской управы, в течение 18 лет был гласным земского собрания.

10 Петровская И. Ф. Музыкальный Петербург, 18011917: энцикл. слов.-исслед. СПб.: Композитор СПб., 2009. Кн. 10: А-Л. С. 342.

11 Белых М. Козловские фамилии. Мичуринск, 2005; Калашников Д. В., Казьмин О. А. «В Ивановку я всегда стремился.»: Сергей Рахманинов на Тамбовской земле. Воронеж: Центр духов. возрождения Чернозем. кр., 2003.

12 Тамбовская энциклопедия / Администрация Тамбов. обл.; гл. науч. ред. Л. Г. Протасов. Тамбов: Юлис, 2004. С. 203-204.

13 Факт рождения Зилоти в Знаменском установил А. М. Белкин (1934-2008), музыковед, краевед, журналист. Более 1200 его статей посвящено жизни и творчеству Тургенева, Шаляпина, Чайковского и, безусловно, тамбовским знаменитостям.

14 Тимофеев Григорий Николаевич (1866-1919) - музыковед, критик, сотрудничал с газетами «Русь», «Русская музыкальная газета» и др.

15 ОР РНБ. Ф. 773. Оп. 1. № 404.

16 См.: Музыкальная энциклопедия / гл. ред. Ю. В. Келдыш. М.: Музыка, 1974. С. 459; Московская консерватория: от истоков до наших дней, 1866-2003: биогр. энцикл. слов. М.: Прогресс-традиция, 2005. С. 272.

17 Тамбовские даты, 2013 г.: библиогр. календарь-справ. / Тамб. обл. универс. науч. б-ка им. А. С. Пушкина; Гос. арх. Тамб. обл.; Гос. арх. соц.-полит. истории Тамб. обл.; сост.: Н. Н. Трусова, Е. О. Окорокова; ред.: И. Н. Гнеушева, Г. И. Хо-дякова; отв. за вып. В. М. Иванова. Тамбов: Мичуринск, 2012. 304 с. URL: http: // tambovlib.ru (дата обращения: 05. 10. 2016); ТОГБУ ГАТО. Ф. 1049. Коллекция метрических книг церквей Тамбовской губернии.

18 См.: Московская консерватория. С. 195.

19 Калашников Д. В., Казьмин О. А. Указ. соч. С. 36. Дату рождения С. В. Рахманинова 2 апреля доказывает и В. Крутов. См.: Крутов В. В., Швецова-Крутова Л. В. Мир Рахманинова. М.: Ю. М. Шушарин, 2004. Кн. 1: Сережа. С. 188-191.

20 Как известно, 1 февраля 1918 г. в России состоялся официальный переход от юлианского календаря (старый стиль) к григорианскому календарю (новый стиль). В XIX в. русская датировка отставала от западного григорианского календаря на 12 дней, в XX в. а точнее с 29 февраля 1900 г. до 1 февраля 1918 г., датировки по старому и новому стилям отличались на 13 дней.

21 Имеется в виду Московский Императорский лицей в память Цесаревича Николая. Катковский лицей на Остоженке, закрытое высшее учебное заведение для детей дворянский семей, существовал с 1868 по 1917 гг.

22 ОР РНБ. Ф. 773. Оп. 1. № 404.

23 Раабен Л. Н. А. И. Зилоти - пианист, дирижер, музыкальный деятель // Зилоти А. И. Воспоминания и письма, 1863-1945 / сост., авт. предисл. и примеч. Л. М. Кутателадзе; под ред., авт. вступ. ст. Л. Н. Раабен. Л.: Музгиз, 1963. С. 12.

24 См.: Трушкова Р. Н. Чувство приобщения к истории. Арх. копия // Российский музыкант 2. 0: портал Моск. консерватории. URL: http: // gromadin.com (дата обращения: 05. 10. 2016).

25 Брянцева В. Н. С. В. Рахманинов. М.: Совет. композитор, 1976. С. 28.

26 Сокращенный вариант книги Герарда Кимеклиса см.: Музыкальное просвещение: общерос. некоммерч. информ.-аналит. журн. 2004. № 5-6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.