Научная статья на тему 'Рецензия на монографию: Ишеков К.А. Реализация конституционного принципа разделения властей в субъектах Российской Федерации / под ред. П.П. Сергуна. - Саратов: ГОУ ВПО «Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации», 2010. - 244 с.'

Рецензия на монографию: Ишеков К.А. Реализация конституционного принципа разделения властей в субъектах Российской Федерации / под ред. П.П. Сергуна. - Саратов: ГОУ ВПО «Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации», 2010. - 244 с. Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
516
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Астафичев Павел Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на монографию: Ишеков К.А. Реализация конституционного принципа разделения властей в субъектах Российской Федерации / под ред. П.П. Сергуна. - Саратов: ГОУ ВПО «Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации», 2010. - 244 с.»

РЕЦЕНЗИИ. ХРОНИКА НАУЧНЫХ СОБЫТИЙ

P.A. Astafichev Monograph Review: Ishekov K.A. The Implementation of the Constitutional Principle of Power Division in Subjects of the Russian Federation / ed. by P.P. Sergun. - Saratov: GOU VPO "The Russian Law Academy of the Ministry of Justice of the Russian Federation", 2010. - 244 p.

УДК 342.55(470+571) ББК 67.400.7(2Рос)

П.А. Астафичев

РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ: Ишеков К.А. Реализация конституционного принципа разделения властей в субъектах Российской Федерации / под ред. П.П. Сергуна. - Саратов: ГОУ ВПО «Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации», 2010. - 244 с.

^Д о последнего времени принцип разделения властей в субъектах Федерации не был предметом особого научного интереса. Свое внимание специалисты в области конституционного права обращали главным образом на разграничение полномочий и ответственности между федеральными органами государственной власти. Региональная же система «сдержек и противовесов» исследовалась фрагментарно, преимущественно по аналогии с федеральным уровнем

220 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

публичной власти. Это объясняется многими причинами: незавершенностью становления системы органов государственной власти субъектов Федерации, изменчивостью федеральной правовой политики, различиями фактического статуса субъектов Федерации, сравнительно непродолжительным периодом их самостоятельности по учреждению собственной модели разделения властей.

Новые условия функционирования Российского государства поставили перед юридической наукой ряд важных задач, связанных с необходимостью теоретической разработки указанных проблем. Будучи конституционно-правовыми по своей природе, они привлекают все большее внимание отечественных ученых, нуждаются в глубоком и всестороннем исследовании. Указанные обстоятельства свидетельствуют о несомненной актуальности темы монографии, представленной на рецензирование.

Феномен разделения властей исследован К.А. Ишековым в различных его проявлениях: как политико-правовая теория, как конституционный принцип, как совокупность конституционно-правовых норм и институтов. Особое внимание автором уделено правореализационным аспектам принципа разделения властей, которые нашли свое отражение в учреждении системы региональных органов власти, призванных быть независимыми.

Использование системно-структурного, диалектического и исторического методов научного познания позволило определить закономерности возникновения и развития идеи разделения властей, выявить этапы формирования этой научной доктрины.

По убеждению автора, точка отсчета первого периода соотносится с моментом создания государств и связывается с идеей ограничения публичной власти различными способами. Однако на этом этапе предпосылки разделения властей только складываются, политико-правовая теория еще не имеет четких очертаний. Рассматриваемый период заканчивается формированием концепции Дж. Локка. Второй период характеризуется трансформацией отдельных идей об ограничении публичной власти и распределении властных полномочий в классическую теорию разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Данный период непосредственно связан с именем выдающегося французского просветителя Ш. Монтескье. Третий период, начавшийся с эпохи принятия первых конституций (конец XVIII -начало XIX века), длится по настоящее время. Его характерная черта - практическое внедрение теории разделения властей в область правовых отношений конкретных государств в качестве основного конституционного принципа. Этот процесс не является завершенным и, по всей видимости, не завершится до тех пор, пока мировое сообщество будет стремиться к построению правового государства.

В работе отмечена связь принципа разделения властей с рядом основ конституционного строя России - принципами правового государства, демократизма, верховенства прав и свобод человека и гражданина, суверенитета, федерализма, политического многообразия. Справедливо утверждение К.А. Ишеко-ва, что нарушение или деформация одного из перечисленных принципов неот-

2011 • ВЕСТНИК ПАГС 221

вратимо сказывается на специфике реализации разделения властей как в Российской Федерации, так и в отдельных ее субъектах.

Представленная монография отличается новизной подходов к решению ряда ключевых задач практического осуществления принципа разделения властей на уровне субъектов Федерации. Особенно важной и заслуживающей поддержки представляется идея автора о том, что значимой характеристикой принципа разделения властей является «организационная и финансовая обособленность органов», реализующих соответствующие властные полномочия. Этот методологически верный подход позволил сформулировать критерии самостоятельности региональных государственных органов и входящих в их состав должностных лиц, к числу которых относятся способ приобретения полномочий, неприкосновенность, недопустимость замещения должностным лицом иных государственных и муниципальных должностей, определенность срока действий полномочий и установленный законом порядок их прекращения. При этом К.А. Ишеков не абсолютизирует критерий самостоятельности и обособленности государственных органов, справедливо подчеркивая, что принцип разделения властей взаимосвязан с положением о единстве государственной власти. В результате автору, на наш взгляд, удалось выявить важнейшее диалектическое противоречие, обосновать его потенциальную роль в процессе развития механизма функционирования региональных государственных органов, особенно в русле действия Конституции РФ 1993 г. и правоприменительной практики Конституционного Суда России.

Заслуживает обсуждения предложенная К.А. Ишековым периодизация развития современной системы разделения властей в субъектах РФ. По мнению автора, первому этапу становления системы разделения властей в субъектах (начало - середина 1990-х годов) были присущи следующие характерные тенденции: существенное федеральное воздействие на систему организации и деятельности органов государственной власти в субъектах, не имевших статуса национально-государственного образования; значительная самостоятельность республик в вопросах учреждения органов власти и реализации разделения властей; перевес полномочий в системе «сдержек и противовесов» в пользу представительной власти субъектов РФ; частичное возложение на государственные органы функций, не свойственных той ветви власти, к которой они относились; слабое развитие и неоднородное применение института конституционного контроля и конституционно-правовой ответственности региональных органов государственной власти. Второй период, длящийся с конца 1990-х годов по декабрь 2004 г., связан с наибольшим развитием и оформлением системы разделения властей. На этом этапе субъекты РФ обладали максимальным объемом полномочий в области учреждения собственных органов власти и организации их взаимодействия. Характерно, что самостоятельность субъектов РФ в этой сфере реализовывалась на фоне унификации законодательства. Как верно отмечено, с декабря 2004 г. система разделения властей в субъектах РФ подверглась кардинальным преобразованиям. Некоторые элементы автономии субъектов РФ в вопросах реализации разделения властей сохранились, но многие позиции самостоятельности были утрачены.

222 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

Важно подчеркнуть, что выводы, сформулированные в монографии, подкреплены результатами сравнительного анализа российской и зарубежной практики разделения и взаимодействия властей в субъектах федеративных государств. Резонно мнение автора о том, что в России способ правовой регламентации разделения властей близок централизованным федеративным государствам, в которых на общенациональном уровне определяются не только общие принципы, но и отражаются допустимые варианты их реализации. Вместе с тем нормативно-правовое отражение принципов организации конституционных (уставных) судов (преимущественно в законодательстве субъектов РФ) свидетельствует об исключении из общего правила.

Многие суждения К.А. Ишекова, касающиеся теоретических, институциональных и регулятивных аспектов реализации принципа разделения властей в субъектах Российской Федерации, имеют несомненную практическую ценность. В числе наиболее значимых рекомендаций можно назвать следующие авторские предложения: отразить специфику законодательной деятельности не только в регламентах парламентов, но и в законах о региональном правотворчестве или в законах о нормативных правовых актах субъектов РФ; на конституционном (уставном) уровне уточнить круг вопросов, по которым предоставляется ежегодный отчет высшего органа исполнительной власти региона о результатах его деятельности; дополнить действующий Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», включив в него главу об общих принципах организации судебной власти в субъектах РФ и изменив название Закона - «Об общих принципах организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В рецензируемой монографии автору удалось определить место и роль ветвей государственной власти субъектов Российской Федерации в системе публичной власти, уточнить содержание общих принципов организации и деятельности региональных государственных органов, рассмотреть особенности взаимодействия властей в отдельных субъектах России. Монография К.А. Ишекова «Реализация конституционного принципа разделения властей в субъектах Российской Федерации» своевременна и актуальна. В ней на высоком теоретико-методологическом уровне проанализированы сложные, политически значимые формы организации государственной власти в регионах России.

Рецензируемое издание будет полезно научным и вузовским работникам, государственным служащим, депутатам представительных органов власти, аспирантам, адъюнктам, всем тем, кто интересуется конституционным правом и размышляет о проблемах организации власти в субъектах РФ. Монография представляет собой серьезный труд, вносящий существенный вклад в науку конституционного права.

2011 • ВЕСТНИК ПАГС 223

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.