Научная статья на тему 'Проблемы реализации принципа разделения властей в системе современного государственного устройства субъектов Российской Федерации'

Проблемы реализации принципа разделения властей в системе современного государственного устройства субъектов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6291
748
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ / СИСТЕМА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / THE PRINCIPLE OF SEPARATION OF POWERS / SEPARATION OF POWERS / COMPETENCE / PUBLIC AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мальцев Илья Александрович

В статье раскрывается особенность реализации принципа разделения властей при построении органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Путем проведения анализа действующей нормативной базы автор подтверждает, что закрепленный конституционно принцип приобретает особые черты в рамках системы современного государственного устройства субъектов Российской Федерации. Существующий ряд нерешенных вопросов в понятийном аппарате науки конституционного права, пробелы в законодательной базе приводят к искажению понимания принципа разделения властей исходя из его первоначального значения. Указанное, несомненно, должно учитываться при совершенствовании построения систем разделения властей субъектов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of implementing the principle of separation of powers in the modern state system of subjects of the Russian Federation

The article reveals the peculiarity of the principle of separation of powers in the construction of state power of subjects of the Russian Federation. Through analysis of the current regulatory framework, the author confirms that the constitutionally enshrined principle acquires special features within the modern state system of the Russian Federation. The current number of outstanding issues in the conceptual apparatus of science of constitutional law, gaps in legislation distorts understanding of the principle of separation of powers in terms of its original value. The above should certainly be taken into account in improving the construction of systems of separation of powers of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Проблемы реализации принципа разделения властей в системе современного государственного устройства субъектов Российской Федерации»

1.5. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Мальцев Илья Александрович, аспирант кафедры конституционного и административного права.

Место учебы: Орловский государственный университет. E-mail: ilmalczev@yandex.ru

Аннотация: В статье раскрывается особенность реализации принципа разделения властей при построении органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Путем проведения анализа действующей нормативной базы автор подтверждает, что закрепленный конституционно принцип приобретает особые черты в рамках системы современного государственного устройства субъектов Российской Федерации. Существующий ряд нерешенных вопросов в понятийном аппарате науки конституционного права, пробелы в законодательной базе приводят к искажению понимания принципа разделения властей исходя из его первоначального значения. Указанное, несомненно, должно учитываться при совершенствовании построения систем разделения властей субъектов Российской Федерации.

Ключевые слова: принцип разделения властей, система разделения властей, компетенция, органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

PROBLEMS OF IMPLEMENTING THE PRINCIPLE OF SEPARATION OF POWERS IN THE MODERN STATE SYSTEM OF SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Maltsev Ilya Alexandrovich, postgraduate student at Constitutional and Administrative Law chair. Place o study: Orel State University. E-mail: ilmalczev@yandex.ru

Annotation: The article reveals the peculiarity of the principle of separation of powers in the construction of state power of subjects of the Russian Federation. Through analysis of the current regulatory framework, the author confirms that the constitutionally enshrined principle acquires special features within the modern state system of the Russian Federation. The current number of outstanding issues in the conceptual apparatus of science of constitutional law, gaps in legislation distorts understanding of the principle of separation of powers in terms of its original value. The above should certainly be taken into account in improving the construction of systems of separation of powers of the Russian Federation.

Keywords: the principle of separation of powers, separation of powers, competence, public authorities of the Russian Federation.

Согласно нормам Конституции Российской Федерации, Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»1 (далее - N 184-ФЗ) система

1 Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 21.04.2011) «Об общих принципах организации законодательных

органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом2. В рамках современной системы государственного устройства субъектов Российской Федерации реализация принципа разделения властей приобретает особые черты и порождает присущие только ей теоретические и практические проблемы. В связи с этим представляется крайне важным для дальнейшего совершенствования системы разделения властей в субъектах Российской Федерации проанализировать данные черты и обозначить указанные проблемы.

Следует отметить, что анализ существующей в настоящее время нормативно-правовой базы по данному вопросу, а также практика деятельности государственных органов субъектов Российской Федерации свидетельствуют о необходимости совершенствования теоретических основ реализации принципа разделения властей на уровне субъекта Российской Федерации.

В статье 10 Конституции Российской Федерации установлено: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны»3. Согласно статье 1 N 184-ФЗ одним из принципов, на основании которого осуществляется деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации, является принцип «разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица». Сущность принципа разделения властей на региональном уровне раскрыта законодателем в статье 23 N 184-ФЗ. Согласно норме данной статьи реализация принципа разделения властей заключается в самостоятельности органов государственной власти субъекта РФ в осуществлении своих полномочий и взаимодействии в целях эффективного управления процессами экономического и социального развития субъекта Российской Федерации и в интересах его населения.

Особо следует отметить, что вышеприведенная законодательная трактовка реализации принципа разделения властей предполагает, что его основным постулатом является достижение баланса полномочий и ис-

(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 22.09.1999)//СПС «КонсультантПлюс»

2 ст. 77 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными в нее поправками от 30.12.2008 опубликован в изданиях Российская газета, N 7, 21.01.2009, Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, N 4, ст. 445, Парламентская газета, N 4, 23-29.01.2009.

3 ст. 10 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными в нее поправками от 30.12.2008 опубликован в изданиях Российская газета, N 7, 21.01.2009, Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, N 4, ст. 445, Парламентская газета, N 4, 23-29.01.2009.

ключение сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица. В связи с этим, заметим, что баланс полномочий, к достижению которого призывает законодатель, в большей мере отвечает сохранению равновесия в полномочиях государственных органов субъектов Российской Федерации. Кроме того, не совсем правильным было бы полагать, что само по себе разделение властей - это и есть конституционный принцип, ведь разделить - не значит скоординировать. А принцип разделения властей - это и разделение, и координация, и взаимодействие, и взаимовлияние, и взаимосдерживание, и ответственность одного органа перед другим. Таким образом, указанные элементы, обеспечиваемые системой сдержек и противовесов, законодательно исключены.

Таким образом, существующее в настоящее время в конституционном праве понятие «принцип разделения властей» применительно к организации системы государственного устройства субъектов Российской Федерации в полной мере законодательно не раскрыто, а его идеологическая формулировка всецело оставлена на разрешение науки конституционного права. Построение системы государственных органов будь то федерального уровня власти, будь то регионального, происходит посредством использования постулатов данного принципа, разрабатываемых всецело наукой, в том числе мыслителями прошлых столетий. Практически ни один нормативно-правовой акт (в том числе субъектов РФ) в полной мере не раскрывает, в чем суть данного принципа для современной системы государственных органов и собственно в чем заключается его реализация в рамках системы государственного управления.

Указанный пример несовершенства законодательства является одной из причин искажения понимания принципа разделения властей в практике деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Отметим, что нередко несовершенство базового законодательного акта приводит к трудностям реформирования той или иной системы государственного устройства в правильном направлении.

Однако анализ законодательства субъектов Российской Федерации показывает, что региональные законодатели делают попытки «расширить» базовые законодательные нормы. Проследим, каким образом существующие в настоящее время субъекты Российской Федерации приходят в своих нормативно-правовых актах к пониманию сущности принципа разделения властей.

Если следовать логике нормативно-правового акта федерального уровня, то присутствующие в ряде актов регионального нормотворчества положения о взаимодействии органов государственной власти субъектов РФ, следует отнести к раскрытию одного из элементов системы сдержек и противовесов системы разделения властей субъекта РФ. Многими субъектами Российской Федерации в своих уставах (конституциях) раскрывается сущность взаимодействия законодательного (представительного) и исполнительного органа государственной власти субъекта. Однако отметим, что это лишь малая часть всей системы разделения властей регионального уровня. Тем не менее, какие-либо иные законодательные акты субъектов Российской Федерации не дают ответа на наиболее спорные «компетенционные» вопросы регионального масштаба.

Согласно статье 44 главы 7 Устава Брянской области «отношения областной Думы и администрации области строятся на следующих принципах общности задач и

целей деятельности сторон, взаимного сотрудничества сторон в решении задач развития области, обеспечения интересов населения; наличия у сторон самостоятельной компетенции в решении вопросов, отнесенных к их ведению; ответственности каждой из сторон в рамках задач, функций, полномочий, возложенных на них законодательством Российской Федерации, Уставом Брянской области, законами Брянской области; разрешения спорных вопросов в конструктивном взаимодействии между собой для достижения согласия в интересах населения области с учетом положений Устава». Если проанализировать указанные положения, то можно предположить, что именно таким образом региональный законодатель раскрывает сущность принципа разделения властей на уровне субъекта, называя указанные начала «принципами построения»4.

В нормативно-правовых актах иных субъектов Российской Федерации вышеобозначенных положений нет. Координация деятельности законодательных и исполнительных органов власти законодательно урегулирована лишь как необходимость взаимодействия указанных органов, что, полагаем, в определенной мере способно характеризовать лишь малую долю структуры региональной системы разделения властей. Так, согласно статье 38 главы 7 Устава Хабаровского края «Дума и Администрация края взаимодействуют в интересах Хабаровского края и его населения, единства целей и задач в решении проблем социальноэкономического развития Хабаровского края на основе Конституции Российской Федерации, федеральных и краевых законов»5. Подобными нормами о взаимодействии законодательных и исполнительных органов субъектов Федерации пронизано большинство основных законов субъектов РФ.

Приведем пример еще одного акта регионального правотворчества, в котором также раскрыта особенность реализации принципа разделения властей. Согласно статье 3 Закона Орловской области от 17.03.2009г. №879-ФЗ «О Правительстве и системе органов исполнительной государственной власти Орловской области» система исполнительных органов государственной власти области основывается на принципах разделения полномочий и функций, исключения их дублирования6.

Так, согласно статье 9 Закона Орловской области от 21.05.2001 №19Э-ФЗ «О статусе Губернатора Орловской области» губернатор в целях социального, экономического и культурного развития области, в интересах ее населения взаимодействует с органами представительной власти в соответствии с принципом разделения

4 Закон Брянской области от 26 января 1996 г. N 7-3 «Устав Брянской области» (с изменениями от 8 августа 1996 г., 2 октября 1998 г., 27 декабря 1999 г., 28 ноября 2000 г., 4 октября 2001 г., 2,

30 июля, 8 октября 2003 г., 3 августа, 2 декабря 2004 г., 8, 30 декабря 2005 г., 12 июля, 10 октября, 14 декабря 2006 г., 26 января,

10 апреля, 11 июля, 7 ноября 2007 г., 7 июля 2008 г., 2 апреля, 4 мая, 5 октября 2009 г., 2, 30 апреля 2010 г.).

5 Устав Хабаровского края (с изменениями от 2 сентября 1997 г., 30 сентября 1998 г., 28 января, 29 июня 1999 г., 1 марта 2000 г., 28 февраля, 25 июля, 31 октября 2001 г., 27 марта 2002 г., 23 апреля, 30 июля 2003 г., 31 марта, 29 сентября 2004 г., 25 мая, 30 ноября 2005 г., 26 апреля, 25 июля, 29 ноября 2006 г., 28 марта,

31 октября 2007 г., 30 января, 30 июля 2008 г., 27 мая, 24 июня, 28 октября 2009 г., 13 марта, 26 мая, 8 декабря 2010 г.)

6 Закон Орловской области от 17.03.2009г. №879-ФЗ «О Правительстве и системе органов исполнительной государственной власти Орловской области»//СПС «КонсультантПлюс»

властей и осуществляет свои функции самостоятельно в пределах своей компетенции7.

Таким образом, региональный законодатель следующим образом «трактует» принцип разделения властей:

- разделение полномочий и функций государственных органов, исключение их дублирования;

- самостоятельность органов в пределах своей компетенции;

- взаимодействие органов;

- ответственность в рамках задач, функций, полномочий, возложенных на государственный орган.

При этом отметим, что ни в одном нормативноправовом акте субъекта Российской Федерации не содержится совокупность перечисленных выше «постулатов» принципа разделения властей, что позволяет делать выводы о различных подходах законодателей к пониманию указанного конституционного принципа на региональном уровне. Полагаю, что вышеобозначен-ное, в свою очередь, приводит к появлению различных региональных моделей разделения властей как одному из вполне закономерных факторов развития региональной государственности в рамках современного федерализма, так и довольно часто приводит к искажению понимания субъектами Федерации эффективности реализации принципа разделения властей в практике регионального государственного строительства.

В научной литературе не дается анализ соотношения понятий «разделение властей» и «принцип разделения властей». В различных научных исследованиях понятие «принцип разделения властей» довольно часто подменяют понятием «разделение властей», тем самым, указывая на их тождественность. Однако всякое ли разделение властей приобретает значение принципа в современном конституционно-правовом понимании?

Кроме того, если обратиться к трудам основоположников теории разделения властей, то понятие «принцип» мы встретим довольно редко8. Именно современная конституционно-правовая действительность трансформировала теорию разделения властей в принцип в современном понимании и необходимом назначении для демократического правового государства.

В одном из научных исследований, посвященных рассматриваемому нами вопросу, разделение властей предлагается рассматривать в трех значениях:

- как теорию (ценностный аспект);

- как элемент основ конституционного строя (конституционный принцип);

- как институт конституционного права, представляющий собой группу норм и принципов, регулирующих однородные общественные отношения, связанные с реализацией разделения властей (формальноюридический аспект)9.

Многоаспектность термина «разделение властей» в разрезе регионального государственного устройства очевидна. В системе государственного устройства субъектов Российской Федерации разделение властей приобретает значение:

1) конституционного принципа;

2) гарантии реализации государственной власти;

3) формы существования государственной власти;

7 Закон Орловской области от 21.05.2001 №193-ФЗ «О статусе Губернатора Орловской области» »//СПС «КонсультантПлюс»

8 См.: Локк Дж. Сочинения: В 3 т. М.: Мысль, 1988. Т. 3.; Монтескье Ш. Л. О духе законов. М.: Мысль, 1999

9 Ишеков К. А. Конституционный принцип разделения властей в

субъектах Российской Федерации: дисс... канд. юрид. наук:

12.00.02. — Саратов, 2004. — 202 с.

4) превентивной меры от беззакония государственной власти;

5) способа деления полномочий и компетенций государственных органов;

6) формы взаимоотношений и взаимодействий органов государственной власти;

7) системы организации государственной власти;

8) разграничения предметов ведения.

Разделение властей как конституционный принцип

представляет собой признаваемые и охраняемые правом начала, исходя из которых, реализуются задачи системы государственной власти. Однако как было отмечено выше, не совсем правильным было бы полагать, что само по себе разделение властей - это и есть конституционный принцип, ведь разделить - не значит скоординировать, принцип разделения властей - это и разделение, и координация, и взаимодействие, и взаимовлияние, и взаимосдерживание, и ответственность.

Термин «гарантия» в теории конституционного права преимущественно связан с принципом гарантированности прав и свобод человека и гражданина. Термин «разделение властей», обозначая конституционный принцип, одновременно несет значение гарантии реализации государственной власти.

Разделение властей можно рассматривать как форму существования государственной власти.

Понятие «превентивная мера» не раскрыто в теории конституционного права. Понятие «превентивный» означает «предупредительный», «предохранительный»10. Применительно к разделению властей, приобретая черты конституционного принципа, разделение властей в современном понимании призвано стать превентивной мерой от беззакония государственной власти.

Разделение властей существует как система организации государственной власти. Черты системности проявляются в существовании системы разделения властей, поскольку само существование данной формы организации государственной власти невозможно без функционирования целостной системы.

Под предметами ведения понимаются те сферы государственной и общественной жизни, в которых те или иные государственные органы наделяются определенными полномочиями11. Разграничение предметов ведения - это не конечная цель разделения властей, а лишь одно из средств.

Система разделения властей субъектов Российской Федерации представляет собой реализацию принципа разделения властей в рамках построения системы органов государственной власти субъектов. Теория разделения властей - это теоретическая предпосылка к появлению системы разделения властей.

В рамках субъекта Российской Федерации реализация принципа разделения властей происходит:

1) в рамках системы органов государственной власти субъектов РФ;

2) в рамках системы государственной власти Российской Федерации.

Реализация принципа разделения властей в аспекте рассмотрения системы государственной власти Российской Федерации происходит следующим образом:

- при разграничении предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

10 Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. ИНФРА-М,2006

11 См. напр. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. Учебник для вузов. М.-Юрист. 2004. С.166

- при разграничении компетенций внутри системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

- при разграничении полномочий органов системы государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В рамках системы органов государственной власти субъектов РФ реализуется посредством построения системы разделения властей субъекта Российской Федерации.

Принцип разделения властей рассматривается как один из принципов организации построения системы органов государственной власти субъекта РФ. Наличие определенной системы принципов подтверждается названием и структурой ряда нормативно-правовых актов федерального уровня и уровня субъекта РФ.

На особенности реализации принципа разделения властей при построении системы государственного устройства субъектов Российской Федерации оказывают влияние следующие факторы:

- активное воздействие федеральных органов власти посредством мер, предусмотренных институтом федерального вмешательства в дела регионов;

- наделение субъектов Российской Федерации правом самостоятельно определять систему органов государственной власти субъектов с учетом общих принципов построения данной системы;

- неразвитость системы мер и конституционных механизмов по реализации принципа разделения властей в системе органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

- отсутствие должной законодательной базы реализации принципа разделения властей на уровне субъектов Российской Федерации;

- взаимовлияние систем разделения властей федерального и регионального уровней;

- особенности административно-территориального устройства Российской Федерации.

Так, вполне справедливо отметил Ишеков К.А. в своем исследовании, несмотря на конституционные установки о самостоятельности регионов, сфера организации и деятельности законодательных и особенно исполнительных органов власти субъектов подвержена всестороннему федеральному воздействию, позитивным шагом стало применение такой формы контроля, как ежегодный отчет высшего должностного лица или высшего органа исполнительной власти по итогам их деятельности, в том числе по вопросам, поставленным парламентом. Однако в то же время в области организации судебных органов власти, напротив, федерального участия недостаточно. Проблема фактической реализации разделения властей усложняется тем обстоятельством, что далеко не во всех субъектах созданы и функционируют судебные органы конституционного (уставного) контроля12.

Представляется крайне необходимым соблюдение баланса механизмов федерального вмешательства в целях недопущения нарушения баланса, формирующего реализацию принципа разделения властей в рамках региональной системы разделения властей.

Наделение субъектов Российской Федерации правом самостоятельно определять систему органов государственной власти субъектов с учетом общих принципов построения данной системы способно в определенной

12 Цит. по: Ишеков К.А. Реализация конституционного принципа разделения властей в субъектах Российской Федерации// Под ред. П.П. Сергуна. ГОУ ВПО «Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации». 2010.

мере положительно сказаться на функционировании региональной системы разделения властей. Однако восприятие субъектом самостоятельности с некоторым отступлением от принципов построения системы государственных органов неизбежно приведет к появлению и функционированию на уровне субъекта совершенно неэффективной системы разделения властей.

Отсутствие должной законодательной базы и практики применения согласительных процедур, неразвитость системы регионального конституционного правосудия не позволяют говорить об эффективности построения и функционирования той или иной региональной системы разделения властей.

Взаимовлияние систем разделения властей федерального и регионального уровней следует отметить как фактор, оказывающий положительное влияние на функционирование региональной системы разделения властей. Всякая функционирующая система, испытывающая влияние извне, способна к обогащению и приращению эффективности взаимодействия ее элементов.

Особенности административно-территориального

устройства Российской Федерации оказывают также влияние на формирование и реализацию принципа разделения властей на региональном уровне. Так, достаточно сложным в условиях регионального государственного строительства представляется реализация основных начал принципа разделения властей в условиях таких субъектов как Красноярский край. Согласно положениям главы 3 Устава Красноярского края в состав края входят автономные округа13. Согласно статье 22 Основного закона Красноярского края «органы государственной власти края и автономных округов, входящих в состав края, строят свои отношения с учетом интересов друг друга, не предпринимая односторонних действий, затрагивающих интересы края и соответствующих автономных округов, нарушающих принципы равноправия, не основанных на федеральном законе и не вытекающих из договоров». Налицо определенная «двух-уровневость» региональной системы разделения властей. Однако ответа на вопрос, каким образом будут организованы элементы указанной системы (в том числе система сдержек и противовесов), региональный законодатель не дает.

Таким образом, современное «состояние» систем разделения властей субъектов Российской Федерации во многом обусловлено наличием вышеобозначенных нерешенных наукой и законотворческой практикой вопросов. Полагаем, что необходимо совершенствование законодательного понимания и трактовки принципа разделения властей на уровне субъекта Российской Федерации. Кроме того, необходимо совершенствование законодательного регулирования структурных элементов систем разделения властей субъектов Российской Федерации. И, наконец, для успешного проведения реформ в данной сфере крайне необходимо понимание системы разделения властей субъекта Российской Федерации как системного образования, характеризуемого особой структурой и необходимости поиска особых подходов к его реформированию.

Список литературы:

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от

13 Устав Красноярского края от 5 июня 2008 г. N 5-1777 // Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края. 2008. N 29(250). 16 июня.

30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными в нее поправками от 30.12.2008 опубликован в изданиях Российская газета, N 7, 21.01.2009, Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, N 4, ст. 445, Парламентская газета, N 4, 23-29.01.2009

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от

21.04.2011) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 22.09.1999)//СПС «КонсультантПлюс»

Закон Брянской области от 26 января 1996 г. N 7-3 «Устав Брянской области» (с изменениями от 8 августа 1996 г., 2 октября 1998 г., 27 декабря 1999 г., 28 ноября 2000 г., 4 октября 2001 г., 2, 30 июля, 8 октября 2003 г., 3 августа, 2 декабря 2004 г., 8, 30 декабря 2005 г., 12 июля, 10 октября, 14 декабря 2006 г., 26 января, 10 апреля, 11 июля, 7 ноября 2007 г., 7 июля 2008 г., 2 апреля, 4 мая, 5 октября 2009 г., 2, 30 апреля 2010 г.)

Устав Хабаровского края (с изменениями от 2 сентября 1997 г., 30 сентября 1998 г., 28 января, 29 июня 1999 г., 1 марта 2000 г., 28 февраля, 25 июля, 31 октября 2001 г., 27 марта 2002 г., 23 апреля, 30 июля 2003 г., 31 марта, 29 сентября 2004 г., 25 мая, 30 ноября 2005 г., 26 апреля, 25 июля, 29 ноября 2006 г., 28 марта, 31 октября 2007 г., 30 января, 30 июля 2008 г., 27 мая, 24 июня, 28 октября 2009 г., 13 марта, 26 мая, 8 декабря 2010 г.)

Закон Орловской области от 17.03.2009г. №879-ФЗ «О Правительстве и системе органов исполнительной государственной власти Орловской области»//СПС «Консуль-тантПлюс»

Закон Орловской области от 21.05.2001 №193-ФЗ «О статусе Губернатора Орловской области» »//СПС «Консуль-тантПлюс»

Локк Дж. Сочинения: В 3 т. М.: Мысль, 1988. Т. 3.; Монтескье Ш. Л. О духе законов. М.: Мысль, 1999

Ишеков К. А. Конституционный принцип разделения властей в субъектах Российской Федерации: дисс... канд. юрид. наук: 12.00.02. — Саратов, 2004. — 202 с.

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. ИНФРА-М,2006

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. Учебник для вузов. М.-Юрист. 2004. С.166

Ишеков К.А. Реализация конституционного принципа разделения властей в субъектах Российской Федерации// Под ред. П.П. Сергуна. ГОУ ВПО «Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации». 2010

Устав Красноярского края от 5 июня 2008 г. N 5-1777 // Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края. 2008. N 29(250). 16 июня

Literature list:

Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote 12/12/1993) (as amended by the Law of the Russian Federation amending the Constitution of the Russian Federation from 30.12.2008 N 6-FKZ, from 30.12.2008 N 7-FCL) / / The official text of the Constitution of the Russian Federation with the amended of 30.12.2008 published in the editions of the Russian newspaper, N 7, 21.01.2009, Code of Laws of the Russian Federation, 26.01.2009, N 4, Art. 445 Parliamentary paper, N 4, 23-29.01.2009

Federal Law of 06.10.1999 N 184-FZ (as amended on

04.21.2011) «On general principles of organization of legislative (representative) and executive authorities of subjects of the Russian Federation»; (adopted by State Duma on 09.22.1999) / / ATP «ConsultantPlus»;

The Charter Act of Bryansk region Bryansk region from January 26, 1996 N 7-3 «The Charter of the Bryansk region»; (As amended on August 8, 1996 October 2, 1998 December 27, 1999, 28 November 2000, October 4, 2001, 2, 30 July, October 8, 2003, August 3, Dec. 2 2004, 8, 30 December 2005, July 12, October 10, December 14, 2006, January 26, April 10,

July 11, 7 November 2007, July 7, 2008, April 2, May 4 October 5, 2009, 2, 30 April 2010)

The Charter of Khabarovsk Krai (as amended on September 2, 1997, September 30, 1998, January 28, June 29, 1999 March 1, 2000, February 28, July 25, October 31, 2001, March 27, 2002 April 23, July 30, 2003 March 31, September 29, 2004 May 25, November 30, 2005 April 26, July 25, November 29, 2006, March 28, October 31 2007, Jan. 30, July 30, 2008 May 27, June 24, October 28, 2009, March 13, May 26, 8 December 2010)

Law Orel region from 17.03.2009g. № 879-FZ «On the Government and the system of executive government of Orel Region»/ / ATP «ConsultantPlus»;

Law Orel region from 21.05.2001 № 193-FZ «On the status of the Governor of Orel Region»/ / ATP «ConsultantPlus»;

Locke, J. Works: In 3 volumes, Moscow: Mysl, 1988. T. 3., S. L. Montesquieu The Spirit of Laws. Moscow: Mysl, 1999

Ishekov KA constitutional principle of separation of powers in the Russian Federation: diss ... candidate. Juridical. Science: 12.00.02. - Saratov, 2004. - 202.

Raizberg BA, Lozovsky LS, Starodubtseva EB Modern Dictionary of Economics. |NfRA-M, 2006

Kozlova EI, Kutafin OE Constitutional law in Russia. Textbook for universities. AM-lawyer. 2004. P.166

KA Ishekov The implementation of the constitutional principle of separation of powers in the Russian Federation / / Ed. PP Serguna. GOU VPO «Russian Legal Academy of the Ministry of Justice of the Russian Federation»; 2010

The Charter of Krasnoyarsk Territory Krasnoyarsk Territory on June 5, 2008 N 5-1777 / / Bulletin of the top state authorities of the Krasnoyarsk Territory. 2008. N 29 (250). June 16

Рецензия

на научную статью аспиранта кафедры конституционного и административного права Орловского государственного университета Мальцева Ильи Александровича «Проблемы реализации принципа разделения властей в системе современного государственного устройства субъектов Российской Федерации»

В статье раскрывается особенность реализации принципа разделения властей на уровне субъектов Российской Федерации.

Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку проблемы совершенствования федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации в части реализации принципа разделения властей представляются крайне важными для построения истинно правового демократического государства и совершенствования российского федерализма. В настоящее время постоянно ведется законотворческая деятельность по укреплению системы разделения властей на уровне субъектов Российской Федерации. Однако, несомненно, многие особенности реализации принципа разделения властей в субъектах РФ не учтены.

Представляют определенную ценность для науки конституционного права рассуждения Мальцева И.А. относительно многоаспектности термина «разделение властей» в разрезе государственного устройства субъектов Российской Федерации.

Полагаю обоснованным выделение факторов, оказывающих влияние на особенности реализации принципа разделения властей при построении системы государственного устройства субъектов Российской Федерации. Анализ и учет данных факторов, вероятно, способны привести к появлению более совершенных норм законодательства в данной области.

Научная статья Мальцева И.А. «Проблемы реализации принципа разделения властей в системе современного государственного устройства субъектов Российской Федерации» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.

Научный руководитель - декан юридического факультета Орловского государственного университета, кандидат юридических наук, профессор В.И. Савин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.