РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ Е.М. ПАВЛЕНКО «ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»1
КУРАКИНА Юлия Владимировна
Аннотация. В рецензии проанализировано содержание монографии кандидата юридических наук, доцента Е.М. Павленко «Образование в области прав человека как основа формирования правовой культуры и культуры прав человека в Российской Федерации». Автор отмечает актуальность и высокую теоретико-методологическую значимость монографического исследования для развития современной юридической науки.
Annotation. The review analyzes the content of Candidate of Legal Sciences, Associate Professor E.M. Pavlenko 's monograph "Human Rights Education as the Basis of Formation of Legal Culture and Human Rights Culture in the Russian Federation". The author notes the topicality and high theoretical and methodological importance of the monographic research for the development of modern jurisprudence.
Ключевые слова: правовая культура, культура прав человека, образование в области прав человека, юридическое образование, права человека.
Keywords: legal culture, human rights culture, human rights education, legal education, human rights.
В настоящее время развитие общественных отношений происходит в качественно новой плоскости - в условиях глобализирующегося мира, где сталкиваются процессы интеграции и локализации, политика мультикуль-турализма и идеи национальной идентичности. Вызовы современности затрагивают все сферы общественной жизни: от экономики и политики до культуры и религии. Реформирование правовой системы в Российской Федерации было вызвано необходимостью адаптации к принципиально новым условиям, складывающимся в стране и мире в последние десятилетия.
Изменения касаются нормативной основы, правовых институтов, правоприменительной практики, соответственно происходят трансформации и в области духовной сферы, влекущие необходимость формирования высокого уровня правовой культуры и правосознания всех слоев общества как значимого фактора их поддержки. А.М. Тхакахов справедливо отмечает: «Сегодня необходимо сменить традиционную парадигму правопонимания, переориентировать ее на человека и его права как
1 Павленко Е.М. Образование в области прав человека как основа формирования правовой культуры и культуры прав человека в Российской Федерации : моногр. М. : Права человека, 2016. 216 с.
главные ценности, без чего не удастся выстроить в России правовое государство»2.
В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы научного исследования таких категорий, как «правовая культура», «правосознание», «культура прав человека», «юридическое образование», «образование в области прав человека», которые опираются на провозглашенные в Конституции РФ демократические принципы и ценности.
К числу научных работ, затрагивающих данные вопросы, относится монографическое исследование кандидата юридических наук, доцента кафедры международного права и прав человека юридического института ГАОУ ВО г. Москвы МГПУ Евгении Михайловны Павленко «Образование в области прав человека как основа формирования правовой культуры и культуры прав человека в Российской Федерации», которое, по словам автора, посвящено теоретическому обоснованию концепции формирования правовой культуры и культуры прав человека в современном российском обществе посредством образования в области прав человека (с. 2)3.
2 Тхакахов А.М. Обеспечение прав человека в современном мире. СПб. : Нестор-История, 2010. С. 81.
3 Здесь и далее в скобках указаны страницы рецензируемой монографии.
132
Юридическая наука. 2016. № 4
В настоящее время в отечественной правовой науке имеется массив работ, посвященных исследованию различных аспектов правовой культуры, однако недостаточно изучены проблемы образования в области прав человека и формирования культуры прав человека. В настоящей монографии автор проводит сравнение категорий «правовая культура» и «культура прав человека», анализирует их качественные характеристики, определяет формы деятельности государственных и общественных структур по формированию правовой культуры и культуры прав человека, указывает на особую роль правового просвещения, правового воспитания и, что особо значимо, образования в области прав человека.
Оригинальность данной работы состоит в том, что она имеет комплексный межотраслевой характер, в частности, написана на стыке теории и истории государства и права, конституционного, международного права и современной теории прав человека. Автор опирается в исследовании на многочисленные работы по философии, культурологии, социологии и педагогике.
Рецензируемая монография имеет важное теоретико-методологическое и прикладное значение для современной юридической науки и практики. Так, автор четко определяет методологию исследования, позиционирует себя как сторонник аксиологического подхода к культуре, формулирует определения и раскрывает содержание множества категорий: «правовая культура» (с. 31), «культура прав человека» (с. 55), «образование в области прав человека» (с. 105), «обязанность уважать права и свободы других лиц» (с. 92), «право знать свои права» (с. 137), «конституционное правосознание» (с. 49) и многие другие.
Исследование отличает своеобразие в подходе к вопросу о соотношении категорий «правовая культура» и «культура прав человека». Автор аргументирует собственную позицию, которая заключается в том, что данные понятия не являются идентичными, но состоят в сложном органическом единстве как составные части духовной культуры общества (с. 69). Следует согласиться с Е.М. Павленко в том, что процесс становления высокого уровня правовой культуры и культуры прав человека в российском обществе чрезвычайно сложен, «и на этом нелегком пути необходимо в первую очередь скоординировать совместные действия
государства с организациями гражданского общества по непрерывному информированию, правовому просвещению и образованию в области прав человека всех слоев населения» (с. 101).
Структура монографии логична, ее содержание представлено в двух главах:
I. Правовая культура и культура прав человека в правовой теории и практике.
II. Государственная политика Российской Федерации в области модернизации юридического образования и развития образования в области прав человека.
В первой главе изложены теоретические аспекты исследования. Автор рассматривает правовую культуру и культуру прав человека как научные категории и явления общественной жизни (с. 15-72), анализирует состояние правовой культуры прав человека в современном российском обществе (с. 73-101). Особого внимания заслуживает указание на тот факт, что при «становлении современного правосознания следует иметь в виду особенности прошлого социального опыта и системы ценностных ориентаций населения» (с. 73). В данной главе Е.М. Павленко, наряду с фундаментальным исследованием титульных категорий, анализирует специфическое явление «антикультура прав человека», обосновывая необходимость его «серьезного научного изучения» (с. 84), дает авторское определение понятию «обязанность уважать права и свободы других лиц» (с. 92).
Во второй главе раскрываются основные направления и формы деятельности государственных и общественных структур по формированию правовой культуры и культуры прав человека (103-119), уделяется внимание роли образования в области прав человека и правового воспитания (119-146), называются тенденции и перспективы становления и развития образования в области прав человека в современной России (147-153). Несомненным достоинством работы является обращение к воспитательному потенциалу образования в области прав человека (с. 123), что особенно актуально на этапе формирования стандартизированных требований к результатам освоения образовательных программ различных уровней образования и направлений подготовки.
В целом монография «Образование в области прав человека как основа формирования правовой культуры и культуры прав человека в Российской Федерации», представленная
Е.М. Павленко, является законченным творческим авторским трудом, который заслуживает одобрения.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы при определении форм деятельности государственных и общественных структур в области правовой культуры и культуры прав человека, направленной на преодоление их деформаций, являющихся суще-
ственным препятствием для современного развития российского общества. Результаты работы применимы в образовательной сфере при создании учебных, учебно-методических пособий, в процессе преподавания учебных дисциплин государственно-правового цикла, а также спецкурсов при подготовке специалистов различных уровней образования и направлений подготовки.
Библиографический список
1. Павленко, Е.М. Образование в области прав человека как основа формирования правовой культуры и культуры прав человека в Российской Федерации : моногр. - М. : Права человека, 2016. - 216 с.
2. Тхакахов, А.М. Обеспечение прав человека в современном мире. - СПб. : Нестор-История, 2010. - 196 с.