Научная статья на тему 'Соотношение культуры прав человека и конституционное правосознание'

Соотношение культуры прав человека и конституционное правосознание Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
367
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ / КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ИДЕАЛИЗМ / HUMAN RIGHTS CULTURE / VALUES / LEGAL RELATIONS / CONSTITUTIONAL AND LEGAL PSYCHOLOGY / CONSTITUTIONAL AND LEGAL IDEALISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шамсутдинова Дарина В.

Культура прав человека не была ранее предметом исследования в науке. Изучение конституционного правосознания и культуры прав человека имеет важное теоретико-методологическое и практическое значение. Особую актуальность эти вопросы приобретают сегодня. Россия страна, где на протяжении многих веков отсутствовали традиции парламентаризма, утверждалась харизматическая концепция власти, что принижало значимость конституционного правосознания. При этом права человека рассматривались в нашей стране в качестве нравственной, а не юридической категории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The ratio of a culture of human rights and consti-tutional justice

Human rights culture has not previously been the subject of research in science. The study of the constitutional sense of justice and human rights culture has an important theoretical and methodological and practical significance. Of particular relevance these issues are today. Russia is a country that did not have parliamentary tradition, firmly established the concept of charismatic authority, for centuries, which diminished the importance of the constitutional sense of justice. At the same time human rights in our country is considered as a moral, not a legal category

Текст научной работы на тему «Соотношение культуры прав человека и конституционное правосознание»

В целом следует сказать, что число среднеазиатских импортов в Азаке, Маджаре и Белгороде-Днестровском на порядок меньше, чем в городах Нижнего Поволжья. Ещё на порядок уменьшается это число в городах Юго-Восточного Крыма.

Пути и время поступления различных категорий среднеазиатских импортов сильно различались. Сероглиняная штампованная керамика из Хорезма поступала более или менее стабильно на протяжении всего XIV в. Здесь мы явно имеем дело с целенаправленным ввозом. Ни появление в конце 2 чет. XIV в. имитаций, близких к аутентичным изделиям производства Юго-Восточного Крыма, ни внутренние смуты в Золотой Орде заметного влияния на динамику её ввоза не оказали. Что же касается поливной керамики из Средней Азии, то практически вся она датируется в материалах Азака 3 чет. XIV в. Наряду с другими факторами её появление указывает на переселение в Азак группы горожан из золотоордынских городов Нижнего Поволжья вместе со своими пожитками, и, таким образом, перед нами - опосредованный импорт. То же самое, вероятно, относится и к каменным котлам.

Обобщая, можно констатировать, что влияние Хорезма и всей Средней Азии в целом на культуру западных городов Золотой Орды было несравнимо более слабым по сравнению с регионом Нижнего Поволжья и носило опосредованный характер.

Литература

1. Бойко А.Л. Новые находки керамических импортов из раскопок средневекового Азака по материалам 1989-1990 гг. / / Археология на новостройках Северного Кавказа (1986-1990 гг.). - Грозный, 1991.

2. Вактурская Н.Н. Хронологическая классификация средневековой керамики Хорезма (XI-XVII вв.) / / Керамика Хорезма. Труды хорезмской археолого-этнографической экспедиции. Т. IV. - М. , 1959.

3. Волков И.В. Распространение сфероконусов в Золотой Орде как отражение международной торговли / / Международные отношения в бассейне Черного моря в древности и средние века. - Ростов-н/Д., 1994. -С.97-99.

4. Галиева З. Сфероконические сосуды Средней Азии: к вопросу о типологии и хронологии / / Материалы международной конференции, посвящ. научной деятельности Г.В.Шишкиной. - М.: Гос. музей Востока, 2000. - С.52-61.

5. Давидович Е.А. Два самаркандских кувшина с датой и именем мастера в надписи / / Краткие сообщения института истории материальной культуры.- 1960. - № 80.- С.109-113.

6. Кдырниязов М.-Ш. Хорезм в эпоху Золотой Орды // Труды ГИМ. Вып.184. Город и степь в контактной евро-азиатской зоне. - М., 2013. - С.110-114.

7. Кдырниязов М.Ш., Кдырниязов О.Ш. Хорезм и Северное Причерноморье в золотоордынскую эпоху//Донские древности. Вып.10: Диалог городской и степной культур на евразийском пространстве. - Азов, 2009. - С.183-187.

8. Кравченко АА Средневековый Белгород на Днестре (конец XIII-XIV в.).- Киев: Наукова думка, 1986. - 128 с.

9. Масловский А.Н. Керамический комплекс Азака. Краткая характеристика // Историко-археоло-гические исследования в г. Азове и на Нижнем Дону в 2004 г. Вып.21. - Азов, 2006.

10. Панина Э.Л., Волков И.В. Штампованная керамика золотоордынских городов / / Средняя Азия. Археология. История. Культура: материалы Междунар. конф., посвящ. научной деятельности Г.В. Шишкиной. - М. : Гос. музей Востока, 2000.- С.89-91.

11. Fyodorov-Davydov GA The Culture ofthe Golden Horde Cities// BAR International Series 198. - Oxford., 1984.- 113 t.

УДК 342

Дарина В.Шамсутдинова

СООТНОШЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ

Культура прав человека не была ранее предметом исследования в науке. Изучение конституционного правосознания и культуры прав человека имеет важное теоретико-методологическое и практическое значение. Особую актуальность эти вопросы приобретают сегодня. Россия - страна, где на протяжении многих веков отсутствовали традиции парламентаризма, утверждалась харизматическая концепция власти, что принижало значимость конституционного правосознания. При этом права человека рассматривались в нашей стране в качестве нравственной, а не юридической категории.

Ключевые слова: культура прав человека, ценностные ориентации, правовые отношения, конституционно-правовая психология, конституционно-правовой идеализм

Darina Shamsutdinova THE RATIO OF A CULTURE OF HUMAN RIGHTS AND CONSTI-TUTIONAL JUSTICE

Human rights culture has not previously been the subject of research in science. The study of the constitutional sense of justice and human rights culture has an important theoretical and methodological and practical significance. Of particular relevance these issues are today. Russia is a country that did not have parliamentary tradition, firmly established the concept of charismatic authority, for centuries, which diminished the importance of the constitutional sense of justice. At the same time human rights in our country is considered as a moral, not a legal category.

Key words: human rights culture, values, legal relations, constitutional and legal psychology, constitutional and legal idealism.

Понятие «культура прав человека» впервые появилось на страницах информационных материалов ООН в 1989 г. Культура прав человека- это часть духовной культуры, представляющая собой систему знаний, ценностных ориентаций и взглядов, основанных на признании достоинства человека, его прав и свобод1. Уникальность культуры прав человека заключается в тесной связи ее основных частей. В качестве таких элементов или признаков данной категории можно выделить: знания, мировоззренческие установки или взгляды, психологические чувства, навыки и умения, находящиеся в системном взаимодействии. Целесообразно рассмотреть структурные элементы культуры прав человека более подробно:

1) знания. Осведомленность человека о своих правах и обязанностях, безусловно, важнейший элемент культуры прав человека как общества в целом, так и каждого индивида, приобретаемая на основе сравнения полученной информации.

В процессе передачи и усвоения определенного комплекса знаний в той или иной сфере формируется прежде всего уровень интеллектуального развития отдельного индивида, социальной группы, общества в целом. Таким образом, знания - определяющий элемент любого вида духовной культуры: художественной, религиозной, политической, правовой и других, в том числе культуры прав человека.

2) ценностные ориентации. Особую роль в прогрессе культуры прав человека в обществе играет развитие моральных ценностей, а также формирование у человека соответствующих мирровоз-ренческих установок и отношения к процессам общественного развития. Ценности выражают убеждения и предпочтения, которые не покоятся на эмпирической основе.

Как подчеркивает Э.Агацци2, «каждое человеческое действие связано с некоторой «идеальной моделью», с тем « как должно быть», человек постоянно соотносит свои действия с идеальными образцами и тем самым устремляется к этим образцам, его поведение не всегда является ценностно-ориентированным. То есть направленность установки индивида и его деятельности на определенную ценность называется ценностной ориентацией.

3) эмоциональный элемент. Психологические чувства как элемент культуры прав человека также имеют важнейшее значение. Эмоции - это субъективная реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражений, проявляющихся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т.д. Жизнь постоянно рождает в людях сложную гамму эмоций.

Переживания и эмоции отрицательного характера, неразвитость чувств могут вызвать нигилистическое отношение к правам и свободам, неверие в идеи прав человека, толерантности, ненасилия, культуры мира. Поэтому, не отрицая огромного значения познавательной стороны культуры прав человека, нельзя сводить к ней всю систему культуры прав человека.

4) навыки и умения. О культуре прав отдельного человека можно говорить постольку, поскольку он знает, понимает, осмысливает, оценивает свои права и свободы, а также реально пользуется ими в практической деятельности, поэтому этот элемент имеет существенное значение в формировании культуры прав человека как отдельных социальных групп, так в обществе в целом.

Культура прав человека конкретного общества - это показатель развития его духовной сферы. Она характеризуется состоянием просвещенности населения в сфере теории и практики прав и свобод человека, наличием признанных и одобренных обществом гуманистических ценностей, а также моделей поведения людей, выработанных в обществе навыков решения конфликтов на основе толерантности, диалога и т.п.

Безусловно, культура прав человека конкретного общества может содержать как общие, особенные, так и идентичные признаки. В современном глобализованном мире нет обществ, общностей и народов с однообразным подходом к проблематике прав и свобод. Будучи в целом универсальными, права человека по-разному вписываются в различные культурные контексты и системы ценностей, взаимозависимость и иерархия прав человека также понимается различно.

Культура прав человека отдельных социальных групп требует особого детального исследования. Под социальной группой понимают относительно устойчивые совокупности людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определенного общества.

Правовая культура - это широкое юридическое понятие, которое включает сложный комплекс явлений правовой жизни. Так, суммируя все выделенные в научной литературе компоненты, И.А.

1 А.Г.Бережнов. Права личности: некоторые вопросы теории.-М.: Юрист, 2011г.

2 Э. Агацци. Человек как предмет философии. Вопросы философии №2, 1989 г. Стр. 24-35

Иванников1 в структуру правовой культуры включил следующие элементы: правосознание; право; правовые отношения; законность и правопорядок; правомерная деятельность субъектов; государственно-правовые институты; юридическая наука; юридические акты.

То есть и «правовая культура» и «культура прав человека» не является идентичными понятиями, но состоят в сложном органическом единстве как составные части духовной культуры общества. При этом культура прав человека имеет важнейшее значение для формирования гуманистической правовой культуры.

В.В.Никитяева определяет конституционное правосознание как совокупность идеологических и психологических структурных элементов, включающих взгляды, оценки, установки, представления, отношения личности к целям и принципам конкретного государства и общества, реального состояния основных прав и свобод, действующей правовой системы, в том числе органов государственной власти, форм и методов их деятельности.

По мнению В.В.Никитяевой2, содержание конституционного правосознания реализуется в двух аспектах: как особый отраслевой вид правосознания, основывающийся на реальной потребности реализации требований Конституции РФ и как совокупность идеологических и психологических структурных элементов, посредством которых осуществляется оценка конституционно-правовых отношений.

Так, И.А.Кравец3 указывает на следующие моменты, присущие конституционному правосознанию: осмысление необходимости действенной Конституции в правовой системе страны; понимания роли конституционного регулирования прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; осознание потребности создания на основе действующей Конституции развитой и не противоречащей Основному закону государства и общества системы законодательства; способность оценивать конституционность и законность принимаемых правовых актов органами государственной власти федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления; восприятие ценностей демократического обновления власти, консенсуальной демократии, принятие принципов сотрудничества и соперничества различных конституционных средств защиты прав и свобод, умение их использовать для устранения нарушений или восстановления нарушенного права и другие.

С учетом способа отражения правовой действительности Э.Э.Баринов4 и В.В.Никитяева выделяют в структуре конституционного правосознания два самостоятельных и взаимодействующих элемента: конституционно-правовую идеологию и конституционно-правовую психологию.

Конституционная идеология представляет совокупность взглядов, убеждений, понятий о государстве, его развитии, конституционном строе, правах человека, механизме их защиты, международных стандартах и взаимных требованиях общества и личности в правотворческой и правоприменительной сферах.

Конституционно-правовая психология выражена в совокупности настроений, ценностных отношений, желаний и переживаний личности (социальной группы, всего общества) по поводу традиционного исполнения предписаний Конституции РФ или отступления от выполнения ее норм в правоприменительном процессе.

Необходимо обратить внимание на особенности соотношения и взаимосвязи конституционного правосознания и культуры прав человека и, прежде всего, выявить то общее, что их объединяет. Во-первых, и культура прав человека, и конституционное правосознание является составными элементами духовной культуры, процесс их формирования направлен на духовное развитие человека и общества, затрагивает, прежде всего, изменения мировоззренческих установок и ценностных ориентаций. Во-вторых, как уже было сказано раннее, обе категории имеют непосредственное отношение к оценке прав и свобод человека, поскольку признание и защита прав и свобод человека зафиксированы в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации. В-третьих, и культура прав человека, и конституционное правосознание имеет сложную многоуровневую структуру и общие рациональные элементы в ней.

При этом культура прав человека и конституционное правосознание как научные категории имеют существенные различия:

'КА.Иванников. Теория государства и права. - С.-Пб.: Юрлитинформ, 2011г.

2В.В.Никитяева. Конституционное правосознание: Вопросы теории и практики. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - Волгоград, 2009

3 .Кравец ИА Формирование российского конституционализма (проблемы теории и практики): моногр. - М Изд-тво ЮКЭА, 2002. - 362 с.

4 ЭЭ.Баринов Конституционное правосознание в Российской Федерации. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. - Ростов-на-Дону, 2010. С. 17.

- в отличие от культуры прав человека, которая является комплексным понятием, отражающим состояние духовной жизни в целом, включает нравственно-этический, правовой и другие аспекты, конституционное правосознание представляет собой исключительно юридическую категорию, характерную в первую очередь для науки и практики конституционного права, то есть имеющий отраслевой характер.

- культура прав человека охватывает все без исключения стороны и аспекты оценки прав и свобод человека, а конституционное правосознание - только конституционно-правовой аспект.

- в отличие от культуры прав человека, конституционное правосознание предусматривает оценку не только прав и свобод, но иных конституционных норм, принципов, институтов, в том числе принципа единства государственной власти и разделения властей, парламентаризма, суверенитета народа, местного самоуправления и т.п.

Культура прав человека является важнейшим средством и необходимым условием гуманизации и демократизации конституционного правосознания, влияет на формирование адекватного отношения человека, социальных групп и общества к конституционно-правовым институтам в целом. Конституционное правосознание обогащается не только более философским подходом к проблематике прав и свобод человека и ее конституционному закреплению, но и способностью к саморазвитию благодаря наличию среди элементов культуры прав навыков и умений, находящихся в глубокой обратной связи с соотносимыми элементами конституционного правосознания и культуры прав человека.

Таким образом, конституционное правосознание и культура прав человека - взаимосвязанные и взаимозависимые категории. Основным гуманистическим принципом, пронизывающим эти категории, являются идея уважения и действительного соблюдения прав и свобод, достоинства и ценности человеческой личности. Реальному воплощению данного принципа в Российской Федерации мешают различные факторы, в том числе антиподы культуры прав человека и деформации конституционного правосознания, среди которых можно выделить: конституционно-правовой нигилизм, конституционно-правовой идеализм и конституционно-правовой инфантилизм.

Литература

1.Бережнов А.Г. . Права личности: некоторые вопросы теории.- М.: Юрист, 2011.

2.Каковкина Е.Н. Конституционное (государственное) право России.- Чита, 2012.- 923 с

3.Прудников А.С., Авсеенко В.И. Конституционное право России: учеб. для студентов вузов. - С.-Пб.: Юни-ти-Дана, 2013.- 479 с.

4. Политология: учебник / К.С.Гаджиев, Э.Н.Примакова .- М.: ИНФРА-М, 2013.

5.Иванников И.А. Концепции правовой культур / / Правовед.- 2010.- №3.

6.Кравец ИА. Формирование российского конституционализма (проблемы теории и практики): мо-ногр.- М. :Изд- во ЮКЭА , 2002 .— 362 с.

7. Никитяева В. Конституционное правосознание: вопросы теории и практики: автореф. дисс... учен. ст. канд. юрид. наук. - Волгоград, 2009 .

8. Баринов Э.Э. Конституционное правосознание в Российской Федерации: автореф. дисс... канд. юрид. наук. - Ростов-н/ Д., 2010.- 17 с.

УДК 94 (47).08

АИ.Саттарова, А.М.Фазлиев

ОБРАЗ ТАТАРСКОЙ ЖЕНЩИНЫ-МУСУЛЬМАНКИ И РАЗВИТИЕ ЖЕНСКОГО ДВИЖЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ: ВОЗРОЖДАЮЩИЕСЯ И НОВЫЕ ТРАДИЦИИ

Статья посвящена изучению роли женщины в обществе и женского мусульманского движения в социально-политической жизни татар в прошлом и настоящем.

Ключевые слова: женское движение, ислам, историческая память, религиозное возрождение, татарки-мусульманки, традиции, самобытность.

Adelya Sattarova, Aivaz Fazliev THE IMAGE OF THE TATAR MUSLIM WO-MEN AND THE WOMEN'S MOVEMENT IN THE CONTEXT OF HISTORICAL MEMORY: RESURGENT AND NEW TRADITIONS

This article is related to the women's role in society and muslim women's movement in social and political sphere of Tatars in the past and nowadays.

Generally, muslim women's movement in the context of revivalof the Islamic traditions appears as a multivectoral dynamic process. This process is oriented to the solution of religious, cultural, social and educational exercises that are wide-spoken nowadays and formation of the culture of interconfessional relations of good neigh-bors. Muslim women's movement under the religious revival conditions is aimed to store the traditions and be developed in new formats that cre-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.