УДК 342.72/.73
Б01: 10.19073/2306-1340-2018-15-1-98-102
ЕСТЕСТВЕННО-ПРАВОВАЯ ТЕОРИЯ КАК ИСТОЧНИК СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ КОНЦЕПЦИИ _ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА
ВАХРАМЕЕВА Людмила Николаевна*
Ул. Азовская, 2, корп. 1, Москва, 117638, Россия
Аннотация. В статье изучаются генезис и развитие теории о правах и свободах человека. Анализируются работы классиков и современных ученых о причинах ее возникновения, об обосновании придания правам и свободам естественного характера. Исследуются особенности становления и эволюции естественно-правовой теории в России. Отмечаются негативные последствия отрицания теории в советский период и ее позитивное влияние на процесс демократизации российского общества в постсоветский период. Решается проблема соотношения естественного права с позитивным правом, их влияние друг на друга, полнота юридического закрепления прав и свобод человека. Рассматриваются изменения в теории о естественных правах человека, возникшие под влиянием процесса исторического развития общества. В результате исследования автор приходит к выводу о положительной роли теории о естественных правах и свободах человека в целом, а также о ее положительном влиянии на современную науку конституционного права и правотворчество.
Ключевые слова: права и свободы человека и гражданина, естественно-правовая теория прав человека, российская концепция, позитивное правотворчество.
Natural-Legal Theory as a Source of the Modern Russian Concept
of the Rights and Freedoms of a Person
Vakhrameeva Lyudmila N.**
2/1 Azovskaya st., Moscow, 117638, Russia
Abstract. In article the genesis and development of the theory about the rights and freedoms of a person are studied. Works of classics and modern scientists about the reasons of their emergence, about justification of giving to the rights and freedoms of natural character are analyzed. Features of formation and evolution of the natural-legal theory in Russia are investigated. Negative consequences of denial of the theory during the Soviet period and her positive influence on process of democratization of the Russian society during the postsoviet period are noted. The problem of a ratio of the natural right with positive law, their influence at each other, completeness of legal fixing of the rights and freedoms of the person is solved. The changes in the theory about natural human rights which have arisen under the influence ofprocess of historical development of society are considered. As a result of a research the author comes to a conclusion about a positive role of the theory about the natural rights and freedoms of the person in general and also about her positive influence on modern science of constitutional right and law-making.
Keywords: rights and freedoms of the person and citizen, natural and legal theory of human right, Russian concept, positive law-making.
Права и свободы человека и гражданина яв- гуманитарными науками, в том числе юридиче-ляются одной из категорий, наиболее изучаемых ской. Имеются разные мнения о периодах и при-
* Аспирант кафедры государственного строительства и права Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
** Post-graduate student of the Department of State Construction and Law at the Academy of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation.
чинах возникновения теории о правах и свободах человека. Ученые объясняют это существованием в науке разных подходов к понятию общечеловеческих ценностей, воплощенных в правах и свободах. Их истоки отмечаются уже в древних временах в христианстве, мусульманстве, иудаизме, конфуцианстве [18].
Существует точка зрения о зарождении теории прав и свобод человека в Древней Греции [14]. По иным научным взглядам права народа Античности к современным правам и свободам человека имеют лишь формальное отношение, поскольку источником их возникновения явились малочисленность населения Древней Греции и небольшая территория античных полисов [6].
Теория о правах и свободах человека зародилась в Западной Европе. Р. Ю. Виппер писал, что вопрос о правах личности возник одновременно с вопросом о пределах принудительной власти в ХУ1-ХУИ вв. в период борьбы короны и сословий, когда обострилась проблема согласованности организации власти и устройства общества с тем, что «вложила в людей природа, с их естественными свойствами и влечениями» [2, с. 15]. П. Б. Струве связывал происхождение идеи неотчуждаемых прав человека с великим религиозно-культурным движением того же периода [16]. По мнению В. С. Шевцова, естественно-правовая теория возникла в XVIII в. и по ее положениям основные права человека являются врожденными и неотъемлемыми свойствами человека, не связанными с государством, а часто даже противостоящими и противодействующими ему [20]. В. М. Гессен раскрыл сущность естественного права с позиции правосознания - внутреннего отношения индивида к праву. Он рассматривал естественное право как систему норм идеального права, соответствующего правоубеждению. Положительное право, стоящее в противоречии с правоубеждением, перестает признаваться истинным и необходимым (естественным) правом [3].
Возникновение и развитие естественно-правовой теории в России имело свои особенности. Она была теоретической базой большинства русских либералов [16, 17], философией и мировоззрением, в рамках которого вырабатывались оригинальные политико-правовые идеи. Представители русской либеральной идеологии конца XIX - начала ХХ в. рассматривали западные либеральные идеи с позиций социальных групп,
далеких от буржуазии (дворяне, государственные чиновники, профессора университетов, журналисты, литераторы, разночинная интеллигенция). В школе возрождения естественного права юриспруденция нередко морализирова-лась, мистифицировалась, теряла свои специфические формальные черты. В итоге естественно-правовая философия России была обеспокоена спасением души человека, но не юридической защитой его прав, и фактически такая позиция вела к девальвации права [5].
С приходом к власти большевиков уровень прав и свобод человека значительно возрос [5]. Однако демократические завоевания 1917 г. скоро были ликвидированы [6], а за идеологическую основу взята материалистическая теория с классовым делением общества. Правовое положение человека рассматривалось во взаимосвязи с государством, от него человек получал права и свободы. Правами наделялся трудящийся человек, член трудового коллектива.
Анализируя положения советских конституций, В. Е. Чиркин отмечал, что они «в соответствии с положениями марксизма-ленинизма отвергали саму идею общечеловеческих ценностей, заменяя ее классовым подходом» [19, с. 8]. Естественные права человека отрицались [19]. До конца 1980-х гг. в отечественной политико-правовой доктрине и юридической практике «идея естественных прав человека подвергалась оговоркам классово-идеологического характера» [12].
Советский этап показал, что умаление прав человека влечет обесценивание личности, подчинение ее государству. Россия отказалась от советской идеологии о производном характере прав и свобод человека от воли государства и встала на демократические позиции, признав права и свободы человека высшими ценностями и государственную обязанность их защиты (ст. 2 Конституции Российской Федерации).
Продолжая изучение в области прав и свобод человека, современные ученые обращаются к естественно-правовой теории. Большинство ученых сходятся во мнении, что права и свободы человека являются юридической формой естественного права и как соотношение содержания и формы охватывают юридическим закреплением лишь основную часть естественных прав
[7, 15].
Л. И. Глухарева связывает с естественно-правовой доктриной деление прав на естественные
и позитивные. Первые как отражение объективных закономерностей жизнебытия человека обращены к законодателю с требованием создавать нормы, отвечающие этим закономерностям. Естественные права носят критический характер по отношению к действующему праву и заставляют последнее активно совершенствоваться [4].
Нередко сущность естественных прав человека раскрывается через категорию индивидуальной свободы личности. Л. В. Петрова рассматривает естественное право как правила поведения, вытекающие «из свободной воли как естественного состояния человека и долженствующие служить мерилом и руководством для положительного законодательства, образцом его усовершенствования» [13, с. 39]. В свободной воле Л. В. Петрова находит абсолютное и фундаментальное основание человеческих прав, нарушение которых является нарушением справедливости от природы. Именно в силу прирожденной человеку свободы все, что не запрещено, то разрешено [13].
Е. О. Бочкарева утверждает, что «естественные и неотчуждаемые права человека - это минимум прав, которыми обладает каждый индивид и которыми он не может поступиться, будучи членом сообщества. Максимальная мера свободы человека при такой организации общественного взаимодействия определяется свободой других людей» [1, с. 59]. А. С. Куницын видит назначение естественных прав в том, чтобы ограждать человека от посягательства на его свободу. Ученый считает невозможным отобрать у человека его естественные права в правовом пространстве [8].
В ХХ в. возникла теория естественного права с меняющимся содержанием, впервые сформулированная Р. Штаммлером, по которой источником естественного права признается «не вечная природа человека, а общество, находящееся на определенном этапе исторического развития, в котором вырабатываются определенные ценности и формируется конкретно-историческая личность» [17, с. 76-77, 11].
И. Л. Чеснов уточняет: «О единстве человеческой природы позволительно говорить лишь как о бессодержательной абстракции. Его же социальная сущность задана культурно-историческим контекстом, в который помещен этот конкретный человек и который он инте-риоризировал в свой образ жизни, в том числе в политико-правовые ориентации» [17, с. 80-81].
Об изменении теории естественных прав человека В. Е. Чиркин писал, что современное общество не отказывается от ценностей XVIII в., но придает им новое истолкование, они наполняются новым содержанием. «Новые условия требуют иного прочтения прежних, довольно абстрактных постулатов, их уточнения, наполнения новым содержанием» [18, с. 6-7]. В современных условиях утрачены многие различия между естественными правами, принадлежащими человеку как таковому, и позитивными правами, принадлежащими гражданину как члену сообщества. Обнаруживается необходимость в целостном подходе к человеческой личности [18]. Справедливым является утверждение, что права и свободы личности являются не средством достижения какой-либо цели, а самой целью любого общества и уровень развития этих прав и свобод является главным критерием оценки общества в целом [11].
Итак, естественно-правовая теория явилась результатом развития общества, совершенствования научного знания и, как любая теория, создана человеком. Естественно-правовая теория является источником концепции прав и свобод человека, и поэтому положение человека определяется именно тем, какие права и свободы за ним признаны.
Все современные научные взгляды на проблему правового закрепления естественных прав человека объединяет признание невозможности полной юридической регламентации естественных прав, поскольку они развиваются одновременно с развитием общества, в то время как нормы права изменяются позднее как следствие изменения естественных прав.
Естественное право признано наукой источником современного конституционного права [10]. Новые условия существования человека порождают его новые права. Современной наукой открыты новые возможности, связанные с управлением человеческой жизнью (эвтаназия, генетическая коррекция особенностей человека) и изменениями качественных параметров жизни (генная инженерия, геронтология), что обусловливает необходимость развития конституционных идей в области прав человека [9].
Человечество стремится создать условия для своего существования и развития, поэтому юридическому закреплению должны подлежать не все складывающиеся в обществе отношения и традиции, а лишь те, которые имеют положи-
тельную направленность, способствуют мирному и благополучному сосуществованию людей. Естественно-правовая теория дает возможность
вычленять среди множества прав человека его основные права и тем самым создает условия для их гарантирования и защиты.
Список литературы
1. Бочкарева Е. О. Идеальная правовая система: вопросы теории // Развитие правовых систем в современных условиях: философско-правовой анализ : сб. материалов круглого стола. М. : Акад. Генер. прокуратуры Рос. Федерации, 2016. С. 59.
2. Виппер Р. Ю. Общественные учения и исторические теории XVIII и XIX вв. в связи с общественным движением на Западе. М. : Гос. публ. ист. б-ка России, 2007. 277 с.
3. Гессен В. М. Возрождение естественного права. СПб., 1902. 43 с.
4. Глухарева Л. И. Права человека в современном мире (социально-философские основы и государственно-правовое регулирование) : моногр. М. : Юристъ, 2003. 303 с.
5. Жуков В. Н. Возрожденное естественное право в России конца XIX - начала ХХ в.: общественно-политическая функция и онтологическая основа // Государство и право. 2001. № 4. С. 99-106.
6. Земцов Б. Н. Права человека в России (история и теория) // Права человека: теория, история, практика : сб. науч. тр., посвященный 65-летию Всеобщей декларации прав человека / под общ. ред. Е. М. Павленко. Волгоград : Изд-во Волгоград. фил. ФГБОУ ВПО РАНХиГС, 2014. С. 6-16.
7. Котляр И. И. Права человека : учеб. пособие. Минск : Тесей, 2002. 256 с.
8. Куницын А. С. Концепция неотчуждаемости естественных прав человека и русская юридическая мысль // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 3. С. 18-21.
9. Лебедев В. А. Конституционные права и свободы человека и гражданина в современной России: концепции, ограничения, механизм охраны и защиты : моногр. М. : Проспект, 2016. 208 с.
10. Малахов В. П., Лановая Г. М. Естественное право как источник конституционного права // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 5. С. 9-12.
11. Мюллерсон Р. А. Права человека: идеи, нормы, реальность : моногр. М. : Юрид. лит., 1991. 159 с.
12. Невинский В. В. Правовой статус личности: сравнительно-правовой анализ Конституции РФ и Всеобщей декларации прав человека // Российский юридический журнал. 2009. № 5. С. 75-82.
13. Петрова Л. В. О естественном и позитивном праве (Критические заметки по поводу учебника С. С. Алексеева) // Государство и право. 1995. № 2. С. 32-41.
14. Покровский И. А. Лекции по истории римского права. Изд. 4-е. М., 2015. 248 с.
15. Рагимов А. Т. Особенности юридической природы прав человека // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 8. С. 15-22.
16. Струве Б. П. В чем же истинный национализм? // Струве Б. П. Избранные сочинения / [сост. и ред. М. А. Колерова]. М. : РОССПЭН, 1999. С. 14-15.
17. Честнов И. Л. Универсальны ли права человека? (Полемические размышления о Всеобщей декларации прав человека) // Правоведение. 1999. № 1 (224). С. 73-82.
18. Чиркин В. Е. Общечеловеческие ценности и современное государство // Государство и право. 2002. № 2. С. 5-13.
19. Чиркин В. Е. Российская Конституция и международный опыт // Государство и право. 1998. № 12. С. 5-14.
20. Шевцов В. С. Права человека и государство в Российской Федерации : моногр. М. : Профобразование, 2002. 438 с.
References
1. Bochkareva E. O. Ideal'naya pravovaya sistema: voprosy teorii [Идеальная правовая система: вопросы теории]. Razvitie pravovykh sistem v sovremennykh usloviyakh: filosofsko-pravovoi analiz - The Development of Legal Systems in Modern Conditions: the Philosophical and Legal Analysis. Moscow, Academy of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation Publ., 2016, pp. 59.
2. Vipper R. Yu. Obshchestvennye ucheniya i istoricheskie teoriiXVIII i XIX vv. v svyazi s obshchestvennym dvizheniem na Za-pade [Public Doctrines and Historical Theories of the 18th and 19th Centuries in Connection with Social Movement in the West]. Moscow, State Historical Public Library of Russia Publ., 2007. 277 p.
3. Gessen V. M. Vozrozhdenie estestvennogoprava [Revival of Natural Law]. St. Petersburg, 1902. 43 p.
4. Glukhareva L. I. Prava cheloveka v sovremennom mire (sotsial'no-filosofskie osnovy i gosudarstvenno-pravovoe regu-lirovanie) [Human Rights in the Modern World (Social and Philosophical Bases and State and Legal regulation]. Moscow, Yurist" Publ., 2003. 303 p.
5. Zhukov V. N. Vozrozhdennoe estestvennoe pravo v Rossii kontsa XIX - nachala KhKh v.: obshchestvenno-politicheskaya funktsiya i ontologicheskaya osnova [The Revived Natural Right in Russia of the End of the XIX Beginning of the 20th Centuries: Social and Political Function and Ontologic Basis]. Gosudarstvo i pravo - State and Law, 2001, no. 4, pp. 99-106.
6. Zemtsov B. N. Prava cheloveka v Rossii (istoriya i teoriya) [Human Rights in Russia (History and Theory)]. Prava cheloveka: teoriya, istoriya, praktika - Human Rights: Theory, History, Practise. Volgograd, Volgograd branch of the RANEPA Publ., 2014, pp. 6-16.
7. Kotlyar I. I. Prava cheloveka [Human Rights]. Minsk, Tesei Publ., 2002. 256 p.
8. Kunitsyn A. S. Kontseptsiya neotchuzhdaemosti estestvennykh prav cheloveka i russkaya yuridicheskaya mysl' [The Concept of Inalienability of Natural Human Rights and the Russian Legal Thought]. Konstitutsionnoe i munitsipal'noepravo - Constitutional and Municipal Law, 2016, no. 3, pp. 18-21.
9. Lebedev V. A. Konstitutsionnyeprava i svobody cheloveka i grazhdanina v sovremennoi Rossii: kontseptsii, ogranicheniya,
mekhanizm okhrany i zashchity [Constitutional Rights and Freedoms of the Person and Citizen in Modern Russia: Concepts, Restrictions, Mechanism of Security and Protection]. Moscow, Prospekt Publ., 2016. 208 p.
10. Malakhov V. P., Lanovaya G. M. Estestvennoe pravo kak istochnik konstitutsionnogo prava [Natural Law as Source of Constitutional Law]. Konstitutsionnoe i munitsipal'noe pravo - Constitutional and Municipal Law, 2017, no. 5, pp. 9-12.
11. Myullerson R. A. Prava cheloveka: idei, normy, real'nost' [Human Rights: Ideas, Norms, Reality]. Moscow, Yuridiches-kaya Literatura Publ., 1991. 159 p.
12. Nevinskiy V. V. Pravovoi status lichnosti: sravnitel'no-pravovoi analiz Konstitutsii RF i Vseobshchei deklaratsii prav cheloveka [Legal Status of a Person: Comparative Legal Analysis of the Constitution of the RF and Universal Declaration of Human Rights]. Rossiiskii yuridicheskii zhurnal - Russian Juridical Journal, 2009, no. 5, pp. 75-82.
13. Petrova L. V. O estestvennom i pozitivnom prave (Kriticheskie zametki po povodu uchebnika S. S. Alekseeva) [On Natural and Positive Law (Critical Notes on S. S. Alekseyev's Textbook)]. Gosudarstvo i pravo - State and Law, 1995, no. 2, pp. 32-41.
14. Pokrovskii I. A. Lektsiipo istorii rimskogoprava [Lectures on History of the Roman Right]. 4th ed. Moscow, 2015. 248 p.
15. Ragimov A. T. Osobennosti yuridicheskoi prirody prav cheloveka [Features of the Legal Nature of Human Rights]. Konstitutsionnoe i munitsipal'noe pravo - Constitutional and Municipal Law, 2011, no. 8, pp. 15-22.
16. Struve B. P. V chem zhe istinnyi natsionalizm? [What is True Nationalism?]. Struve B. P. Izbrannye sochineniya - Selected Works. Moscow, ROSSPEN Publ., 1999, pp. 14-15.
17. Chestnov I. L. Universal'ny li prava cheloveka? (Polemicheskie razmyshleniya o Vseobshchei deklaratsii prav cheloveka) [Whether Human Rights Are Universal (Polemic Reflections About the Universal Declaration of Human Rights)]. Pravovedenie -Jurisprudence, 1999, no. 1 (224), pp. 73-82.
18. Chirkin V. E. Obshchechelovecheskie tsennosti i sovremennoe gosudarstvo [Universal Values and Modern State]. Gosudarstvo i pravo - State and Law, 2002, no. 2, pp. 5-13.
19. Chirkin V. E. Rossiiskaya Konstitutsiya i mezhdunarodnyi opyt [Russian Constitution and International Experience]. Gosudarstvo i pravo - State and Law, 1998, no. 12, pp. 5-14.
20. Shevtsov V. S. Prava cheloveka i gosudarstvo v Rossiiskoi Federatsii [Human Rights and the State in the Russian Federation]. Moscow, Profobrazovanie Publ., 2002. 438 p.