Научная статья на тему 'Рецензия на: Lagomarsino, F. (a cura di) (2021) Pregare tra due mondi. Pratiche religiose e percorsi di integrazione degli immigrati. Genova: Genova University Press. — 129 p.'

Рецензия на: Lagomarsino, F. (a cura di) (2021) Pregare tra due mondi. Pratiche religiose e percorsi di integrazione degli immigrati. Genova: Genova University Press. — 129 p. Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
11
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на: Lagomarsino, F. (a cura di) (2021) Pregare tra due mondi. Pratiche religiose e percorsi di integrazione degli immigrati. Genova: Genova University Press. — 129 p.»

целевой аудиторией, представленная книга доступна для понимания широкого круга заинтересованных читателей и предлагает совместный поиск ответа на вопросы, как и почему религия в современном мире становится проблемой, связанной с миграцией. Особое значение опыт Австрии как страны с исторически сложившимся многонациональным и многоконфес-

сиональным населением приобретает для отечественного религиоведения, где фокус миграционных исследований постепенно смещается с вопросов трудовой миграции на изучение религиозного фактора в процессах адаптации инокультурных мигрантов в реалиях современного российского общества.

Екатерина Талалаева

Рецензия на: Lagomarsino, F. (a cura di) (2021) Pregare tra due mondi. Pratiche religiose e percorsi di integrazione degli immigrati. Genova: Genova University Press. — 129 p.

DOI: https://doi.org/lO.22394/2073-7203-2023-4i-2-336-342

Рассматриваемое нами эмпирическое исследование «Молиться между двумя мирами. Религиозные практики и пути интеграции иммигрантов» было проведено в период с октября 2018 по январь 2020 года силами независимого исследовательского центра "Centro Studi Medí", изучающего миграционные процессы на территории северного итальянского мегаполиса — Генуи. Итогом работы стала коллективная монография, объединившая таких авторов, как Маурицио Амброзини (Миланский Университет), Франческа Лагомарсино (Университет Генуи), Луана Кастеллани (Университет Генуи) и Сильвия Но-чентини (Римский Университет Тор Вергата). Опубликованное

в 2021 году, данное исследование стоит в одном ряду с более ранними работами, посвященными анализу роли религиозного фактора в контексте современных миграций1.

Рецензия подготовлена за счет гранта Российского научного фонда No 23-28-00374 «Религия как фактор адаптации и интеграции (иммигрантов: на примере стран Балтийского региона». https://rscf.ru/project/ 23-28-00374/

1. Zanfrini, L. (a cura di) (2020) Migrants and Religion: Paths, Issues, and Lenses. A Multi-Disciplinary and Multi-Sited Study on the Role of Religious Belongings in Migratory and Integration Processes. Boston: Brill; Ambrosiani, M., Ricucci, R. (a cura di) (2020) Religioni, Mobilita, identita. Mondi Migranti, 1. Milano: Franco Angeli; Ambrosini, M., Naso, P., Paravati, C. (a cura di) (2019) Il Dio dei migranti. Pluralismo, conflitto,

Lagomarsino, F. (a cura di) (2021) Pregare tra due mondi.

В этот раз в центре внимания авторов находится попытка понять взаимосвязь между процессами интеграции и религиозными практиками мигрантов. Исследование опирается на эмпирический материал, основу которого составляют данные, полученные в ходе опроса фокус-групп, полуструктурированных и экспертных интервью и в процессе наблюдения. Это можно назвать «визитной карточкой» итальянской школы исследования религии.

Представленный контекст исследования связан с изменением религиозного и культурного единообразия итальянского общества и появлением новых групп меньшинств, требующих признания как со стороны принимающего общества, так и со стороны государства. В этом смысле Генуя — пример промышлен-но-портового мегаполиса севера Италии, привлекательного для трудовых мигрантов, где рост религиозного плюрализма связан не только с усилением ислама, но и с распространением сети протестантских церквей и увеличением культурного разнообразия католических общин. Поэтому основу исследования

intergrazione. Bologna: il Mulino; Lara Reyes, R. (2018) "Lo qe los migrantes se Ilevaron: simbolos religiosos y practicas culturales en tierras italianas", in F. Romizi Migrantes peregrinos, p. 181214. Quito: Abya Ayala.

составляет сравнительный анализ вклада местных религиозных общин в процесс интеграции мигрантов, определивших на современном этапе религиозную панораму Генуи.

Методологически работа опирается как на более ранний труд М. Амброзини, П. Насо, К. Пара-вати о взаимосвязи религиозности мигрантов и путей их интеграции в итальянское общество2, так и на американскую аналитическую схему Ч. Хиршмана (в которой роль религии рассматривается в качестве формулы трех функций: «убежища», «респектабельности» и «ресурса» для мигрантов), что позволяет авторам в дальнейшем структурировать и анализировать собранный эмпирический материал соответствующим образом3.

Монографию открывает предисловие профессора социологии миграции Миланского Университета М. Амброзини, в которой автор, обобщая опыт американских и европейских исследований, рассуждает о том, как религии сопровождают миграционные процессы в современном мире. В допол-

2. Ambrosini, M., Naso, P., Paravati, C. (a cura di) Il Dio dei migranti. Pluralismo, conflitto, intergrazione.

3. Hirschman, C. (2004) "The Role of Religion in the Origin and Adaptation of Immigrant Groups in United States", International Migration Review 38/3: 1206-1233.

нение к трем переменным модели Ч. Хиршмана Амброзини обращает внимание еще на два других аспекта: роль религии в формировании персональной идентичности и ценностного мира мигрантов; и построение особой формы социальной солидарности, выражающей общинное измерение религиозной жизни. В этом смысле, продолжая свое рассуждение о функциях религии в процессе миграции, Амброзини, например, называет религию «сложным социальным опытом», характеризующим как стремление мигранта к обновлению персональной идентичности, так и поиск или утверждение надежных межличностных отношений.

Современные миграции, как считает Амброзини, ведут к формированию «нового религиозного плюрализма». На 5,3 млн мигрантов в Италии приходится 1,7 млн верующих — это протестанты, православные (в частности, в основном представители Румынской Православной церкви), мусульмане, сикхи, ин-дуисты и буддисты. Амброзини иллюстрирует панораму религиозного разнообразия на примере итогов предыдущего исследования, проведенного в Милане4,

4. Ambrosini, M., Bonizzioni, P., Molli, S. (2018) "Immigrati crisitiani a Milano: Esperienze di partecipazione, aggregazione, integrazione sociale",

Annali di scienze religiose 11: 113-140.

в основу которого лег анализ деятельности миланских католических и протестантских приходов, работающих с мигрантами. Здесь он отмечает, как с появлением новых общин на окраинах и в историческом центре, постепенно становящихся главными действующими лицами общественной жизни, меняется городское пространство. Анализируя организацию повседневных религиозных практик и практик помощи нуждающимся, он показывает пути вовлечения общин в процесс интеграции мигрантов через проповедь основ нравственной жизни (личной, семейной и сексуальной морали). Еще одно направление исследований, названное Амброзини, — построение типологии профилей имамов, работающих на территории страны5. Таким образом, Амброзини открывает новые исследовательские темы и ставит следующие вопросы для общественного обсуждения: «более внимательного прочтения» растущего религиозного плюрализма в Италии; политико-институционального регулирования этого разнообразия; участия мигрантов в формировании транснациональных

5. Colantonio, S., Russo, C. (2019) "I profili degli imam", in M. Ambrosini, P. Naso, C. Paravati (eds) Il Dio dei migranti: Pluralismo, conflitto, integrazione, pp. 69-76. Bologna: Il Mulino.

Lagomarsino, F. (а сига di) (2021) Ргедаге tra due mondi.

связей между странами; передачи религиозных ценностей и традиций новым поколениям мигрантов.

Первая глава монографии (Ф. Лагомарсино) посвящена методологии текущего генуэзского исследования, которое, как мы упоминали ранее, строилось на основе качественных данных, полученных в ходе 20 полуструктурированных интервью и 6 фокус-групп, дополненных материалами дневниковых записей включенного наблюдения. Несмотря на то, что многие представители исследуемых религиозных общин проявляли готовность к сотрудничеству, в ходе исследования авторы встретились с определенными трудностями, в частности в работе с протестантскими церквями: им не удалось провести серию интервью с верующими двух из них, что было связанно не только с организационными проблемами, но и с нежеланием верующих участвовать в проводимых опросах. Поэтому анализ данных по этим двум протестантским церквям строился на основе 3 экспертных интервью и фокус-группе, тогда как, например, анализ деятельности мусульманских общин включал в себя данные 3 экспертных интервью, 3 интервью с верующими-мусульманами и материалы 2 фокус-групп.

Исследование христианских церквей, которому посвящена вторая (Л. Кастеллани) и третья (Ф. Лагомарсино, Л. Кастеллани) главы монографии, складывалось вокруг протестантских и католических общин, построенных выходцами из Латинской Америки. Авторы показывают, как существующие религиозные общины в Италии отвечают на три типа потребностей мигрантов: потребности в отношениях (bisogni ге^юпаИ), материальные и духовные потребности. Например, участвующие в исследовании христианские церкви не только располагают необходимыми ресурсами, позволяющими оказывать материальную помощь, но и содействуют формированию социальных связей и дружеских отношений между мигрантами, отвечая на повседневные потребности мигрантов, выходящих за пределы внимания социальной политики итальянского государства. Так, церковные приходы становятся местами присутствия социальных сетей и различных форм поддержки в ответ на одиночество и изоляцию, испытываемые мигрантами в первый год по прибытии в Италию. И более конкретно: «церковь представляет собой вторую семью, место встречи, обмена и единства между латиноамериканскими группами» (р. 44). Исследуемые церкви также делают

возможным появление множественных форм лидерского участия со стороны мигрантов, в том числе со стороны латиноамериканских женщин. Церкви, особенно итальянские католические общины, готовы предоставлять мигрантам «продуктовые наборы, одежду, языковые курсы, курсы профессионального обучения, посредничество между спросом и предложением работы...», что позволяет говорить об особой значимости функции «ресурсов» по схеме Хиршмана (р. 50).

Однако практика распределения ресурсов существенно отличается как от конфессии к конфессии (между католиками и протестантами), так и в рамках одной конфессии (между церквями). В этом отношении протестантские церкви, как правило, работают над личным обращением человека, в то время как для католической церкви важно оказание конкретной помощи нуждающимся мигрантам и участие в различных формах социальной мобилизации. Церковные общины также способствуют инклюзии и росту социальной респектабельности мигрантов в ответ на негативное отношение и стигматизацию со стороны принимающего общества. Кроме того, для многих участие в приходской жизни становится «опытом, имеющим

очевидную духовную и социальную ценность», который позволяет сохранить и передать новым поколениям религиозную и культурную идентичность (р. 62).

Последняя глава монографии (С. Ночентини) посвящена роли исламских религиозных объединений в процессе социальной интеграции мигрантов-мусульман в Генуе. Начиная с 1980-х годов на территорию Генуи прибывают рабочие мигранты-мусульмане, в основном выходцы из Северной Африки. Ими был основан в 1987 году первый Исламский культурный центр Лигурии, который стал в 1990-х годах Исламским культурным центром Генуи. С увеличением числа мигрантов-мусульман количество исламских центров увеличилось до тринадцати, они располагаются между историческим центром и западной частью Генуи, в районах с более доступным жильем (р. 81). На основе анализа интервью и материалов наблюдения авторы приходят к выводу о том, что исламские центры способствуют «построению сетей солидарности и отношений, обеспечивающих внутренний социальный обмен» (р. 110). Они оказывают поддержку прибывающим мигрантам, сталкивающимся с трудностями интеграции, и способствуют процессу построения исламской идентичности в итальянском контексте.

Lagomarsino, F. (a cura di) (202l) Pregare tra due mondi.

В отношении второго поколения мигрантов исламские центры выступают в роли медиаторов как между поколениями, так и между культурой стран исхода и культурой принимающего общества. Тем не менее, авторы отмечают отсутствие единого генуэзского исламского представительства, что усиливает недоверие к разрозненным иммигрантским общинам и сокращает ресурсы, необходимые для процесса интеграции.

Книгу закрывает статья Ф. Ла-гомарсино. С ее слов, современное итальянское общество все больше характеризуется множественностью культур и усилением религиозного разнообразия. Она показывает, как три различных между собой контекста исследования — католические, протестантские и мусульманские общины Генуи — становятся источником различного религиозного и социального опыта для мигрантов. Этот опыт варьируется от конфессии к конфессии, от общины к общине. Тем не менее, общим для всех мигрантов оказывается то, что «место отправления культа — это еще и место, в котором встречаются соотечественники или выходцы из соседних стран, говорящие на одном языке, имеющие привычки, образ жизни и способ общения (по крайней мере в религиозной сфере), схожие с их собственными» (р. 114).

Такие места автор называет «третьим путем» в процессе социальной интеграции мигрантов — путем между ассимиляцией и социальным исключением, путем, формирующим модель межкультурных и экуменических отношений в контексте принимающего общества.

В целом представленная монография продолжает академическую дискуссию о «новом религиозном плюрализме» итальянского общества6. Используемая авторами схема Ч. Хиршмана позволила описать изменения, происходящие в городском религиозном контексте с ростом миграционной нагрузки. Особый интерес здесь представляет детальный анализ деятельности религиозных общин, работающих с мигрантами разных конфессий в условиях крупного европейского мегаполиса. Монография ставит вопросы о роли религиозных общин в сложном и многомерном процессе социальной интеграции верующих мигрантов, об их повседневном мире и культуре, которые становятся все более видимой частью религиозной и культурной

6. Ambrosini, M., Bonizzioni, P., Molli S. "Immigrati crisitiani a Milano: Esperienze di partecipazione, aggregazione, integrazione sociale"; Ambrosini М., Naso, P., Paravati, C. (a cura di) Il Dio dei migranti, Pluralismo, conflitto, Integrazione; Ambrosini M., Molli, S., Naso, P. (2022) Quando gli immigrati vogliono pregare. Comunita, pluralismo, welfare. Bologna: Il Mulino.

№2(4l) • 2023

34l

панорамы современного западного общества. Поднятые авторами вопросы требуют более глубокого осмысления и дальнейшего накопления эмпирического материала как на местном, так и на национальном уровнях, что позволит говорить о структурных изменениях итальянского общества.

Варвара Сливкина Библиография / References

Ambrosiani, M., Ricucci, R. (a cura di) (2020) Religioni, Mobilita, identita. Mondi Migranti, 1. Milano: Franco Angeli.

Ambrosini M., Molli, S., Naso, P. (2022) Quando gli immigrati vogliono pregare. Comunita, pluralismo, welfare. Bologna: Il Mulino.

Ambrosini М., Naso, P., Paravati, C. (a cura di) (2019) Il Dio dei migranti, Pluralismo, conflitto, Integrazione. Bologna: Il Mulino.

Ambrosini, M., Bonizzioni, P., Molli, S.

(2018) "Immigrati crisitiani a

Milano: Esperienze di partecipazione, aggregazione, integrazione sociale", Annali di scienze religiose 11: 113-140.

Ambrosini, M., Naso P, Paravati C. (a cura di) (2019) Il Dio dei migranti. Pluralismo, conflitto, intergrazione. Bologna: il Mulino.

Colantonio, S., Russo, C. (2019) "I profili degli imam", in M. Ambrosini, P. Naso, C. Paravati (eds) Il Dio dei migranti: Pluralismo, conflitto, integrazione, pp. 69-76. Bologna: Il Mulino.

Hirschman, C. (2004) "The Role of Religion in the Origin and Adaptation of Immigrant Groups in United States", International Migration Review 38/3: 1206-1233.

Lara Reyes, R. (2018) "Lo qe los migrantes se llevaron: simbolos religiosos y practicas culturales en tierras italianas", in F. Romizi (ed.) Migrantes peregrinos, p. 181-214. Quito: Abya Ayala.

Zanfrini, L. (a cura di) (2020) Migrants and Religion: Paths, Issues, and Lenses. A Multi-Disciplinary and Multi-Sited Study on the Role of Religious Belongings in Migratory and Integration Processes. Boston: Brill.

Рецензия на: Ferrari, S., Medda-Windischer, R. and Wonisch, K. (eds) (2021) "Religious Minorities in Europe and Beyond: A Critical Appraisal in a Global Perspective." Special Issue of the Journal "Religions". Religions 12(11)

DOI: https://doi.org/lO.22394/2073-7203-2023-4i-2-342-348

Среди исследований, посвященных проблемам религиозных меньшинств, прежде всего поиску их решения на фоне миграционного и демографического кризисов, особого внимания за-

служивает специальный выпуск журнала Religions 2021 г.1

1. https://www.mdpi.com/journal/ religions/special_issues/Religious_ Minorities

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.