Научная статья на тему 'Рецензия на: Mattes, A. (2022) Migration und Religion. Wien: Österreichische Akademie der Wissenschaften. — 217 s.'

Рецензия на: Mattes, A. (2022) Migration und Religion. Wien: Österreichische Akademie der Wissenschaften. — 217 s. Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
12
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на: Mattes, A. (2022) Migration und Religion. Wien: Österreichische Akademie der Wissenschaften. — 217 s.»

Душакова Н. С. Как религия становится более заметной в публичном пространстве: старообрядческие сообщества в социальных сетях // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2020. Т. 38. № 2, С. 184-206.

Душакова Н. С. Онлайн-богослужения и крещение на кинокамеру: медиатизация религиозных практик среди старообрядцев // Stratum Plus. Археология и культурная антропология. 2022. № 6. С. 415-425.

Пригарин А. А. Русские старообрядцы на Дунае: формирование этно-конфессиональной общности в конце XVIII — первой половине XIX в. Одесса; Измаил; М., 2010.

Argudjaeva, Ju. V., Hisamutdinov, A. A.

(2013) Iz Rossii cherez Aziiu v Ameriku: russkie staroobriadtsy [From Russia through Asia to America: Russian Old Believers]. Vladivostok: Dal'nauka.

Danilko, E. S. (2002) Staroobriadchestvo na Iuzhnom Urale: ocherki istorii I traditsionnoi kul'tury [Old Believers in the South Urals: Essays

on History and Traditional Culture]. Izd-vo «Gilem».

Dushakova, N. S. (2020) "Kak religiia stanovitsia bolee zametnoi v publichnom prostranstve: staroobriadcheskie soobshhestva v sotsial'nykh setiakh" [How religion becomes more visible in public space: Old Believers' communities in social networks], Gosudarstvo, religiia, tserkov' v Rossii i za rubezhom 38(2): 184-206.

Dushakova, N.S. (2022) Onlain-bogosluzheniia i kreshchenie na kinokameru: mediatizatsiia religioznykh praktik sredi staroobriadtsev" [Online-worship and baptism on camera: the mediatization of religious practices among Old Believers], Stratum Plus. Arkheologiia i kul'turnaia antropologiia 6: 415-425.

Prigarin, A. A. (2010) Russkie staroobriadtsy na Dunae: formirovanie etnokonfessional'noi obshhnosti v kontse XVIII — pervoi polovine XIX v. [Russian Old Believers on the Danube: the Formation of Ethno-confessional Community in the Late 18th — First Half of the 19th Century]. Odessa; Izmail; M.

Рецензия на: Mattes, A. (2022) Migration und Religion. Wien: Österreichische Akademie der Wissenschaften. — 217 s.

DOI: https://doi.org/lO.22394/2073-7203-2023-4i-2-329-336

В сентябре 2021 года Комиссия по миграционным и интеграционным исследованиям Австрийской академии наук запусти-

Рецензия подготовлена за счет гранта Российского научного фонда N0 23-28-00374 «Религия как фактор адаптации и интеграции (иммигрантов: на примере стран Балтийского региона». https://rscf.ru/ ргсо]ес1:/23-28-ооз74/

ла проект Migration &, в рамках которого запланирована публикация серии монографий, раскрывающих тему миграции в контексте различных социально-политических и культурных аспектов общественного развития Австрии. Цель проекта заключается в объединении австрийских научных иссле-

дований в области миграции с европейским и международным опытом изучения проблем в данной сфере. Представленная здесь монография «Миграция и религия» является вторым томом серии, после опубликованного в 2021 году исследования Р. Баубёка и Г. Вальчарса «Миграция и гражданство». Исследователи различных аспектов миграционных процессов, принимающие участие в данном проекте, делают акцент на необходимости изучения австрийского миграционного опыта в международном контексте. В фокусе рассматриваемой работы находится ряд фундаментальных вопросов о соотношении миграционных процессов и трансформации религиозного ландшафта Австрии, роли религиозного фактора в адаптации и интеграции инокультурных мигрантов, влиянии растущего религиозного разнообразия в обществе на функционирование государственных социально-политических институтов и деятельности международных религиозных акторов.

Автор книги Астрид Маттес с 2022 года занимает должность профессора в исследовательском центре «Религия и трансформация в современном обществе» Венского университета. Проведенный ею анализ современных исследований в области изучения миграции и религии

охватывает различные теоретические точки зрения, а его результаты направлены на осмысление эмпирического материала, полученного при изучении роли религии в миграционных и интеграционных процессах в австрийском обществе. На примере Австрии А. Маттес попыталась выявить перспективы развития европейских обществ, в которых религиозное разнообразие сформировано под влиянием миграционных процессов. Религиозные общины в данном контексте рассматриваются автором как интеграционные структуры, оказывающие содействие мигрантам при их адаптации к новым культурным и социальным реалиям. Особое внимание А. Маттес обращает на перспективы и направления дальнейших исследований миграции в контексте религии.

Книга включает семь разделов, в которых автор на практических примерах анализирует основные проблемы, актуальные для современных исследований на стыке миграции и религии. Прежде всего, рассматриваются вопросы трансформации религиозной сферы в контексте глобальных миграционных процессов, даются оценки религиозного фактора в миграционном дискурсе, обозначаются партийно-политические позиции в отношении религии и миграции,

проводится исследование ценностей в миграционном обществе. Особое внимание уделяется проблемам регулирования транснациональной религиозной деятельности и конструированию перспектив развития австрийского общества в новых культурных, социальных и политических реалиях.

Представив во Введении описание австрийского религиозного ландшафта и его взаимосвязи с политической системой, А. Маттес приходит к выводу, что Австрия по-прежнему остается преимущественно католической страной. Вследствие процессов секуляризации граждане утрачивают конфессиональную принадлежность, а религиозные сообщества перестают быть политическими акторами, оказывающими значительное влияние на население. При этом христианство становится неотъемлемой частью гражданской идентичности австрийцев. Исторически сложившееся еще во времена Австро-Венгерской империи религиозное разнообразие обуславливает актуальность изучения современных процессов политизации религии в миграционном контексте. В то время как символы христианства заимствуются многими политическими партиями для обозначения собственной идентичности, формирование религиозного европейского ландшафта под влиянием

иммиграции людей из мусульманских стран привело к повсеместному восприятию миграции как мусульманского явления.

А. Маттес особо отмечает усиление религиозной направленности современной интеграционной политики Австрии и влияние религиозного фактора на трансформацию общественного восприятия мигрантов, в рамках которого понятия «мусульмане» и «мигранты» становятся синонимами (s. 27). Более того, для немецкоязычных европейских стран характерно стереотипное восприятие людей с «миграционным прошлым» (mit Migrationshintergrund) как мигрантов во втором, третьем и даже четвертом поколении.

В Главе 1 автор предлагает рассматривать понятие религии в рамках многомерной модели, описывающей семь измерений религии (s. 33-34). Каждое из этих измерений соотносится с определенным аспектом исследования поставленной проблемы. Индивидуальный религиозный опыт наиболее актуален при анализе биографий мигрантов, тогда как социальное измерение позволяет исследовать изменения в религиозном ландшафте. Ритуальное и материальное измерения в контексте миграции затрагивают правовую сферу, регламентирующую осуществление религиозных практик и использования соответствующих сим-

волов. Доктринальное, мифологическое и этическое измерения применимы к анализу вопросов религиозного образования и исследования системы ценностей различных социальных групп.

Подробный анализ взаимосвязи миграции с изменением религиозного ландшафта и трансформации европейских общественных институтов в результате растущего религиозного разнообразия проводится в Главе 2. При исследовании религиозной принадлежности населения Австрии автор выявляет три основные тенденции: рост числа нерелигиозных людей, рассматривающих католицизм как культурный фон; расширение религиозного спектра за счет множества новых религиозных общин; возрастание численности религиозных групп мигрантов. При этом последние достоверные данные о религиозном ландшафте Австрии были зарегистрированы в 2001 году в рамках переписи населения, после чего декларация религиозной принадлежности стала производиться на добровольной основе. Согласно австрийской Конференции католических епископов, на начало 2020 года членами Римско-католической церкви являлись 4,98 миллиона человек, что соответствует 56% австрийского населения (8. 37). Тогда как оценки численности мусульман в Австрии в 2020 году состав-

ляли 6-8% (8. 38) в основном за счет миграции. При этом религиозная принадлежность мигрантов преимущественно определяется регионом их происхождения и не учитывает степени их вовлеченности в религиозные практики. Автор, анализируя различные методы исследований религиозности мигрантов и австрийского населения, приходит к выводу о невозможности однозначной оценки в данном вопросе.

Центральной темой данного исследования, представленной в Главе 3, является религия в миграционном дискурсе. Основной акцент в книге ставится на формировании этнорелигиозной группы мигрантов-мусульман под влиянием масс-медиа и широких политических дебатов. Несмотря на то, что состав мусульман в Австрии крайне неоднороден и подразумевает разную религиозную, политическую, этническую и национальную принадлежность, религия становится ярлыком, который политические деятели в контексте интеграционной политики навешивают на мигрантов. Таким образом, сосредоточенный на исламе общественно-политический дискурс объединяет не только недавних беженцев с ближнего Востока и прибывших десятилетия назад трудовых мигрантов из Турции и Балканских стран, но и австрийцев,

на протяжении многих поколений проживающих в стране. Кроме того, сложившееся целостное восприятие австрийских мусульман во многом осложняется слиянием проблем национальной безопасности с религиозным дискурсом в политических дебатах о миграции, что вызвано обострением религиозной радикализации в европейском сообществе.

При этом, как справедливо отмечает А. Маттес, в миграционном дискурсе крайне мало внимания уделяется другим религиозным группам мигрантов. В частности, число мигрантов — православных христиан из Восточной Европы сопоставимо с мусульманами и с 2001 года их доля в общей численности населения увеличилась почти в два раза 98). Игнорирование прочих религиозных групп, кроме мусульман, также является следствием актуализации в миграционном дискурсе стереотипа «других», во многом формируемом деятельностью политических партий. Согласно позиции большинства правых популистских, христианско-де-мократических и консервативных партий Австрии, «христианин» играет роль маркера идентичности для некой однородной социальной группы австрийцев и противопоставляет ее «другим» — мигрантам-мусульманам.

Более подробно связь между миграцией и религией в контексте партийной и интеграционной политики раскрывается в Главе 4. Как и в большинстве европейских стран, в Австрии миграция является центральной темой партийно-политических дебатов. Но для Австрии характерно историческое признание исламской религиозной общины, зафиксированное в Законе об исламе 1912 года в результате аннексии Боснии и Герцеговины и появления на территории империи численно значимого мусульманского меньшинства. Однако для современной австрийской политической картины характерно противостояние идей мульти-культурализма с антииммиграционной и исламофобской позицией правых партий. Наиболее ярким примером в данной связи является Австрийская партия свободы (АПС), проявляющая враждебность к религии «других» и опирающаяся на «свою» религию 113). При этом А. Маттес подчеркивает, что данная религиозная направленность носит не содержательный, но символический характер. На протяжении длительного времени АПС неоднократно использовала христианские символы (к примеру, собор Святого Стефана в Вене) в рамках предвыборных кампаний, что открыто осуждалось пред-

ставителями христианских конфессий. С другой стороны, общественной критике регулярно подвергаются символы ислама, в частности мусульманские головные уборы. Так, в 2018 году в Закон о школьном образовании были внесены и утверждены поправки (отмененные Конституционным судом Австрии в конце 2020 года) о запрете ношения хиджаба в детских садах и начальных школах, что обосновывалось интеграционными соображениями.

В ценностном дискурсе мусульманский платок рассматривается преимущественно как символ отсутствия интеграции, под которой в данном контексте подразумевается ассимиляция. Однако исследование ценностей в среде мигрантов значительно затрудняется неоднородностью их состава и растущим разнообразием австрийского общества. В Главе 5, посвященной анализу исследований ценностей в сообществах мигрантов, автор приходит к выводу, что отношение к либеральным ценностям зависит не только от миграционной биографии, но и от ряда других факторов. В целом, ценностные ориентиры мигрантов и австрийского населения схожи: пожилые люди придерживаются консервативных взглядов, религиозные люди склонны к гендерному неравенству, а уровень образования являет-

ся определяющим для эгалитарных установок.

В то время как ценности мигрантов обычно адаптируются к ценностям большинства населения, их связь с регионами происхождения сохраняется в долгосрочной перспективе. В Главе 6 описываются различные виды транснациональных сетей, формирующихся вследствие миграционных процессов, в том числе и в религиозной сфере. Такое взаимодействие может иметь самые разные формы и варьироваться от транснациональных контактов между отдельными лицами и религиозными общинами до ориентации религиозных структур в принимающей стране на деятельность государства происхождения, связанную с религиозной практикой мигрантов. К примеру, деятельность Римско-католической церкви с центральным органом принятия решений в Ватикане и Управления по делам религии Турции (Дия-нет, Diyanet 1§1ет Ва§капЬд1) подразумевает отправку в Австрию транснациональных религиозных деятелей — католических священников или имамов турецкой религиозной организации. Иммигранты турецкого происхождения представляют значительную часть мусульман Австрии и тесно связаны со своими корнями. Из-за этого возникает противоречие между

австрийскими властями, желающими дистанцироваться от турецкого религиозного влияния, и Диянет, стремящегося воспрепятствовать данной дистанции. Однако наиболее проблематичный аспект транснациональной религиозной деятельности представляют глобальные фундаменталистские и радикальные религиозные группы. Их деятельность, ориентированная на вербовку в собственных целях мигрантов в первом и последующих поколениях, представляет реальную угрозу национальной и международной безопасности.

В Заключении автор приходит к выводу, что религия в австрийском миграционном дискурсе является, прежде всего, категорией идентификации и внешней атрибуции. Сложившийся подход не учитывает в полной мере существующее многообразие религиозной практики и религиозности в контексте интеграционных процессов, что снижает эффективность государственных мер при построении гармоничного общества с этническим и религиозным разнообразием.

Беспрецедентный масштаб современных миграционных процессов создает серьезные проблемы для австрийского общества. Прибывая в Австрию, мигранты приносят с собой свои культурные традиции и ре-

лигиозные ценности, тем самым способствуя трансформации религиозного ландшафта. Данное обстоятельство обязывает государственные структуры и действующие религиозные институты учитывать это и своевременно реагировать на происходящие изменения. На сложившуюся ситуацию негативное влияние оказывает стигматизация мигрантов в общественно-политическом дискурсе как «мусульман», чуждых «христианской» австрийской культуре. С другой стороны, сосуществование разных религий в австрийском обществе осложняется процессами секуляризации и поиском новой гражданской идентичности, ростом числа альтернативных форм религии, фундаменталистскими тенденциями во всех религиозных сообществах и политической инструментализацией религии и религиозных символов. Многомерность и сложность сложившейся картины ставят новые фундаментальные вопросы об основах сосуществования в современном обществе разных социальных групп, учитывающих интересы этнорелигиозных меньшинств, но не ставящих под угрозу национальное единство.

Среди незначительного количества австрийских исследований миграции и религии, ограниченных узкой академической

целевой аудиторией, представленная книга доступна для понимания широкого круга заинтересованных читателей и предлагает совместный поиск ответа на вопросы, как и почему религия в современном мире становится проблемой, связанной с миграцией. Особое значение опыт Австрии как страны с исторически сложившимся многонациональным и многоконфес-

сиональным населением приобретает для отечественного религиоведения, где фокус миграционных исследований постепенно смещается с вопросов трудовой миграции на изучение религиозного фактора в процессах адаптации инокультурных мигрантов в реалиях современного российского общества.

Екатерина Талалаева

Рецензия на: Lagomarsino, F. (a cura di) (2021) Pregare tra due mondi. Pratiche religiose e percorsi di integrazione degli immigrati. Genova: Genova University Press. — 129 p.

DOI: https://doi.org/lO.22394/2073-7203-2023-4i-2-336-342

Рассматриваемое нами эмпирическое исследование «Молиться между двумя мирами. Религиозные практики и пути интеграции иммигрантов» было проведено в период с октября 2018 по январь 2020 года силами независимого исследовательского центра "Centro Studi Medí", изучающего миграционные процессы на территории северного итальянского мегаполиса — Генуи. Итогом работы стала коллективная монография, объединившая таких авторов, как Маурицио Амброзини (Миланский Университет), Франческа Лагомарсино (Университет Генуи), Луана Кастеллани (Университет Генуи) и Сильвия Но-чентини (Римский Университет Тор Вергата). Опубликованное

в 2021 году, данное исследование стоит в одном ряду с более ранними работами, посвященными анализу роли религиозного фактора в контексте современных миграций1.

Рецензия подготовлена за счет гранта Российского научного фонда No 23-28-00374 «Религия как фактор адаптации и интеграции (иммигрантов: на примере стран Балтийского региона». https://rscf.ru/project/ 23-28-00374/

1. Zanfrini, L. (a cura di) (2020) Migrants and Religion: Paths, Issues, and Lenses. A Multi-Disciplinary and Multi-Sited Study on the Role of Religious Belongings in Migratory and Integration Processes. Boston: Brill; Ambrosiani, M., Ricucci, R. (a cura di) (2020) Religioni, Mobilita, identita. Mondi Migranti, 1. Milano: Franco Angeli; Ambrosini, M., Naso, P., Paravati, C. (a cura di) (2019) Il Dio dei migranti. Pluralismo, conflitto,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.