Научная статья на тему 'Ислам в Австрии'

Ислам в Австрии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
320
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ислам в Австрии»

17 1952: Egyptian army ousts Prime Minister - http://news.bbc.co.uk/onthisday/ hi/dates/stories/september/7/newsid_3074000/3074069. stm; 1969: Bloodless coup in Libya. - http://news.bbc.co.Uk/ont-hisday/hi/dates/stories/september/l/newsid_ 3911000/ 3911587.stm

18 Libyan revolution casualties lower than expected, says new government. - http:// www.guardian. co.uk/world/2013/j an/08/libyan-revolution-casualties-lower-expected-government At least 30,000 killed, 50,000 wounded in Libyan conflict. -http://www.tripolipost.com/articledetail.asp?c=1&i=6862

19 Swami P. Libyan rebel commander admits his fighters have al-Qaeda links - http:// www.telegraph.co.uk/news/worldnews/africaandindianocean/libya/8407047/Libyan-rebel-commander-admits-his-fighters-have-al-Qaeda-lmks.html

20 Libya: al-Qaeda flag flown above Benghazi courthouse. - http ://www. telegraph. co.uk/news/worldnews/africaandindianocean/libya/8861608/Libya-Al-Qaeda-flag-flown-above-Benghazi-courthousehtml

21 Ray C. Gaddafi and the mercenary myth. - http://www.huf-fingtonpost.com/carina-ray/gaddafi-mercenaries_b_983506.html

22 Libya: NTC must take control to prevent spiral of abuses. - http://www.amnesty. org/en/news-and-updates/report/libya-ntc-must-take-control-prevent-spiral-abuses-2011-09-12; Human Rights Watch report on the Tawergha. - http://humanrightsin-vestigations.org/2013/ 03/20/human-rights-watch-report-tawergha/

23 Kawczynski D. Seeking Gaddafi. London. - 2010. - P. 18.

24 http://www.kalamullah.com/Iion-of-the-desert.html

25 Libya: Semi-autonomy declared by leaders in East. - http://www.bbc.co. uk/news/world-africa-17271431

26 Casert R., Baldor L. NATO to send expert mission to Libya. - http://news.yahoo. com/nato-send-expert-mission-libya-154636972.html

27 Hussain M. Iraq, Syria and the death of the modern Middle East. - http://www. aljazeera.com/indepth/opinion/2013/05/2013567200437919.html

28 По словам профессора Террилла, «к счастью, существует определенное число ливийцев, по-видимому, воспринимающих события в Ираке как предостережение». - См.: Terrill W.A. Op. cit. - P. 71. - http://www.strategicstudiesinsti-tute.army.mil/pdffiles/PUB1106.pdf

29 Egypt's revolution hijacked, country 'falling apart': El-Baradei. - http://english. alarabiya.net/en/News/middle-east/2013/04/09/Egypt-s-revolution-hijacked-country-falling-apart-ElBaradei.html

«Азия и Африка сегодня», М., 2013 г., № 10, с. 10-12.

О. Бибикова,

кандидат исторических наук (ИВ РАН) ИСЛАМ В АВСТРИИ

Республика Австрия появилась на карте мира только в 1918 г., после того как народы, входящие в состав Габсбургской

Австро-Венгерской империи, обрели независимость. Луи Джеймс, автор книги «Эти странные австрийцы», цитирует остроумное высказывание бывшего премьер-министра Франции Жоржа Клемансо: «L'Autriche, c'est се qui reste», т.е. «Австрия - это то, что осталось». В начале XX в. Австро-Венгрия была крупнейшим многонациональным государством Центральной Европы. Действительно, в Австрии проживает огромное число людей, родители или предки которых являются выходцами из Центральной и Южной Европы. До сих пор среди австрийцев популярны выражения, которые намекают на происхождение австрийцев, например: «Ты не австриец, если твоя бабушка не чешка» и т.д.

В 1912 г. при императоре Франце Иосифе в результате аннексии Австрией Боснии и Герцеговины Австро-Венгрия пополнилась населением, исповедующим ислам. Тогда же был принят закон, признающий ислам как одну из австро-венгерских конфессий. Первоначально закон касался лишь последователей ханафит-ского мазхаба - одной из четырех основных правовых школ суннитского ислама. Позже положения закона были расширены и охватывали также последователей других направлений суннитского и шиитского ислама, во всей полноте представленного сегодня в мусульманской общине Австрии. В Австрии закон, принятый при Габсбургах, называют символом толерантности. Он дает мусульманам те же самые права, что и верующим других официально признанных в стране конфессий и религий - католикам, лютеранам, иудеям и буддистам. Со своей стороны руководители австрийских мусульманских общин говорят о законе как об уникальном акте. Он гарантирует им всесторонние права, включая религиозное образование в государственных школах. Однако за последние годы в стране распространяется недоверие и даже ксенофобия по отношению к мусульманам. Так, по итогам опроса, проведенного Институтом общественного мнения IMAS, 54% жителей Австрии видят в исламе угрозу для себя, а почти 3/4 не верят в возможность интеграции мусульман в австрийское общество. Такое мнение формируется под влиянием публикаций ультраправых сил в европейских СМИ, а также событий 11 сентября.

Следует отметить, что фактически показатели криминальной статистики среди мусульман Австрии достаточно низкие. Одновременно обращает на себя внимание возросшая активность ультраправых сил. Согласно Отчету по защите конституции Австрии (RPCA), только в 2010 г. имели место 1040 эпизодов экстремист-

ских выступлений, организованных ультраправыми, что на 31% выше показателей 2009 г.

Австрия всегда была многонациональным государством. После Второй мировой войны в стране проживало 20 тыс. хорватов, 5 тыс. венгров, 6 тыс. чехов и около 1 тыс. словаков, 1520 тыс. словенцев, 5 тыс. цыган. Этническая пестрота способствовала выработке определенных черт характера австрийцев. Исследователи того периода отмечали определенный комплекс неполноценности, связанный с личностью Гитлера и участием Австрии в войне на стороне Германии. Современные этнопсихологии отмечают, что австрийцы представляют собой нацию, среднее и старшее поколение которой воспитано в духе принадлежности к высшей расе.

Особый восточный колорит Вене придает наличие в ней штаб-квартиры ОПЕК, при которой проживают тысячи выходцев из стран Персидского залива. На заседания ОПЕК съезжаются респектабельные господа как в европейской, так и национальной одежде. Естественно, что это вызывает интерес, а торговые корпорации отмечают спрос на европейскую продукцию со стороны сопровождающих их дам.

По официальным данным, в Австрии сегодня проживает более 1 млн иммигрантов, что составляет примерно 12% населения. Почти 400 тыс. из них - мусульмане. Большая часть этих людей -это новый низший класс, не имеющий нормальных возможностей для развития, с низким уровнем образования, проживающий в мало пригодных для жилья условиях. Тем не менее этот низший класс конкурирует с коренными австрийцами, также имеющими низкий доход и минимальное образование, за все более дефицитные рабочие места и социальные пособия. Коренное население раздражает то, что большая часть иммигрантов ведут нестандартный, по австрийским меркам, образ жизни. Иммигранты, как правило, молоды, в то время как средний возраст австрийцев значительно выше. Кроме того, у иммигрантов высокая рождаемость, а демографическая ситуация в Австрии, так же как и повсюду в Европе, вызывает беспокойство. С конца 70-х годов в стране наблюдается серьезное падение рождаемости. Впрочем, рождаемость стала сокращаться сразу после войны, что объяснялось трудным материальным положением большинства австрийского населения в этот период. Тогда же закрепилась модель малодетной семьи. Небольшой естественный прирост сохраняется в менее развитых западных альпийских землях и в сельской местности. Австрийские

демографы считают, что численность населения в ближайшие годы существенно не изменится, но очевидно, что сократится доля молодых при одновременном повышении доли пожилых (средняя продолжительность жизни в 1990 г. достигла 75 лет). В результате стране грозит уменьшение трудовых ресурсов.

На рубеже 50-60-х годов в Австрию эмигрировали около 1,3 млн человек. Это означает, что практически каждый шестой гражданин страны был рожден вне Австрии. Множество людей получили австрийское гражданство и вместе с ним - все гражданские права, например, такие как активное или пассивное выборное право. Около 70% из 800 тыс. живущих в Австрии иностранцев находятся здесь уже более десяти лет. В Вене 35% граждан - это эмигранты. Каждый четвертый ребенок в начальных школах по всей Австрии из семьи так называемых переселенцев.

В 1962 г. Австрия, по примеру Германии, прибегла к найму рабочей силы за границей. Было разработано специальное иммиграционное законодательство, в основу которого было положено «Постановление об иностранной рабочей силе» от 23 января 1933 г. Оно было перенято Австрией у соседней Германии еще в условиях аншлюса и адаптировано в 1945 г. Первые договора о найме рабочей силы были подписаны с Югославией и Турцией (1964). Причем уже скоро в эти соглашения были внесены поправки о ротации - т. е. удлинении срока найма иностранного рабочего. После экономического кризиса 1973 г. уже в следующем году был принят Закон об использовании труда иностранцев. Причем был определен возможный максимум - 250 тыс. человек. Однако уже 1 марта 1974 г. правительство приняло дополнительное постановление, согласно которому предлагалось заморозить численность иностранных рабочих по уровню ноября 1973 г. В 1975 г. были разработаны меры по сохранению рабочих мест для коренного населения за счет сокращения иммиграции.

Следует отметить, что законы, регулировавшие пребывание иностранных рабочих в Австрии в тот период, не защищали их от дискриминации в оплате труда, хотя изначально речь шла о равноправии с австрийскими рабочими. В действительности права иностранных рабочих повсеместно ущемлялись.

В 1981 г. была разработана директива «По стабилизации использования труда иностранцев», которая предлагала австрийским землям рассмотреть самостоятельно вопрос об использовании иностранной рабочей силы с целью ее сокращения. Одновременно были ужесточены процедуры вербовки и найма иностранных ра-

бочих. Было решено, что максимум иностранных рабочих в стране должен составить 60% от уровня 1981 г. В Программе занятости 1983 г. впервые было сказано о необходимости учета социально-гуманитарных аспектов пребывания иностранной рабочей силы в Австрии.

К 1980 г. сокращение иностранной рабочей силы (по сравнению с 1974 г.) составило 147,4 тыс. человек. Среди них на родину было отправлено 32,6 тыс. турок.

Австрийцы чрезвычайно дорожат своей нынешней стабильностью и стремятся сохранять хорошие отношения с соседями, руководствуясь практическими соображениями. Они экономны и поэтому они нередко едут в Италию, чтобы купить лекарство, или в Венгрию к дантисту. Так что внешнее благополучие, которым славятся австрийцы, дается им не без усилий. Это обстоятельство объясняет, почему столь пристально жители Австрии следят за поведением иностранцев - беженцев, особенно за поведением представителей мусульманских стран, чей образ жизни заметно отличается от европейцев.

В Австрии много иностранцев из стран Восточной и Центральной Европы. Как известно, конец 1980-х годов ознаменовал собой изменение внутриполитической ситуации во всей Восточной Европе. Переход бывших социалистических стран к структурному реформированию своих экономик на пути к капитализму привел к определенному снижению уровня жизни и росту уровня безработицы, что было связано с сокращением занятости в промышленном секторе. Широкомасштабная война, связанная с распадом СФРЮ и утрата существовавших в социалистический период торгово-экономических связей между соцстранами, как источника постоянной экономической помощи в виде дешевых кредитов и энергоносителей, а также как рынка сбыта продукции - все это также отразилось на уровне жизни населения. Таковы основные причины современной трудовой миграции из стран бывшего социалистического лагеря. Следует отметить, что на протяжении всех 20 лет после распада социалистической системы главной страной миграции для этих стран была Германия (64,4% от всех эмигрантов из стран Юго-Восточной Европы), несмотря даже на то, что, начиная с конца 1980-х, страна ужесточила свое миграционное законодательство. В первую тройку стран, представляющих интерес для восточноевропейских эмигрантов (наряду с Германией), входят Швейцария и Австрия, эти три страны принимают 76,9% всех мигрантов. В ходе беспрецедентного расширения

Европейского союза на 10 стран в мае 2004 г. и еще на две страны в январе 2007 г. (так называемое «балканское расширение», когда в ЕС вступили Болгария и Румыния) значительно упростилась процедура въезда в страны «Старой Европы». Для ряда стран первой волны расширения ЕС был установлен переходный период продолжительностью в семь лет. Тогда, в 2004 г. свои рынки труда полностью открыли только Ирландия, Швеция и Великобритания. Австрия и Германия же, напротив, упростив процедуры, приняли решение сохранить меры адаптационного периода для «новичков» вплоть до 2011 г. с возможностью последующего продления срока. Согласно официальным данным 2002 г. примерно 12,1% эмигрантов из стран Восточной Европы эмигрировали в Австрию. Среди них были люди, принадлежащие к разным конфессиям, в том числе и мусульмане.

Сегодня мусульманское население Австрии насчитывает более 400 тыс. человек. Из них, по мнению ходжат уль-ислама Махмуда Монтазери, руководителя венского исламского центра имени Имама Али, «в Австрии проживает 70-100 тыс. мусульман шиитского течения... В этой стране функционирует около 250 мечетей, молельных домов и исламских центров. 49% австрийских мусульман имеют гражданство этой страны». Самая большая столичная мечеть расположена в 21 районе Вены, на острове. Это великолепное здание с 32-метровым минаретом вместе с богатейшей библиотекой и школой чтецов Корана принадлежит Исламскому Центру Вены, который был построен в 1979 г. Как и повсюду в Европе, большинство исламских культовых зданий внешне не имеют атрибутов мечети. В Австрии только две мечети (в том числе венская) обладают традиционными минаретами. Остальные расположились в обычных зданиях, арендованных специально для культовых мероприятий. В городах Австрии, где есть молельные здания, функционируют 17 этноконфессиональных сообществ из Турции, Чечни и Афганистана. Среди них есть как умеренные, так и радикальные группы. Усилиями боснийских мусульман была построена мечеть на улице Херготвизгассе во втором по величине австрийском городе Грац, которая обошлась им в 12 млн долл., хотя по мнению начальника полиции Граца, очевидно, что «без поддержки зарубежных мусульманских организаций не обошлось».

Мусульманское сообщество Австрии представлено несколькими мусульманскими ассоциациями, объединяющими мусульман единого этнического происхождения. Среди наиболее крупных

организаций «Исламское религиозное управление» во главе с Омаром Аль-Рави, представляющее в австрийском парламенте оппозиционную партию Социалистов. Существуют женские и молодежные организации.

4 декабря 2012 г. в Австрии во второй раз прошел фестиваль «Долгая ночь мечетей». 11 мечетей в Вене и Нижней Австрии открыли свои двери для всех желающих ближе познакомиться с Исламом и мусульманской культурой. Были организованы дискуссии по проблемам ислама, речь шла о положении женщины в исламе, имамах в Австрии, джихаде как священной войне, отношении государства и религии, интеграции и идентичности, а также исламофобии.

Следует отметить большую роль католической общественности, которая стремится наладить диалог между представителями различных конфессий, с тем, чтобы сохранить стабильность в стране. В частности, по инициативе руководства католической общины в Австрии в последние годы регулярно проводится дискуссия между представителями католической и мусульманской общин по вопросам веры. В частности в начале 2012 г. в монастыре Шлэгль (Верхняя Австрия) прошла дискуссия на тему: «Ислам -Христианство: Мы верим в одного и того же Бога? Что нас объединяет и что разделяет?». Оппонентами в дискуссии выступили Вольфганг Палавер, католический теолог, глава Института систематической теологии при университете Инсбрука и Мусса Аль-Хассан, представитель мусульманской общины Верхней Австрии, преподаватель ислама в университете Оснабрюк (в германской земле Нижняя Саксония). Участники дискуссии согласились, что христиане и мусульмане верят в одного Бога. Аль-Хассан напомнил, что арабоязычные христиане, живущие в Сирии и Ливане, также как и мусульмане, называют Бога «Аллах». Ученый отметил, что в Коране есть разделы, содержание которых имеет много общего со священной историей иудеев и христиан и это надо защищать. Наиболее важными пунктами вероучения ислама является признание «связи между нашими религиями». Католический теолог Вольфганг Палавер процитировал слова Иоанна Павла II: «Ваш и наш Бог есть один и тот же Бог, мы - братья и сестры по вере Авраама». По его мнению, разница между христианством и исламом заключается, прежде всего, «в различных толкованиях событий», в частности, отвержение мусульманами Распятия Иисуса, считает Палавер. Как одно из отличий двух религий была названа

«любовь к врагам», которая является одной из главных составляющих христианской этики, но не отражена в исламе.

Австрия уделяет особое внимание развитию исламского образования на немецком языке для мусульман - жителей страны, составляющих 6,2% населения, что является самым высоким показателем среди западноевропейских государств. В стране функционируют Исламская педагогическая академия и кафедра исламского религиозного образования при Венском университете. Первая мечеть в Австрийской республике была построена в 1977 г., а двумя годами позже было образовано первое исламское религиозное сообщество. Обучение исламу в стране проходит во всех государственных школах, в рамках предмета по изучению религий. Правительство также ежегодно тратит 4 млн евро на подготовку имамов, обучающихся исламу.

По примеру других европейских стран в Австрии было решено создать специальный факультет для подготовки имамов для австрийских мусульман. Факультет исламской теологии должен стать частью старейшего и крупнейшего на всем немецкоязычном пространстве Венского университета. Факультет должен быть открыт в 2015 г. Главная проблема при его организации - подбор квалифицированных преподавателей, уровень подготовки которых соответствовал бы местным стандартам качества университетского преподавания и научных исследований. Руководство университета объявило о своем намерении набрать преподавателей из разных этнических общин, исповедующих ислам. До недавнего времени все имамы, работавшие в Австрии, были присланы из Турции. Для того чтобы работать в Европе, они прошли специальный курс подготовки при МИД Турции. Однако австрийские власти решили отказаться от услуг турецких имамов. Кроме того, на первое время они решили пригласить несколько преподавателей ислама из Германии. Дело в том, что 2012 г. в Тюбингенском университете открылся факультет исламской теологии.

В 2011 г. в крупнейшей в Вене мечети было организовано большое мероприятие с участием примерно 5 тыс. человек по случаю окончания мусульманского праздника Ид аль-Фитр. На нем выступил президент Австрии Хайнц Фишер, который сказал: «В Австрии ислам - одна из главных религий, более того, его влияние возрастает». Президент призвал соотечественников не подвергать живущих в стране мусульман дискриминации, подчеркнув, что живущие в Австрии мусульмане, в свою очередь, должны уважать законы этой страны. Президент отметил, что

Австрия придерживается принципа отделения религии от государства, однако это отнюдь не означает, что Австрия и ислам чужды друг другу. В ответном выступлении глава общества мусульман Австрии призвал всех присутствующих приложить силы к тому, чтобы «покончить с враждой и протянуть руку дружбы друг другу».

Австрийские власти строго следят за тем, чтобы права представителей различных верований не ущемлялись. Так, Министерство обороны при участии венских мусульманских организаций ежегодно проводит ифтар - праздник разговения для своих солдат. Это редкий случай, когда в армии учитываются интересы солдат-мусульман. А их число в австрийской армии с каждым годом увеличивается. Празднество обычно устраивается на Уппенплатц, одной из центральных площадей Вены, причем к разговляющимся может присоединиться каждый прохожий. Меню учитывает дие-тарные законы мусульман, но блюда обычно местные: гуляш (из говядины), картофельный салат и штрудель. Среди солдат есть не только призванные на службу по возрасту, но и контрактники (что можно объяснить высокой безработицей среди молодых мусульман). Естественно, что совместное разговение создает дружескую атмосферу и повышает патриотические чувства австрийских мусульман. Кроме того, заставляет простых венцев больше узнать о мусульманских традициях.

Подобные праздники устраивает и крупнейший австрийский банк Райфайзенбанк. Для этого приглашаются клиенты-мусульмане на ужин, который проходит в известном ресторане Кент. Разговение начинают, как и полагается, водой, финиками и оливами. Затем следует пестрое меню, в котором представлены как блюда восточной кухни, так и традиционные венские кушанья, приготовленные из халяльной продукции.

Характерно, что среди руководителей этого банка есть мусульмане. Например, Фатма Кемран, директор одного из филиалов Райфайзенбанка. Она - одна из инициаторов этого мероприятия, в котором она видит возможность рассказать коллегам об исламских обычаях. Ныне многие австрийские компании регулярно приглашают своих клиентов-мусульман в рестораны на ифтар. Характерно, что приближение праздника ощущают практически все венцы, так как в городе организуют специальные базары, где можно купить халяльные продукты к празднику.

В марте 2003 г. делегация Исламского религиозного управления во главе с медиадиректором этой крупнейшей исламской организации Аминой Багхаджати была принята министром внут-

ренних дел Австрии Лейзе Прокоп. Поводом для визита стало выступление министра на страницах журнала «Falter» с заявлением о том, что ношение хиджаба противоречит принципам и ценностям австрийского общества. Заявление вызвало бурный протест среди австрийских мусульман. Солидарность с мусульманами в этом вопросе проявили и австрийские христиане. В частности, Бригид Вайнцингер, член «Партии зеленых», выразила недоумение по поводу высказываний министра: «Если послушать Прокоп, то можно подумать, что насилие имеет место исключительно в мусульманских семьях, а в других его просто не существует». А Вольфганг Шуссель, канцлер Австрии, заявил о том, что полномочия Прокоп не распространяются на область образования. Под напором общественного мнения Лейзе Прокоп, министр внутренних дел Австрии, отказалась от своих прежних идей о запрете хиджаба в учебных заведениях страны, сделав специальное заявление по этому поводу.

Тем не менее отношение австрийцев к мусульманам и мусульманкам нельзя назвать абсолютно позитивным. Об этом пишут в австрийских СМИ образованные гражданки Австрии, принявшие ислам. Как правило это женщины, вступившие в брак с мусульманами и особо остро чувствующие дискриминацию. В феврале 2005 г. в Австрии было объявлено о создании Женского мусульманского форума Австрии (FMFO). Андреа Салех, ставшая во главе этой организации, заявила о том, что одной из главных целей станет борьба против предвзятого отношения к исламу и его адептам.

Весной 2013 г. Фуат Санач, глава одной из крупнейших исламских организаций Австрии, выступил с предложением позволить работающим мусульманам брать выходные на время своих религиозных праздников. По его словам, невозможно молиться на рабочем месте во время больших праздников. Речь идет о праздниках Курбан-байрам и Ураза-байрам. Он мотивировал свое предложение тем, что якобы это будет способствовать интеграции в австрийское общество. Характерно, что это предложение было поддержано представителями других конфессий. Члены инициативной группы «религия - частное дело каждого» предлагают компромиссный вариант, согласно которому властям следует определить количество выходных дней в году, которые верующий может взять в связи со своими религиозными праздниками.

Турецкая диаспора в Австрии

По официальным данным на 2010 г., турецкая диаспора в Австрии насчитывает 183 тыс. человек и является третьим по величине меньшинством после немцев (213 тыс.) и иммигрантов из Сербии, Косово и Черногории (207 тыс.). На самом деле турецких иммигрантов здесь гораздо больше - 250-300 тыс., в том числе нелегалов, а также имеющих виды на жительство, выданные в Германии. В 2009 г. 10,2% иностранцев в Австрии не имели работы, среди австрийцев безработными были 4,1%. Особенно сильно безработица затронула турок. В результате 20% турок не имеет постоянной работы в Австрии. Малый процент занятности эксперты из Организации экономического развития и сотрудничества объясняют низким образовательным уровнем, социальной стигматизацией, патриархальным укладом в мусульманских сообществах. Ситуацию усугубляе так называемое культурное «зависание», т.е. недостаточное владение как родным, так и немецким языками. От нищеты молодежь спасает система социальных пособий, выплачиваемых австрийским правительством, а также общинная солидарность, дающая возможность подзаработать в среднем и малом бизнесе (в основном это предприятия быстрого питания турецкой национальной кухни).

В 2010 г. по инициативе австрийского Министерства внутренних дел было проведено социологическое исследование, согласно которому лишь 26% турок заявили, что чувствуют себя вполне интегрированными в австрийское общество; 55% заявили, что они бы не хотели, чтобы их дети заключали брак с «нетурками». В 2006 г. аналогичное исследование показало, что 45% мусульман в Австрии не желают интегрироваться. Таким образом, можно сделать вывод о том, что проблемы «мусульман второй волны иммиграции», характерные для большинства стран Западной Европы, свойственны и Австрии.

Исследование также показало, что идентичность турецкой молодежи, проживающей в Австрии, в большей степени определяет религия (ислам), нежели австрийская культура. Более того, 50% проживающих в стране турок хотят, чтобы нормы шариата частично были инкорпорированы в местное законодательство. Итоги социологического исследования обсуждались в австрийской прессе. Эксперты считают возможной дезинтеграцию австрийского общества без разумной миграционной политики и работы с детьми мигрантов-мусульман, начиная с детского сада. Австрийские ис-

следователи считают, что процесс сближения иммигрантов и принимающего общества должен быть синхронным. В противном случае, по мнению социолога Петера Ульрама, возникновение мусульманской субкультуры среди австрийских турок вполне реально. Это произойдет, если не изменить отношение к мусульманам самих австрийцев, прежде всего людей с низким образовательным уровнем.

В 2011 г. стало известно, что Министерство просвещения Австрии работает над новой программой обучения, которая предусматривает внедрение турецкого языка как второго иностранного. Дело в том, что в школах уже существуют подобные программы французского, русского, польского, а также боснийского, сербского и хорватского языков. В этом плане австрийцы опередили Германию.

Анкара, так же как и в Германии, патронирует турецкую общину в Австрии. В частности, в посольстве Турции в Австрии есть специальный отдел, занимающийся делами турецких иммигрантов. В 2010 г. посол Турции в Австрии Кадри Эджвет Течкан в одном из интервью газете «Die Presse» обвинил власти в том, что они чинят препятствия турецким иммигрантам, ужесточают миграционную политику и создают барьеры для их интеграции. «К туркам в Австрии относятся, как к вирусу», - сказал посол. Главный пафос его выступления был направлен против отрицательного отношения австрийцев к мусульманской одежде женщин-турчанок. В ответ на это Э. Штадлер, депутат австрийского парламента (партия «Союз за лучшее будущее»), выступил на одном из пленарных заседаний с заявлением, в котором предложил объявить турецкого посла «персоной нон грата». Он также заявил, что выступление посла оскорбляет устои австрийской республики. Аналогичное выступление в Турции, по его словам, могло бы стать предметом судебного расследования согласно статье 301, по которой слова посла (будь они сказаны о Турции, а не об Австрии) рассматриваются, как уголовное преступление. «Умаление турецкой нации, государства, республиканских институтов... ведет к тюремному заключению на срок от 6 месяцев до 2 лет». Кроме того, депутат привел примеры зверских убийств христианских священников в Турции, имевших место с 2008 г. Этот эпизод свидетельствует о том, что отношения между Австрией и Турцией отнюдь не безоблачны.

Турецкий премьер Р. Т. Эрдоган регулярно посещает Австрию и каждый раз встречается со своими соотечественниками

(последний визит в феврале 2013 г. для участия в Форуме Альянса цивилизаций). Целью его визитов является давление на австрийские общественные круги, которые он намерен склонить в пользу вступления Турции в ЕС. Однако австрийские националистические партии, в частности партия «Альянс за будущее Австрии» (созданная Йоргом Хайдером в 2005 г.), протестовали против визита турецкого премьера. Накануне визита президент страны Хайнц Фишер сказал, что предстоящие переговоры турецкой делегации и чиновников Евросоюза по вопросу вступления страны в ЕС будут трудными. Австрия является одной из стран - членов ЕС, препятствующих членству Турции в Евросоюзе. Социал-демократы и Народная партия поддерживают переговоры, но при этом указывают на некоторые необходимые для обсуждения деликатные вопросы, такие как права человека и неравенство полов в Турции. Лишь 18% австрийцев поддерживают так называемое привилегированное партнерство между Турцией и Евросоюзом, а еще меньше - 5% высказываются за членство Турции в Евросоюзе.

Тем не менее в отношениях двух государств много вопросов, которые требуют разрешения. В частности, Министерство внутренних дел Австрии обеспокоено деятельностью турецкой молодежной националистической организации «Бозкурт» (Серые волки) среди турецких иммигрантов.

Статья представлена автором для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир».

Д. Нечитайло,

кандидат политических наук (ИВ РАН) ИДЕОЛОГИЯ САЛАФИЗМА В США

Рассматривая Вашингтон в качестве врага № 1 «Аль-Каида» стремится перенести военные действия на территорию самих США. При этом она делает ставку как на группировки, действующие автономно, так и на отдельных моджахедов, так называемых «одиноких волков», способных в рамках общей стратегии борьбы «Аль-Каиды» совершать теракты с причинением серьезного ущерба этой стране. Следует отметить, что как в Европе, так и в США существует почва для появления такой категории радикалов. Вероятно также применение ими ОМП любого типа. Со своей стороны пропагандисты уже усилили психологический эффект от возможных будущих терактов, возложив всю ответственность за их

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.