Научная статья на тему 'Турецкие иммигранты в Германии: проблемы и перспективы'

Турецкие иммигранты в Германии: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2699
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Турецкие иммигранты в Германии: проблемы и перспективы»

преобразований, прежде всего в сфере экономики, и будет иметь возможность реализовывать его в течение нескольких лет, не боясь быть отправленным в отставку через год-полтора. Проблема заключается в том, как добиться поддержки реформ восточно-иорданцами, которые в последние годы проявили себя как сдерживающий фактор модернизации. Тем более что для короля они и далее будут оставаться главной социально-политической опорой. Власть демонстрирует намерение вовлечь широкие слои восточно-иорданцев (особенно жителей отсталых провинций) в процесс модернизации, добиться их перехода из госсектора в частный. Этому должны способствовать вступление Иордании в ССАГЗ и реализация серии крупных инфраструктурных проектов общей стоимостью 30 млрд долл., инициированных властями Иордании. Рассчитанные на 20 лет, мегапроекты предполагают, в частности, строительство АЭС, чтобы к 2030 г. Королевство смогло не только покончить с зависимостью от импорта энергоносителей (на это сейчас уходит 25% госбюджета), но и стать экспортером электроэнергии. Предполагается реализация Red Sea project стоимостью 12 млрд долл., что даст возможность смягчить проблему нехватки пресной воды и остановить высыхание Мертвого моря. Также планируется строительство железной дороги протяженностью 1080 км, которая свяжет Иорданию с Сирией и Ираком и позволит ей стать важной транзитной зоной в Западной Азии (последний проект представляется наименее вероятным из-за неясности будущего Сирии).

«Ближний Восток, арабское пробуждение и Россия: Что дальше?», М., 2013 г., с. 321-337.

О. Бибикова,

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник (ИВ РАН) ТУРЕЦКИЕ ИММИГРАНТЫ В ГЕРМАНИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

К началу 2011 г. в Германии проживало более 4 млн турок, из них 1 658 083 обладали турецким гражданством1. Ныне турки являются крупнейшей национальной диаспорой Германии, в 2009 г. их численность составила 25% всех иностранцев. Официальное число турок в Германии, имеющих турецкое гражданство, снижается в основном из-за того, что некоторые категории получают немецкое гражданство. В 2000 г. был принят закон, согласно

которому гражданство определялось не по национальности, а по месту рождения, в результате чего турецкие дети, рожденные в Германии после этой даты, автоматически получают немецкое гражданство. Принимая этот закон, немецкие законодатели исходили из того, что рожденные в Германии турки должны ощущать себя причастными к этой стране, к ее культуре и истории. По мнению французского исследователя А. Кайя, принятие этого закона «приведет к ослаблению сплоченности этнических общин, смягчит зависимость от этнических, конфессиональных и национальных связей»2. Положительным следствием нового закона стало то, что общая численность иностранцев в последние годы остается относительно стабильной.

Для Германии учет детей, родившихся в турецких или турецко-немецких семьях, как будущих граждан страны очень важен. Дело в том, что немецкая нация стремительно стареет: в 2000 г. каждый шестой житель Германии был в возрасте 65 лет и старше. По данным на 2011 г., люди старше 65 лет составляли уже 20,6%, а к 2050 г. их число может достичь 30%3.

Кроме того, по статистике, немцы по сравнению с другими европейцами заводят меньше всего детей. Последние 40 лет коэффициент рождаемости в Германии остается на уровне 1,39 ребенка на каждую женщину. Это главная причина того, что население страны сокращается: даже для его простого воспроизводства, как известно, нужен показатель 2,04. Таким образом, Германия демонстрирует один из самых низких показателей рождаемости на континенте.

Здесь, так же как и в других странах Европы, утрачивает свое значение и институт брака: по данным на 2009 г., немцы регистрировали лишь 4,6 бракосочетаний на 1000 жителей. Сложилась ситуация, когда человек сознательно отказывается регистрировать брак и иметь детей, что отражается на социальных и этических ценностях общества. Причину того, что в индустриально развитых государствах показатели сокращения населения самые высокие, следует искать в двух мировых войнах XX в. Кроме того, немцы опережают многие страны по количеству разводов -2,3 развода на 1000 жителей5.

Единственный способ избежать катастрофических последствий сокращения населения - это массовый приток иммигрантов. Демографы подсчитали, что при уровне иммиграции в 100 тыс. человек к 2060 г. в Германии будет 65 млн человек. При нулевом уровне миграции в 2060 г. в стране останется не больше 58 млн

жителей. Но это приблизительные данные. Дело в том, что одновременно Германия переживает исход коренного населения из страны: за последние десять лет из страны ежегодно уезжали около 700 тыс. немцев. Таким образом, Германии нужно не только уравновесить потерю населения из-за низкой рождаемости, но и ежегодно предоставлять гражданство более чем полумиллиону человек для того, чтобы только компенсировать эмиграцию.

Начиная с 1960-х годов гастарбайтеры (прежде всего из Турции), политэмигранты и беженцы6 способствовали увеличению населения страны, а поскольку среди переселенцев преобладали молодые люди, рождаемость у них была выше, чем у коренных жителей. Несмотря на то что рецессия 1967 г. временно приостановила процесс найма новых гастарбайтеров, сразу после ее окончания немецкие власти открыли двери страны для воссоединения семей, пытаясь одновременно разрешить проблему дефицита рабочей силы в низкооплачиваемых и непрестижных областях сферы услуг. На основе этого решения рабочие визы были предоставлены преимущественно женщинам. Отчасти это снижало уровень социальной угрозы со стороны одиноких иностранных рабочих - мужчин, живущих в общежитиях. Принятый впоследствии (в 1974 г.) Закон об объединении семей существенно облегчил этот процесс. Естественно, что в первую очередь визы получили жены гастар-байтеров, уже проживавших в ФРГ. Таким образом, к 1976 г. турчанки составили 27% гастарбайтеров7. Логичным результатом кампании по воссоединению семей и увеличению числа женщин-иммигранток стало повышение рождаемости среди семей иммигрантов. Властям ФРГ потребовалось немало усилий для того, чтобы создать условия для решения социальных вопросов, в том числе включения детей в образовательную систему страны. В 1978 г. бундестаг одобрил закон, предусматривающий выдачу иностранным рабочим разрешений на работу и проживание в течение неограниченного срока (после восьми лет проживания вместо 10 лет, как это было ранее). Этот факт свидетельствует о том, что страна не смогла подготовить собственные кадры рабочих и по-прежнему рассчитывала использовать наемный труд иностранцев. Были также сняты ограничения на проживание иммигрантов в районах с высокой плотностью населения8.

Таким образом, стало очевидно, что если в 1960-е годы турецкие гастарбайтеры воспринимались как временные работники, приехавшие на несколько лет на заработки, то теперь в стране присутствует крупное этническое сообщество, отличающееся от ко-

ренных жителей не только культурой, религиозными воззрениями, но и менталитетом. К этому времени в ФРГ уже насчитывалось около миллиона турок. Тогда же вопрос об их присутствии стал темой общественных дискуссий.

В 1970-1980-е годы правительство стало принимать меры по сдерживанию иммиграции. Принимались антииммигрантские законы, стимулировалось возвращение турок на родину. Однако после того как в 1983 г. власти стали выплачивать гастарбайтерам 10,5 тыс. марок с условием переезда на родину, этой возможностью воспользовались только 13 тыс. человек - капля в море. Жизнь в Германии равно оставалась более привлекательной, чем возвращение в Турцию, несмотря на рост ксенофобии в немецком обществе.

Сегодня среди немецких турок мало людей старше 60 лет -всего 5%. Часть представителей первого поколения вернулась на родину, а те, кто приехал в ФРГ после 1973 г., сегодня составляют 53% турецкой диаспоры. К этому надо добавить 17% молодых турок, родившихся в Германии9. Приведенные цифры свидетельствуют о привлекательности Германии для турецких иммигрантов. Однако из этого не следует, что все они адаптировались к немецкой действительности.

Следует отметить, что не все турецкие иммигранты стремятся закрепиться в Германии. Сложившаяся ныне в Турции благоприятная экономическая ситуация заставляет молодых иммигрантов размышлять о преимуществах трудоустройства на родине. По оценкам Айхана Кайя, специалиста по вопросам иммиграции, в последние несколько лет из-за границы на родину ежегодно возвращаются примерно 8-10 тыс. представителей молодежи, имеющих турецкие корни. В качестве причин, побуждающих их вернуться на родину, они называют усиливающийся расизм, антиисламизм и ксенофобию, а также углубляющиеся экономические проблемы в странах Европы. Как свидетельствуют результаты исследования, проведенного Фарухом Шеном, руководителем турецко-немецкого Фонда образования и научных исследований в Стамбуле, обстановка экономической неопределенности, сохраняющаяся в Европе, представляет собой главную причину, побуждающую турецкую молодежь (представителей диаспоры или обучавшихся в европейских университетах студентов) возвращаться на родину10. Среди тех, кто решил вернуться в Турцию, много выпускников немецких вузов. Обладая дипломом о высшем образовании и знанием немецкого языка, они довольно быстро находят

работу в немецких фирмах, представительства которых в последние годы в изобилии открываются в Турции.

Согласно некоторым оценкам, сегодня в Европе проживают 120 тыс. турок, имеющих университетское образование. А Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) отмечает, что треть из 40 тыс. европейских предпринимателей турецкого происхождения, которые ежегодно дают в бюджет из своих доходов 45 млрд евро и предоставляют работу 700 тыс. человек, - также имеет университетские дипломы11. Тем не менее образование остается болевой точкой турецкой диаспоры в Германии.

В 1960-е годы иностранцы в основном были заняты в горнодобывающей, сталелитейной, автомобильной промышленности и сельском хозяйстве, которые в тот период в ФРГ назывались «отраслями роста». Позднее, с внедрением новых технологий, процент иностранцев в этих отраслях стал меньше, и они стали уходить в сферу услуг. Это свидетельствует о том, что профессионализм иностранных рабочих остался на прежнем уровне, ибо власти ФРГ не занимались переподготовкой иностранных рабочих. По мнению А. А. Николаева, «наличие иностранной рабочей силы было фактором, смягчавшим структурные трудности и напряженность на рынке труда в кризисный период» . Таким образом, социальное положение гастарбайтеров в Германии оставалось прежним. Даже выросшая в ФРГ молодежь, т.е. второе и третье поколения гастарбайтеров, оставалась маргинальной.

В берлинском районе Кройцберг доля турецкого населения составляет более 40%. Учитывая, что в турецких семьях традиционно много детей, доля турецких учащихся в школах этого района колеблется от 70 до 90%. Такая фантастическая концентрация иностранцев в общеобразовательных школах сводит «на нет» все попытки учителей интегрировать турецких детей в немецкое общество. В вузы поступают лишь 6% детей из турецкой общины (среди этнических немцев этот уровень достигает 23%)13.

В Берлине лишь один из 12 турецких школьников сдает экзамены за полный курс средней школы, в то время как среди немецких школьников их сдает каждый третий. Слабая успеваемость турецких школьников связана с отсутствием у большинства родителей установок на получение полного образования. Российский журналист С. Сумленный в своей книге «Немецкая система. Как устроена Германия» отмечает, что в ряде школ преподаватели просто «махнули рукой на плохую успеваемость детей из турецких семей», что в конце концов перекрывает дорогу детям иммигран-

тов к достойному образованию. Однако в берлинском районе Нойкелльн, отличающемся высокой концентрацией иммигрантов, доказали, что если перевести школу на полный день, обеспечив детям доступ к бесплатным спортивным и творческим секциям, то их успеваемость резко повышается, дети лучше говорят по-немецки, а их контакты с уличными бандами сокращаются. Расходы на продленное содержание детей в школе «не больше, чем стоимость содержания двух-трех заключенных»14.

Есть признаки того, что турки создают в Германии (так же как и в других странах Европы) своеобразное «параллельное общество», в котором они живут по собственным законам. Об этом свидетельствует стремление многих обосновавшихся в Германии турок обзавестись невестой из турецкой глубинки. С точки зрения психологии этот феномен вполне объясним: брак с соотечественницей более прочен, в то время как в смешанном союзе возможны столкновения менталитетов и т. д.

Зачастую консервативные отцы турецких семей привозят с родины невест для своих сыновей. Подобный «брачный туризм» замедляет процесс интеграции турок в европейское общество. Как известно, влияние семьи на подрастающее поколение обычно выше, чем школы или государства, а в турецком случае это еще существеннее, так как государство не является «своим». Возможности для вертикальной мобильности представителей турецкой общины невелики - есть исключения, но они подтверждают правило. А социальные пособия, которые получают турецкие семьи с детьми, позволяют им поддерживать более высокий уровень жизни не только в каком-нибудь захолустном анатолийском городке, но и в Стамбуле.

Как и в других странах Европы, в случае развода законы шариата входят в противоречие с законами Германии. Дело в том, что по немецким законам несовершеннолетний ребенок остается с матерью, которая может не работать до достижения ребенком восьми лет, а после (до 15 лет) - работать частично. Все это время отец ребенка должен платить алименты, которые рассчитываются по специальной таблице с учетом его возраста и профессии. По мусульманским законам отец имеет больше прав на своих детей (особенно на мальчиков) и зачастую, например в случае отъезда из страны, стремится увезти детей из Германии.

Естественно, что при столь масштабном присутствии этнических турок в Германии существуют и положительные примеры успешной адаптации в немецком обществе. Среди них можно

назвать немецкого государственного и политического деятеля Джема Оздемира. Сын турецких иммигрантов черкесского происхождения, он родился в Германии в 1965 г. Закончив университет, работал журналистом, опубликовал несколько книг по вопросам турецкой иммиграции. В 1981 г. стал членом Партии «зеленых»15, а в 1994, 1998 и 2002 гг. избирался в бундестаг. Однако в результате разгоревшегося скандала16 был вынужден уйти в отставку. В 2004 г. Дж. Оздемир стал депутатом Европейского парламента. В 2008 г. он был избран на пост сопредседателя Партии «зеленых». Следует отметить, что в Германии практически нет политиков федерального уровня, происходящих из семей иммигрантов. Партия «зеленых» - единственная из политических организаций, которая серьезно занимается проблемами иммигрантов. Сама же турецкая диаспора достаточно активна в коммунальной политике Берлина: в городском сенате из 149 депутатов девять депутатов турецкого происхождения17.

Как и в других европейских странах, турки достаточно успешны в спорте и зрелищных искусствах. Фатих Акин (р. 1973) -молодой кинорежиссер, сценарист и актер - уже за свой первый фильм «Быстро и не больно» (1998) получил премию в Локарно. За свой следующий фильм «Пьеро» он был награжден на кинофестивале в Мюнхене. Еще один фильм Ф. Акина - «Головой о стену» (2004) - получил несколько наград, в том числе премию Берлинского кинофестиваля. Здесь же в 2007 г. он получил премию за лучший сценарий за фильм «По ту сторону». В 2007 г. в немецкую Академию языка и литературы была избрана немецкая писательница турецкого происхождения Эмине Севги Оздамар (р. 1946), получившая несколько премий за свои произведения. Среди спортсменов турецкого происхождения лучшим футболистом сезона 2010-2011 гг. в Германии был признан полузащитник команды «Боруссия» (Дортмунд) Нури Казым Шахин (Люденшайд, р. 1988), а в 2012 г. лучшим игроком был назван еще один турецкий уроженец Германии Месут Озил (Гельзенкирхен, р. 1988), выступающий за национальную сборную Германии18.

Большинство немецких турок живут в двух конфликтующих культурах с различными моделями поведения. В школе или на работе, как правило, доминирует немецкая культура, тогда как в свободное время социальные связи осуществляются в рамках этнических групп. Наиболее многочисленны турки в Берлине, который называют «Анкарой-на-Шпрее»: здесь они составляют примерно 10% населения. Каждый третий берлинский турок является обла-

дателем немецкого паспорта. Около 12 тыс. человек - люди с высшим образованием. Почему Берлин стал главным центром притяжения для турок? Турки начали селиться в этом районе с 1970-х годов, так как немецкое население старалось держаться подальше от Стены. До падения Стены в Германии имелась так называемая «берлинская доплата» - 8%, что было существенно для турецких рабочих. То, что берлинцы были не обязаны служить в армии, для турок особой роли не играло. Кройцберг стал главным районом расселения турок в Берлине. И не только турок. Этот район мультинационален.

В первые годы после объединения двух Германий, в то время как восточные немцы устремились на Запад, турки активно стали осваивать бывшую ГДР: в восточных землях было зарегистрировано свыше 2 тыс. турецких предприятий. Однако во второй половине 1990-х годов начался исход турецкого бизнеса, это, по мнению аналитиков, было связано с тем, что часть восточных немцев вернулась и потребовала освободить рабочие места. Именно в этот момент здесь появились антииммиграционные и даже нацистские лозунги. Немецкие экономисты считают это тревожным сигналом, указывающим на неблагополучную экономическую ситуацию на востоке страны. Впрочем, более поздние исследования Немецкого института экономических исследований показали, что за пять лет, с 2005 по 2009 г., Берлин по экономическому росту вдвое опередил все другие федеральные земли. За пять лет здесь появилось 140 тыс. новых рабочих мест. Характерно, что примерно 6800 новых предприятий (в основном в торговле и быстром питании) с годовым оборотом до 4 млн евро были созданы турецкими предпринимателями. Особенно много торговых точек по продаже традиционных турецких денеров19 - 1200. Зачастую открытие собственного предприятия объясняется «не столько надеждой преуспеть в транснациональном германо-турецком пространстве, сколько недостатком альтернативных возможностей найти занятость в Германии»20. По этому поводу один юморист из Баварии даже пошутил: «Турки дважды пытались через Вену попасть в Европу, но безуспешно. Теперь им это удалось через Берлин: город полностью оккупирован турецкими лавками с дене-рами».

В Германии существует значительное число мусульманских организаций, объединяющих иммигрантов из Турции и других мусульманских стран. С одной стороны, это свидетельствует о свободе вероисповедания в Германии, но, с другой стороны, наличие

столь многочисленных общин замедляет адаптацию иммигрантов и членов их семей, сводит «на нет» те усилия, которые предпринимаются германской общественностью для их интеграции в немецкое общество.

Пожалуй, самыми старыми мусульманскими учреждениями в Германии считаются Центральный институт Исламского архива Германии, основанный еще в 1927 г., а также берлинское отделение Всемирного исламского конгресса, которое связывает свое происхождение с основанием первой мусульманской общины, возникшей в Германии еще в 1739 г.

В XX в. турецкие этноконфессиональные сообщества, как правило, объединяются по принципу единства происхождения или принадлежности к религиозному направлению. Еще в 1973 г. был создан Союз исламских культурных центров, поставивший перед собой задачу помогать турецким мусульманам удовлетворять их религиозные потребности. Крупнейший из них - Организация турецких суннитов. Кроме нее существует Объединение турецких шиитов - также одна из старейших организаций с центром в Гамбурге. В 1992 г. было основано Алевитское объединение Германии, включающее в себя около сотни общин, разбросанных по разным землям. По некоторым данным, в Германии проживают 700 тыс. алевитов. Вторым по величине является турецко-исламское сообщество «Милли Герюш», возникшее на базе основанного в 1976 г. в Кёльне Турецкого союза Европы. Организация имеет свои отделения практически во всех европейских странах. Одним из активных членов этой организации, особенно на раннем этапе, был молодой тогда турецкий политик Неджметдин Эрба-кан21. В 1987 г. по инициативе Муссы Сердара Челеби был создан Союз турецких исламских культурных объединений Европы. В отличие от других подобных объединений он не зависит от Турции. Союз демонстрирует стремление к диалогу с общественностью Германии и реализует совместные культурные проекты, направленные на адаптацию турецких иммигрантов к немецкой действительности. Кроме подобных организаций существуют общества последователей Саида Нурси и Фетхуллы Гюлена (Джамаатан ан-нур). Они создали Рисале-и-Нур-Институт в Штутгарте и Евро-Нур и занимаются просветительской деятельностью.

Немцы, принявшие ислам, также объединены в организации Немецкая исламская лига (Гамбург) и Германская исламская лига (Бонн). Среди членов этих общин ощущается влияние турецкого суфизма. Во Франкфурте-на-Майне находится центральное отде-

ление организации Ахмадийский исламский джамаат ФРГ, членами которой являются в основном выходцы из Пакистана. Ежегодно в конце августа они устраивают в городе Мангейм сбор своих членов. Существуют также объединения студентов-мусульман, действующие практически во всех крупных университетах Германии, а также женские мусульманские объединения.

Следует отметить, что за пределами страны исхода турецкие верующие сплачиваются вокруг суфийских объединений. В Османской империи суфизм находился под контролем государства. После провозглашения Турецкой Республики суфизм стал одним из важнейших факторов, который способствовал сохранению турецкого ислама как на родине, так и за ее пределами. На деле получилось, что крайний секуляризм Кемаля Ататюрка загнал суфизм в подполье. Формально тарикаты стояли вне политики, однако в действительности представляли собой альтернативу антиисламской линии правившего светского режима. В 19401960-е годы принадлежность к суфизму наказывалась законом: 6-7 месяцами тюремного заключения. Тем не менее члены тарика-тов собирались приватно. Однако сегодня стало очевидно, что среди власть имущих Турции есть адепты суфизма. Более того, суфийские радения стали элементом, привлекающим туристов. В путеводителях по Стамбулу и Коньи можно найти адреса текке и расписание радений (сема), которые там проводятся публично.

Сегодня в Турции, а также в Европе и США получил распространение так называемый «клубный суфизм». Деньги, получаемые с туристов, присутствующих на радениях, позволяют тарикатам оплачивать аренду помещения и иные расходы. В диаспоре суфизм позволяет турецким иммигрантам сохранить свою идентичность.

Доля турок-мусульман, которые относят себя к глубоко верующим, в Германии и в самой Турции примерно одинакова. Среди турок Германии - это 7,5%. Религиозными людьми называют себя 89% германских турок. Одновременно 2,4% немецких турок -это атеисты или агностики22. В 2007 г. в Карлсхорсте открылось первое в ФРГ образовательное учреждение по подготовке имамов, в самом Берлине - 82 мечети. По инициативе канцлера Германии А. Меркель в сентябре 2006 г. была созвана конференция по вопросам ислама.

Именно через мечеть Анкара оказывает влияние на своих соотечественников, находящихся в европейских странах. Этими вопросами занимается организация Диянет - Управление по делам

Турецкой Республики23, имеющая своих представителей в зарубежных посольствах. Через Диянет аппарат религиозных служащих как в Турции, так и в диаспоре полностью финансируется и управляется.

Усиление позиций ислама в самой Турции отражается на ее европейских диаспорах. Диянет держит под контролем мечети и мусульманские общины в Европе, направляет туда имамов и преподавателей турецкого языка. Характерно, что внимание к туркам в Европе усилилось в период правления Партии справедливости и развития24. Благодаря усилиям Диянет в 1984 г. был создан Турецко-исламский союз по вопросам религии (ТИСВР). Организация существует за счет финансовой поддержки из Анкары. Имамы и другие чиновники командированы из Турции. Документация ведется на турецком языке. Согласно Уставу ТИСВР, его основной целью является забота о просвещении и наставлении турецких общин, проживающих на территории Германии. Кроме того, организация занимается поиском помещений для проведения молитв и урегулированием вопросов по их аренде. В задачи союза входят также и организация занятий по религии, обеспечение общин имамами, проведение культурных мероприятий в соответствии с мусульманским календарем. Кроме того, руководство Союза координирует деятельность других турецких сообществ на территории ФРГ.

Представители ТИСВР неоднократно выступали против введения в школьные программы уроков религии на немецком языке, мотивируя это тем, что невозможно проконтролировать предлагаемую школьникам информацию об исламе. Впрочем, в 2007 г. по инициативе этой организации (и конкретно религиозного атташе турецкого посольства Р. Какира) была проведена акция «Вместе за мир, против террора», в которой приняли участие более 20 тыс. мусульман. Это была первая совместная демонстрация в ФРГ, проведенная с целью показать несовместимость понятий «ислам» и «террор». Немецкое правительство относится к влиянию ТИСВР на немецких мусульман неоднозначно, однако считает его одним из главных официальных представителей турецкой диаспоры.

В 1990-х годах в Германии стали говорить о мультикульту-рализме25 как о модели сосуществования различных культур, первоначально воспринятой многими как чудодейственное средство для решения межэтнических и межконфессиональных проблем. Произошла либерализация законодательства о гражданстве, государство признало право турецкой общины на своеобразие, рассчи-

тывая, что та сделает шаги навстречу и будет пусть не ассимилироваться (в рамках мультикультуральной доктрины это негативное понятие), то интегрироваться в современное демократическое общество. Однако, по мнению весьма компетентного исследователя этого вопроса С.В. Погорельской, «мультикультурализм - как разновидность целенаправленной государственной внутренней политики по интеграции иммигрантов, не принадлежащих к культурному кругу принимающей страны, как система мер и нормативов, регулирующих их права и обязанности, - в Германии никогда не практиковался. Однако, несмотря на отсутствие так называемого "государственного мультикультурализма", в Германии в последние десятилетия шел стихийный процесс формирования "мульти-культурного общества", для обозначения которого в этой стране используется такое понятие, как "мульти-культи"»26.

Особенности германской ситуации свидетельствуют о том, что целенаправленной дискуссии о том, какой должна быть политика в отношении иммигрантов, практически не было. Это наглядно показывают нормативные акты, регулировавшие права гастар-байтеров того времени. Предполагалось, что приглашенные рабочие вернутся на родину, так же как и политические беженцы, и проблема сама собой исчезнет. Поэтому те, кто придерживался противоположной позиции, употребляли термины «ассимиляция», «интеграция», «адаптация», не учитывая разницы этих понятий. После объединения двух Германий дискуссия стала более конкретной: оказалось, что восточные немцы («осси») и западные («весси») после эйфории, последовавшей за разрушением Стены, должны были преодолевать неприязнь друг к другу и предпринимать усилия для того, чтобы жить вместе без проблем.

Заявление Ангелы Меркель, которая в октябре 2010 г., обращаясь к участникам конференции христианско-демократической молодежи, констатировала провал политики мультикультурализ-ма27, вызвало широкий резонанс в Европе. Были разные мнения. Так, итальянская газета «L'Occidentale» оценила слова немецкого канцлера как «спокойное обращение к здравому смыслу»28 и призыв к пересмотру политики в области иммиграции. При этом всем было ясно, что известная всем своим либерализмом и умеренностью Меркель не намерена закрыть двери своей страны перед иммигрантами.

Высказывание Меркель о мультикультурализме совпало с возобновлением дискуссии о возможном вступлении Турции в ЕС. Во второй половине 2008 г., в условиях начинавшегося мирового

экономического кризиса, Анкара предприняла целый ряд внешнеполитических инициатив, целью которых было ускорение процесса вхождения в ЕС. В 2009 г. президент страны А. Гюль впервые за всю историю посетил штаб-квартиру ЕС. Однако европейские страны дали понять, что на данном этапе возможны лишь «привилегированные отношения». Нежелание европейских стран, прежде всего Германии и Франции, подойти к решению этой проблемы более конкретно можно объяснить как серьезным финансовым бременем, связанным с приемом Турции в ЕС, так и страхом перед турецкой иммиграцией. Не последнюю роль играют и политические опасения. «Париж и Берлин не хотят изменения расстановки сил внутри ЕС и ослабления позиций ФРГ и Франции в органах, определяющих политику и вырабатывающих стратегический курс ЕС»29. По мнению Германии и Франции, механизм принятия решений по европейским делам должен по-прежнему оставаться под их контролем.

Очередная отсрочка решения о принятии Турции в ЕС заставляет Анкару искать иные пути влияния на европейских политиков. Одним из них, на наш взгляд, является стремление усилить роль турецкой диаспоры, прежде всего в Германии. Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган довольно часто посещает Германию, и каждый раз он встречается со своими соотечественниками. В 2008 г., выступая в Кёльне перед членами турецкой общины, он выдвинул идею о создании в Германии школ с обучением на турецком языке (причем учителей премьер предложил приглашать из Турции - таким образом, большинство школьников заведомо не будет говорить по-немецки)30. Следующий визит Р. Эрдогана был приурочен к открытию в Ганновере Международной выставки информационных технологий (февраль 2008 г.). Этот визит завершился политическим кризисом германо-турецких отношений. Сначала Эрдоган выступил перед 16 тыс. турок, собравшихся приветствовать его в Кёльне. В своей речи он призвал соотечественников быть более активными: «Вы должны активно участвовать в политической жизни Германии - ведь вас здесь 3 млн! Мы не должны восприниматься как чужаки, мы должны быть важной частью этой страны». И далее: «Турецкий язык - это ваш родной язык, и вы должны учить ему своих детей. Я отлично понимаю, почему вы против ассимиляции. Ассимиляция - это преступление против человечества!»31

Как известно, правительство Германии обеспокоено тем, что иммигранты не стремятся овладеть немецким языком. Пытаясь

преодолеть дистанцию, существующую между коренным населением и иммигрантами, правительство разрабатывает специальные программы, реализация которых должна сделать обязательным знание немецкого языка для соискателей немецкого гражданства, ибо только таким образом иностранцы могут рассчитывать на успешное продвижение в немецком обществе. Однако взгляды Анкары и Берлина в этом вопросе не совпадают. В Дюссельдорфе Эрдоган вновь заявил, что в случае возникновения проблем (т. е. если начнут заставлять учить немецкий) он ждет своих земляков на родине: «Я приглашаю писателей, художников, интеллектуалов, которым пришлось в свое время покинуть страну из-за притеснений и недостатка свободы самовыражения и уехать в Германию, я приглашаю вас на родину, в Турцию». В Дюссельдорфе 11 тыс. турок на встрече с Эрдоганом кричали: «Да - интеграции, нет - ассимиляции».

27 марта 2011 г. канцлер Германии А. Меркель в телеинтервью по поводу очередного визита турецкого премьера сказала: «Мы хотим интегрировать людей, поколениями живущих в нашей стране. При этом речь не идет об их ассимиляции или забвении ими этнической родины. Мы хотим их активного участия в общественной жизни нашей страны и в трудовой деятельности, что требует хорошего владения немецким языком и соблюдения немецких законов». Уже на следующий день Эрдоган во время рабочей поездки в Ливию заявил: «Я не понимаю, почему г-жа Меркель отказывается от моего предложения открыть турецкие гимназии в Германии. Откуда у нее такая ненависть к Турции? Я не ожидал подобного от федерального канцлера...»32

Надо отметить, что эти выступления проходили в преддверии парламентских выборов в Турции, которые должны были пройти 12 июня 2011 г. Естественно, что Эрдоган старался привлечь на сторону своей партии турецких граждан, постоянно проживающих в ФРГ. Кстати, во время этого визита ему удалось получить согласие властей Германии на проведение выборов в турецких консульствах в Германии. Подводя итоги визита турецкого премьера в Германию, газета «Ди Вельт» писала, что если Эрдоган «сможет в организационном отношении объединить вокруг себя турок Германии и получить возможность бросить их влияние на весы немецких выборов - в поддержку партии, обещающей поддержать турецкие интересы, - то в таком случае Турция будет обладать большим влиянием и в Европе»33.

В ноябре 2012 г. Р.Т. Эрдоган снова приехал в Германию. Поводом стало открытие в Берлине нового здания посольства Турции, которое стало самым большим из всех турецких дипломатических представительств за рубежом. Эрдоган выступил с предложением разрешить миллионам жителей Германии с турецкими корнями иметь двойное гражданство, которое на данный момент исключено по немецкому законодательству. Одновременно он призвал 50 тыс. германских граждан, живущих в Турции (речь идет о пенсионерах, покупающих недвижимость в курортных городах), обратиться за получением гражданства его страны.

Большую роль в реальной жизни иммигрантов играет транснациональное медийное пространство. Туркам, приехавшим в Германию в начале 60-х годов XX в., почти с самого начала были доступны пресса, поступавшая непосредственно из Турции, и радиовещание на родном языке. В 1972 г. крупнейшая турецкая газета «Хюррийет» стала печатать специальные «европейские страницы», посвященные проблемам турецких эмигрантов. Этому примеру последовали другие издания. С развитием спутникового телевидения и особенно Интернета пределы медийного пространства, доступного туркам, живущим в Германии, существенно расширились. Изучение потребностей выходцев из Турции показало, что даже представители молодого поколения, лучше интегрированные в местную жизнь, достаточно свободно владеющие немецким языком и сравнительно более образованные, испытывают потребность в турецких СМИ в такой же мере, как и в немецких. Такое отношение к СМИ напрямую соотносится с «лоскутной идентификацией», характерной для части молодежи турецкого происхождения.

Практически все турецкие иммигранты имеют спутниковые антенны, благодаря которым они могут смотреть передачи турецкого телевидения. Наиболее популярны 7-й и 5-й каналы, транслирующие дискуссии по различным вопросам, касающимся как жизни в самой Турции, так и турок за границей. Телевидение также транслирует проведение религиозных и национальных праздников в мечетях Стамбула. В последние годы многие каналы транслируют образовательные передачи, а также сериалы, посвященные истории Турции.

Влияние европейской культуры и европейского менталитета больше ощущается в Стамбуле, чем среди турок в Германии. Тем не менее молодое поколение более восприимчиво к европейским ценностям. Впрочем, есть и другие тенденции. Неустроенная молодежь обладает повышенной агрессивностью и старается

выплеснуть ее за пределы своего социально-этнического пространства. Подобное поведение характерно не только для турецких подростков. Немецкая полиция зафиксировала образование молодежных уличных банд смешанного происхождения (турки, арабы, итальянцы, поляки, албанцы и т. д.), включая этнических немцев.

На самом деле германо-турецкое транснациональное пространство претерпевает изменения, по мере того как меняется самоидентификация иммигрантов. Этот закономерный процесс развивается на фоне смены поколений. Данные обследования, проведенного по всей Германии среди молодых представителей семей турецких мигрантов, показали, что 7% членов возрастной группы от 16 до 29 лет склонны считать, что соединяют в себе турецкую и германскую национальную принадлежность. Они называют себя «немецкими турками», Еще 25% считают себя полутурками-полунемцами. Большинство представителей молодежи до 30 лет (59%) однозначно причисляют себя к лицам турецкой

34

национальности . И все же в молодежной среде происходит медленное продвижение в направлении транснациональной идентификации.

Вопрос об идентичности турецких мигрантов остается открытым. Большинство из них ориентируется частично на Турцию, а частично на Германию. Постоянный контакт с Турцией, а также продолжающееся воссоединение семей препятствуют процессу аккультурации представителей второго и третьего поколений мигрантов. В отличие от других иммигрантов, турки редко создают смешанные семьи, хотя исключения все-таки случаются, в том числе в среде интеллигенции. Так, в 2001 г. Петер Коль, сын Г. Коля, бывшего канцлера Германии, женился на турчанке.

Надо отметить, что проблема турецкого присутствия в СМИ Германии обычно рассматривается в негативных тонах. Однако речь идет о людях, легально приехавших в страну, легально в ней работающих и платящих налоги35 и, следовательно, способствующих процветанию Германии. Но все иммигранты, как первого, так и второго или третьего поколений, свидетельствуют о широко распространенной ксенофобии по отношению к иностранцам вообще, а уж к туркам - втройне (особенно после 11 сентября 2001 г.). Само немецкое общество блокирует возможности социального подъема любых иммигрантов. Известны конкретные случаи дискриминации армянских, курдских и других семей. Большинство немцев воспринимает иммигрантов как нахлебников,

пользующихся благами немецкой социальной системы. При опросе населения немцы обычно обращают внимание на то, как иностранцы одеты, и на то, что они не христиане. Европейцев раздражает мусульманский платок, в то время как одежда монахинь разных орденов воспринимается как нечто само собой разумеющееся.

Следует отметить, что проблемы иммигрантского присутствия в Германии мало чем отличаются от того, что происходит с иммигрантами во Франции, Италии, Бельгии и других странах. Нужно признать, что для всех европейских стран характерен этноцентризм, сопровождающийся негативизмом по отношению к чужакам, особенно если они мусульмане. Большинство турецких иммигрантов, легально проживающих в Германии, отдают себе отчет в том, что, несмотря на то, что в Европе им жить спокойнее и сытнее, здесь они остаются нежеланными, хотя в паспортах их детей, родившихся после 2000 г., записано «немец». Происходит взаимное отторжение: немецкие общественно-политические структуры демонстрируют безразличие и нежелание предпринять кардинальные меры по привлечению иммигрантского сообщества. В свою очередь иммигранты замыкаются в своей среде и порой демонстрируют агрессию к коренным жителям.

Еще в 1980-е годы западноевропейский экономист М. Нико-линакос писал о том, что миграционный механизм «предназначен не для достижения равновесия между спросом и предложением, а для увековечивания отношений между периферией и центром»36. Миграция турецких рабочих в ФРГ - явление закономерное, основанное на определенных исторических традициях и имеющее отнюдь не только одну экономическую составляющую. Использование иностранной рабочей силы в Германии прослеживается с кайзеровских времен, включая период Веймарской республики и годы фашизма. Вероятно, это обстоятельство способствовало формированию определенной фобии по отношению к чужакам, тем более исповедующим другую религию.

Примечания

1 Среди них примерно 1/5 представлены курдами, кроме того, есть представители балканских народов, предки которых переселились в Османскую империю и после. Специалисты считают, что каждый шестой гражданин Турции имеет балканские корни.

2 Hommes et migration. - P., 2009. - № 1280. - P. 65.

Newsweek, 22.05. 2006.

Русская Германия, № 51, 21.12. 2012.

Deutsche Welle, 2.01.2012. По данным российского исследователя Н.Ю. Ульченко, в самой Турции также зафиксирован высокий уровень разводов: 93,5 тыс. в 2006 г. (см.: Исламский фактор в истории и современности. -М., 2011. - С. 67).

Либеральная политика Германии в отношении политических беженцев имела своим последствием приезд в страну Гемалеттина Каплана, известного как «кёльнский халиф». Он призывал превратить Германию в «острие копья, направленного против неверных». Выдворить из страны его удалось только в 2005 г.

Indley С. The Turks in World History. - Oxford University Press, 2005. - P. 220221.

Main-d'oevre etrangere le point de la situation. Observateur. OCDE. - P., 1979. -№ 97. - P. 33.

Erdem K. Ethnic Marketing for Turks in Germany - Influences on the Attitude Towards Ethnic Marketing, GRIN Verlag, 2007. P. 17. http ://russian. eurasianet. org/node/58837 Today's Zaman, Istanbul. 10.02.2012.

Николаев А.А. Место и роль иностранных рабочих в социальной структуре и рабочем движении ФРГ. Канд. дисс. - М., 1989. - С. 4

http://nemo991.livejournal.com/690631.html (См.: Сумленный С. Турецкое население Германии: Этническая бомба замедленного действия. 24.02.2011.) Сумленный С. Немецкая система. Как устроена Германия. - М., 2012. -С. 232.

Партия «зеленых» была создана в 1979 г. Первоначально ее члены поддержали левоцентристский экономический курс, протестуя против строительства АЭС, требуя выхода из НАТО, отмены ограничений на иммиграцию, а также легализации легких наркотиков и однополых браков. Члены партии неоднократно участвовали в акциях гражданского неповиновения, в частности против размещения в ФРГ американских ракет «Першинг-2». В 1983 г. партия получила 5,7% голосов (27 мест) на выборах в бундестаг. В 1997 г. на федеральных выборах она получила 8,3% голосов. К 2005 г. партия «зеленых» окончательно отошла от своих первоначальных установок антикапиталистического и пацифистского характера, поддержав бомбардировки НАТО на территории Югославии. В 2008 г. сопредседателем партии был избран германский политик турецкого происхождения Джем Оздемир, получивший 80% голосов. Партия выступает за «мультикультурное» общество, интеграцию иммигрантов, разрешение однополых браков, защиту информации о личной жизни в Интернете и другие гражданские права. «Зеленые» также поддерживают намерение Турции вступить в Европейский союз.

Немецкие журналисты выяснили, что Оздемир покупает авиабилеты для личных нужд в счет «премиальных миль», накопленных в официальных поездках. Русская Германия, № 41, 18.10.2010.

В 2010 г. в Германии был проведен конкурс красоты среди мужчин. Победителем стал 30-летний Мехмет Дуракович, этнический турок и одновременно супруг «мисс Германии» Катрин Дуракович. С точки зрения психологии этот

4

5

6

7

8

9

10

13

14

15

16

17

эпизод свидетельствует о положительном визуальном восприятии восточного элемента в европейской культуре.

19 Денер - турецкий фастфуд, состоящий из мяса/рыбы, овощей, национальной лепешки и специй.

20 Halm D., Thranhardt D. Der transnational Raum Deutschland - Türkei. - Aus Politik und Zeitgeschichte. - Bonn, 2009. - № 39-40. - S. 38.

21 Неджметдин Эрбакан (1926-2011) - премьер-министр Турции в 1996-1997 гг. Считается сторонником «политического ислама» и наставником Реджепа Тайипа Эрдогана, нынешнего премьер-министра Турции.

22 Hommes et migration. - P., 2009. - № 1280. - P. 67.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23 В ведении Диянет находится 76 тыс. мечетей. Число сотрудников Диянета составляет примерно 100 тыс. человек. Известно, что его бюджет на 2006 г. превосходил бюджеты Министерства внутренних дел и Министерства иностранных дел и равен примерно трети государственных расходов на здравоохранение.

24 Партия справедливости и развития основана в 2001 г. Генеральный секретарь - Реджеп Тайип Эрдоган, премьер-министр Турецкой Республики (с марта 2003 г.).

25 Впервые о мультикультурализме заговорили в конце 1960-х годов в Канаде как о либеральной идеологии, которая ставит перед собой задачу защищать права «коллективных индивидов».

26 Актуальные проблемы Европы. - М., 2011. - № 4. - С. 10-11.

27 Незадолго до выступления А. Меркель аналогичную мысль высказал консервативный баварский политик Клаус Зехофер, заявивший, что пришло время закрыть Германию для иммигрантов, поскольку страна рискует превратиться в «мировой собес».

28 Occidentale, 20.10.2010.

29 http://www.perspektivy.info/print.php?ID=57954. Шлыков П.И. Турция на пути в Евросоюз: Надежды и разочарования.

30 «В Германии необходимо открыть школы, преподавание в которых будет вестись на турецком языке, - заявил Эрдоган собравшимся. - Турция готова отправить в Германию необходимых для этого учителей». См.: http://rus.ruvr./2011/09/21/56489185.html

31 В апреле 1998 г. Эрдоган, тогда еще оппозиционный политик, был осужден по ст. 312-2 Уголовного кодекса Турции за «подстрекательство к этнической, расовой и религиозной вражде» на 10 месяцев заключения и пожизненный запрет заниматься политической деятельностью. Основанием послужила его публичная речь, произнесенная в 1997 г., во время которой он процитировал следующий фрагмент из стихотворения: «Демократия - это лишь поезд, с которого мы сойдем, как только достигнем цели. Мечети - наши казармы. Их минареты - наши штыки. Их купола - наши шлемы. Верующие - наши солдаты». В ходе февральской (2008) встречи с представителями молодежи, проводившейся в здании администрации канцлера ФРГ, Эрдоган, отвергая вступление Турции в ЕС на правах привилегированного партнера, а не полноправного члена, заявил: «В Европе уже живут 15 млн турок. Если ЕС останется христианским клубом, то какая вообще может идти речь о содружестве культур?»

32 Русская Германия, № 8, 2.03.2012.

33 Die Welt, 30.10.2012.

34 Halm D., Thranhardt D. Der transnational Raum Deutschland. S. 3.

35 Российский журналист С. Сумленный, постоянно проживающий в Германии, приводит данные Института по изучению перспектив рынка труда: в среднем каждый находящийся на территории Германии иностранец выплачивает ежегодно в бюджет страны 7400 евро, а получает лишь 5500. Для немцев эти показатели составляют соответственно 10 500 и 7800 евро (см.: Сумленный С. Указ. соч. - С. 242).

36 Положение иностранной рабочей силы в странах Общего рынка, Реферативный сборник; Николинакос М. Заметки по общей теории миграции в условиях современного капитализма. - М., 1976. - С. 34-36.

«Государство, общество, международные отношения на мусульманском Востоке», М., 2014 г., с. 350-366.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.