Научная статья на тему 'Рецензия на коллективную монографию «Профессиональное общение» (соавторы: Беляков М. В. , Максименко О. И. , Денисов К. М. , миньяр-белоручева А. П. , Шапошников В. Н. , Лукашевич Е. В. , Елыманова В. Е. , Олешков М. Ю. , Хомутова Т. Н. , Харченко Е. В. ), Челябинск, 2013'

Рецензия на коллективную монографию «Профессиональное общение» (соавторы: Беляков М. В. , Максименко О. И. , Денисов К. М. , миньяр-белоручева А. П. , Шапошников В. Н. , Лукашевич Е. В. , Елыманова В. Е. , Олешков М. Ю. , Хомутова Т. Н. , Харченко Е. В. ), Челябинск, 2013 Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
76
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на коллективную монографию «Профессиональное общение» (соавторы: Беляков М. В. , Максименко О. И. , Денисов К. М. , миньяр-белоручева А. П. , Шапошников В. Н. , Лукашевич Е. В. , Елыманова В. Е. , Олешков М. Ю. , Хомутова Т. Н. , Харченко Е. В. ), Челябинск, 2013»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 35 (326). Филология. Искусствоведение. Вып. 85. С. 159-160.

РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ

РЕЦЕНЗИЯ НА КОЛЛЕКТИВНУЮ МОНОГРАФИЮ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ»

(соавторы: Беляков М. В., Максименко О. И., Денисов К. М., Миньяр-Белоручева А. П., Шапошников В. Н., Лукашевич Е. В. , Елыманова В. Е., Олешков М. Ю., Хомутова Т. Н.,

Харченко Е. В.), Челябинск, 2013

Актуальность темы рецензируемой монографии несомненна: с одной стороны, постиндустриальное общество начинает осознавать важность структурирования и повышения эффективности информационных потоков, а с другой, реформирование высшего образования ориентирует на подготовку специалистов, умеющих эффективно общаться в своей профессиональной сфере. К тому же, как справедливо отмечает Т. Н. Хомутова в своем разделе монографии, «в последнее время языкознание переживает настоящий бум интереса к своему объекту, появляются новые теории и гипотезы, новые парадигмы исследования, новые дисциплины, новая "дисциплинарная матрица" лингвистики».

Цель коллективной монографии - систематизировано представить новые подходы к общению в профессиональной сфере, а также описать относительно новые для исследования в этом русле сферы деятельности (дипломатическая коммуникация, педагогическое общение, тележурналистика и т. п.). В рукописи представлены разные научные направления, однако все главы связывает один объект, заявленный в названии монографии, - профессиональное общение.

Первая глава (авторы М. В. Беляков, О. И. Максименко) посвящена достаточно закрытой сфере профессиональной коммуникации - дипломатической, целью которой всегда был поиск компромиссных решений без необходимости выставлять многие достижения дипломатов на всеобщее обозрение. Этой особенностью, по словам авторов, объясняется и незначительное количество работ, посвященных, в частности, лингвистическим аспектам дипломатических текстов, включая публикации дипломатов высшего ранга в СМИ, и дипломатической коммуникации в целом.

К терминологии обращены исследования К. М. Денисова «Совершенствование профессионального общения как приоритетная задача ^р лексикографии и терминографии» и А. П. Миньяр-Белоручевой «Исторические

термины как объект исследования языка специальности». Можно отметить, что в настоящее время внимание к терминам возрастает в связи с развитием и специализацией многих научно-практических направлений, а также обилию заимствований из других языков. К этой проблематике тесно примыкает глава В. Н. Шапошникова «Язык в специальной сфере: числовой код и исчисление в системе языкового выражения», в которой автор описывает феномен языкового выражения в специализированной сфере, характеризующейся специфическими задачами, объектом и языковым материалом наряду с системными правилами.

Е. В. Лукашевич и В. Е. Елыманова проанализировали профессиональное общение тележурналиста в аспекте прикладной психолингвистики, рассматривая речевое общение в массовой коммуникации, и подробно описали специфику медиадискурса.

Изучению педагогического дискурса как объекта лингвопрагматического исследования посвятил свой раздел монографии М. Ю. Олешков. Под устным педагогическим дискурсом он понимает клишированную разновидность «личностной» коммуникации, которая представляет собой нормированный тип вербального взаимодействия.

Т. Н. Хомутова предлагает интегральную теорию профессионального общения и доказывает, что именно интегральный подход к изучению взаимосвязи и взаимообусловленности четырех секторов языка и коммуникативной деятельности как главного стержня, активирующего элементы этих секторов, может дать более полное представление о том, что же такое язык и его единицы, одной из которых является текст.

Е. В. Харченко выявляет современные проблемы, связанные с профессиональным общением, и предлагает подходы к их решению. Особое внимание уделяется роли филологии в решении этих проблем на современном этапе. Следует особо отметить, что все главы взаимоперекликаются и дополняют друг друга, позво-

160

Т. А. Воронцова

ляя объемно взглянуть на профессиональное общение с теоретической и практической точек зрения.

Новизна монографии в ее многоплановости: в ней впервые предложена интегральная теория профессионального общения, дан глубокий анализ дипломатической и педагогической коммуникации, рассмотрено профессиональное общение тележурналиста, представлены исторические термины как объект исследования языка специальности, уделено внимание корпоративной культуре и псевдопрофессиональному общению, описаны числовой код и исчисление в системе языкового выражения. Объединяющей идеей является совершенствование профессионального общения и подготовки к нему в вузах.

Несомненен вклад авторов монографии в теорию коммуникации, практику лексикографии, терминологии, лингвистическую прагматику. Современные федеральные государственные стандарты высшего профессионального образования фактически оставляет за рамками подготовки использование научных результатов, полученных, например, в теории коммуникации и психолингвистике, поэтому монография может оказать существенную помощь при разработке дисциплин, связанных с речевой деятельностью специалистов.

Профессор кафедры теории языка Челябинского государственного университета, д-р филол. наук, проф. Т. А. Воронцова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.