Научная статья на тему 'Рецензия на книгу: Смирнова М. Г. Социальные притязания и субъективное право. СПб. , 2008. 136 с'

Рецензия на книгу: Смирнова М. Г. Социальные притязания и субъективное право. СПб. , 2008. 136 с Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
116
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТЕОРИЯ ПРАВА / СУБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИТЯЗАНИЯ / ПРАВООБРАЗОВАНИЕ / ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ / SOCIAL PRETENSIONS / LEGAL INTERESTS / SUBJECT LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гараева Галина Фаизовна

В рецензии рассматривается исследование, посвященное проблемам процесса правовобразования в современном обществе; рассматриваются проблемы формирования социальных притязаний, их бытование в форме социальных норм, с последующей институционализацией, юридическим закреплением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Review on: Smirnova M.G. Social pretensions and subject law. St.-Petersburg: Book World, 2008. 136 p

The review is devoted to a detailed analysis the work describing the correlation of social pretensions and legal interests. The author defines that M.G. Smirnova has determined the content of social pretensions in the structure of the subjective law.

Текст научной работы на тему «Рецензия на книгу: Смирнова М. Г. Социальные притязания и субъективное право. СПб. , 2008. 136 с»

ОБЗОРЫ И РЕЦЕНЗИИ

Г. Ф. Гараева *

РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ:

СМИРНОВА М. Г. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИТЯЗАНИЯ И СУБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО.

СПБ.: ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КНИЖНЫЙ МИР», 2008.136 С.

Ключевые слова: теория права, субъективное право, социальные притязания, правообразование, институционализация социальных норм. Аннотация: В рецензии рассматривается исследование, посвященное проблемам процесса правовобразования в современном обществе; рассматриваются проблемы формирования социальных притязаний, их бытование в форме социальных норм, с последующей институционализацией, юридическим закреплением.

Проблема социальных притязаний - одна из тех, которая не теряет своей актуальности по мере поступательного развития человеческого общества. Дальнейшая социальная дифференциация, появление новых социальных групп, социальная и пространственная мобильность, изменение образа жизни людей, новые экономические и политические тенденции и т. д. приводят к тому, что социальные притязания наполняются новым содержанием, новыми формами выражения, новыми приоритетами.

Социальные притязания - сложный и многогранный социальный феномен, который исследуется психологами, философами, социологами, политологами, историками, правоведами и т. д. Но несмотря на то, что социальные притязания неразрывно связаны с сущностью права и формами его выражения, в юридической литературе эта тема до сих пор не находила

* Доктор философских наук, профессор, заместитель директора по научной работе Северо-Кавказского филиала Российской академии правосудия (г. Краснодар).

своего глубокого и системного выражения.

Монография М. Г. Смирновой «Социальные притязания и субъективное право» представляет собой первое научное исследование социальных притязаний сквозь призму правового подхода, отличающееся новизной, теоретической и практической актуальностью. Интерес к теме социальных притязаний автор объясняет тем, что социальные притязания непосредственно связаны с познанием сущности права, механизмом правотворчества, правосознанием. Действительно, социальные притязания фокусируют многие вопросы, которые затем находят или порой не находят свое отражение в праве. Трудно не согласиться с автором относительно следующего основополагающего тезиса: «Право появляется и существует там и тогда, где и когда человек ощущает себя способным реально претендовать на что-то, требовать чего-то. Социальные притязания - это основа права, которая затем облекается законом государства в ту или иную форму» (стр. 6). Попытка рассмотрения права, прежде всего, через призму интересов индивидов, социальных групп способствует, по нашему мнению, действительной гуманизации правовой сферы, учету реальных тенденций развития при правовом регулировании общественных отношений.

Первая глава монографии «Социальные притязания и право» содержит важные теоретические рассуждения и выводы, которые существенно дополняют и уточняют имеющийся терминологический ряд по данной проблематике. Социальное притязание определяется автором как «требование, которое предъявляют индивиды, социальные группы, иные общности (социальные субъекты) к структурным элементам общества и государства об осуществлении практических действий, способствующих реализации собственных социальных интересов, а также их институционализации» (стр. 13). В этом определении закреплены существенные признаки социальных притязаний, в основе которых лежит социальный интерес. Но, на наш взгляд, в данном определении следует указать на социально приемлемую форму этих притязаний. В таком случае, будет отражено объективное требование соответствия социального содержания притязаний социальной форме их выражения. Это тем более важно, что автор монографии рассматривает в качестве необходимой составляющей социального притязания активные внешние действия по выражению требований притязателей.

Важное практическое значение имеют критерии институционализации социальных притязаний, предложенные автором. Они позволяют упорядочить и рационализировать отношения в социуме по вопросу реали-

зации социальных притязаний. В качестве критериев институционализации социальных притязаний автор предложил учитывать следующие факторы:

- соответствие социальных притязаний историческим традициям, культуре, социально-экономической и политической ситуации, а также ожиданиям населения;

- обеспечение единства общества;

- общезначимость отношений, получающих отражение в норме права в результате законодательного закрепления социальных притязаний;

- соблюдение формального равенства субъектов отношений, которые закреплены в норме права;

- прямую заинтересованность общества в законодательном закреплении социальных притязаний, а также возможность внешнего контроля для отношений, получающих отражение в норме;

- непротиворечивость социальных притязаний нормам общечеловеческой морали;

- реальную исполнимость социальных притязаний.

Иными словами, как верно подчеркивает автор монографии, социальные притязания получают свою институционализацию в праве, когда они «разумны, социально оправданны и отвечают общественным представлениям» (стр. 45).

Все названные требования, безусловно, необходимо учитывать как самим притязателям, так и законодателю. Но вместе с тем возникает вопрос о механизме достижения консенсуса интересов общества и субъектов социальных притязаний. Ведь, например, представление о реалистичности выполнения требований, связанных с социальными притязаниями, может быть разным у законодателя и субъекта притязаний. Также неоднозначно может оцениваться субъектами притязаний и законодателем соответствие социальных притязаний сложившимся традициям. Это хорошо видно на примере нашей страны, население которой исторически было идейно расколото и по сей день в обществе сосуществуют субъекты социальных притязаний, руководствующиеся противоположными идейными установками.

Это делает актуальным вопрос о целенаправленном формировании социальных притязаний у населения путем воздействия на факторы, порождающие конкретные социальные притязания. Ведь, несмотря на разнообразие социальных притязаний, механизм их формирования единообразен. В первой главе монографии автором достаточно подробно исследованы факторы, определяющие формирование социальных притязаний. При этом

в работе достаточно подробно исследованы как общие социальные условия (макросреда), так и специфические (микросреда), являющиеся факторами формирования социальных притязаний. Четкое представление об этих факторах говорит о реальном историческом механизме формирования социальных притязаний, а также о том, что социальные притязания могут быть прогнозируемы и управляемы. Следовательно, институционализация социальных притязаний не может рассматриваться как стихийный процесс, а представляется как процесс, который законодатель может предвидеть и способствовать ему. Ведь институционализация социальных притязаний посредством правовых норм должна способствовать социальной сплоченности общества и не должна вступать в противоречие с общественными нравами. В этой связи ценной рекомендацией представляется предложение автора о необходимости проведения социологических исследований перед принятием новых, особенно кодифицированных законов, с тем, чтобы учитывать социальные притязания разных групп населения, с учетом пола, возраста, семейного положения и т. д.

Вторая глава монографии «Взаимодействие социальных притязаний и субъективного права» посвящена анализу сущности и структуры субъективного права и воплощению социальных притязаний в субъективном праве. Это весьма важный поворот в исследовании социальных притязаний, так как посредством субъективного права субъекты социальных притязаний обретают правовую свободу, которая позволяет достигать поставленных социальных целей.

В работе большое внимание уделяется обзору имеющихся точек зрения на субъективное право с позиции конструктивной критики. В результате проведенного анализа автор монографии предлагает следующее определение: «Субъективное право - это закрепленная за управомоченным в целях удовлетворения его интересов особая юридическая возможность действовать определенным образом (мера возможного поведения), пользоваться социальным благом, требовать соответствующего поведения от обязанных лиц, а также обращаться в случае необходимости за защитой субъективного права» (стр. 81). В этом определении автор стремится отразить как формальные, так и материальные моменты, а также юридическую природу и социальное назначение субъективного права. И это, на наш взгляд, М. Г. Смирновой вполне удается. К тому же в данном определении раскрывается многообразие возможностей, которые заключает в себе субъективное право, закрепляются его существенные признаки, отличающие от

объективного права.

Но субъективное право - это всегда право на пользование конкретными благами в обществе, право на обладание материальной или духовной ценностью. Все это говорит о неразрывной связи социальных притязаний и субъективного права. Автор очень убедительно показывает конечную цель выдвижения социальных притязаний - их воплощение в субъективном праве посредством закрепления в объективном праве. Эта цель порождается объективной спецификой социальных отношений, складывающихся в обществе.

Также представляется верным вывод автора о том, что объективно обусловленные социальные притязания стимулируют деятельность людей, являются движущей силой этой деятельности и способствуют развитию и совершенствованию субъективного права. Тем самым законодательство страны получает социальные ориентиры, которые препятствуют появлению мертворожденных норм.

В целом, полученные выводы вносят неоспоримый вклад в развитие правовой теории и практики, служат импульсом для дальнейших исследований сущности социальных притязаний и субъективного права, эффективному реформированию правовой системы. Еще раз подчеркнем, что монография М. Г. Смирновой «Социальные притязания и субъективное право», по нашему мнению, является заметным событием в юридической науке. Это подтверждает, во-первых, обращенность к актуальной, но малоизученной теме, во-вторых, авторское видение решения поставленного вопроса, и, в-третьих, логичность и последовательность изложения материала и авторской позиции.

АСПИРАНТСКИЙ ВЕСТНИК

А. В. Бухалов*

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ДОГОВОРНОЙ НОРМЫ

Ключевые слова: источники права, частное право, договор, нетипичные источники права, индивидуальная договорная норма.

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы урегулирования отношений в сфере частного права; анализируются нетипичные источники права; исследуются проблемы формирования индивидуальной договорной нормы, раскрывается ее содержание.

Интерес к договору как источнику частного права и общеправовой конструкции с неизбежностью ставит вопрос о правовой природе норм, содержащихся в договоре (в том числе и индивидуальном, частном), а также их отличительных признаках.1 Однако пока он слабо разработан в юридической литературе.

Различные исследователи именуют данный юридический феномен по-разному. В юридической литературе существует несколько вариантов обозначения таких норм - индивидуальные, корпоративные, локальные.

* Аспирантюридического факультета Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина.

1 См., например: Капитана Т. В. Происхождение государства и права: Современные трактовки и новые подходы. М., 1999. С. 65; Марченко М. Н. Частно-правовой договор в механизме правового регулирования // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. 2004. №2. С. 3-16; ШишкинаII. С. Локальное нормотворчество коммерческих организаций// Хозяйство и право. 2002. № 3. С. 11; Сапун В. А. Типичные инетипичные источники публичного и частного права // Публичное, корпоративное, личное права: Проблемы конфликтности и перспективы консенсуальности. СПб., 2005. С. 29-30; БухаповА. В. Договор как нетипичный источник частного права (к постановке проблемы) // Ленинградский юридический журнал. 2007. №2. С. 182.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.