Научная статья на тему 'РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ: ПЕТРОВ И. В.МЕЖ ДВУХ ЗОЛ : ПРАВОСЛАВНОЕ ДУХОВЕНСТВО НА ВРЕМЕННО ОККУПИРОВАННОЙТЕРРИТОРИИ РСФСР В 1941-1944 ГГ'

РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ: ПЕТРОВ И. В.МЕЖ ДВУХ ЗОЛ : ПРАВОСЛАВНОЕ ДУХОВЕНСТВО НА ВРЕМЕННО ОККУПИРОВАННОЙТЕРРИТОРИИ РСФСР В 1941-1944 ГГ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
91
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Корнилов Александр Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ: ПЕТРОВ И. В.МЕЖ ДВУХ ЗОЛ : ПРАВОСЛАВНОЕ ДУХОВЕНСТВО НА ВРЕМЕННО ОККУПИРОВАННОЙТЕРРИТОРИИ РСФСР В 1941-1944 ГГ»

Рецензия на книгу УДК 930+261.7

DOI: 10.25803/26587599_2021_40_270

А. А. Корнилов

Рецензия на книгу: Петров И. В. Меж двух зол : Православное духовенство на временно оккупированной территории РСФСР в 1941-1944 гг.

Москва: Посев, 2021. 744 с.: ил.

Корнилов Александр Алексеевич, д-р истор. наук, профессор, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия / Kornilov Alexander Alekseyevich, Doctor of History, Professor, National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod, Russia, kotva64@mail.ru

для цитирования: Корнилов А. А. Рецензия на книгу Петров И. В. Меж двух зол : Православное духовенство на временно оккупированной территории РСФСР в 1941-1944 гг. Москва : Посев, 2021. 744 с. : ил. // Вестник Свято-Филаретовского института. 2021. Вып. 40. С. 270-276. DOI: 10.25803/26587599_2021_40_270.

for citation: Kornilov А. А. (2021). "Book review:Petrov I. V. Between Two Evils : Orthodox Clergy in the Temporarily Occupied Territory of the RSFSR in 1941-1944. Moscow : Posev, 2021. 744 p. : ill". The Quarterly Journal of St. Philaret's Institute, 2021, v. 40, pp. 270-276. DOI: 10.25803/26587599_2021_40_270.

Сложно ныне представить, что тема Великой Отечественной войны может стать в нашей стране вторичным сюжетом для исторических исследований, какие бы ракурсы и повороты военных событий ученые ни выбирали. Особенно, если выбранный ракурс

© Корнилов А. А., 2021

А. А. Корнилов • рецензия на книгу: петров и. в. меж двух зол : ПРАВОСЛАВНОЕ духовенство на временно оккупированной территории РСФСР в 1941-1944 гг.

имеет отношение к слабо изученным религиозным процессам в период войны. В этом смысле значимой является тема религиозных процессов в годы Великой Отечественной войны, исследование тех форм, которые приняла жизнь Русской православной церкви на оккупированных нацистским режимом территориях. Ведь до сих пор целостная картина жизни православных верующих «под немцами» так и не создана, а помочь создать ее могут серьезные исторические исследования. Понимание религиозных, церковных, в частности, процессов на оккупированных территориях способно воссоздать (реконструировать) динамику весьма рельефной, сложной, динамичной жизни церковных приходов, монастырей, деятельности правящих архиереев и православных миссионеров.

В связи с этим актуальность темы, выбранной И. В. Петровым для изучения, по-прежнему остается высокой. Петербургский ученый, историк Русской православной церкви, автор целого ряда глубоких исследований по истории РПЦ, Иван Васильевич Петров взялся раскрыть очень непростую тему религиозного возрождения на оккупированных Германией территориях РСФСР в период 1941-1944 гг.

Тема представляется сложной, если не сказать больше. Во-первых, потому что требуется масштабная источниковая база, которую историк должен тщательно верифицировать, а до этого — выявить сами источники. Во-вторых, потому что следует не просто учесть, не просто принять во внимание, но и дать оценку своим предшественникам, оценить историографию вопроса. В-третьих, ожидается, что историк должен избежать сугубо политических оценок, а подобные оценки способны превратить серьезный исторический труд в публицистику и мистификацию. Как нам представляется, автор рецензируемой монографии профессионально справился с неизбежными трудностями в процессе написания текста.

Прочтение монографии показывает широкий спектр использованных документов по истории православного возрождения на оккупированных территориях. К написанию монографии автор привлек богатые историческими фактами архивные фонды: Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ), Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ), Российский государственный военный архив (РГВА), Центральный государственный архив Санкт-Петербурга, Государственный архив Воронежской области, Государственный

архив Курской области, Государственный архив Белгородской области и другие региональные архивохранилища.

Большое значение в написании монографии имели материалы зарубежных церковных и государственных архивных учреждений. К таковым относятся: архив Германской епархии Русской православной церкви заграницей, Национальный архив Латвии, Литовский центральный государственный архив, Литовский особый архив и многие другие. Количество архивных учреждений и фондов, которые посетил и в которых И. В. Петров собирал ис-точниковый материал, исчисляется не десятком, а десятками. Причем автор обнажает и некоторые проблемы (увы!) в доступе к документам, с которыми он столкнулся при обращении в один из региональных архивов. Интервью, дневники, воспоминания, опубликованные сборники документов также пополнили «копилку» источникового фонда монографии. Охват автором архивных источников представляется всеобъемлющим, а источниковая база — репрезентативной. Факт введения в научный оборот новых документов очевиден.

Архивные учреждения содержат богатую коллекцию периодических изданий, выходивших в период оккупации. Периодика, пожалуй, как никакой другой источник, дает исследователю уникальные информационные материалы о повседневной церковной жизни. В то же время этот источник остается самым противоречивым с точки зрения достоверности и верификации.

В монографии дана убедительная характеристика историографии проблемы. И. В. Петров досконально изучил труды своих предшественников-историков, которые в разных исторических обстоятельствах и в разной степени обращались к изучению церковной жизни на оккупированных территориях РСФСР. Историографический раздел монографии указывает на такие группы исследований, как: 1) советская историография; 2) эмигрантская и зарубежная историография; 3) современная российская историография и, что очень ценно: 4) историография стран бывшего СССР.

Таким образом, И. В. Петров не обходит вниманием ни одну из крупных посвященных теме исследования работ церковных (и не очень церковных) историков. Историографический обзор, выполненный петербургским автором, вполне может стать видом учебного пособия, рекомендованным историкам РПЦ для использования при подготовке и чтении лекций и курсов по выбору в светских вузах и богословских школах.

А. А. Корнилов • рецензия на книгу: петров и. в. меж двух зол : ПРАВОСЛАВНОЕ духовенство на временно оккупированной территории РСФСР в 1941-1944 гг.

Согласимся с автором, что причинами редкого обращения отечественных историков к теме служения духовенства на оккупированных территориях стали: 1) репрессивная политика атеистической власти и 2) неготовность многих отечественных историков (равно как и читателей) к внимательному «анализу маховика сталинской карательной машины применительно к событиям военного времени». События войны четко отделяют репрессированных в довоенное время от тех, кто так или иначе пострадал из-за войны. Еще одной причиной этого «умолчания» оставалась закрытость российских ведомственных архивов.

Структура монографии логична, понятна, убедительна. Тот факт, что первая глава посвящена анализу источников и обзору историографии, ставит монографию в разряд классических исторических трудов, а последующие главы построены по хронологическому и географическому принципам. Используется и проблемный, тематический подход в раскрытии темы, когда, скажем, при рассмотрении деятельности Псковской миссии изучается вопрос о том, кто мог стоять за убийством митрополита Литовского и Виленского Сергия (Воскресенского).

Все главы исследования написаны в дискуссионном ключе и читаются с большим интересом. После исследования страшных репрессий, обрушившихся на Русскую церковь в 1939-1941 гг. автор пишет третью главу, где подробно анализирует попытку церковной эмиграции вернуться на родину и возглавить православное возрождение на оккупированных территориях. Эту попытку автор называет «неудавшейся». Да, в территориальном и юрис-дикционном плане эмиграции в лице РПЦЗ не удалось преодолеть ни последствия атеистической политики, ни, тем более, козни, которые строили против церкви ведомство Розенберга, служба безопасности и прочие, одержимые идеями расового превосходства над славянами. Однако церковной эмиграции удалось дать толчок второй волне эмиграции, по крайней мере, той части, которая не желала оставаться под властью сталинского режима и стремилась понять свою идентичность и осуществить свое служение России за рубежом. Церковной эмиграции, на наш взгляд, удалось донести до умов и сердец тысяч соотечественников православный образ жизни, так что далеко за пределами отечества эмигранты второй волны «едиными устами и единым сердцем» славили и воспевали всечестное и великолепное имя Пресвятой Троицы.

Самым сложным вопросом И. В. Петров называет коллаборационизм и резистанс (сопротивление). Этому действительно

крайне сложному и важному вопросу посвящена глава 4. Здесь изучаются проблемы использования общественного потенциала церкви представителями оккупационной власти, антисоветского (в первую очередь власовского) движения и советских партизанских формирований. Очень интересным также оказался анализ успехов и неудач нацистской русскоязычной прессы, выходившей на оккупированных территориях. Фронтовые события, вначале складывавшиеся в пользу Германии, а затем — в пользу Красной армии, предопределили успех и, соответственно, поражение нацистских приемов церковной пропаганды. Антирусская оккупационная политика также существенным образом помогла советской пропаганде повлиять на сознание населения занятых вермахтом территорий. Последнее утверждение не является новым в историографии, однако автор монографии приводит свежие факты для подкрепления своих выводов.

Многочисленные факты, которые мы узнаем из монографии, все-таки приводят мыслящего церковного историка к вопросу: а какой должна была быть общественная позиция православного духовенства, оказавшегося перед тяжелым выбором? Полностью закрыться в храме не получалось. Стоял страшный выбор: содействовать советским партизанам, поддерживать русских антикоммунистов или под давлением «освободителей» выполнять планы нацистского руководства? «Кесарю кесарево, а Богу Богово», а какому кесарю служить? Как применить ектению: «О богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея Господу помолимся», если за отпустом прихожанин спросит: «Батюшка, а это Вы о ком сегодня молились?» И неизбежный вопрос: а мы можем судить тех священников и всех тех, о ком возглашается: «Преосвященныя митрополиты, архиепископы, епископы, весь священнический и монашеский чин, причт церковный, братию святаго храма сего» и всех православных христиан «да помянет Господь Бог во Царствии Своем»? Можем мы судить тех, кто жил в оккупации, голодая, под угрозой смерти? Духовенство большей частью сделало то, что могло сделать в тех условиях: служило для того, чтобы спасти и привести ко Христу как можно больше русских людей. Наряду с этим автор отмечает открытую поддержку нацистов рядом священнослужителей, в том числе участие некоторых клириков в антисемитской кампании немцев.

Глава 6 неслучайно названа «Крымская загадка». На полуострове православное духовенство служило в условиях обострившихся проблем юрисдикционной борьбы, деятельности украинских

А. А. корнилов • рецензия на книгу: петров и. в. меж двух зол : православное духовенство на временно оккупированной территории рсфср в 1941-1944 гг.

автокефалистов, советских партизан, сторонников восстановления монархии, в обстановке межэтнических противоречий. Несмотря на все трудности, православное духовенство использовало приход немецких властей для налаживания церковной жизни. Вопреки мнению некоторых историков, И. В. Петров считает, что духовенство Крыма большей частью было настроено монархически и воспринимало приход нацистов как шанс для возобновления богослужений, как освобождение от режима большевиков, но не как приход долгожданных освободителей.

В главах 7 и 8 автор рассмотрел перипетии юрисдикционных особенностей жизни приходов и монастырей на оккупированных территориях РСФСР. И. В. Петрову удалось привнести новые подробности, по сути, новые исторические факты, например, о переходе епископа Смоленского Стефана (Севбо) в юрисдикцию Белорусской автономной православной церкви, об усилиях духовенства приходов Кубани, Белгорода и Курска войти в состав Украинской автономной церкви. Очень ценно, что в исследовании всех оккупированных территорий И. В. Петров стремится показать трудности в обретении единства православных, указывая на деятельность сектантов, самосвятов, автокефалистов, обновленцев, а также попытки Румынской православной церкви расширить периметр своей канонической территории.

В заключительной главе рассматриваются новые реалии. В 1944-1945 гг. служившие в оккупации священники вновь оказались под властью атеистов, теперь в формате отношений духовенство — оперуполномоченный (Совета по делам РПЦ). Значительная часть духовенства, оставшаяся на местах служения, была репрессирована за свое служение при немцах, за коллаборационизм. Автор монографии неоднократно показывал всю сложность ситуации, при которой архиереи и священники совершали свое служение: возникали различные проблемы, само духовенство было неоднородно в своем отношении как к нацистам, так и к советской власти. Тем не менее, новый этап репрессий против духовенства наступил, хотя внешне сталинское руководство использовало церковь для улучшения международного имиджа СССР и для решения геополитических задач в регионе Ближнего Востока и на Балканах.

Какая-то часть духовенства ушла на запад и пополнила клир Русской зарубежной церкви и Североамериканской митрополии (ныне православная церковь в Америке). Это были выдающиеся пастыри, протоиереи Иоанн Легкий, Феодор Михайлов, Евгений

Лызлов, Алексий Ионов и другие. И. В. Петров верно отмечает, что некоторые клирики служили за рубежом и в юрисдикции Московской патриархии, называя имя протодиакона Михаила Яковлева. Можно привести еще несколько примеров, самый выдающийся из них — служение архиепископа Пантелеимона (Рудыка). Владыка служил при немцах в Украинской автономной церкви и потому «не входил в тему» И. В. Петрова. Архиепископ Пантелеи-мон в 1959 г. был принят в епископат Московского патриархата.

Выводы, которые делает автор, подводят итог проведенному исследованию, и мы бы отметили заключение автора о периодах взаимоотношений нацистских властей и православного духовенства. И. В. Петров считает, что в 1941 г. оккупационные власти больше доверяли духовенству в развитии церковной жизни, а в 1942 г. поставили церковную жизнь под контроль разных ведомств. Перелом в сознании верующих наступил после избрания патриархом Московским Сергия (Страгородского) осенью 1943 г. Изменение произошло не столько в пользу советского режима, сколько против использования нацистами церкви в пропагандистских целях.

Монография И. В. Петрова посвящена трагическому периоду деятельности РПЦ под оккупацией, и в то же время эта книга — «свежий ветер» в отечественной историографии. Это очень качественная реконструкция процессов возрождения православия на оккупированных территориях РСФСР. Монография сообщает ценные исторические факты о религиозном возрождении, содержит авторские предположения, оценки и выводы и о том, насколько сложно было духовенству и пастве возродить православный образ жизни в нелегких условиях войны и оккупации.

Рецензия поступила в редакцию 01.06.2021; принята к публикации 10.09.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.