Научная статья на тему '«ЛЮДИ СО СЛОВОМ БОЖИИМ», ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ В СВОЕЙ БЕСПРИНЦИПНОСТИ [ПЕТРОВ И.В. МЕЖ ДВУХ ЗОЛ. ПРАВОСЛАВНОЕ ДУХОВЕНСТВО НА ВРЕМЕННО ОККУПИРОВАННОЙ ТЕРРИТОРИИ РСФСР В 1941–1944 гг. — М.: НП «ПОСЕВ», 2021. — 744 с.]'

«ЛЮДИ СО СЛОВОМ БОЖИИМ», ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ В СВОЕЙ БЕСПРИНЦИПНОСТИ [ПЕТРОВ И.В. МЕЖ ДВУХ ЗОЛ. ПРАВОСЛАВНОЕ ДУХОВЕНСТВО НА ВРЕМЕННО ОККУПИРОВАННОЙ ТЕРРИТОРИИ РСФСР В 1941–1944 гг. — М.: НП «ПОСЕВ», 2021. — 744 с.] Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
214
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Вторая мировая война / Великая Отечественная война / коллаборационизм / Русская православная церковь / религия / православие / Прибалтика / «псковская миссия» / нацизм / антисемитизм

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мальцев Владислав Владимирович

Данное исследование посвящено истории православного духовенства на оккупированной территории в годы Великой Отечественной войны (1941– 1945 гг.), а также в предвоенный период на территориях, вошедших в 1939– 1940 гг. в состав СССР (прежде всего Прибалтика, но также Западная Украина и Бессарабия). На большом материале, включающем воспоминания очевидцев, архивы и личные беседы автора, описано сотрудничество с оккупационными властями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««ЛЮДИ СО СЛОВОМ БОЖИИМ», ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ В СВОЕЙ БЕСПРИНЦИПНОСТИ [ПЕТРОВ И.В. МЕЖ ДВУХ ЗОЛ. ПРАВОСЛАВНОЕ ДУХОВЕНСТВО НА ВРЕМЕННО ОККУПИРОВАННОЙ ТЕРРИТОРИИ РСФСР В 1941–1944 гг. — М.: НП «ПОСЕВ», 2021. — 744 с.]»

УДК 271.22-9(47+57-074)(<1941/1945) ББК 86.372.24-3 М 21

00!: 10.24411/2409-1413-2020-10100

Владислав Мальцев

«ЛЮДИ СО СЛОВОМ БОЖИИМ», ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ В СВОЕЙ БЕСПРИНЦИПНОСТИ

[ПЕТРОВ И.В. МЕЖ ДВУХ ЗОЛ. ПРАВОСЛАВНОЕ ДУХОВЕНСТВО НА ВРЕМЕННО ОККУПИРОВАННОЙ ТЕРРИТОРИИ РСФСР В 1941-1944 гг. —

М.: НП «ПОСЕВ», 2021. — 744 с.]

АННОТАЦИЯ

Данное исследование посвящено истории православного духовенства на оккупированной территории в годы Великой Отечественной войны (19411945 гг.), а также в предвоенный период на территориях, вошедших в 19391940 гг. в состав СССР (прежде всего Прибалтика, но также Западная Украина и Бессарабия). На большом материале, включающем воспоминания очевидцев, архивы и личные беседы автора, описано сотрудничество с оккупационными властями.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Вторая мировая война; Великая Отечественная война; коллаборационизм; Русская православная церковь; религия; православие, Прибалтика, «псковская миссия»; нацизм; антисемитизм.

ДАННАЯ МОНОГРАФИЯ уже с первых страниц производит довольно странное впечатление. С одной стороны, написана она в академическом стиле, кандидатом исторических наук и преподавателем кафедры Новейшей истории Института истории Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ). Автор много работал с источниками, в том числе из

архивов ряда регионов России. С другой стороны, откровенно удивляет слог. Ь По книге рассыпаны разнообразные «Православные святыни» (с. 3), «люди, живущие со словом Божиим» (с. 56), «регион, куда вернулось Слово Божие» (с. 61), кото- Т рым противопоставляются «безбожные власти» (с. 41), «идеологи воинствующего <> безбожия» (с. 156), как автор называет обычных советских историков, и т.д. £ Причем это не цитаты из источников, это именно такой предельно идеоло- е гизированный слог у самого Петрова. ^ Можно было бы подумать, что перед нами пожилой глубоко верующий |. человек, отсюда и такой странный слог, но это не так. Автор книги не далее ^ как в 2012 г. окончил истфак СПбГУ, так что он весьма даже молод. Да и с пра- ф вославием, хотя Петров постоянно пишет это слово с заглавной буквы (как и христианство), он как-то не очень в ладах. «Специалист по истории Право- 15 славия» (как Петров представлен в аннотации к своей предыдущей книге, выпущенной тем же «Посевом» в 2020 г.) удивительно безграмотен в церковной ^ терминологии, ибо упоминает «инославных: старообрядцев, католиков и евреев» о (с. 177). «Инославными» (то есть христианами, иначе «славящими Христа») § в терминологии РПЦ являются католики, иудеи (Петров тут путает этниче- | скую и религиозную принадлежность) — это «иноверцы», а старообрядцы — т

га

православные, хотя и «раскольники». В другом месте Петров упоминает эпи- | зод в межвоенной Литве, где «части католического клира пришла в голову мысль ь реанимировать идею унии, для чего ксендзы каунасского деканата предлагали от- 8 крыть в своем городе костел «восточных обрядов» (с. 169). Униаты — это католики £ восточного обряда, а не обрядов, ведь вряд ли в Каунасе проживали помимо § православных еще и представители дохалкидонских Церквей Востока... |

Архимандрит Смарагд (Латышенко) шестикратно назван Петровым не- 5 существующим церковным именем «Смагард» (с. 159-160). Странно, что столь Я православный автор не знает двух христианских мучеников IV века, носив- ^ ших имя Смарагд. Наблюдается путаница и в титулатуре епископов, напри- ° мер, Елевферий (Богоявленский) именуется Петровым то «Литовским митрополитом» (с. 168), то «митрополитом Виленским и Литовским» (с. 178-179), то 5 «митрополитом Литовским и Виленским» (с. 179). Опять же, повторюсь, речь не про цитаты из источников — так пишет сам автор, на одной странице в соседних абзацах епископ может у него иметь два разных написания титула!

Иначе говоря, перед нами скорее пример того, что принято иронично называть «политическим толкинизмом», когда молодые люди вследствие пребывания в определенном кругу общения усваивают некий «новояз», пусть и комичный для всех прочих, — скажем, часто употребляемое Петровым выражение «под немцами», например, «служившее под немцами крымское духовенство» (с. 112), — но призванный показать в данной среде, что они самые что ни на есть «свои». В общем-то, это личное дело автора, но когда таким слогом начинают излагать историческое исследование, это смотрится странно и даже глупо. Особенно когда Петров пеняет составителям недавно вышедшего архивного сборника, мол, «вызывает разочарование устаревшая советская фразеология составителей <...> для которых характерны термины «немецко-фашистский», «белоэмигрантская», «власовская армия» и т.д.» (с. 51). Выходит,

ч

Ь что критикует молодой историк не само употребление идеологизированных

£ штампов, а то, что штампы эти — «устаревшие», а надо бы уже перейти на

[I другие, помоднее и посимпатичнее ему.

<Ё К чему бы это я? Дело в том, что минусом вращения в подобной узкой среде является то, что люди зачастую упускают важные исследования, про-е ходящие мимо обсуждений в кругу «своих». Так произошло и с Петровым. ^ Когда он касается столь важного вопроса, как политика руководства Третьего §■ рейха по отношению к христианству в целом, хорошо заметно, что его пред-^ ставление осталось на уровне 15-летней давности, то есть цитируемых им £ популярных книг Дмитрия Жукова «Оккультизм в Третьем рейхе» (2006 г.)1 и Михаила Шкаровского «Крест и свастика. Нацистская Германия и Прага вославная церковь» (2007 г.)2. Мимо внимания Петрова прошла важная мо-§■ нография сотрудницы Института всеобщей истории РАН Людмилы Бровко Ц «Церковь и Третий рейх» (2009 г.)3, подводившая итоги двух десятилетий | изучения данного вопроса, отображенных в нескольких десятках статей | в научных журналах и сборниках. Важный момент — в отличие от Жукова I и Шкаровского, Бровко изначально, еще с 1970-х гг., специализируется на £ изучении истории Германии и работает с немецкоязычными источниками. ° Что касается многочисленных иноязычных исследований, выходивших по | данной теме на Западе, Петров их просто игнорирует.

ф

0 Приходится признать, что автор практически дословно повторяет кон-ч цепцию Дмитрия Жукова — мол, религиозная политика в Третьем рейхе § определялась борьбой двух начал (как в манихействе) в лице «плохого» | рейхсляйтера Мартина Бормана и «хорошего» рейхсминистра по делам § церкви Ганса Керрла, а Адольф Гитлер якобы занимал «позицию <...> сред-

ГО / ч

нюю, промежуточную» (с. 142). Тут следует учесть, что согласно вынесенной § в название книги Петрова цитаты одного из «псковских миссионеров» на* цизм — это тоже зло, но меньшее, чем Советская власть (с. 281). Автор книги и ~

4 словно старается создать соответствующее впечатление: «По воспоминаниям

® ближайшего окружения, <...> Гитлер в буквальном смысле восхищался успехами ш Католической Церкви» (с. 141), «Российский историк Д.А. Жуков отмечает лояль-т ность руководителя нацистского государства и партии по отношению к Христи-ь анству» (с. 142) и все в таком же ключе. Далее следует спич в духе адвоката ^ дьявола о том, что «в годы Второй мировой войны нацистские власти преследовали не Христианские Церкви как крупные религиозные организации, а подвергали К. репрессиям только отдельных членов», ну а «реквизицию же церковных предметов ............ на нужды оборонной промышленности, осуществленную в Германии в 1942 г, можно сравнить не столько с изъятием церковных ценностей в Советской России в на-¡5 чале 1920-х гг., сколько с акциями самых разных стран в критической ситуации

1 внешнеполитического противостояния (к примеру, в России времен Северной вой-

сз

5 ны)» (с. 144). Ну в самом деле, как же изображать нацистов «меньшим злом»

1 Жуков Д. Оккультизм в Третьем рейхе. М.: Яуза, 2006.

2 Шкаровский М.В. Крест и свастика. Нацистская Германия и Православная церковь. М.: Вече, 2007.

3 Бровко Л.Н. Церковь и Третий рейх. СПб.: Алетейя, 2009.

для Церкви, если они прибегали к репрессиям, реквизициям и разного рода t

ограничениям? £

В своей книге «Расовые мифы нацизма» (2010 г., опубликована издатель- ^

ством «Вече» под псевдонимом Владимир Родионов) я посвятил отдельную £

главу религиозной политике нацистов. Разумеется, Петров эту книгу не Z

читал, а зря. Как Жуков (чью книгу я подробно «препарировал»), так и Пе- g

тров полностью игнорируют дневники рейхсминистра пропаганды Йозефа s

Геббельса, одного из первых лиц Третьего рейха, подробно фиксировавшего §■

свои беседы с фюрером. Часть дневников известна у нас по цитатам в кни- ¡L

ге военного переводчика Елены Ржевской, обнаружившей этот документ во S

взятом Берлине, но в 2005 г. был опубликован полный русский перевод части 1

дневников Геббельса, относящихся к 1940-1941 гг. Как вы уже догадываетесь, S

эту книгу Петров также не заметил. g

Между тем вот дневниковая запись Геббельса от 8 апреля 1941 г.: «Фю- g

рер — один из приверженцев античности. Он ненавидит христианство, искалечив- 2

шее все знатные слои. Христианство и сифилис, по Шопенгауэру, лишили человече- 5 ство счастья и свободы. Какие различия между благосклонным и мудрым Зевсом

CQ

и искаженным страданием ликом распятого Христа»4. Такие же высказывания ™

Гитлера фиксировал в своем дневнике (изданном в 2015 г. в русском пере- §

воде) и Альфред Розенберг, сам известный теоретик нацизма как антихри- g

стианства («римское христианство построено на страхе и смирении, национал- g

социализм — на мужестве и гордости»), например, в 1934 г. он записал: «Фюрер J

все эти годы защищал мою твердую позицию, насколько мог это делать в своем §

положении. Он неоднократно с усмешкой подчеркивал, что сам с давних пор ере- 5

о

тик, но время пришло лишь сейчас, так как отравление христианством изжива- S

ется»5. Кстати, был Розенберг и участником обеда с фюрером, на котором ^

присутствовал и Геббельс — как раз на нем прозвучали уже приведенные 8 выше в дневнике последнего слова Гитлера об Античности. 9 апреля 1941 г.

Розенберг записал в свой дневник: «В связи с оценкой грандиозной выставки г в Риме, посвященной эпохе императора Октавиана Августа, фюрер восторженно отзывался об этом Древнем Риме. <...> Сравнивая величественную голову Зевса-Юпитера с замученным Христом, начинаешь осознавать весь масштаб различий. Какой свободной и исполненной радости предстает Античность на фоне инквизиции, охоты на ведьм и сожжения еретиков. Лишь последние 200 лет людям удается вновь вздохнуть свободнее. Верно сказано (Шопенгауэр?), что Античность не знала двух зол: христианства и сифилиса»6. Интересно, что эти моменты в дневнике Розенберга Петров тоже проигнорировал, хотя пару фраз из этого источника по поводу «иудео-христианской чумы» все же приводит (с. 141).

ч

Цит. по: Родионов В. Расовые мифы нацизма. Врага надо знать! М.: Яуза-пресс, 2010. 167.

Политический дневник Альфреда Розенберга, 1934-1944 гг. / Под ред. И. Петрова; пер. с немецк.

С. Визгиной, И. Петрова; коммент. С. Визгиной, А. Дюкова, В. Симиндея, И. Петрова; предисл. А. Дюкова; сопр. ст. И. Петрова. М.: Фонд «Историческая память», Ассоциация книгоиздателей «Русская книга», 2015. С. 46, 71-72. Там же. С. 295.

L Немаловажно и то,что руководство Третьего рейха заранее верстало планы £ борьбы с Церковью. «Мы должны согнуть Церковь и превратить ее в нашего слугу. ^ Целибат отменить, экспроприировать церковное имущество. Запретить изучать ^ теологию до 24 лет. Этим мы отнимем у них лучшую смену. Монастыри распу-Z стить, воспитание у церкви изъять. Тогда они будут есть у нас из рук. Но первооче-е редное — процессы. Они идут по плану и вызывают огромное внимание. Всё, как мы ^ хотели»7. Так, Геббельс 12 мая 1937 г. излагает в своем дневнике беседу с фю-§■ рером. Речь идет про многочисленные (их насчитывают около 250) судебные ¡| процессы 1936-1937 гг., проходившие в Третьем рейхе. Геббельс 29 мая 1936 г. g упоминает в дневнике: «Большой процесс о безнравственности против католических священников. Все —175 [статья в уголовном кодексе о гомосексуализме]. Фюрер | считает это характерным для всей католической Церкви»8. Такая вот «средняя §■ позиция» и «лояльность нацистского руководства к Церкви» (по Петрову и Жуко-Ц ву). Как видим, речь идет о целенаправленной кампании по дискредитации £ и разгрому Католической церкви, а не о «репрессиях против отдельных ее членов». | В монографии Олега Пленкова и Михаила Шкаровского, которую использовал 1 Петров при работе над своей книгой, есть такая статистика: в 1938 г. в «специа-° лизировавшемся» на духовенстве концлагере Дахау находилось 304 священ-о ника разных конфессий, а в годы войны их число возросло до 2720 человек9. | К экспроприации церковного имущества власти рейха перешли уже с на-g чалом войны. Соответствующее распоряжение для полиции было издано ¡5 11 мая 1940 г.10, но его действие «придерживалось» до окончания активных § боевых действий. И вот 11 января 1941 г. по всему рейху была начата Aktion | Klostersturm («Штурм монастырей»), в ходе которой к 12 августа 1941 г., ко-§ гда операция была свернута из-за протестов духовенства и начала войны на Востоке, конфисковано 120 монастырей, причем 418 монахов отправле-§ но в концлагеря11. Синхронно с этим 23 марта 1941 г. Геббельс запретил под х предлогом «нехватки бумаги» издание религиозной литературы, записав ч перед этим в дневнике: «Обсуждал вместе с Керрлем проблему церковной прес-J сы. Он хотел бы ее спасти, но я за то, чтобы покончить с ней, воспользовавшись ш благоприятным случаем. И никогда впредь издавать ее я не разрешу»12. По свиде-m тельству служивших в Германии православных священников — например, g- знаменитого архимандрита Иоанна (Шаховского) — без особого разрешения ^ запрещалось даже переиздание Библии!13 Разумеется, все это Петров проиг-^ норировал, упомянув лишь изъятие в ноябре 1941 г. церковных колоколов. cl Безусловно, у книги Петрова наряду с минусами, среди которых и край........................не тенденциозная подача материала, и комичный слог, вроде «видится, что»

Цит. по: Родионов В. Расовые мифы нацизма. Врага надо знать! М.: Яуза-пресс, 2010; Там же. С. 172.

Цит. по: Родионов В. Расовые мифы нацизма... С. 169.

Там же. С. 171.

Там же. С. 174.

Там же. С. 177.

Там же.

Там же. С. 178.

(с. 196), есть и плюсы. Как-никак, автор все же прочел и переработал огромное Ь

количество материала, так что в итоге представил читателю немало интерес- ^

ных фактов, пусть даже иногда явно вопреки своему желанию. Л

Например, из представленного им материала нельзя не заметить, что ^

православие еще до революции имело в Прибалтике отчетливую этниче- £

скую сегрегацию, судя по всему, шедшую даже не «сверху», а «снизу». «При- §

ведем статистику по Рижской епархии. К моменту начала Первой мировой вой- ^

ны в ней было 210 православных приходов, из которых 49 были латышскими, 99 о

эстонскими, смешанных — 32, 29 — чисто русских и даже один шведский приход ¡|

на острове Вормси» (с. 162). Или вот характерный пример: «Приходом, вокруг |

которого группировались деятели латышского национального возрождения из среды |

православного духовенства, был, конечно, Вознесенский приход в Риге (храм строил- 2

ся с 1867 г. и в 1879 г. русская часть его прихожан перешла в специально отстроен- щ

ный деревянный Покровский храм). Настоятелями Вознесенского храма были лица §

либо в совершенстве знавшие латышский язык, либо сами этнические латыши. <...> о

В опубликованном рапорте рижско-митавского благочинного протоиерея Николая |

Тихомирова на имя архиепископа Рижского и всея Латвии Иоанна (Поммерса) от |.

24 июля 1921 г. <...> ретроспективно дана характеристика прихода как «одного из ™

самых многочисленных», по причине окормления всех латышей Риги и окрестно- р

стей» (с. 164). |

На тот момент отношения между русскими и латышами были еще от- х

носительно мирными, потому что латышское национальное возрождение — ф

О

или, иначе говоря, поднимавший голову латышский национализм, — было 5

направлено прежде всего против остзейских немцев, традиционно состав- 5

лявших правящую элиту в Прибалтийском крае. В рецензии на книгу Игоря га

Баринова «Альфред Розенберг. Жизнь как миф» (2017 г.) я отмечал, что этот ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сановник Третьего рейха позже гордился «традиционной сплоченностью» ^

остзейцев перед лицом русских «мощных гарнизонов и бесчисленных» чи- т

новников, но основную угрозу видел именно в «антинемецком движении» |

латышей14. Антинемецкая кампания 1914-1915 гг., выразившаяся в органи- ^

зованных властями страны массовых депортациях немецкого населения из ±

Сй

западных регионов Российской империи15 и многочисленных административных ограничениях (Розенберг упоминает даже о запрете немецких песен с в студенческих общежитиях в его родной Риге), а в еще большей мере — по- ™ ражение Германии в Первой мировой войне и ее региональных «автершо- ?

ках», основательно подорвали «засилье» потомков крестоносцев и прочих ............

выходцев из германских земель в Прибалтике. 8

Мальцев В. [Рец. на:] Игорь Баринов. Альфред Розенберг. Жизнь как миф. М., 2017. 376 с. // Журнал российских и восточноевропейских исторических исследований. № 4 (15). 2018. С. 237-238.

О депортациях см.: Мальцев В. Злоключения «неприятельских подданных» в Российской империи. [Рец. на:] Пылькин В.А. Подозрительные иностранцы в русской глубинке в годы Первой мировой войны и после ее окончания. М.: Горячая линия — Телеком, 2018. Ч. 1: Германские и австрийские подданные — 312 С.; Ч. 2: Турецкие и болгарские подданные — 262 С. // Журнал российских и восточноевропейских исторических исследований. № 4 (19). 2019. С. 233-237.

14

L Формально борьба с немецким влиянием в Латвии и Эстонии затянулась

£ до 1939-1940 г., когда практически все остзейцы в добровольно-принудитель-

[i ном порядке организованно собрали свое движимое имущество и отплыли

о; в Германский рейх — на аннексированные территории бывшей Речи Поспо-

£ литой. Интересно, что синхронно с этим у прибалтийских националистов

е появился новый враг — «иудо-большевизм», борьбой с которым они занялись

^ уже в 1941 г., после прихода немцев и при их прямой поддержке (да, такой

|. неожиданный поворот): «Для семьи Гонестовых массовый отъезд немцев стал

s символов надвигавшейся на Балтию войны: «...Но то, что война будет, это точно

ф предчувствовалось. Это чувствовалось, когда все немцы местные покинули Латвию.

о Они уезжали на огромных пароходах, отъезжали, а незадолго до этого приезжали

in евреи, дамы, разодетые в меховые манто». Необходимо отметить один важный момент: приезд на территорию Балтии партийных работников из среды <...> лиц

^ еврейской национальности станет впоследствии своеобразным прологом к траги-

о ческим событиям нацистской оккупации с ее постоянными спутниками: Холоко-

§ стом и местью сторонникам советизации» (с. 209).

| Однако в межвоенное время, на фоне ослабления немецкого влияния

m и появления в Прибалтике национальных государств, давление со старого

| ны последних ощутимо испытало проживавшее там русское православное

CQ

¡3 население. «Вплоть до 1940 г. и начала процесса советизации Латвии политика

g митрополита Августина (Петерсонса) будет базироваться на четырех принципах.

£ Первый — полная лояльность к режиму К. Ульманиса и поддержка его. Второй — на-

g значение на ключевые должности латышских священников, часто радикальных по

! своим политическим и даже богословским взглядам. <..,> Третий принцип — борьба

g с просоветскими и, отчасти, прорусскими настроениями» (с. 167). Далее Петров

Я приводит «пример обращения к авторитету митрополита Елевферия — письмо

^ от 23 октября 1940 г. известного латвийского священника, этнического латыша,

° протоиерея Андрея Янсонса, проживавшего в Алуксне и отстраненного от служе-

m ния Рижским митрополитом Августином. Он обозначил целый ряд проблем, ха-

| рактерных для Латвийской Православной Церкви, когда ее возглавлял митрополит

Ц Августин». Среди таковых упомянуты «опора на представителей православного

± духовенства латышской национальности, ущемление прав русских верующих, в осо-

§ бенности противников новоюлианского календаря; приближение к себе протоиерея

S Яниса Намниекса — сторонника латвийской автокефалии, прямо названного про-

го тивником русских и критиком Ветхого Завета, антисемитом» (с. 180-181).

j Интересно, кстати, что в этом же письме упомянут среди пострадавших от митрополита Августина и один из будущих героев «псковской миссии»

IIIIIIIIIIM

m протоиерей Кирилл Зайц, хотя причины описаны Петровым крайне невнятен

J но: «Отстранение лучших священников Латвии от служения по политическим мо-

g тивам и причинам личной неприязни (в список включены протоиерей Кирилл Зайц,

й сам о. Андрей Янсонс, протоиерей Иоанн Этынь)» (с. 180). К сожалению, более

^ „

^ четко историк описывать причины неприязни Петерсонса к Зайцу, который

го не был русским, а был «латышом по национальности, происходившим из колонии

Ш / \ «

польских миссионеров, Карлом Яновичем Закисом» (с. 277), не стал, а архивный документ широкому кругу a priori недоступен... Позже, как раз рассказы— 304 -

вая о начале «псковской миссии», Петров возвращается к биографии Зайца Ь

и излагает две версии его запрещения в служении (с. 277-278). По первой, ^

официальной, причиной была вскрывшаяся в 1933 г. недостача в кассе ка- [I

федрального рижского собора, где протоиерей служил настоятелем. Сам же <Ё Зайц в прошении, направленном 11 июня 1941 г. митрополиту Литовском

и Виленскому, экзарху Латвии и Эстонии Сергию (Воскресенскому), назы- ©

вал такую причину своего запрета: «В то время главой Латвийской церкви был ^

поставлен Митрополит Августин, который, подчинившись Константинопольской ^

юрисдикции, стал враждебно относиться к Московской Патриархии, а также и ко ^

мне за то, что я остался верен Москве и не подчинился властям с М. Августином £

и всей Латвийской церковью Константинополю» (с. 277). °

Вообще, на почве разнообразной неприязни доходило до настоящих драк £2

в церковных стенах. «В вышеупомянутой записке о. Андрей Янсонс описал случай, %

имевший место в Даугавпилсе, городе, в котором митрополит Августин служил ^

священником до своей архиерейской хиротонии. Одна прихожанка, русская по на- |

циональности, была настолько недовольна священником Петерсонсом, что удари- |

ла его поленом в живот» (с. 181). Подобные инциденты имели место, кстати, о

и на Западной Украине. Петров приводит цитату из книги Сергея Суркова £

«Митрополит Николай (Ярушевич)» (2012 г.): «Здесь на протяжении многих лет §

резидировал епископ Поликарп (Сикорский) — рьяный националист и украиниза- х

тор: еще в 1934 г. он отслужил литургию на украинском языке в соборе г. Ровно, §

в результате чего в храме возникла сумятица, переросшая в рукопашную схватку» ч

ф

(с. 205). Такое вот трогательное «единение во Христе». §

Сй

Далее идет раздел, где говорится о приходе немцев в 1941 г., и тут про- ™

цитированы либо упомянуты как имевшие место хвалебные оды, которые §

православное духовенство озвучивало с амвона открытых храмов или со с

страниц коллаборационистской прессы в адрес новых властей, победонос- §

ного вермахта и лично Адольфа Гитлера — в Орле (с. 229, 231-232), Брянске £

Сй

(с. 241), Острогожске (Воронежская область) (с. 248-250), Таганроге (с. 255-256), ^ Краснодаре (с. 258, 260), станице Северской (Ростовская область) (с. 262). Отдельные примеры таких приветственных жестов содержатся также в следующих разделах книги по поводу Орла (с. 388-389), Севастополя (с. 452, § 457), Клинцов (Брянская область) (с. 384-385, 518, 522-523) и Шахт (Ростовская ^ область) (с. 567). И это далеко не единственные случаи. В книге Бориса Ко- ^ валева «Коллаборационизм в России в 1941-1945 гг.: типы и формы» (2009 г.) ^ приведены примеры подобных выступлений православного клира в Луге ^

(Ленинградская область)16, Смоленске17, в селах Ленинградской и Курской .......

областей18. ^

Петров, кстати, работы Ковалева оценивает крайне негативно, так как Ц

последний, по его словам, «слепо верит донесениям советских партизан и под- ™

16 Ковалев Б. Н. Коллаборационизм в России в 1941-1945 гг.: типы и формы. Великий Новгород: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, 2009. С 264.

17 Там же. С. 270, 272.

18 Там же. С. 264, 272.

Ь польщиков, которые часто обличали «антисоветскую деятельность» православного

^ духовенства» (с. 120). Отчасти эту критику можно было бы признать справед-

Л ливой, так как в плане источников у Ковалева наблюдается явный перекос

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ в сторону советских архивов, состоящих из подобного рода донесений либо

сь протоколов допросов. Однако и сам Петров подобные партизанские реляции

§ тоже использует, никак не проверяя и не уточняя их по другим источникам:

I «В докладных записках заместителю начальника Центрального штаба партизан-

0 ского движения за ноябрь 1942 г. отражен факт достаточно быстрого открытия ¡| церквей на территории Брянска и окрестностей. Так, в частности, в одной из них " отмечено, что в самом Брянске открыто две церкви, в них «молятся за Гитлера»,

1 а также за «смерть антихристов-жидо-большевиков» (с. 240-241).

§ Безусловно, Петрову удалось полнее если и не раскрыть, то представить

| тему — благодаря более широкому кругу источников, концентрации на од-

§ ном из вопросов коллаборационизма и объему книги. А это, в свою очередь,

0

§ позволяет внимательному читателю и рецензенту выявить достаточно ин-

| тересные моменты.

Например, протоиерей Иоанн Маккавеев, в ряде партизанских донесе-™ ний именующийся главой епархиального управления Орловской епархии £ (действительно ли он официально при немцах занимал эту должность, до | конца так и не ясно), в 1942-1943 гг. выступавший с весьма радикальны* ми проповедями. Выходившая в Орле коллаборационистская газета «Речь» ® 20 апреля 1943 г. так описала празднование дня рождения фюрера Герман-| ского рейха, проходившее и в местном кафедральном соборе: «Перед началом 5 молебна о. протоиерей И. Маккавеев произнес слово, в котором отметил, какой ™ великий момент переживает сейчас христианский мир, когда решительная борьба ^ с силами иудо-коммунистического зла, пытающегося, как и в древности, оконча-™ тельно уничтожить и похоронить христианство. Борьбу с этим злом возглавляет || великий избранник наших дней Адольф Гитлер, о здравии и долголетии которого | молится сегодня получившее освобождение из-под ига иудо-коммунизма Право-^ славная церковь» (с. 231). Однако при наступлении Красной армии Маккавеев ^ не ушел с немцами, а остался и при Советской власти в 1945 г. вновь вошел в местный епархиальный совет, где и состоял до 1947 г. (с. 232). Интересно, [= что в беседе с английским журналистом Александром Вертом, имевшей ме-™ сто в 1943 г. в освобожденном Орле, Маккавеев представлял себя чуть ли не £ как борца с немцами, создавшего в открытых во время оккупации храмах

........................«активные центры русского национального сознания». В публикации внука

8 протоиерея, размещенной в 2015 г. на сайте Орловской епархии РПЦ, сооб-

¡5 щается, что в 1944 г. вчерашний апологет фюрера объявил сбор помощи для

1 фронта и собрал 2,8 млн рублей, за что в июне 1945 г. получил медаль «За

ги

5 доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»19. Причем эта

19 Маккавеев А. От Льва Толстого до Сталина: невероятная биография священника Иоанна Мак-кавеева // Орловская митрополия Русской православной церкви. 06.03.2015. [URL:] http://www. orel-eparhia.ru/news/2015/03061 (дата обращения: 11.11.2020).

информация затем вошла в официальную «Историю Орловской епархии»,

размещенную на сайте митрополии20. £

Другой не менее выразительный пример. Петров излагает содержание статьи, вышедшей в 2018 г. в «Вестнике церковной истории» и посвященной

деятельности архимандрита Панкратия (Гладкова), в 1941-1942 гг. настоя- £

теля Почаевской лавры, на основе его следственного дела, сохранившегося е

в архивах: «Архимандрит был одним из «московских назначенцев». <...> Будучи ^

наместником Свято-Успенской Почаевской лавры, если верить его показаниям, он §■

рассчитывал, что Вермахт разобьет Красную армию еще в первые месяцы войны. ^

В статье убедительно показано, что владыка Панкратий (Гладков) сотрудничал g с советскими карательными службами в период, предшествовавший войне между

Германией и Советским Союзом, и получил от них инструкции при назначении. |

<...> В статье дана оценка и указаны формы сотрудничества епископа Панкратия §■

с органами немецкой СД на оккупированной части Украины» (с. 110). Попутно, Ц

кстати, Гладков поменял и юрисдикцию, перейдя в Украинскую автономную |

православную церковь (УАПЦ) — с точки зрения РПЦ, вообще неканонич- |

ную — и получив в ней сан епископа Белгородского и Грайворонского. По S

факту, правда, епархию он возглавить не смог (хотя в конце 1942 г. с разре- °

шения оккупационных властей и посещал Курскую область) и проживал на g

Украине, где временно получил должность помощника епископа Чернигов- |

ф

ского и Нежинского (с. 541-543). Так вот, «после реставрации в Нежине советских g

порядков фактический глава Белгородской и Грайворонской кафедры <...> восстано- ¡5

вил отношения путем переписки с патриархом Сергием (Страгородским) и митро- §

политом Николаем (Ярушевичем). В конце 1943 г. владыка Панкратий совершил |

даже поездку в Москву, в ходе которой сумел встретиться со священноначалием» § (с. 544). Пошел на службу к врагу, потом, когда удача от немцев отвернулась,

вернулся обратно... Правда, в отличие от Маккавеева, которого после недол- §

гого ареста органы НКВД отпустили, Гладков в итоге все же получил 5 лет *

с конфискацией. Но тут помимо факта взаимодействия с оккупационными ч

властями, которое можно было всегда представить как вынужденное, «после ®

освобождения Украины <...> советским карательным органам стало известно о тех m

докладных записках, которые составлял епископ Панкратий (Гладков) для органов m

О

СД за время оккупации» (с. 544). Не повезло! А то вполне бы мог затем сделать g-

карьеру в рядах «сталинского епископата». "г

Возникает логичный вопрос. Мы видим многочисленные примеры сотрудничества с оккупантами со стороны представителей православного ду- £

ховенства — причем речь шла не только об обиженных советской властью ............

«тихоновцах» или ушедших в катакомбы «истинно-православных» (с. 240,

524-255), но о вполне лояльных «обновленцах», чье появление в 1920-е гг. было ¡j

прямо инспирировано коммунистическим режимом. «Одну из ведущих ролей 1

на территории Центрального Черноземья играли в период нацистской оккупации 5

20 Орловская епархия в годы Великой Отечественной войны // Орловская митрополия Русской православной церкви. [Без даты.] [URL:] http://www.orel-eparhia.ru/heritage/history/1941-1945 (дата обращения: 12.11.2020).

Ь обновленческие епископы» (с. 247). В каком случае это был тяжкий выбор, а в

£ каком — легкий? Какую власть они считали «своей»? Создается впечатление,

[1 что ни ту, ни другую. Но в несколько ином контексте, чем это подразумевает,

3; судя по названию книги, Петров. Где-то на середине своей книги он «запря-

£ тал» цитату из воспоминаний одного из «псковских миссионеров», священ-

е ника Алексея Ионова: «Я хорошо знал настроение членов Миссии. С немцами мы

^ считались по принципу: из двух зол выбирайте меньшее» (с. 281). Проблема гораздо

|. глубже и серьезнее.

^ Историк Михаил Бабкин в очень объемной монографии «Священство ф и Царство. Россия, начало XX века — 1918 год. Исследования и материалы» о (2011 г.) показал, что, стоило Николаю Второму отречься от престола, как | духовенство Русской православной церкви мгновенно перешло на сторону Временного правительства. Одновременно эти, по словам Петрова, «люди, Ц живущие со словом Божиим», начали быстро удалять из богослужебных о текстов любые упоминания о «помазаннике Божием», на верность которому § только что присягали сами и приводили к присяге других. Как вспоминал | оставшийся верный своим взглядам монархист Михаил Тальберг: «С первых т же дней революции <...> когда в храмах Божиих впервые начали святотатствен* но возносить молитвы за «благоверное» Временное правительство, ясно было, что Ь Россия докатится и до большевизма»21. А ведь за Временным правительством Ей не стоял победоносный Вермахт...

О

£ Логика действий духовенства была предельно проста — при любой

<5 власти служить власти. При царе священнослужители призывали к вер-

| ности монархии и проклинали с амвона революционеров, после победы

5 революции начали благословлять «волю народа», обличать «прогнивший

™ царский режим» и уверять, что всегда поддерживали борцов с таковым.

^ «Освобожденный из Шлиссельбурга Новорусский нашел на первых порах себе при-

« ют и ласку у высокопреосвященного Сергия, бывали у него с доверием и другие

т шлиссельбуржцы, например, известный Морозов», — так летом 1917 г. «Влади-

| мирские епархиальные ведомости» презентовали избранного новым архи-

^ епископом Владимирским и Шуйским Сергия (Страгородского), будущего 00

^ «сталинского патриарха»22. Потом духовенство поочередно пыталось слу-

° жить и каждой новой власти. Правда, большевики долго на это не согла-

® шались и хотели уничтожить «церковников» как класс, но в итоге к 1930 г.

™ удалось договориться о признании Церкви в обмен на ее лояльность. Этот

^ момент не так хорошо известен, как сталинский «разворот к религии» в 1943 гг., так как был заслонен более крупными событиями, но логика

мммммм ' А * '

т происходящего была та же: официальное признание Церкви в обмен на публичную поддержку власти перед лицом внешней угрозы, что хорошо описал историк Сергей Болотов в книге «Русская Православная Церковь

Мальцев В. Какое царство, такое и священство // НГ-Религии. 17.08.2011.

Владимирские епархиальные ведомости. 1917. № 31. Цит. по: Одинцов М.П. Патриарх Сергий. М.: Молодая гвардия, 2013. С 122-123. В своей рецензии на эту книгу (Мальцев В. Жизнь и судьба «сталинского» Патриарха // НГ-Религии. 20.02.2013) я ошибочно датировал газетную публикацию 1918 годом.

и международная политика СССР в 1930-1950-е годы» (2011 г.)23. Само собой, Ь ее Петров тоже не читал или не захотел «заметить», хотя вышла книга ^ в церковном издательстве. [I С приходом немцев духовенство обличало с амвона и в прессе «преступ- <Ё ления иудо-большевизма», с приходом Красной армии — вновь начало пропагандировать «советский патриотизм»... После 1991 г. иерархи, только что © прославлявшие «рабоче-крестьянскую власть» и обнимавшиеся с генсеками ^ КПСС, тоже «перестроятся» и начнут рассказывать о «гонениях богоборческой

I-

власти», в которых, мол, только каким-то чудом выжили. Совсем недавно, осенью 2020 года, на Украине вспыхнул громкий скандал, когда появилась ин- £ формация о том, что протоиерей Олег Хижняков, летом 2014 г. освящавший ° в храме Святого Духа (где был настоятелем) Славянска знамена бойцов Иго- £2

^ „ О

ря Стрелкова и, видимо, вдохновлявший ополченцев на бой с «карателями», ^

спустя всего три года, продолжая занимать пост настоятеля храма, духовно ^

окормлял уже сотрудников МВД Украины, то есть тех самых «карателей» |

в терминологии ополченцев24. Работа такая — при любой власти благослов- |

лять ее «христолюбивое воинство». Просто власть то и дело меняется. о

Рассказ о центральном сюжете книги — «Православной миссии в освобо- £

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

жденных районах России», обычно кратко именуемой историками «псков- §

ской миссией» — то и дело прерывается. Начавшись во 2-м параграфе 3-й х

главы, носящем название «Концепции, предпосылки, ход и причины образо- §

вания «Православной миссии в освобожденных районах России» (с. 271-292), ч

ф

рассказ затем резко прерывается с окончанием этой главы, вновь поднимает- §

Сй

ся в 1-м параграфе 4-й главы «Русская церковная эмиграция — неудавшаяся ™

попытка вернуться на родину», часть которого посвящена сотрудничеству §

«псковской миссии» с РПЦЗ (с. 327-337). Затем рассказ снова прерывается с

и поднимается в 1-м параграфе 5-й главы «Формы сотрудничества православ- §

ного духовенства с немецкой пропагандой на временно оккупированной £

Сй

территории РСФСР в 1941-1944 гг.» (с. 359-376), которая вся построена только ^ на примере «псковской миссии». Затем печатные материалы «миссионеров» упоминаются в 2-м параграфе той же главы «Антисемитский морок: православное духовенство на временно оккупированной территории РСФСР § и проблемы юдофобии» (с. 381-383) и в 3-м параграфе «Взаимоотношение пра- ^ вославного клира временно оккупированных территорий с представителя- ^ ми эмигрантских политических организаций и Русским освободительным ^ движением», часть которого посвящена как раз «миссионерам» (с. 403-408). ^

_ мммммм

Затем рассказ снова прерывается, на этот раз надолго, и вновь продолжается

только в 8-й главе «Псковская Миссия без ретуши» (с. 580-643). Такие раз- &

рывы явно мешают и восприятию, и изложению материала в целом. Есть Ц

стойкое ощущение, что сам автор в итоге запутался в излагаемом им мате- ™

23 Мальцев В. Между Отцом Небесным и «отцом народов» // НГ-Религии. 21.12.2011.

24 Полиция провела проверку по священнику из Славянска, который благословлял Гиркина // Восточный вариант. 01.11.2020. [URL]: https://v-variant.com.ua/polytsyia-provela-proverku-po-sviashchennyku-yz-slavianska-kotor-y-blahoslovlial-hyrkyna (дата обращения: 08.11.2020).

Ь риале, особенно если писал разные главы в разное время, и так и не смог

£ раскрыть тему.

[I Крайне комично звучит заявление Петрова о том, что в «в официальных заявлениях и циркулярах «Православной миссии в освобожденных районах России» о! нет даже <...> термина «жидо-большевизм», который заменяет жесткий, выну© жденный, но гораздо более нейтральный термин «иудо-большевизм» (с. 383). Вот ^ уж, конечно, весь смысл и заявления при замене «жидо» на «иудо» меняется, и нет никакого антисемитизма! Хотя и в проповедях протоиерея Маккаеева

I-

^ со здравицами в адрес Гитлера тоже «иудо». И что?

£ Таких заявлений, вызывающих смех, в книге немало — и вызваны они

§ тенденциозностью автора или банальной невнимательностью, сложно ска-

£2 зать. Например, пассаж о том, что историку Михаилу Шкаровскому «удалось

% проникнуть в закрытые от посторонних глаз российские и зарубежные архивы: Синодальный архив РПЦЗ в Нью-Йорке, Открытый общественный архив в Буда-

| пеште...» (с. 104). Так архив Открытый или «закрытый от посторонних глаз»?

| Или упоминание про «.т.н. «Восточный поход» Красной армии» (с. 201), как

? называется вступление последней в восточные районы Польши в 1939 году.

£ Но для шедшей на запад Красной армии этот поход никак не мог быть «Во-

§ сточным»! Судя по всему, Петров перепутал его с упоминаемым им позже

■г «Восточным походом» Вермахта.

0 В общем и целом, минусы книги Петрова объясняются отсутствием тол-ч кового редактора либо научного руководителя, который вывел бы автора

ф

1 из того ментального состояния, в которое тот погрузился ввиду общения с

Сй

™ «Посевом» и образовавшейся вокруг издательства специфической «тусовки»,

§ и научил бы работать с более широким кругом источников.

4

5

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бровко Л.Н. Церковь и Третий рейх. СПб.: Алетейя, 2009.

2. Владимирские епархиальные ведомости. 1917. № 31.

3. Жуков Д. Оккультизм в Третьем рейхе. М.: Яуза, 2006.

4. Ковалев Б.Н. Коллаборационизм в России в 1941-1945 гг.: типы и формы. Великий Новгород: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, 2009.

5. Маккавеев А. От Льва Толстого до Сталина: невероятная биография священника Иоанна Маккавеева // Орловская митрополия Русской православной церкви. 06.03.2015. URL: http://www.orel-eparhia.ru/news/2015/03061.

6. Мальцев В. Жизнь и судьба «сталинского» Патриарха // НГ-Религии. 20.02.2013.

7. Мальцев В. Злоключения «неприятельских подданных» в Российской империи [Пылькин В.А. Подозрительные иностранцы в русской глубинке в годы Первой мировой войны и после ее окончания. М.: Горячая линия — Телеком, 2018. Ч. 1: Германские и австрийские подданные — 312 С.; Ч. 2: Ту— 310 -

рецкие и болгарские подданные — 262 С.] // Журнал российских и восточно- t европейских исторических исследований. № 4 (19). 2019.

8. Мальцев В. Какое царство, такое и священство // НГ-Религии. 17.08.2011. Т

9. Мальцев В. Между Отцом Небесным и «отцом народов» // НГ-Религии. St 21.12.2011. £

10. Одинцов М.П. Патриарх Сергий. М.: Молодая гвардия, 2013. е

11. Орловская епархия в годы Великой Отечественной войны // Орловская ^ митрополия Русской православной церкви. [Без даты.] URL: http://www.orel- iL eparhia.ru/heritage/history/1941-1945 s

12. Петров И.В. Меж двух зол. Православное духовенство на временно ок- ® купированной территории РСФСР в 1941-1944 гг. М.: НП «Посев», 2021. Ч

13. Политический дневник Альфреда Розенберга, 1934-1944 гг. / Под ред. S

И. Петрова; пер. с немецк. С. Визгиной, И. Петрова; коммент. С. Визгиной, ä.

А. Дюкова, В. Симиндея, И. Петрова; предисл. А. Дюкова; сопр. ст. И. Петро- [=

ва. М.: Фонд «Историческая память», Ассоциация книгоиздателей «Русская §

книга», 2015. I

14. Родионов В. Расовые мифы нацизма. Врага надо знать! М.: Яуза-пресс, |

2010. m

га

15. Шкаровскии М.В. Крест и свастика. Нацистская Германия и православ- | ная церковь. М.: Вече, 2007. 5

LIST OF SOURCES AND LITERATURE |

ru

1. Brovko, L.N. (2009), Church and the Third Reich [Cerkov' i Tretij rejh], Saint 5 Petersburg. S

2. Vladimir Diocesan Gazette [Vladimirskie eparhial'nye vedomosti] (1917), ^ No. 31. °

3. Zhukov, D. (2006), Occultism in the Third Reich [Okkul'tizm v Tret'em | Rejhe], Moscow. |

4. Kovalev, B.N. (2009), Collaboration in Russia in 1941-1945: types and forms. ^ [Kollaboracionizm v Rossii v 1941-1945 gg.: tipy i formy], Yaroslav the Wise ^ Novgorod State University, Novgorod. °

5. Makkaveev, A. (2015), "From Leo Tolstoy to Stalin: an incredible biography S of the priest John Makkaveev", Oryol Metropolitanate of the Russian Orthodox Church ™ ["Ot L'va Tolstogo do Stalina: neveroyatnaya biografiya svyashchennika Ioanna j Makkaveeva" v Orlovskaya mitropoliya Russkoj pravoslavnoj cerkvi], Juin 3 (available ^ at: http://www.orel-eparhia.ru/news/2015/03061). a

6. Maltsev, V. (2013), "Life and fate of the "Stalinist" Patriarch", NG-Religions, | ["Zhizn' i sud'ba «stalinskogo» Patriarha", NG-Religii], Feb. 20. .g

7. Maltsev, V. (2013), "The misadventures of "enemy subjects" in the Russian £ Empire [Pylkin V.A. Suspicious foreigners in the Russian outback during the ^ First World War and after its end. M.: Hotline — Telecom, 2018. Part 1: German ¡s and Austrian subjects — 312 S.; Part 2: Turkish and Bulgarian nationals — 262 00 pp.]" ["Zloklyucheniya «nepriyatel'skih poddannyh» v Rossijskoj imperii [Pyl'kin

t V.A. Podozritel'nye inostrancy v russkoj glubinke v gody Pervoj Mirovoj vojny

Si i posle ee okonchaniya. M.: Goryachaya liniya — Telekom, 2018. CH. 1: Germanskie i avstrijskie poddannye — 312 S.; CH. 2: Tureckie i bolgarskie poddannye — 262

5 S.]"], Journal of Russian and East European Historical Research. No. 4 (19). 2019.

£ 8. Maltsev, V. (2011), "What kind of kingdom, such is the priesthood",

e NG-Religions ["Kakoe carstvo, takoe i svyashchenstvo", NG-Religii], Aut. 17.

^ 9. Maltsev,V.(2011),"Between the Heavenly Father and the "Father of Nations"", NG-Religions ["Mezhdu Otcom Nebesnym i «otcom narodov»", NG-Religii], Dec. 21.

* 10. Odintsov, M.P. (2013), Patriarch Sergius [Patriarh Sergij], Young Guard,

<« Moscow.

'o 11. "Oryol diocese during the Great Patriotic War" in Oryol Metropolitanate of

| the Russian Orthodox Church ["Orlovskaya eparhiya v gody Velikoj Otechestvennoj

|. vojny" v Orlovskaya mitropoliya Russkoj pravoslavnoj cerkvi], (No date.), (available at:

H http://www.orel-eparhia.ru/heritage/history/1941-1945)

0 12. Petrov, I.V. (2021), Between two evils. Orthodox clergy in the temporarily

1 occupied territory of the RSFSR in 1941-1944 [Mezh dvuh zol. Pravoslavnoe

g duhovenstvo na vremenno okkupirovannoj territorii RSFSR v 1941-1944 gg.], NP

^ „

m Posev , Moscow.

o 13. Petrov, I.V. (ed.) (2015), Political diary of Alfred Rosenberg, 1934-1944.

CQ

g [Politicheskij dnevnik Al'freda Rozenberga, 1934-1944 gg.], Ed. I. Petrov; Trans.

m from German. S. Vizgin, I. Petrov; Comment. S. Vizgin, A. Dyukov, V. Simindey,

6 I. Petrov; Preface A. Dyukov; res. Art. I. Petrov, Historical Memory Foundation, g Russian Book Publishers Association, Moscow.

g 14. Rodionov, V. (2010), Racial myths of Nazism. You need to know the enemy!

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

g [Rasovye mify nacizma. Vraga nado znat'!], Yauza-Press, Moscow.

Si 15. Shkarovsky, M.V. (2007), Cross and swastika. Nazi Germany and the

^ Orthodox Church. [Krest i svastika. Nacistskaya Germaniya i pravoslavnaya

« cerkov'], Veche, Moscow.

ca

5

МАЛЬЦЕВ ВЛАДИСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ — журналист, Москва (maltcev.v@gmail.com).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.