Научная статья на тему 'Рецензия на книгу М. Н. Копылова, С. М. Копылова, Э. Ю. Кузьменко: прогрессивное развитие и кодификация международного экологического права. - М. : Экон-Информ, 2007. - 202с'

Рецензия на книгу М. Н. Копылова, С. М. Копылова, Э. Ю. Кузьменко: прогрессивное развитие и кодификация международного экологического права. - М. : Экон-Информ, 2007. - 202с Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
106
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на книгу М. Н. Копылова, С. М. Копылова, Э. Ю. Кузьменко: прогрессивное развитие и кодификация международного экологического права. - М. : Экон-Информ, 2007. - 202с»

БИБЛИОТЕКА

РЕЦЕНЗИЯ

НА КНИГУ М.Н. КОПЫЛОВА, С.М. КОПЫЛОВА, Э.Ю. КУЗЬМЕНКО: ПРОГРЕССИВНОЕ РАЗВИТИЕ И КОДИФИКАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА.

— М.: ЭКОН-ИНФОРМ, 2007. — 202 С.

Е.А. Якушева

Кафедра международного права Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198 Москва, Россия

Согласно общей теории международного права под кодификацией международного права понимается систематизация международно-правовых норм, осуществляемая субъектами международного права, что предполагает не только приведение в единую систему действующих международно-правовых норм, но и более точную их формулировку. Но кодификация международного права не ограничивается этим и связана с необходимостью изменения либо обновления действующих норм, а также выработки новых. Соответственно, кодификация международного права сопровождается его прогрессивным развитием.

Как справедливо отмечалось в отечественной юридической литературе (А.Н. Вылегжанин, Р.А. Каламкарян, Ф.И. Кожевников, Э.С. Кривчикова, А.П. Мовчан и др.), в результате международно-правовой кодификации объединяются на качественно лучшей регулятивной основе (чаще — в рамках многостороннего правового акта) нормы конкретной отрасли международного права либо нормы разных его отраслей, регулирующих близкие, взаимосвязанные общественные отношения в соответствии с уровнем правосознания на данный период, а сами такие нормы более точно формулируются. Достижение такой большой упорядоченности, ясности и лучшего качества правил должного поведения само по себе оказывает позитивное влияние на весь процесс правоисполнения, на действенность права в целом.

В равной мере это относится и к отрасли международного экологического права, и в этой связи заслуживает большого внимания вышедшая в 2007 г. в свет монография «Прогрессивное развитие и кодификация международного экологического права». Международное экологическое право сегодня представляет собой наиболее динамично развивающуюся отрасль современного международного права, кодификация которой имеет важное политико-правовое значение, так как она призвана содействовать установлению и укреплению международного экологического правопорядка, обеспечению международной экологической безопасности и соблюдению экологических прав человека, сохранения и рационального использования окружающей среды. Кодификация может также рассматриваться как одна из необходимых целей гармонизации и развития достижений в области международного эколо-

гического права. Как отмечают сами авторы во введении к монографии, исследование всех форм кодификации и прогрессивного развития международного экологического права «представляется делом исключительной важности» (с. 7).

Монография состоит из введения, пяти глав и заключения. При изучении оглавления работы хочется отметить четкую систематизированность всего материала, выраженную в использовании и глубокой проработке огромного количества международно-правовых актов и доктринальных источников, работ видных специалистов в отношении общих вопросов кодификации и прогрессивного развития международного права, а также общих и специальных работ по вопросам международного экологического права. На протяжении всего исследования авторы обращаются к воззрениям таких ученых, как М.М. Бринчук, О.С. Колбасов, М.И. Лазарев, И.И. Jly-кашук, А.П. Мовчан, A.C. Тимошенко, С.В. Черниченко С.В. и др.

Первая глава монографии посвящена явлению кодификации как условия оформления международного экологического права в самостоятельную отрасль международного права. В разделах данной главы авторы обращаются к изучению норм «мягкого» международного экологического права и к отраслевым признакам международного экологического права. Здесь же предложена точка зрения на периодизацию процесса кодификации международного экологического права, начало которого, по мнению авторов, было положено лишь с момента создания ООН (1945 г.) и Международного Союза охраны природы и природных ресурсов (1948 г.).

Вторая глава монографии достаточно объемна по своему содержанию, что оправдано тем, что проблема выделения, определения содержания, квалификации и систематизации базовых начал, именуемых в теории права принципами, относится к числу наиболее сложных как в любой отрасли международного права, так и в международном праве в целом. Авторы отмечают, что «Сегодня основы правового регулирования международных экологических отношений составляют как общепризнанные принципы общего международного права, которые в силу своей императивности и универсальности сохраняют свою регулятивную функцию и в этой специальной области деятельности, так и специальные отраслевые принципы международного экологического права» (с. 42). Ответить же на вопрос о количестве и содержании отраслевых принципов международного экологического права может лишь принятие единого кодифицирующего международно-правового акта универсального характера в данной области международных отношений. Далее, параграф за параграфом, авторы тщательно анализируют содержание каждого из принципов, которые в настоящее время наиболее полно неофициально кодифицированы в проекте Международного пакта по окружающей среде и развитию, разработанном в 1995 г. Такой анализ представляет собой особую ценность в свете того, что данные принципы даже кодифицированы далеко не полно, не говоря уже об их комплексном доктринальном изучении.

Международные организации прочно вошли в структуру системы международных экологических отношений в качестве важного ее элемента, без которого само функционирование всей системы в целом уже немыслимо и практически невозможно. Именно международным межправительственным и международным неправительственным организациям и посвящены третья и четвертая главы монографии соответственно. В третьей главе особо отмечено, что «Сама природа и содержание многосторонней деятельности в сфере охраны окружающей среды, рационального природопользования и обеспечения экологической безопасности, развитие многосторонней дипломатии под воздействием усложнения и расширения сферы международных отношений, значительное увеличение продолжительности пе-

риода времени, в течение которого должно осуществляться взаимодействие государств, а также ряд других факторов, присущих международному сотрудничеству в области глобальной проблемы охраны окружающей среды, — все это неизбежно и однозначно выдвигает институциональную и стабильную форму многосторонних отношений, т.е. международные организации, в число доминирующих, наиболее адекватных инструментов и средств практической реализации задач, возникающих перед таким сотрудничеством» (с. 82). Особо хотелось бы отметить внимание авторов к рассмотрению роли отдельных международных межправительственных и неправительственных организаций в кодификации и прогрессивном развитии международного экологического права, в частности ООН, ее специализированных учреждений; Международного союза охраны природы и природных ресурсов, Гринпис Интернэшнл и др. Очень ценным для доктрины международного экологического права является анализ международно-правовых основ структуры и деятельности международных неправительственных организаций по той простой причине, что превращение на рубеже 60-х-70-х гг. XX в. проблемы охраны окружающей среды из чисто научно-технической в крупную политическую привело к перемещению центра тяжести с международных неправительственных на межгосударственные программы и, соответственно, на деятельность международных межправительственных организаций по их обеспечению и реализации. Такой ход развития событий, однако, не привел к умалению роли международных неправительственных экологических организаций, которые, как правило, более оперативно реагировали на экологические вызовы и не были, в отличие от межправительственных организаций, скованы принципом государственного суверенитета в его абсолютном понимании. Правильное понимание роли международных неправительственных организаций особенно важно для сферы кодификации и прогрессивного развития международного экологического права.

Завершает монографию пятая глава, посвященная прогрессивному развитию и кодификации международного экологического права в рамках международных конференций. Международные конференции — это один из наиболее древних институтов международного права. Являясь наиболее эффективным средством ведения непосредственных переговоров и координации усилий по разрешению сложных международных проблем, международные конференции по праву заняли центральное место в системе международных отношений, о чем наглядно свидетельствует их количественный рост. Не обошел этот институт стороной и международное экологическое право. С учетом того, что в последние три десятилетия в мире ежегодно проводится большое число международных конференций по проблемам окружающей среды, как дипломатических, так и недипломатических, авторы монографии считают целесообразным рассмотреть вопрос об их роли и значении в процессе кодификации и прогрессивного развития международного экологического права, тем более что именно международные конференции, как показывает практика, играют в этом процессе ведущую роль, что и было проделано на примере трех конференций по проблемам окружающей среды, проведенных под эгидой ООН: Стокгольмской конференции по проблемам окружающей человека среды 1972 г., Конференции по окружающей среде и развитию 1992 г. в Рио-де-Жанейро и Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию 2002 г. в Йоханнесбурге.

Существенное значение имеет тот факт, что при анализе работы этих конференций авторы не ограничились рассмотрением аспектов их проведения и непосредственных итогов. Каждый параграф, посвященный той или иной конференции,

изобилует анализом перспектив развития международных экологических отношений, регулируемых такими международно-правовыми актами, как Рамочная конвенция об изменении климата и Киотский климатический протокол 1997 г., Конвенция о биоразнообразии и др. Текст данной главы обогащен примерами развития международных экологических отношений, что помогает читателю лучше сориентироваться в существующих проблемах, связанных с охраной окружающей среды на современном этапе, а следовательно, и в вопросах кодификации и прогрессивного развития международного экологического права.

Рецензируемая монография написана грамотным языком, подкреплена фактами и анализом исследуемых явлений. Вместе с тем ее прочтение вызывает определенные затруднения, что связано с огромным массивом понятий, терминов и определений, которыми оперируют авторы. Представляется, что наличие смысловых выделений и предметного указателя могло бы значительно облегчить задачу читателей.

Монография рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся вопросами экологии, и является ценным научным исследованием в области доктрины международного права в целом и международного экологического права в частности.

CRITIQUE ON THE BOOK OF KOPYLOV M.N., KOPYLOV S.M., KUZMENKO E.YU.: PROGRESSIVE DEVELOPMENT AND CODIFICATION OF INTERNATIONAL ENVIRONMENTAL LAW

E.A. Yakusheva

The Department of International Law Peoples’ Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya St., 6, 119198 Moscow, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.