УДК 930(470.55/58)
DOI: 10.22378/2410-0765.2024-14-3.166-171
Рецензия на книгу: Каримов Т.Т. Татарские поземельные волости. Том 1. Булярская волость (Казань, 2023)
Р.Р. Аминов
Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ
Казань, Российская Федерация
Настоящая рецензия посвящена анализу новой работы историка Тагира Каримова «Татарские поземельные волости. Том 1. Булярская волость». Т.Т. Каримов занимается исследованием истории татарских поземельных волостей, первым монографическим опытом по этой теме стало издание книги, посвященной обстоятельному анализу населенных пунктов, входивших в Булярскую волость. Автором введено в научный оборот огромное количество архивных источников из Национального архива Республики Башкортостан и Российского государственного архива древних актов. Особо ценными являются сведения о численности населения рассматриваемых поселений. Вместе с тем исследователем довольно обстоятельно изучена сословная структура сел и деревень Булярской волости и других поселений, так или иначе связанных с данной поземельной волостью. Работа Т.Т. Каримова может быть интересна историкам, демографам, генеалогам, краеведам и этнографам.
Ключевые слова: Булярская волость, татары, тептяри, «башкирцы», Мурза-кай Юкачеев
Для цитирования: Аминов Р.Р. Рецензия на книгу: Каримов Т.Т. Татарские поземельные волости. Том 1. Булярская волость (Казань, 2023) // Из истории и культуры народов Среднего Поволжья. 2024. Т.14, №3. С.166-171. https://doi.org/ 10.22378/2410-0765.2024-14-3.166-171
Монография Т.Т. Каримова состоит из введения, шести глав, заключения, приложения, географического указателя и списка сокращений.
Автор, основываясь на сформированном им комплексе архивных документов, многие из которых вводятся в научный оборот впервые, рассматривает вопросы, связанные с заселением и развитием Булярской поземельной волости, которая включала части современных Актанышского, Альметьевского, Мензелинского, Муслюмовского, Сармановского районов Республики Татарстан, Бакалинского и Илишевского районов Республики Башкортостан. Материал в монографии изложен в хронологической последовательности.
© Аминов Р. Р., 2024
Нельзя не согласиться с Т.Т. Каримовым в том, что многие исследователи рассматривали поземельную волость как родоплеменное объединение «вотчинников-башкир» и связывали последних с современными этническими башкирами. Еще до выхода в свет этой книги автор в многочисленных научных статьях подверг критике эту точку зрения. Только по Булярской волости им было опубликовано 11 статей, которые после внесения в них небольших изменений составили отдельные разделы рецензируемой книги.
В первой главе работы «Ранняя история, население и поселенческая структура» [3, с.11-79] автор останавливается на темах из ранней истории Булярской волости, ее заселении в ХУП-ХУШ вв. Довольно подробно описан процесс заселения и формирования поселенческой сети в рассматриваемой волости.
Одной из центральных фигур книги является Мурзакай Юкачеев, -многие сюжеты исследования посвящены судьбам его потомков и проливают свет на раннюю историю Мушугинской тюбы. Основными вотчинниками данной территории были представители тарханского рода, предки которых в 1523 г. получили тарханный ярлык от казанского хана Сахиб-Гирея. В ранних документах их называли «чювашами» и бобылями, а в последней четверти XVII - начале XVIII в. (в лице Мурзакая Юкачеева и его товарищей) - ясачными татарами, потомков последних - «башкирцами». Трансформация сословного названия связана с переходом от бобыль-ского ясака на окладной ясак и получением оберегательной памяти, в результате чего татары бобыльского сословия стали «башкирцами». Рост числа вотчинников и бобылей сопровождался появлением большого количества поселений, впоследствии составивших Мушугинскую тюбу Буляр-ской поземельной волости [2, с.7].
Текст монографии изобилует цитатами из архивных источников XVII в., прежде всего, материалов фонда 1173 (Уфимская приказная изба) Российского государственного архива древних актов, что помогает передать дух времени. В приложении к книге автор поместил документ 1701 г., раскрывающий взаимоотношения вотчинника Мурзакая Юкачеева и его товарищей с бобылями - выходцами из Казанского уезда. Значение этого документа заключается также в том, что он проливает свет на возникновение деревень Мушугинской тюбы, в т.ч. и д. Аняково. Комментируя ис-
Институт истории
ТАГИР КАРИМОВ
ТАТАРСКИЕ
ПОЗЕМЕЛЬНЫЕ ВОЛОСТИ
БУЛЯРСКАЯ ВОЛОСТЬ
точник, автор пишет, что, хотя документ ранее привлекал внимание ряда исследователей, самое главное осталось незамеченным - бобылям была выдана оберегательная память [3, с.244], предоставлявшая им право распоряжаться землями своих поселений, с которых они платили бобыльский ясак. Позднее те же самые бобыли стали называться ясачными татарами, а ближе к концу XVIII в. их потомки превратились в тептярей, т. е. стали татарами тептяро-бобыльской сословной группы. В числе бобылей были и предки Минтимера Шаймиева, первого президента Республики Татарстан, генеалогию которого приводит автор [3, с.129]. Заметим при этом, что автор не рассматривает в монографии историю тептярей из чувашей, марийцев (черемис), мордвы, удмуртов (вотяков).
Во второй главе «Население Булярской волости по переписи 1762 г.» [3, с.80-111] рассматривается развитие волости по материалам III ревизии (1762 г.). Выясняется, что значительную часть населения Булярской волости составляли выходцы из Байлярской и Енейской волостей, которые в то же время продолжали относиться к сотням своих прежних территорий. Кроме того, вторая треть XVIII в. ознаменовалась припуском в волость ясачных татар из Казанского уезда, что увеличило численность поселений волости и способствовало дальнейшему приросту населения. Население, жившее по припуску вотчинников и называемое в источниках припущен-никами, часто селилось в деревнях вотчинников, меняя их сословную структуру.
Ревизские материалы 1795 г. позволяют установить особенности межсословных браков татар Булярской волости. Автор пишет об этом в третьей главе «Развитие волости в последнем тридцатилетии XVIII в.» [3, с.112-129], где дает характеристику сведениям конца XVIII в. Он приходит к выводу, что «население проживало в едином татарском этнокультурном пространстве, охватывающем и территорию современного Башкортостана. Сословные различия не отражались в общении татар разных территорий Уфимского наместничества, так как между ними не существовало ментальных преград».
Четвертая глава «Булярская волость в 1800-1850-х гг.: сословия и земельный вопрос» [3, с.140-197] наряду с первой главой является, на наш взгляд, наиболее выигрышной и информативной. Материалы главы отчетливо демонстрируют, что значительный рост численности населения в рассматриваемых деревнях привел к проблеме землеобеспечения буляр-цев. По закону от 10 апреля 1832 г. вотчинникам полагалось 40-60 дес. на душу муж. пола, учтенную VII ревизией (1816 г.), припущенникам военного сословия - по 30 дес., государственным и удельным крестьянам - по 15 дес. Однако для обеспечения податных землей в таком размере волость не имела необходимого ее количества, так как значительная часть земель
была продана вотчинниками помещикам в последние тридцать лет XVIII в. [1, с.11-16].
В пятой главе «Население военного сословия («башкирцы») по переписи 1859 г.» [3, с.198-231] центральной темой является реализация указа от 31 октября 1855 г., в котором высочайше повелевалось именовать войско просто «Башкирским». С этого времени тептяри не только из татар, но и из чувашей, марийцев, мордвы и удмуртов, включенные в состав Башкирского войска, стали именоваться «башкирами», а последствия этого указа отчетливо прослеживаются в материалах X ревизии (1859 г.). Тептяри не только назывались «башкирами» («новыми башкирами»), но и исключались из «башкирского звания» наравне со «старыми башкирами» при принятии частью из них христианства и в некоторых других случаях. Это свидетельствует о том, что с принятием указа 1855 г. окончательно завершилось формирование башкирского сословия, в которое вошли и невотчинники военного сословия. Если раньше становились «башкирами» по географическому признаку только вотчинники, то теперь наименование сословия приобреталось по ведомственному признаку.
Более того, последствия указа также проявились в последующих переписях населения, включая переписи до 1917 г., где тептяри продолжали считаться «башкирами». Автор правильно отмечает, что сословный термин «башкирцы», которым обозначались только вотчинники поземельных волостей, утратил свое прежнее значение. С реформой 1855 г. власти разрушили старые границы сословия, расширили содержание данного термина и распространили его на тептярей. Ликвидация сложившейся традиции сословных групп не только обесценила термин «башкирцы», но и породила путаницу в материалах государственной статистики и других документах (в том числе метрических книгах) [3, с.231].
Заключительная, шестая, глава монографии - «Землеобеспеченность невотчинников в третьей четверти XIX в.» [3, с.232-241] - посвящена земельным отношениям в последней трети XIX в. Земельный вопрос в волости оставался нерешенным в полной мере и крайне обострился. Это привело к переселениям на территорию поземельных волостей Белебеевского, Уфимского, Стерлитамакского уездов Оренбургской губернии, к спорам между соседями и односельчанами, доказывавшими свои права на землю.
Обращение к разноплановым источникам и подробный анализ их содержания позволил автору раскрыть многие неизвестные факты из жизни населения Булярской волости, а также показать особенности трансформации татар в различные сословные группы, что подтверждает факт наличия единого татарского этнокультурного пространства в среде сословной вариативности. Таким образом, исследователь сумел создать объективную историческую картину, показывающую, как формировалось сословие вот-
чинников, почему они стали именоваться «башкирцами», как одновременно возникали поземельные волости и поселения в них.
Несмотря на все достоинства книги, на наш взгляд, издание только выиграло бы от использования в нем картографического материала. В частности, автору следовало поместить в своей монографии карту поселений Булярской волости, а также общую карту с обозначением всех границ и территорий поземельных волостей.
Полагаем, что в дальнейшем перспективным представляется размещение материалов монографии в глобальной сети Интернет. Кроме того, следует пересмотреть статьи Википедии, посвященные населенным пунктам Булярской поземельной волости, внести в них существенные коррективы, исходя из содержания монографии Т.Т. Каримова и его статей в научных журналах. Также хотелось бы верить, что в последующих изданиях Татарской энциклопедии материалы труда Т.Т. Каримова будут использованы в максимально полном объеме.
В дальнейшем было бы полезно организовать научно-практические конференции по истории татарских поземельных волостей с приглашением краеведов Татарстана и Башкортостана, что позволило бы активизировать разработки по этой теме, так как, несмотря на прилагаемые усилия, один исследователь не сможет осилить весь объем предстоящей работы.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Каримов Т.Т. Булярская поземельная волость в последнее тридцатилетие XVIII в. // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2023. №5-1. С.11-16.
2. Каримов Т.Т. К вопросу возникновения Мушугинской тюбы Булярской поземельной волости Уфимского уезда (по материалам второй половины XVII-начала XVIII в.) // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2023. №5-2. С.7-12.
3. Каримов Т. Т. Татарские поземельные волости. Том 1. Булярская волость / науч. ред. Р.Р. Салихов. Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2023. 284 с.
Информация об авторе:
Аминов Рустем Равилевич - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела истории Поволжья и Приуралья, Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ (Казань, Российская Федерация); ORCID: 0009-0009-60524184; e-mail: rustem_270988@mail.ru
Поступила 16.07.2024 Принята к публикации 22.08.2024
Book review: Karimov T.T. Tatar land volosts. Volume 1. Bulyarsky volost (Kazan, 2023)
R.R. Aminov
Marjani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences
Kazan, Russian Federation
This review is devoted to the analysis of the new work of the historian Tagir Karimov "Tatar land volosts. Volume 1. Bulyarsky volost". T.T. Karimov is engaged in research into the history of Tatar land volosts, the first monographic experience on this topic was the publication of a book devoted to a detailed analysis of the settlements that were part of the Bulyarsky volost. The author introduced into scientific circulation a huge number of archival sources from the National Archive of the Republic of Bashkortostan and the Russian State Archive of Ancient Acts. Information on the population of the settlements in question is especially valuable. At the same time, the researcher quite thoroughly studied the estate structure of the villages of Bulyarsky volost and other settlements, one way or another, associated with this land volost. The work of T.T. Ka-rimov may be of interest to historians, demographers, genealogists, local historians and ethnographers.
Keywords: Bulyarsky volost, Tatars, Teptyars, Bashkirs, Murzakai Yukacheev
For citation: Aminov R.R. Book review: Karimov T.T. Tatar land volosts. Volume 1. Bulyarsky volost (Kazan, 2023). From History and Culture of Peoples of the Middle Volga Region. 2024, vol.14, no.3, pp.166-171. https://doi.org/10.22378/2410-0765.2024-14-3.166-171 (In Russian)
REFERENCES
1. Karimov T.T. Bulyarsky land volost in the last thirty years of the 18th century. Modern science: actual problems of theory and practice. Series: Humanities. 2023, no.5-1, pp.11-16. (In Russian)
2. Karimov T.T. On the question of the emergence of the Mushuginsky tyuba of the Bulyarsky land volost of the Ufa district (based on materials from the second half of the 17th - early 18th centuries). Modern science: actual problems of theory and practice. Series: Humanities. 2023, no.5-2, pp.7-12. (In Russian)
3. Karimov T.T. "Tatar land volosts. Vol.1. Bulyarsky volost". Ed. by R.R. Sa-likhov. Kazan: Marjani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences, 2023. 284 p. (In Russian)
About the author:
Aminov Rustem Ravilevich - Сand. Sci. (History), Senior Researcher of the Department of History of the Volga and Cis-Urals Regions, Marjani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences (Kazan, Russian Federation); ORCID: 0009-00096052-4184; e-mail: rustem_270988@mail.ru
Received July 16, 2024 Accepted for publication August 22, 2024