Научная статья на тему 'Население Шамшадинской поземельной волости Бирского уезда Оренбургской губернии (по «Ведомости» 1825 г.)'

Население Шамшадинской поземельной волости Бирского уезда Оренбургской губернии (по «Ведомости» 1825 г.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Клио
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Шамшадинская поземельная волость / единое татарское этнокультурное пространство / татары башкирского сословия / татары мещерякского сословия / татары тептярского сословия / ясачные татары / Shamshadin land volost / unified tatar ethnocultural space / tatars of the bashkir class / tatars of the mescheryak class / tatars of the teptyar class / yasak tatars

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тагир Тимергазимович Каримов

В статье рассматривается состав населения деревень Шамшадинской поземельной волости на основе данных VII ревизии, представленных в «Ведомости». Первая группа включает деревни Баишево, Акинеево, Карманово, Уртаево, Гулюково, Москово, Урман-Асты и Шади, где совместно проживают вотчинники и татары других сословий. Вторая группа состоит из татарского населения девяти деревень, припущенных вотчинниками «по записи 1715 года на вечность». Третья группа включает семь татарских деревень, живущих с «давних лет по договорам из оброка». Всего татары разных сословий проживали в 26 деревнях Шамшадинской волости. Вотчинники жили на территории современного Дюртюлинского района. Марийцы тептярского сословия также были значительной группой населения, некоторые из них жили совместно с удельными крестьянами. Изучение населения волости позволяет определить не только деревни, входящие в ее состав, но и ее границы. Согласно точным сведениям «Ведомости», Шамшадинская волость охватывала часть современных Бирского, Дюртюлинского, Кушнаренковского, Мишкинского, Чекмагушевского, Чишминского районов Башкортостана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Population of the Shamshadin Land Volost of the Birsk District of the Orenburg Province (According to the Vedomosti of 1825)

The article examines the composition of the population of the villages of the Shamshadin land volost based on the data of the VII audit presented in Vedomosti. The first group includes the villages of Baishevo, Akineevo, Karmanovo, Urtaevo, Gulyukovo, Moskovo, Urman-Asta and Shadi, where votchinniki people and tatars of other classes live together. The second group consists of the tatar population of nine villages, adopted by the by votchinniki “according to the record of 1715 for eternity.” The third group includes seven tatar villages that have been living since “ancient years under quitrent agreements.” In total, tatars of different classes lived in 26 villages of the Shamshadin volost. The votchinniki lived on the territory of the modern Dyurtyulinsky district. The mari of the teptyar class were also a significant group of the population, some of them lived together with appanage peasants. Studying the population of the volost allows us to determine not only the villages that are part of it, but also its borders. According to accurate information from Vedomosti, the Shamshadin volost covered part of the modern Birsky, Dyurtyulinsky, Kushnarenkovsky, Mishkinsky, Chekmagushevsky, Chishminsky districts of Bashkortostan.

Текст научной работы на тему «Население Шамшадинской поземельной волости Бирского уезда Оренбургской губернии (по «Ведомости» 1825 г.)»

УДК 94 (470.41)

Дата поступления (Submitted) 06.08.2024

Дата принятия к печати (Accepted) 15.08.2024

Население Шамшадинской поземельной волости Бирского уезда Оренбургской губернии (по «Ведомости» 1825 г.)

ТАГИР ТИМЕРГАЗИМОВИЧ КАРИМОВ

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики 420111, Татарстан, г. Казань, ул. Батурина, 7А e-mail: tkarimov@bk.ru

Аннотация. В статье рассматривается состав населения деревень Шамшадинской поземельной волости на основе данных VII ревизии, представленных в «Ведомости». Первая группа включает деревни Баишево, Акинеево, Карманово, Уртаево, Гулюково, Москово, Урман-Асты и Шади, где совместно проживают вотчинники и татары других сословий. Вторая группа состоит из татарского населения девяти деревень, припущенных вотчинниками «по записи 1715 года на вечность». Третья группа включает семь татарских деревень, живущих с «давних лет по договорам из оброка». Всего татары разных сословий проживали в 26 деревнях Шамшадинской волости. Вотчинники жили на территории современного Дюртюлинского района. Марийцы тептярского сословия также были значительной группой населения, некоторые из них жили совместно с удельными крестьянами. Изучение населения волости позволяет определить не только деревни, входящие в ее состав, но и ее границы. Согласно точным сведениям «Ведомости», Шамшадинская волость охватывала часть современных Бирского, Дюртюлинского, Кушнаренковского, Мишкинского, Чекмагушевского, Чиш-минского районов Башкортостана.

Ключевые слова: Шамшадинская поземельная волость, единое татарское этнокультурное пространство, татары башкирского сословия, татары мещерякского сословия, татары тептярского сословия, ясачные татары

Population of the Shamshadin Land Volost of the Birsk District of the Orenburg Province (According to the Vedomosti of 1825)

TAGIR TIMERGAZIMOVICH KARIMOV

Candidate of Historical Sciences, Senior Researcher Institute of History named after Sh. Marjani of the Academy of Sciences of the Republic 420111, Tatarstan, Kazan, st. Baturina, 7A e-mail: tkarimov@bk.ru

Abstract. The article examines the composition of the population of the villages of the Shamshadin land volost based on the data of the VII audit presented in Vedomosti. The first group includes the villages of Bai-shevo, Akineevo, Karmanovo, Urtaevo, Gulyukovo, Moskovo, Urman-Asta and Shadi, where votchinniki people and tatars of other classes live together. The second group consists of the tatar population of nine villages, adopted by the by votchinniki "according to the record of 1715 for eternity." The third group includes seven tatar villages that have been living since "ancient years under quitrent agreements." In total, tatars of different classes lived in 26 villages of the Shamshadin volost. The votchinniki lived on the territory of the modern Dyurtyulinsky district. The mari of the teptyar class were also a significant group of the population, some of them lived together with appanage peasants. Studying the population of the volost allows us to determine not only the villages that are part of it, but also its borders. According to accurate information from Vedomosti, the Shamshadin volost covered part of the modern Birsky, Dyurtyulinsky, Kushnarenkovsky, Mishkinsky, Chekma-gushevsky, Chishminsky districts of Bashkortostan.

Keywords: Shamshadin land volost, unified tatar ethnocultural space, tatars of the bashkir class, tatars of the mescheryak class, tatars of the teptyar class, yasak tatars

Шамшадинская волость - одна из многих по территории, её владения занимали 72 108 де-

татарских поземельных волостей, пер- сятин [2, с. 402]. Однако следует учитывать, что

вые упоминания о которой относятся к значительная часть волостных земель к тому

XVII в. В начале XIX в. она считалась небольшой времени уже была распродана.

Обстоятельства возникновения Шамшадин-ской волости определить трудно, и связывать её возникновение с соседними волостями тоже невозможно. В условиях недостаточной изученности волости иногда возникают нелепые и беспочвенные утверждения, например, о том, что «шамшады - род в составе башкир-канглин-цев» [29]. Татарские поземельные волости не следует отождествлять с мифическими «башкирскими родами», которые существуют только в представлениях некоторых людей, а не в исторических источниках.

В документе от 6 июня 1700 г. о вотчиннике Шамшадинской волости Солтанае Тенякове говорится, что землями его рода владели отец, дед и прадед. Шамшадинцы поддерживали тесные связи с вотчинниками Елдякской поземельной волости, наиболее известным представителем которых был Китяп Баймурзин [30, с. 104]. Это всего лишь один документ, проливающий свет на историю возникновения волости.

Отложив изучение древней истории на дальнюю перспективу, в рамках данной статьи мы ставим задачу определения границ волости, которая наглядно представлена деревнями, возникшими на её территории. Источником информации являются документы, связанные с решением земельных вопросов.

Земельный вопрос вотчинников и невотчинников приобрел особую актуальность в XIX в. в связи с необходимостью решения вопросов обеспечения населения поземельных волостей землей в соответствии с законом. Как решались эти вопросы, мы видели на примере Булярской поземельной волости, посвятив ей отдельные статьи [3; 4].

В связи с земельным вопросом появился также документ «Ведомость о количестве земель, угодий и хозяйственных выгод башкирцам и мещерякам принадлежащих по Бирскому уезду» [9, л. 203-208]. В этом документе мы обратили внимание на сведения о Шамшадинской волости, представляющие для нас особый интерес. Хотя эта волость упоминалась и в других работах, уровень её изученности нельзя назвать достаточным. Полный список деревень, входящих в состав волости, до сих пор не опубликован. Наша цель - восполнить этот пробел. Также важно обратить внимание на некоторые ошибки в самой «Ведомости» а также в информации некоторых авторов и на региональном интерактивном энциклопедическом портале «Башкортостан».

В «Ведомости» первым в списке Шамшадинской волости стоит д. Баишево, расположенная у р. Большой Евбазы (ныне Старобаишево Дюртю-линского района РБ). В 1816 г. здесь насчитывалось 101 душа муж. пола «башкирцев». Кроме них, в деревне также жили «мещеряки» (11 душ муж. пола), которых «башкирцы» пустили жить к себе с «давних лет по договорам из оброка». Всего насчитывалось 26 дворов и была мечеть

[9, л. 204 об.].

Следует отметить, что в д. Баишево также проживали ясачные татары, переселившиеся туда после III ревизии (1762 г.) [28, с. 105]. В 1811 г. их насчитывалось 17 душ муж. пола, включая наследников Багиба Бегишева, Максюта Токтамы-шева и семью Искандера Сафарова. Они относились к Калмашевскому волостному правлению Бирского уезда [11, л. 291-292]. Еще один источник также указывает на 17 душ муж. пола [14, л. 63 об.], которые продолжали проживать там и после 1834 г., однако причина их невключения в «Ведомость» остаётся неизвестной.

Существует обоснованное мнение, что первопоселенцем д. Баишево был Баиш Расмекеев из д. Акинеево. В договоре от 27 июня 1739 г. он указан как житель д. Акинеево и исполняющий обязаннности сотника [25, л. 3 об.]. Это дает основание предполагать, что Баиш Расмекеев основал д. Баишево, вероятно, в середине XVIII в.

Имя отца основателя деревни иногда пишут «Раслекей». Раслекей Кошнажаров упоминается в документе от 4 марта 1707 г. вместе с Мо-сковом Акзигитовым. Они отдали свою вотчину «со старой усадьбы» в аренду священникам Архангельской церкви Бирского городка Дмитрию Сергееву, Ивану Аникиеву, дьякону Якову Семенову за 9 рублей [22, л. 15 об.]. Эти же священники и дьякон заключили сделку с вотчинниками 16 мая 1709 г., но без Раслекея Кошнажарова [8, с. 49-50]. Имя Кошнажара отразилось в названии одноименного озера.

Второй деревней, зафисксированной «Ведомостью», стала д. Акинеево, расположенная у р. Большой Евбазы (ныне Аканеево Дюртюлин-ского района РБ). Население состояло из «башкирцев» (94 души муж. пола), «из татар тептярей» (51) и «мещеряков» (4). Всего здесь насчитывалось 35 дворов и была мечеть [9, л. 204 об.].

Вотчинник Акеней Бишинбаев, с именем которого связано название деревни, назван вместе с одноволощанами в договоре от 16 мая 1709 г. Они отдали свою вотчину за р. Белая бирскому священнику Дмитрию Сергееву и его товарищам в оброк. В вотчину входила Шамшадинская гора, озера Шамшадин, Кулеш, Кошнажар, Большой Окуш, Шугурес, Круглое и другие угодья [8, с. 4950]. Топонимы указывают на происхождение названия Шамшадинской волости.

В региональном интерактивном энциклопедическом портале «Башкортостан» сообщается, что «между 1748 и 1762 без оформления договора о припуске здесь поселились тептяри» [1]. Однако они, будучи ясачными татарами, были зафиксированы здесь еще во II ревизии, что известно из ревизской сказки 1762 г. д. Акиняево, которая показала 12 душ муж. пола (Ярмак, Кал-ми («Салми») Нуркеевы и другие команды Габ-дулкарима Балтина) [20, л. 336-337]. К 1795 г. они были зафиксированы в тептярском сословии, всего 40 душ муж и 33 души жен. пола [10, л. 194-

198].

«Ведомость» показала в д. Карманово, расположенной у р. Саты Елга, «башкирцев» (53 души муж. пола), «из татар тептярей» (13), «мещеряков» (6), служилых татар (4). Всего здесь было 20 дворов и мечеть [9, л. 204 об.].

Однако эти данные требуют уточнения. Например, ревизская сказка 1816 г. показывает в д. Карманово 45 душ муж. и 52 души жен. пола «башкирцев» команды старшины Ярмухамме-та Тляшева [16, л. 637-640]. Это единственный источник, сведения которого следует брать за основу, когда речь идет о численности населения.

В д. Уртаево, расположенной у рр. Большой Евбазы и Урюш (ныне Староуртаево Дюртюлинского района РБ), в 1816 г. жили «башкирцы» (127 душ муж. пола), «тептяри из татар» (33), «из вотяков тептяри» (11), ясачные татары (2). Всего здесь насчитывалось 45 дворов и мечеть.

В литературе утверждается, что в д. Уртаево «тептяри были учтены в 1834 г., когда их было лишь 20 человек» [2, с. 404]. Однако ревизская сказка 1834 г. показывает в этой деревне 47 душ муж. и 44 души жен. пола (Габдрашит Баширов, Абуталип Амиров, Шамсутдин Габдулмуталла-пов и другие) татар тептярского сословия (в источнике «тептяри из татар») команды старшины Тазетдина Валишина [18, л. 632-637]. Удмуртов тептярского сословия («тептяри из вотяков») по этой ревизии было лишь 9 душ муж. и 9 душ жен. пола (3 двора) [19, л. 39-41].

В д. Гулюково, расположенной у р. Илкаш (ныне Дюртюлинского района РБ), в 1816 г. учтены «тептяри из татар» (20 душ муж. пола), «мещеряки» (17) и «башкирцы» (12). Всего здесь было 15 дворов и мечеть [9, л. 205].

«Мещеряки» Мухамметша (25; походный сотник) и Габдулвахит (18) Мухамметаминевы команды «из дворян старшины» Габдулзяппара Максютова 4-го мещерякского кантона показаны в д. Гулюково еще в ревизской сказке 1811 г. [13, л. 64]. Поэтому утверждение, что «мишари живут здесь с 1820 г., когда их - 17 мужчин приняли из д. Муллино» [2, с. 403]- неточно. В то же время отдельной сказкой в д. Гулюково зафиксированы «тептяри из татар», переселившиеся из дд. Кушманаково и Кузово в 1811 г., всего 6 душ муж. пола (семья Рафика Мусина и Семен Юрт-багышев) [12, л. 101]. Эти же «тептяри из татар» зафиксированы в 1834 г., но в количестве 10 душ муж. и 9 душ жен. пола [19, л. 127-129]. Следовательно, сведения о 20 душах из «Ведомости» нельзя считать точными.

К 1834 г. «мещеряков» в д. Гулюково будет 39 душ муж. и 24 души жен. пола (в том числе 36-летний урядник Габдулвахит Мухамметами-нев) [17, л. 331-335], зафиксированные здесь еще во время переписи 1816 года. Изучение списка показывает, что среди «мещеряков» есть ранее неизвестные нам фамилии.

Следует отметить, что деревня с таким названием существовала и в Байлярской поземельной волости. Однако она имеет более древнюю историю, чем рассматриваемая нами д. Гулю-ково. О позднем ее основании свидетельствует ревизская сказка 1816 г., в которой зарегистрирован 65-летний Кучум Гулюков, сын основателя деревни. Вотчинников здесь проживало немного: 12 душ муж. и 9 душ жен. пола команды юр-тового старшины Ярмухаммета Тляшева 10-го башкирского кантона [16, л. 641-643]. Старшина происходил из д. Баишево, ему в 1816 г. было 72 года [16, л. 629 об.].

В д. Москово, расположенной у р. Большой Евбазы (ныне Дюртюлинского района РБ), в 1816 г. жили «башкирцы» (210 душ муж. пола), «тептяри из татар» (61), ясачные татары (4). Всего было 71 двор и мечеть [9, л. 205].

Сведения о 61 душах неточны. Всего в 1816 г. было 25 душ муж. и 21 душа жен. пола (8 дворов) «из татар тептярей». Это были Ишай Мурзин (75 лет), Бахтияр Ишаев (37), Нигматулла Рафиков (23), Кильмухаммет Мурзин (71), Мухамметка-рим Кильмухаммметов (53), Кильдияр Мурзин (60; сын Сеитбурхан) и другие команды Ярмухаммета Кучумова [15, л. 519-522]. В Бирском уезде была еще одна д. Москово, известная по некоторым сказкам как Базы-Москово, в ней жило 16 душ муж. и 18 душ жен. пола (7 дворов) «тептярей» той же команды Ярмухаммета Кучумова Бирского уезда [15, л. 513-516].

Башкирский автор пишет, что «однонациональное поселение стало полиэтническим с 1789 г., когда по припуску башкир без никакого документа были приняты тептяри. Они переехали из деревень Ишменево и Кусядыково» [2, с. 404]. Как видим, сословный термин «башкирцы», обозначающий вотчинников поземельных волостей, этот автор выдает за этнос, а «тептя-рей» относит исключительно к дд. Ишменево и Кусядыково. Однако в 1859 г. среди «тептярей» были Губейдулла Рахимкулович Ишаев (56 лет), Нигматулла Рафикович Ишаев (68), Габдулмен-няф Габдулманович Киляев (45), Хисматулла Бахтиярович Имаев (55), Мухамметвали Мухам-меткаримович Киляев (54), Зейнутдин Сеитбур-ханович Имаев (умер в 1857 г.), известные нам по ревизской сказке 1816, а остальные «тептяри» перешли в 1858 г. из д. Ишметево и 1 семья из д. Кусядыково.

Урман-Асты, расположенная у рр. Большом Изяре и Урман Асты (ныне Дюртюлинского района РБ), в 1816 г. состояла из «башкирцев» (43 души муж. пола), «из татар тептярей» (29), «мещеряков» (28). Всего здесь было 26 дворов и мечеть [9, л. 205].

По этой деревне А.З. Асфандияров сообщает, что в 1816 г. здесь было «86 башкир, 54 мишаря, 52 тептяря» [2, с. 405]. Однако эти сведения неточны: в ревизской сказке 1816 г. д. Урманасты указано 28 душ муж. и 25 душ жен. пола (9 дво-

ров) «мещеряков» команды старшины Габдулва-хита Валитова 4-го кантона «мещеряцкого войска». Та же перепись показала 43 души муж. и 45 душ жен. пола (14 дворов) «башкирцев» команды старшины Габдулвахита Ягоферова 10-го кантона [16, л. 123-125, 553-557].

Таким образом, сведения «Ведомости» и ревизской сказки 1816 г. совпадают. При написании истории д. Урман-Асты следует опираться на прямой источник информации - ревизскую сказку.

В д. Шади Кучуково тож, при р. Шаде и ручье Кундузлы (ныне Большие Шады Мишкинского района РБ), в 1816 г. жили «башкирцы» (119 душ муж. пола; относились к Канаевой тюбе) и «теп-тяри из татар» (22; «по записи 1738 года от крепостных дел на вечность».). Всего здесь было 32 двора и мечеть [9, л. 207 об.].

Таким образом, вотчинники Шамшадинской волости проживали в деревнях Баишево, Акинеево, Карманово, Уртаево, Гулюково, Москово, Урман-Асты и Шади вместе с татарами других сословий. Однако для уточнения информации из «Ведомости» о том, что невотчинники в этих деревнях, за исключением д. Шады, издавна жили по договорам с вотчинниками, платя им оброк, следует обратиться к другим источникам.

Выше речь шла о 8 деревнях. Население 9 деревень Шамшадинской волости было отмечено как припущенное вотчинниками «по записи 1715 года на вечность». К ним относится следующие деревни (число душ муж. пола по VII ревизии): 1). Курачево, при речке безымянной. Население - «тептяри из татар» (33 души в 12 дворах); 2). Телекеево, при речке безымянной (ныне Миш-кинского района РБ). Население - «тептяри из татар» (54 души в 18 дворах); 3) Иштыбаево, при р. Малом Иняке (ныне Мишкинского района РБ). Население - «мещеряки» (80 душ) и «тептяри из татар» (34), всего 32 двора; 4) Аднагулово, при р. Большом Иняке (ныне Староатнагулово Мишкинского района РБ). Население - «тептяри из татар» (47 душ) и «мещеряки (5), всего 13 дворов; 5) Мавлютово, при р. Большом Иняке (ныне Мишкинского района РБ). Население - «мещеряки» (16 душ в 7 дворах); 6) Татарбаево, при р. Большом Иняке (ныне Мишкинского района). Население - «тептяри из татар» (91 душа) и «мещеряки» (12), всего 31 двор; 7) Нижняя Шади Раян тож, при р. Шади. Население - «тептяри из татар» (9 душ в 3 дворах); 8) Юлдашево, при озере Юлда-ше. Население - «мещеряки» (5 душ в 1 дворе); 9) Герасимово, при рр. Малом Иняке и Бурнюше (ныне Карасимово Мишкинского района РБ). Население - «мещеряки» (22 души в 5 дворах).

Дополнительно сообщим, что на этих землях предки татар тептярского сословия поселились по записи от 18 февраля 1715 г., данной им «башкирцами» Ибраем и Юсупом Кучюковыми и их родственниками из Шамшадинской волости. Тогда были припущены «тептяри» Аднагул Иш-

теряков, Исенбай Ямашев, Сеиткул Иштеряков, Бекмет Барисов, Нурмет Кинзябаев, Солтан Те-рикеев, Карус и Шарип Лушмеметевы [8, с. 123]. Этот же Бекмет Барисов в договоре от 23 августа 1713 г. был назван ясачным татарином д. Шады, припущенным вотчинниками Шамшадин-ской волости Минлишем Ишкининым, Юсупом и Ибраем Кучюковыми [8, с. 103]. Как видим, через 2 года по отношению к ясачному татарину стал использоваться сословный термин «тептяр».

Деревни Иштыбаево и Татарбаево Осинской дороги упоминаются в документе от 25 ноября 1720 г. Ясачный татарин из первой деревни Сы-бай Савелеев занял у татарина Нурея Татарбаева 10 рублей. Сыновья заемщика Нурмет и Муслюм поручились за своевременный возврат долга до Рождества Христова [24, л. 23]. Фамилия Нурея указывает на то, что одноименную деревню основал его отец Татарбай.

В «Ведомостях» выделяется д. Иман Атарово, расположенная у рр. Большой и Малой Евбазах (ныне Имай-Утарово Дюртюлинского района РБ), где в 1816 г. обитали «мещеряки» (77 душ муж. пола) и «тептяри из татар» (39). Всего здесь было 33 двора и мечеть. Все население указано как припущенное «по записям на вечность 1720 года» [9, л. 205].

С «давних лет по договорам из оброка» жило татарское население следующих деревень (число душ муж. пола по VII ревизии): 1) Янтузово, при р. Большой Евбазе (ныне Староянтузово Дюртюлинского района РБ). Население - «тептяри из татар» (226 душ муж. пола в 60 дворах); 2) Каишево, при р. Большой Евбазе (ныне Дюртюлинского района РБ). Население - «мещеряки» (90 душ в 20 дворах); 3). Ильметево, при р. Большой Евбазе. Население - «тептяри из татар» (90 душ в 24 дворах); 4). Иликово, при рр. Камышле и Кармалке (ныне Кушнаренковского района РБ). Население - «тептяри из татар» (261 душа) и «мещеряк» (1), всего 61 двор; 5). Таскаклино, при р. Таскакле (ныне Чекмагушевского района РБ). Население - «тептяри из татар» (106 душ) и «мещеряки» (3), всего 27 дворов; 6) Ушпили, при р. Малой Евбазе (ныне Учпили Дюртюлинского района РБ). Население - «мещеряки» (8 душ) и ясачные татары (2), всего 5 дворов; 7) Ювбазы Юкаликулево, при р. Малой Евбазе (ныне Юкали-кулево Дюртюлинского района РБ). Население

- «тептяри из татар» (70 душ) и «мещеряки» (13), всего 33 двора; 8) Аюкашево, при р. Безымянной (ныне Дюртюлинского района РБ). Население

- «тептяри из татар» (53 души в 15 дворах) [9, л. 206].

Из этих деревень в первую очередь обратим внимание на д. Каишево. Изначально она называлась Кадырово Каиш тож («что на речке Евбазы»). Топоним связан с первопоселенцами по фамилии Кадыровы. Кутлы, Араслан, Усман, Асан и Усеин Кадыровы и их дети составляли более половины списка служилых татар в 1747

г., насчитывавших 39 душ муж. пола (11 дворов) [20, л. 163 об. - 166]. В переписи 1811 г. их потомки были записаны как «мещеряки» [13, л. 31 об. - 33]. Кадырово можно легко спутать с одноимённой деревней Булярской волости, которая также относится к Казанской дороге. Поэтому нужны определенные знания по истории татарских поземельных волостей.

Обратим также внимание на малочисленность жителей д. Учпили, основанной вотчинниками и известной по источнику 1719 г. как «Шпили» [23, л. 35 об.]. В «Ведомости» речь идет о населении, являвшемся припущенниками вотчинников Шамшадинской волости, другая часть (160 душ муж. пола в 30 дворах [9, л. 209 об.]) относилась к Елдякской волости. Еще в 1747 г. здесь проживал 41 служилый татарин. Это было население, переселившееся в д. Успюли, что на р. Авбазы, из дд. Казакларово (2 двора), Ижбула-тово (1), Байтеряково (2), Савуккул (4). Жителей

д. Казакларово представляли семьи Тупея (40; дети Башир, Ме[н]дияр, Габдулхамит, племянник Габдрашит) и Утяша (33; дети Яхья, Ильяс) Усее-вых [20, л. 161 об. - 163 об.]. В 1811 г. в д. Шпили было 176 душ муж. пола (41 двор) «мещеряков» команды старшины Ардувана Мендеева (сына Мендея Тупеева) 4-го мещерякского кантона [13, л. 19-22 об.]. В 1834 г. эта же деревня называется Учпили с населением 191 душа муж. и 180 душ жен. пола (74 двора) команды старшины Исмаила Тупеева. Кроме того, здесь отдельно записаны семьи дворян подпоручика Ардашира Мендеева сына Тупеева (73 года) и прапорщика Шигабутдина Мендеева сына Тупеева (59), всего 16 душ муж. и 13 душ жен. пола [17, л. 123-138]. А вот в д. Учпили-Сеитово в 1834 г. были зарегистрированы семьи братьев Гузеира (умер в 1823 г.), Зейнетдина (69), Хабибуллы (56) Мратовых, Мухамметшарипа Гузеирова (49), всего 14 душ муж. и 14 душ жен. пола команды кантонного начальника Максютова [26, Л. 70 об. - 71]. Именно эту часть «мещеряков» следует отнести к Шам-шадинской волости.

Подпоручик Тупеев имел 1 689 десятин и 1 652 сажени собственной земли на хуторе Акко-яново. Однако у него возник земельный спор с вотчинниками. Его отец, старшина Мендей Тупеев, был известен как посредник между вотчинниками Юрминской волости и уфимским и симбирским генерал-губернатором И.В. Якоби при покупке последним земли 1 февраля 1782 г. Якоби дал Мендею доверенность на совершение сделки от своего имени [7, с. 22]. По той же доверенности Мендей Тупеев купил 23 марта 1782 г. землю для Якоби в Киргизской поземельной волости [6, с. 23-24].

Таким образом, татары разных сословий проживали в 26 деревнях Шамшадинской волости. Малочисленные вотчинники обитали в 8 деревнях на территории современного Дюртюлинско-

го района Башкортостана.

Второй по численности группой населения Шамшадинской волости были марийцы тептярского сословия («из черемис тептяри»). «По записи на вечность 1735 года» от вотчинников они жили в следующих деревнях (число душ муж. пола по VII ревизии): 1) Старое Колчубаево (ныне Старокульчубаево Мишкинского района РБ). Население - 78 душ муж. пола в 20 дворах; 2) Тын-баево (ныне Мишкинского района РБ). Население - 152 души в 34 дворах; 3) Верхняя Сухояз (ныне Большесухоязово Мишкинского района РБ). Население - 67 душ в 15 дворах; 4) Бакты-баево (ныне Бахтыбаево Бирского района РБ). Население - 100 душ в 25 дворах.

Марийцы тептярского сословия д. Щелкано-во, при р. Толбазе жили по записи 1754 г. (130 душ в 38 дворах) [9, л. 205-205 об.], а д. Акудебаш

- по договору 1751 г. (49 душ в 15 дворах). «Из черемис тептяри» в 1809 г. заключили договор с вотчинниками на 80 лет с условием уплаты 20-ти копеечного оброка в год со двора и образовали д. Новое Колчубаево при р. Красной. В 1816 г. их было 39 душ муж. пола в 10 дворах [9, л. 206 об.].

С «давних лет по договорам из оброка» жило русское и марийское население следующих деревень (число душ муж. пола по VII ревизии): 1) Киргизово, при р. Киргиска. Население - ясачные крестьяне (13 душ) и новокрещеные (7), всего 6 дворов; 2) Измарино, при р. Сухояз (ныне Изимарино Мишкинского района РБ). Население

- «из черемис тептяри» (79 душ в 16 дворах); 3) Пеньково (ныне Бирского района РБ). Население - удельные крестьяне (30 душ) и «отставные солдаты с детьми» (16 душ), всего 14 дворов; 4) Акуди, при р. Акудинке (ныне Бирского района РБ). Население - «из черемис тептяри» (94 души в 33 дворах); 5) Чигима. Население - «из черемис тептяри» (93 души в 30 дворах); 6) Чатово, при р. Талбазе (ныне Бирского района РБ). Население - «из черемис тептяри» (15 душ), удельные крестьяне (21) и отставные солдаты (3), всего 38 дворов; 7) Кузово (ныне Бирского района РБ). Население - «из черемис тептяри» (61 душа в 19 дворах); 8) Пюмеково. Население - «из черемис тептяри» (35 душ в 9 дворах); 9) Тартышево, при р. Большой Евбазы (ныне Бирского района РБ). Население - удельные крестьяне (59 душ в 12 дворах) [9, л. 205 об. - 206 об.]. «По записи из оброка на вечность» жило население д. Пушкарево (13 душ удельных крестьян и 4 души «пушкарей» в 5 дворах) [9, л. 206 об.].

В д. Поповка при озере Шугурыш жили удельные (29 душ муж. пола) и ясачные (10) крестьяне, а также пушкари (2). Они поселились по договору 1709 года. В д. Погорелово (ныне Старопого-релово Чишминского района РБ), расположенной «при речке Большой Евбазе и близ почтовой дороги, лежащей из города Бирска в город Мен-зелинск», жили удельные крестьяне (68) и «отставные солдаты с детьми» (5), всего 21 двор.

Они поселились в 1739 г. «из платежа бывшаго в казну ясака» [9, л. 205 об.].

Следует подчеркнуть, что «Ведомость» точно проливает свет на дату возможного основания д. Погорелово, что подтверждает и другой источник. По документу от 27 июня 1739 г. известно, что старшина Мустай Сабанчин (из д. Итикеево), сотник Баиш Раслекеев (д. Акинеево), Биккиня Давлетов, Габдрахман Якаев, Кунур Умиров (д. Москово) и их товарищи передали часть своей вотчинной пашни по реке Евбазе канониру бирского гарнизона Г.И. Погорелову и его брату для поселения при условии оказания помощи в уплате ясака в размере 40 копеек в год [8, с. 409-410]. Как это часто бывает, фамилия припущенника стало названием нового поселения.

Зная обстоятельства поселения братьев По-гореловых, можно утверждать, что информация регионального интерактивного энциклопедического портала «Башкортостан» о том, что деревня «основана русскими крестьянами в первой половине 19 в. на территории Бирского уезда под названием Погорелово» [27], является ненаучной. Составители энциклопедии не раскрывают обстоятельств появления деревни, однако утверждают, что она была основана в первой половине XIX века.

Невозможно перечислить в рамках одной статьи все ненаучные и недоказанные утверждения. Однако утверждение о том, что в XVII веке

Литература и источники

из Канлинской волости выделилась Шамша-динская тюба, ставшая впоследствии самостоятельной волостью [3, с. 39], не имеет под собой никаких научных оснований. Авторам следовало бы указать, что это их предположение, не подкрепленное фактами, но они преподносят его читателю как непреложную истину.

Итак, «Ведомости» в целом верно отражают сословный состав населения, хотя имеют некоторые недостатки (например, в д. Старобаишево не показаны ясачные татары). Однако численность населения в некоторых случаях не совпадает с данными ревизских сказок, поэтому при использовании «Ведомостей» это должно учитываться. При изучении материалов по деревням Шамшадинской волости мы обратили внимание, что название волости связано с одноимённым топонимом. В составе населения преобладали невотчинники. Татары разных сословий (башкирского, мещерякского, тептярского и ясачные татары) жили в едином татарском этнокультурном пространстве.

1. Аканеево, село в Дюртюлинском р-не. URL: https://bashenc.online/ru/articles/80830 (дата обращения: 15.06.2024).

2. Асфандияров А.З. История сел и деревень Башкортостана и сопредельных территорий. Уфа, 2009. 744 с.

3. История башкирских родов. Канглы. Том 5. Уфа, 2014. 560 с.

4. Каримов Т.Т. Земельный вопрос в Булярской поземельной волости (по документам 1842-1854 гг.) // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2023. № 9. С. 19-23.

5. Каримов Т.Т. Землеобеспеченность невотчинников Булярской поземельной волости в третьей четверти XIX в. // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2023. № 7-2. С. 27-31

6. Каримов Т.Т. Киргизская поземельная волость Уфимского уезда в последнем тридцатилетии XVIII в. // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2023. № 12. С. 21-25.

7. Каримов Т.Т. Юрминская поземельная волость Уфимского уезда в последнем тридцатилетии XVIII в. // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2024. № 3-2. С. 20-24.

8. Материалы по истории Башкирской АССР (МИБ). Т. 3. М.-Л., 1949. 692 с.

9. Национальный архив Республики Башкортостан (НА РБ). Ф. И-2. Оп. 1. Д. 1755.

10. НА РБ. Ф. И-138. Оп. 2. Д. 29.

11. НА РБ. Ф. И-138. Оп. 2. Д. 91.

12. НА РБ. Ф. И-138. Оп. 2. Д. 93.

13. НА РБ. Ф. И-138. Оп. 2. Д. 93 а.

14. НА РБ. Ф. И-138. Оп. 2. Д. 158.

15. НА РБ. Ф. И-138. Оп. 2. Д. 164.

16. НА РБ. Ф. И-138. Оп. 2. Д. 166.

17. НА РБ. Ф. И-138. Оп. 2. Д. 549.

18. НА РБ. Ф. И-138. Оп. 2. Д. 552.

19. НА РБ. Ф. И-138. Оп. 2. Д. 553.

20. РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 3793.

21. РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 3801.

22. РГАДА. Ф. 615. Оп. 1. Д. 1303.

23. РГАДА. Ф. 615. Оп. 1. Д. 1317.

24. РГАДА. Ф. 615. Оп. 1. Д. 1319.

25. РГАДА. Ф. 615. Оп. 1. Д. 1337.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. НА РБ. Ф. И-138. Оп. 2. Д. 559 а.

27. Старопогорелово, деревня в составе Чишминского сельсовета. URL: https://bashenc.online/ru/articles/109177/ (дата обращения: 15.06.2024).

28. Татары Уфимского уезда (материалы переписей населения 1722-1782 гг.): справочное издание. 2 изд., испр. и доп. Казань, 2021. 240 с.

29. Шамшады. URL: https://ru.ruwiki.ru/wiki/Шамшады (дата обращения: 15.06.2024).

30. Документы и материалы по истории башкирского народа (1574-1798). Уфа, 2012. 548 с.

Reference

1. Akaneevo, village in Dyurtyulinsky district. Available at: https://bashenc.online/ru/articles/80830 (date of access: 06/15/2024).

2. Asfandiyarov A.Z. History of villages and hamlets of Bashkortostan and adjacent territories. Ufa, 2009. 744 p.

3. History of Bashkir clans. Kangly. Vol. 5. Ufa, 2014. 560 p.

4. Karimov T.T. The land question in the Bulyar land volost (according to documents of 1842-1854) // Modern science: current problems of theory and practice. Series: Humanities. 2023. No. 9. pp. 19-23.

5. Karimov T.T. Land supply of non-patrimonial landowners of the Bulyarsky land volost in the third quarter of the 19th century. // Modern science: current problems of theory and practice. Series: Humanities. 2023. No. 7-2. pp. 27-31.

6. Karimov T.T. Kirghiz land volost of Ufa district in the last thirty years of the 18th century // Modern science: current problems of theory and practice. Series: Humanities. 2023. No. 12. pp. 21-25.

7. Karimov T.T. Yurma land volost of Ufa district in the last thirty years of the 18th century // Modern science: current problems of theory and practice. Series: Humanities. 2024. No. 3-2. pp. 20-24.

8. Materials on the history of the Bashkir ASSR. Vol. 3. Moscow, Leningrad, 1949. 692 p.

9. National Archive of the Republic of Bashkortostan (NA RB). F. I-2. Op. 1. D. 1755.

10. IN RB. F. I-138. Op. 2. D. 29.

11. IN RB. F. I-138. Op. 2. D. 91.

12. IN RB. F. I-138. Op. 2. D. 93.

13. IN RB. F. I-138. Op. 2. D. 93 a.

14. IN RB. F. I-138. Op. 2. D. 158.

15. IN RB. F. I-138. Op. 2. D. 164.

16. IN RB. F. I-138. Op. 2. D. 166.

17. IN RB. F. I-138. Op. 2. D. 549.

18. IN RB. F. I-138. Op. 2. D. 552.

19. IN RB. F. I-138. Op. 2. D. 553.

20. RGADA. F. 350. Op. 2. D. 3793.

21. RGADA. F. 350. Op. 2. D. 3801.

22. RGADA. F. 615. Op. 1. D. 1303.

23. RGADA. F. 615. Op. 1. D. 1337.

24. RGADA. F. 615. Op. 1. D. 1319.

25. RGADA. F. 615. Op. 1. D. 1317.

26. IN RB. F. I-138. Op. 2. D. 559 a.

27. Staropogorelovo, a village within the Chishminsky village council. Available at: https://bashenc.online/ru/articles/109177/ (access date: 06/15/2024).

28. Tatars of Ufa district (materials of population censuses of 1722-1782): reference publication. 2nd ed., rev. and additional Kazan, 2021. 240 p.

29. Shamshads. Available at: https://ru.ruwiki.ru/wiki/WaMmagw (date of access: 15.06.2024).

30. Documents and materials on the history of the Bashkir people (1574-1798). Ufa, 2012. 548 p.

© «Клио», 2024 © Каримов Т.Т., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.