Научная статья на тему 'Вотчинник Исергап Солтанаев – основатель деревни Исергапово Кыр-Еланской поземельной волости'

Вотчинник Исергап Солтанаев – основатель деревни Исергапово Кыр-Еланской поземельной волости Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Клио
ВАК
Область наук
Ключевые слова
вотчинники / Кыр-Еланская волость / единое татарское этнокультурное пространство / татары башкирского сословия / татарские поземельные волости / votchinniki / Kyr-Elan volost / unified tatar ethnocultural space / tatars of the bashkir class / tatar land volosts

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тагир Тимергазимович Каримов

Деревня Исергапово (ныне село Бавлинского района Республики Татарстан) основана на земле вотчинников Кыр-Еланской поземельной волости. Свое название она получила от Исергапа Солтанаева, активного вотчинника, упомянутого в многочисленных источниках. При нем начала формироваться сословная структура деревни, включавшая, помимо вотчинников, татар разных сословий. Время, особенности и условия появления представителей разных сословий в д. Исергапово отражают договоры вотчинников, заключенные с ними в XVIII веке. Первая часть статьи посвящена анализу документов, в которых упоминается Исергап Солтанаев. Далее анализируются договоры вотчинников о припуске татар разных сословий, а также рассматриваются численность и состав населения на основе материалов ревизских сказок. Среди вотчинников было большое количество представителей рода Исергапа Солтанаева, о чем свидетельствуют родовые тамги, ставшие объектом пристального внимания. Этот род не ограничивается д. Исергапово; некоторые ее представители были обнаружены, например, в д. Абдулово (ныне Ермекеевского района Республики Башкортостан).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Votchinnik Isergap Soltanaev – founder of the village of Isergapovo, Kyr-Elan land volost

The village of Isergapovo (now a village in the Bavlinsky district of the Republic of Tatarstan) was founded on the land by votchinnikov of the Kyr-Elan land volost. It received its name from Isergap Soltanaev, an active votchinnikis mentioned in numerous sources. Under him, the class structure of the village began to take shape, which included, in addition to votchinnikis, tatars of different classes. The time, features and conditions of the appearance of representatives of different classes in the village of Isergapovo reflect the agreements of the votchinnikis concluded with them in the 18th century. The first part of the article is devoted to the analysis of documents in which Isergap Soltanaev is mentioned. Next, the agreements of votchinnikis on the admission of tatars of different classes are analyzed, and the number and composition of the population are also considered based on materials from revision tales. Among the votchinnikis there were a large number of representatives of the Isergap Soltanaev family, as evidenced by the ancestral tamgas, which became the object of close attention. This genus is not limited to the village of Isergapovo; some of its representatives were discovered, for example, in the village of Abdulovo (now Ermekeevsky district of the Republic of Bashkortostan).

Текст научной работы на тему «Вотчинник Исергап Солтанаев – основатель деревни Исергапово Кыр-Еланской поземельной волости»

УДК 94(470.41)

DOI: 10.24412/2070-9773-2024-3-104-111

Дата поступления (Submitted) 11.03.2024

Дата принятия к печати (Accepted) 16.03.2024

Вотчинник Исергап Солтанаев - основатель деревни Исергапово Кыр-Еланской поземельной волости

ТАГИР ТИМЕРГАЗИМОВИЧ КАРИМОВ

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики 420111, Татарстан, г. Казань, ул. Батурина, 7А e-mail: tkarimov@bk.ru

Аннотация. Деревня Исергапово (ныне село Бавлинского района Республики Татарстан) основана на земле вотчинников Кыр-Еланской поземельной волости. Свое название она получила от Исергапа Солтанаева, активного вотчинника, упомянутого в многочисленных источниках. При нем начала формироваться сословная структура деревни, включавшая, помимо вотчинников, татар разных сословий. Время, особенности и условия появления представителей разных сословий в д. Исергапово отражают договоры вотчинников, заключенные с ними в XVIII веке. Первая часть статьи посвящена анализу документов, в которых упоминается Исергап Солтанаев. Далее анализируются договоры вотчинников о припуске татар разных сословий, а также рассматриваются численность и состав населения на основе материалов ревизских сказок. Среди вотчинников было большое количество представителей рода Исергапа Солтанаева, о чем свидетельствуют родовые тамги, ставшие объектом пристального внимания. Этот род не ограничивается д. Исергапово; некоторые ее представители были обнаружены, например, в д. Абдулово (ныне Ермекеевского района Республики Башкортостан).

Ключевые слова: вотчинники, Кыр-Еланская волость, единое татарское этнокультурное пространство, татары башкирского сословия, татарские поземельные волости

Votchinnik Isergap Soltanaev - founder of the village of Isergapovo, Kyr-Elan land volost

TAGIR TIMERGAZIMOVICH KARIMOV

Candidate of Historical Sciences, Senior Researcher Institute of History. Sh. Marjani of the Academy of Sciences of the Republic

420111, Tatarstan, Kazan, st. Baturina, 7A e-mail: tkarimov@bk.ru

Abstract. The village of Isergapovo (now a village in the Bavlinsky district of the Republic of Tatarstan) was founded on the land by votchinnikov of the Kyr-Elan land volost. It received its name from Isergap Soltanaev, an active votchinnikis mentioned in numerous sources. Under him, the class structure of the village began to take shape, which included, in addition to votchinnikis, tatars of different classes. The time, features and conditions of the appearance of representatives of different classes in the village of Isergapovo reflect the agreements of the votchinnikis concluded with them in the 18th century. The first part of the article is devoted to the analysis of documents in which Isergap Soltanaev is mentioned. Next, the agreements of votchinnikis on the admission of tatars of different classes are analyzed, and the number and composition of the population are also considered based on materials from revision tales. Among the votchinnikis there were a large number of representatives of the Isergap Soltanaev family, as evidenced by the ancestral tamgas, which became the object of close attention. This genus is not limited to the village of Isergapovo; some of its representatives were discovered, for example, in the village of Abdulovo (now Ermekeevsky district of the Republic of Bashkortostan).

Keywords: votchinniki, Kyr-Elan volost, unified tatar ethnocultural space, tatars of the bashkir class, tatar land volosts

История появления д. Исергапово восходит к Исергапу Солтанаеву, одному из первопоселенцев, имя которого отразилось в названии поселения. Будучи видным и активным

жителем края, он играл ключевую роль в повседневной жизни Кыр-Еланской поземельной волости. В доступной литературе имеются скудные и противоречивые сведения о нем и этой татар-

ской волости. Однако, архивные источники позволяют восполнить этот пробел и представить более полную и объективную историю.

В одной из наших работ отмечалось, что формирование татарской поземельной волости под названием Кыр-Еланская началось в конце XVI века. Один из вотчинников упомянул, что их предки получили грамоту из Москвы еще в древности после взятия Казани. Кроме грамоты 1574 (7082 год по старому стилю), известны и другие крепостные акты, такие как «оберегательные памяти» 1658 (7166), 1683 (7191), 1685 (7193), 1687 (7195) и 1704 годов, подтверждающие вотчинные права кыр-еланцев [1, с. 121]. Однако это не означает, что эти земли не имели владельцев до середины XVI века: предки вотчинников владели ими еще во времена Казанского ханства («во время ханского владения от прежних прадедов наших» [11, л. 138], - говорит один из источников). Вотчинники волости жили в едином татарском этнокультурном пространстве, но географически назывались «башкирцами», что дает некоторым историкам повод искажать этническую принадлежность жителей региона.

Соседями кыр-еланцев были вотчинники Бай-лярской поземельной волости, владевшие прилегающей территорией по грамоте 1658 г. (7166 г.). Население двух татарских волостей часто соприкасалось по земельным вопросам, что однажды привело к многолетнему земельному спору, который рассматривался высшими властями еще в XVIII веке. В этом споре преимущественное положение занимали кыр-еланцы, и с середины XIX века волость при рассмотрении некоторых земельных вопросов стала называться «Кырила-но-Байлярской» в связи с общностью интересов вотчинников обеих волостей.

Исергап Солтанаев - основатель одноименной деревни

Имя Исергапа Солтанаева впервые появляется в источниках в связи с восстанием 1735-1736 гг., вызванным недовольством ростом налогов, злоупотреблениями чиновников при их сборе, ущемлением прав населения. Главной движущей силой восстания были татары-вотчинники Уфимского уезда, с ними взаимодействовали ясачные татары Казанского уезда. Указом канцелярии Оренбургской экспедиции от 14 июня 1735 г. «башкирцам» Еланской волости Казанской дороги под началом Аднагула Ишимова было поручено «верным, добрым и знатным людям» волости вооружить себя и задержать участников совета башкирских старшин, в том числе Акая Кусюмова и его сообщников, и передать их властям на условиях получения награды. Среди этих «знатных» людей, поддержавших правительство, был Исергап Солтанаев («Солтанов») из д. Нарат-Тамак Кыр-Еланской волости; там же называется д. [И] сергап [5, с. 30-31].

Этот документ дает представление о том, что Исергап Солтанаев происходил из д. Нарат-Та-

мак (правильно - Карат-Тамак; ныне Туймазин-ского района РБ), но в то же время существовала деревня, связанная с его именем. В последующих документах он упоминается в основном как житель д. Исергапово. Далее рассмотрим другие документы, в которых встречается имя Исергапа Солтанаева.

Второй раз Исергап Солтанаев упоминается в договоре от 24 марта 1741 г., уже как житель д. Исергапово. Он был одним из тех, кого пригласили в Булярскую поземельную волость для дачи показаний в поддержку ее вотчинников. Вместе с другими татарами края он подтвердил, что земля на реке Сюнь является подлинно старинной вотчиной Булярской волости и принадлежит только ей [2, с. 23].

В следующем документе 1743 г. отмечается не сам Исергап, а его родственники: Искендер Султанаев, Сулейман Сюлюков, Абдулла Утяшев, Мусагит Мустаев из д. Исергапово. Все они были представителями одного рода и имели одинаковые родовые тамги. Вместе с другими вотчинниками Кыр-Еланской волости они участвовали в припуске в д. Кызыльярово [ясачных татар] Исмагила Айдарова с братьями (Иман, Аюкай, Тимеркей Тайчуновы, Тимеркай Айдаров) и Ка-дырмета Уразметева из команды старшины Су-юндюка [Тукбаева] [10, л. 192].

Исергап Солтанаев, будучи влиятельным вотчинником, продолжал деятельно участвовать во всех делах Кыр-Еланской волости. В мае 1749 г. по просьбе вотчинников Кулбая Таныева, Мурта-зы Ку[л]чубаева (из д. Бишинды) и Исергапа Солтанаева (д. Исергапово), их товарищей и «всей волости», была дана выписка из Казанской губернской канцелярии, подтверждающая права собственности кыр-еланцев по грамоте 1574 (7082) г. с указанием границ земель, принадлежавших их предкам [10, л. 173-174 об.]. Примечательно, что в этом документе названы имена лишь 3 вотчинников, которые взяли на себя все хлопоты по восстановлению документа, утерянного во время «башкирских» восстаний.

Имя Исергапа Солтанаева вновь появляется в договоре от 24 июля 1749 года. Этот документ мы рассматривали в контексте истории д. Уязы-тамаково. Тогда жители [Кыр]-Еланской волости во главе с сотником Усманом Бердибаевым из д. Шаково, разрешили жить с ними «тептярю» Тепичу Уразаеву из д. Исергапово при условии, что он будет платить ясак (налог) и выполнять общественные работы на земле, жалованной их предкам. На таких же равных условиях они припустили Салея Тойнина, Утягана Саферова (д. Уя-зытамаково) из команды Муслюмова Еланской волости. Оба они в 1762 г. будут учтены жителями д. «Каратово и Исергапово деревни ж, что на речке Ику», и фамилия первого будет написана «Тойкин». А в 1795 г. их потомки будут записаны в ревизской сказке д. Уязытамаково [1, с. 123-124].

В рассматриваемом документе содержатся

родовые тамги следующих вотчинников Кыр-Е-ланской волости: Карим Мартанов («Муртинов»), Муртаза Кулчебаев (деревня не указана; по другим данным первый из д. Шаково), Чермиш Азналин, Мурат Аитов, Байгильда Ишкарин (д. Бишиндино), Ижберда Тлевлин, Кинзебай Аса-нов, сотник Усман Бердибаев (д. Шаково). Свидетелями являлись Муслюм Кутыев (д. Кара-тово), Айдар Аитов (д. Уязытамаково) и сотник Гумер Алкин (д. Тынламасово). По условиям документа Исергап Солтанаев принял своего зятя Тепича Уразаева на жительство в своей деревне и приложил родовую тамгу («Исергап Солтанаев вышеписанного зятя своего Тепичя Уразаева для жития в деревню свою принял и я согласен в том тамгу свою приложил такову» [10, л. 175], - сообщает источник). Текст самого соглашения был подготовлен по просьбе указанных лиц муллой Галиакбером Ярмаковым из д. Исергапово.

В заключение остановимся на договоре от 25 января 1751 года, где рассматриваемый нами вотчинник упоминается в последний раз. Жители д. Абдулово (ныне Ермекеевского района РБ) Исергап Солтанаев, Шак Абдуллин и их товарищи отдали рыболовные места на оз. Китай священнику села Спасского Андрею Иванову и его товарищам на пять лет с обязательством платить ренту. Арендная плата вносилась вперед в размере 2 рублей в год, всего за пять лет 10 рублей [4, с. 37]. Такое соглашение позволило вотчинникам обеспечить себе дополнительный доход и облегчить свой труд.

Появление Исергапа Солтанаева в д. Шаково не случайно. У него и Шака Абдуллина были одинаковые родовые тамги, что указывает на их родственные связи. Тамга Шака содержится в документах 1742 и 1752 годов [10, л. 229-229 об.; 11, 300-300 об.].

Итак, широкий спектр рассмотренных документов позволяет сделать вывод, что д. Исерга-пово была основана влиятельным вотчинником Кыр-Еланской волости Исергапом Солтанае-вым, уроженцем д. Карат-Тамак. После 1735 г. он упоминается только как житель д. Исергапово, в середине XVIII в. - один раз как житель д. Абду-лово Кыр-Еланской волости вместе с сыном основателя этой деревни Шаком Абдуловым, его родственником. Переехал ли он туда на постоянное жительство, источников, подтверждающих это, нет. Его брат Искендер Солтанаев все время жил в д. Исергапово, имена его сыновей будут названы в ревизской сказке 1816 года.

Формирование населения и его сословный состав

Основными земельными документами вотчинников д. Исергапово считались грамота кыр-еланцев 1574 (7082) г. и ранее упомянутый документ, датированный маем 1749 г. В период с 1816 по 1834 г. количество душ муж. пола в данной группе населения увеличилось со 111 до 195 человек.

Другой группой населения д. Исергапово были «припущенники-башкирцы», поселившиеся по договорам с вотчинниками Кыр-Еланской волости от 24 июля 1749 г. и 12 января 1783 г. (первый договор также был связан с вотчинниками д. Уязытамаково, где его хранил Абиш Каипбер-дин). С 1816 по 1834 г. число душ муж. пола в этой группе населения возросло с 37 до 51 человека.

Третью группу населения д. Исергапово составляли татары тептярского сословия. К моменту VIII ревизии к «тептярям» были приписаны еще 2 души муж. пола. Всего «тептярей» было 14 душ муж. пола (в 1816 г.), позднее - 24 души муж. пола по VIII ревизии (1834 г.).

Четвертой группой населения д. Исергапово были ясачные татары, заселившиеся по договорам с вотчинниками Кыр-Еланской волости от 17 июня 1761 г. и 12 января 1783 г. Кроме них было еще 14 душ муж. пола, которые ранее числились купцами в городе Белебее, но по указу Оренбургской казенной палаты от 26 июля 1795 г. стали жить в д. Исергапово [10, л. 171-171 об.].

Последняя группа требует частичного пояснения. По окончательным данным, по сказкам VII ревизии было 37 душ муж. пола ясачных татар и 7 соответственно служилых татар. К VIII ревизии «ясашных татар с переименованием и служилых» насчитывалось 51 душа муж. пола [10, л. 171 об.]. Мы вернемся к этой группе чуть позже для более детального рассмотрения.

Таким образом, население д. Исергапово состояло из татар башкирского и тептярско-го сословий, ясачных и служилых татар. Единственная разница между ними заключалась в размере принадлежащей им земли; вотчинники имели явное преимущество.

Копии вышеуказанных документов были приложены к показаниям (свидетельствам) от 18 ноября 1847 г., переданным чиновнику («стряпчему») по «делам башкирцев и мещеряков» Со-курову, заверенным подписями и родовыми тамгами представителей всех 4 групп населения д. Исергапово. В них Габдрахман Габдулсалямов и Габдулбашир Габдрахманов, входящие по нашей классификации в 4-ю группу, называются белебеевскими купцами 3-й гильдии [10, л. 172]. Однако в ревизских сказках нет сведений об их данном статусе.

Далее рассмотрим документы, названные и предъявленные населением всех 4 групп как свидетельства своих прав на землю в д. Исер-гапово.

Вотчинники предъявили чиновнику Сокуро-ву выписку, выданную Казанской губернской канцелярией в мае 1749 года. Как мы указывали ранее, документ был выдан по ходатайству вотчинников Кулбая Таныева, Муртазы Кулчуба-ева (из д. Бишинды) и Исергапа Солтанаева (из д. Исергапово), и заменил утраченную грамоту 1574 (7082) года, которая была основным земельным документом их предков.

«Башкирцы-припущенники» подтвердили свое право на землю в д. Исергапово договорами от 24 июля 1749 г. и 12 января 1783 года [10, л. 171]. Мы уже говорили о сути первого договора, который касался припуска вотчинниками Кыр-Еланской волости «тептяра» Тепича Ураза-ева, зятя Исергапа Солтанаева. Судя по всему, в результате этого договора он стал «башкир-цем-припущенником».

В договоре от 12 января 1783 г. указано, что вотчинники Тынламасской тюбы Кыр-Еланской волости согласились разрешить мулле Исмаги-лу Якупову поселиться в их вотчине при условии предоставления им определенных выплат. За это разрешение они получили от муллы 6 рублей и обязали его платить 15 копеек ежегодно. Если отец отделится от сына, семья должна платить 5 рублей плюс дополнительно 15 копеек ежегодно. Если кто-то из них хочет поохотиться, он должен платить 25 копеек ежегодно. Разрешалось пахать пашню в необходимом количестве для хозяйственных нужд, заготавливать древесину (но не продавать ее), а также косить сено и собирать хмель [10, л. 179-179 об.]. Договор переведен на русский язык, однако отсутствуют имена и родовые тамги вотчинников, присутствующие в оригинале. Позднее сыновья Исмагила Якупо-ва будут зафиксированы в ревизском списке д. Исергапово 1816 г. как «башкирцы».

Земельный документ «тептярей» представлял собой договор, написанный на простой бумаге и нигде не засвидетельствованный. Вот фрагмент договора: «Уфимского уезду Казанской дороги Елановой волости команды старшины Бикколова и команды старшины же Ширимова Елановой же волости и Танламасовой волости же асабе взяли денег три рубли оброк Уфимского уезду Казанской дороги Байляровой волости команды старшины Суюндокова д. Исергаповой от татар Галея Бикметова, считая с 1743 года с каждого двора получать нам по 15 копеек оброку впредь дозволили детям и внучатам также и им тому платить же, /дозволили/ владеть сенные покосы и пахотную землю, для строения лесную угодьи рубить и зверей ловить и хмель щипать и рыбными ловлями довольствоваться. В том для уверення сей татарский договор и дали в том умеющие руки, а не умеющие тамги свои приложили при свидетелях». Далее названы сотник Гумер Алкин, Усман Касимов, мулла Башир Касимов (из д. Заитово), Усман Смаилов, Салих Якупов (д. Якупово), Байдаш Аитов, Ибрагим Ма-меткулов, Кадырмет Уразметев (д. Кызыльяро-во), Рыскол Шарипов, Иштубай Ишмурзин (д. Ка-ратово), Искендер Солтанов, Сулейман Сулюков, Абдул Утяшев (тамга основателя деревни), Зяп-пар Абдулов (другая тамга), Мусагит Мустафин (д. Исергапово) [10, л. 181-181 об.]. Здесь же даны тамги Кадырмета Уразметева, Исмагила Алда-рова из д. Кызыльярово, которые, по нашим сведениям, не являются вотчинниками. Сыновья

татарина Галия Бикметева будут записаны в ревизской сказке д. Исергапово 1795 г. как «тептя-ри» под фамилией Галеевы.

В заключение рассмотрим договоры ясачных татар, заключенные с вотчинниками. В 1753 г. вотчинники Тынламасской тюбы Кыр-Еланской волости разрешили Ибрагиму Надырову, Мухар-ряму Мансурову и Биккулу Имангулову жить в д. Исергапово при условии уплаты оброка в размере 4 рублей за двор. Также от них требовалось платить годовую арендную плату («оброк») в размере 15 копеек и выполнять определенные условия, например, не продавать собранный хмель. Этот документ также устанавливал условия для последующих поколений, глася, что в случае отделения сына от отца он должен будет выплачивать вотчинникам единовременную выплату в размере 3 рублей и сверх того платить 15 копеек ежегодно. Здесь же сообщается, что для подтверждения своей личности «башкирцы» приложили к документу свои тамги [10, л. 178178 об.]. В документе не говорится о сословии припущенников, но их сыновья в 1816 г. будут показаны ясачными татарами, «исправляющими лашманскую повинность».

О рассматриваемом договоре 1753 г. мы знаем из документа от 12 января 1783 года. Изучение другого договора от 17 июня 1761 г., который нам предстоит рассмотреть, позволит нам точно определить имена припущенников.

Другое значение документа от 12 января 1783

г. состоит в том, что он содержит подписи и родовые тамги Мустая Юсупова, Ягофера Абдулова, Мусагита Мустаева, Салима Абдулова, Сагита Мустаева, Юлдаша Искендерова, сотника Ишме-та Заитова, Мустая Муртазина, Рафика Надыро-ва, муллы Валита Абдулова, Умряка Абдулова, Кулшарипа Сулейманова, Кулчума Сулейманова, Абдулкарима Юлдашева, Балтача Юсупова, Ти-мера Абдулова, Балты Ибраева, Ильяса Искен-дерова, Аккулая Ахмерова, Амина Нурметева, Мукмина Сырметева, Нагимана Аминева, Юлда-ша Тимерова [10, л. 178-178 об.].

Среди названных большинство - вотчинники

д. Исергапово. Сотник Ишмет Заитов - уроженец д. Заитово и сын основателя деревни, его сыновья Бикбатыр, Токтамыш, Юртбагыш Ишметевы будут названы в ревизской сказке этой деревни 1816 года [16, л. 878 об.]. Позже д. Заитово будет называться Верхнее Заитово; в 1940 г. упразднена в связи с включением в состав рабочего поселка Октябрьский (город с 1946 г.).

Следующий документ - договор от 17 июня 1761 г., касающийся уже упомянутых в договоре 1753 г. припущенников. Вотчинники д. Исергапово Искендер Солтанаев, Мустай Юсупов, Егафер Абдулов, Сюлейман Сюлюков из команды старшины Беккула Нурбакина с согласия жителей припустили служилых татар Мансура Тявлиева (из д. Корса), Надыра Алмякова (д. Куюк) Арской дороги и Беккула Имангулова (д. Кубян; в источ-

нике «Кубям») Алатской дороги для проживания в своей деревне на полноправной основе. Однако новопоселенцы должны были платить оброк за пользование землей, дровами и сеном. Сумма оброка составляла 15 копеек с каждого двора в год [10, л. 177-177 об.].

Ранее, анализируя документ 1743 г., мы заметили одинаковые родовые тамги у Искенде-ра Султанаева, Сулеймана Сюлюкова, Абдуллы Утяшева и Мусагита Мустаева, что позволило говорить об их родстве. Теперь к этому списку можно добавить Егафера Абдулова, который использовал точно такую же тамгу.

В целом рассматриваемые договоры являются важным источником информации о социально-экономических отношениях и условиях жизни населения в ту эпоху. Они позволяют понять, как люди заключали сделки, какие условия были установлены, какие права и обязанности были закреплены за сторонами. В договорах также отражены менталитет и культурные особенности татарского народа, его отношение к собственности, труду и долгу.

Изучение договоров помогает исследователям воссоздать картину жизни и быта населения д. Исергапово в прошлом, локализовать экономические и социальные процессы, происходившие в обществе. Кроме того, это позволяет выявить особенности развития правовой культуры и системы отношений в данном регионе.

Таким образом, договоры являются важным источником для изучения истории и культуры населения, позволяющим понять их образ жизни, ценностные ориентации и экономическую деятельность.

Население д. Исергапово по ревизским сказкам

При рассмотрении договоров мы обращали внимание на состав населения и подчеркивали, к каким татарским сословиям оно принадлежало, а также частично приводили сведения из ревизских сказок. Для воссоздания полной картины обо всех категориях населения д. Исерга-пово важно провести более детальное изучение ревизских сказок.

Ревизский материал о татарах башкирского сословия сохранился лишь с 1816 г., поэтому сначала рассмотрим сведения о татарах других сословий по документам за период с 1762 по 1811 год.

Начиная с середины XVIII в., население д. Исергапово пополнялось и увеличивалось за счет татар других сословий. В разные годы (с 1748 вплоть до 1759 г.) сюда переселилось 13 ревизских душ. Это служилые татары д. Верхняя Корса (во главе с Мансуром Таблеевым) сотни Сюлеймана Иштерякова Арской дороги (перешли в 1751 г.), д. Кубяново сотни Абдуловой Алац-кой дороги Казанского уезда (время переезда не показано), д. Тогаево сотни Бикаша Перина Аринской дороги Синбирского уезда (перешли в

1759 г.) и ясачные татары из д. Шермалы (Шар-ламы. - Т. К.) сотни Коски Янклычева Арской дороги Казанского уезда (в 1748 г.) [21, л. 584-585 об.]. Ранее имя Мансура Таблеева упоминалось в договорах 1753 и 1761 годов.

В документе V ревизии (1795 г.) это население (14 душ муж. и 16 душ жен. пола) показано ясачными татарами. У Мухарряма Мансурова (17411794 гг.) была жена Зябига из д. Корса «Арской округи». Последний факт говорит о продолжающемся сохранении связей с Заказанским краем. Здесь же отдельно зафиксированы служилые татары (5 душ муж. и 2 души жен. пола; семьи Салима Муксинова и Байряша Султаналиева) [13, л. 120 об.]. Всего татар обоих сословий насчитывалось 19 душ муж. и 20 душ жен. пола.

К 1795 г. в д. Исергапово поселились также служилые татары д. Дюсметево «Оренбург(7 душ) ской округи» в количестве 4 души муж. и 7 душ жен. пола, представители одной семьи (братья Абдрахман, Абдулкарим и Тагир Абдусалямо-вы) [12, л. 310]. Их появление связано с тем, что Абдрахман Абдусалямов был назначен «указным муллою и муктасипом» в д. Исергапово 1 июля 1791 года [10, л. 174]. Согласно документу 1811 г., у 47-летнего муллы были сыновья Абдул-латиф (21 год) и Габдулгали (15), а его братья скончались, не оставив потомства. Документ содержит изящный почерк муллы на старотатарском языке [15, л. 96].

В ревизской сказке 1795 г. также записаны «тептяри» Абдрахим (43 года; двоеженец), Рах-матулла (25; двоеженец) и [Ток]фатулла (16) Га-леевы, всего 6 душ муж. и 8 душ. жен. пола [14, л. 143-144]. Они сыновья уже упомянутого татарина Галия Бикметева. Мужская часть этого рода к 1811 г. увеличилась вдвое (12 человек команды старшины Рахметуллы Балтина) [15, л. 389].

В 1816 в д. Исергапово, расположенной «речки Тумбарлы по обе стороны» жили «башкирцы» (111 душ муж. пола в 33 дворах), ясачные (27 в 11 дворах) и служилые (7 в 2) татары, «тептяри» (14 в 2 соответственно; «ис коих 11 душ жительство имеют в деревне Тумбарле на вечность ис платежа каждогодно по 25 копеек со двора»). Еще 37 душ муж. пола (11 дворов) «башкирцев» показаны припущенниками. В деревне было 2 мельницы. Первая мельница была «в содержании деревни Байряков у торгового татарина Фей-зуллы Галеева с платежем обществу каждогодно по пяти рублей пятьдесят пять копеек, вторая мельница содержалась местным «башкирцем» Темирбулатом Мусагитовым. Обо всем этом сообщается в документе 1825 года [7, л. 285].

Такое же население д. Исергапово, по данным 1816 г., также указано в другом документе. В нем отражено, что вотчинники (111 душ муж. пола в 33 дворах) припустили «на вечность с платежем за постройку домов единовременно по 3 руб., да каждогодно по 15 коп. со двора» ясачных (27 в 11) и служилых (7 в 2) татар, а также «тептярей»

(14 в 2; «из коих 11 душ жительство имеют в деревне Тумбарле на вечность из платежа каждогодно по 25 коп. со двора»). Последними учтены 37 душ муж. пола (11 дворов) «башкирцев»-при-пущенников [6, л. 131]. В общей сложности в 1816 г. насчитывалось 196 душ муж. пола (59 дворов) татар всех сословий.

В 1816 г. в д. Исергапово было зафиксировано 148 душ муж. и 158 душ жен. пола татар башкирского сословия («башкирцев») команды юртово-го старшины Хамита Яркеева 12-го башкирского кантона. Это были следующие домохозяйства: 1) юртовой старшина Хамит Яркеев (59; сыновья Мухамметзян, Мухамметрахим, Мухаммет-шариф); 2) Абдулбаки Балтачев (1766-1815; сын Абдулвахит); 3) Абдуллатиф Балтачев (29); 4) Тимер Абдулов (1742-1813; сын Курбангали); 5) Умряк Абдулов (1744-1811; сын Ильяс); 6) Сагит Абдулов (58; двоеженец; сыновья Губейдулла, Фаткулла, Рахимкул); 7) Абдулнасыр Сагитов (31; двоеженец); 8) Абдуллатиф (1776-1815), Ни-гаметулла (37; сыновья Иткул, Биккул, Зюмагул), Губейдулла («без вести пропал») Салимовы; 9) Абдулсалям (31; сыновья Абдрашит, Абдрафик, Абдулменнян, Абдулгаллям), Абдулсаттар (29; сыновья Абдулхалик, Абдулзяббар, Абдулгафар, Абдулвахит) Абдулмазитовы; 10) Хабибулла (37; сыновья Хамит, Габбяс, Хурмекей) и Хисамутдин (24) Валитовы; 11) Гадилша Яппаров (58; сыновья Абдулнасыр, Абдулменняф, Абдулкарим, Абдулсаттар); 12) Валиша Яппаров (51; двоеженец; сыновья Губейдулла, Фейруша, Габдулгаллям, Гу-сыньша, Фахретдин, Хабибрахман); 13) Батырша Яппаров (48; сыновья Рахимкул, Кагарман, Мухамметрахим, Тохветулла, Мухамметкарим); 14) Ахтари Яппаров (30); 15) Кулчум Сулейманов (71; двоеженец); 16) сотник Аиткул Кулчумов (51; сыновья Мухамметамин, Хасан, Исламгул, Шамгун, Хусеин); 17) Яхъя Кулчумов (30; сыновья Муста-фа, Фазулла); 18) Смагил Якупов (1736-1811; сын Мухаммедьяр); 19) Асмандияр Смагилов (34; сын Кагарман); 20) Тимербулат Мусагитов (46; сыновья Гумер, Игтисам, Абдулвали); 21) Кутлубулат (34) и Курамша (22) Мусагитовы; 22) Габидулла Сагитов (51; двоеженец; сыновья Абдулнафик, Абдулвахит, Абдрафик); 23) Абдулгази Сагитов (48; сыновья Абдулкагир, Абдулхаким, Абдулна-сыр, Абдулменнян); 24) указной мулла Ахтям Са-гитов (44; сын Фахретдин); 25) Габдулмазит Са-гитов (38; сыновья Мухамметрахим, Абдрахим, Абдрашит); 26) Абдулгафур Сагитов (34; сыновья Сиразетдин, Шамсутдин); 27) Кучербай (16) и Ал-бай (16) Кутлуевы; 28) Рахматулла Нигаметуллин (21); 29) Ильяс Искендеров (61; троеженец; сыновья Фазлулла, Рахматулла, Фейзулла); 30) Искак Искендеров (47; сыновья Нигаметулла, Губейдулла, Гайфулла, Сейфулла); 31) Абзяппар Юлдашев (36; сын Галиакбер); 32) Ишбулды Рахманкулов (73); 33) Смагил Юлдашев (45; сыновья Мухамметрахим, Мухамметша); 34) Фейзулла Юлдашев (41); 35) Сейфулла Юлдашев (39); 36) Абдулкадыр

Балтаев (31); 37) Гисметулла Абдуллатифов (19); 38) Мухамметамин Хамитов (36; сын Адигам); 39) Абзелил Хамитов (30; сыновья Мухамметгали, Хабибназар, Хасан); 40) Нигаметулла Бядиев (42; сын Хабибулла); 41) Губейдулла Бядиев (29; сыновья Хасбулат, Гумер, Сеитбаттал); 42) Абдулвагап Халитов (40); 43) Мухамедьяр Халитов (32); 44) Мухамметкарим (19) и Абдулгаллям (12) Халито-вы; 45) Курбангали Абдулмазитов (32; сыновья Хисамутдин, Хуснутдин); 46) Сейфулла Кабеев (55; сын Абдулвахит); 47) есаул Абдулхалик Сей-фуллин (35; сыновья Абдулсалих, Абдулхабир); 48) Тохветулла Гайсин (44; сын Губейдулла); 49) Сейфулла Абзеев (45; сын Габидулла); 50) Надыр-ша Гадылшин (24; перешел из д. Кызыльярово в 1812 г.) [17, л. 87-98].

В команду старшины Хамита Яркеева входили и татары башкирского сословия из дд. Крас-ноярово (174 души муж. и 166 душ жен. пола) и Алабугалыкулево (12 и 14 соответственно). Если учесть д. Исергапово, то там было всего 334 души муж. и 338 душ жен. пола [17, л. 110 об.-111].

Из вышеназванных татар башкирского сословия, часть являлась припущенниками. Это были Мухамметдамин Хамитов, зауряд-есаул Габдул-халик Сейфуллин, Мухамметшариф Хамитов (его родовая тамга в виде плюса (+); наиболее распространена среди представителей всех татарских сословий [3, с. 178]), Габдулзелил Хамитов, Мухамметкарим Халитов, Губейдулла Габдулба-диков, Абдулгаллям Халитов, Губейдулла Сейфуллин, Мухамметгали Габдулзелилов, Мухам-медьяр Исмагилов, Габдулханнан Асфандияров, Суфиаллаяр Мухамметдияров [10, л. 172].

Ильяс и Искак Искендеровы являются сыновьями Искендера Султанаева, Кулчум Сулей-манов - сыном Сулеймана Сюлюкова, Тимер и Сагит Абдуловы - сыновьями Абдуллы Утяшева, Тимербулат, Кутлубулат и Курамша Мусагитовы - сыновьями Мусагита Мустаева, упомянутые в исследованных нами договорах XVIII века. Один житель не вернулся из армии с 1812 года. Вероятно, он принимал участие в войне русской армии против наполеоновских захватчиков и погиб там.

Далее приведем ревизский список 1816 г. ясачных татар, «исправляющих лашманскую повинность». Это были следующие домохозяйства: 1) Мустафа Мухаррямов (47 лет; сыновья Абдулхаким, Абдулвахит, Абдулгаллям); 2) Муртаза Мухаррямов (44); 3) Нигаметулла Мухаррямов (42); 4) Биктимер Биккулов (40); 5) Бикмухаммет Бик-кулов (26); 6) Гайса Муртазин (57; сын Хисамутдин); 7) Абдулкарим Амиров (50); 8) Ибрай Нады-ров (77; сын Фейзулла); 9) Сейфулла Ибраев (48); 10) Зейнагабдин Зябиров (18); 11) Абдулла Амиров (15); 12) Сейфулмулюк Габитов (55; сыновья Шамсутдин, Сейфутдин, Сиразетдин); 13) Гайса Мусалимов (46; сыновья Мухамметзян, Мухаммедьяр), его брат Муса Мусалимов (рекрут с 1813 г.); 14) Байряш Султаналиев (57; сыновья Мухам-

меткарим, рекрут с 1811 г., Мухамметрахим, Му-хамметвали, Мухамметша), всего 27 душ муж. и 31 душа жен. пола [18, л. 740-744].

В другом ревизском документе 1816 г. отдельно записаны служилые татары (7 душ муж. и 6 душ жен. пола), состоявшие из представителей одного рода и относившиеся к Тумбарлинской волости. Здесь в семье Абдрахмана Абдусаля-мова (ему 51 год) показаны его жены (Гайша, 50 год, Хамида 31 год, Хайба 20 лет), сыновья Абдул-вали (19), Абдулменнян (2,5 года), Габдулбашир (1,5) и Габдулгани (0,5 года) и две дочери. Старший сын Абдрахмана Габдуллатиф Абдрахма-нов (25; сын Габдулфеиз) жил отдельно со своей семьей и проставил свою родовую тамгу [18, л. 973 об.-974]. Абдрахман Абдусалямов ранее фигурировал в качестве муллы, однако в рассматриваемом списке его должность не указана.

В 1834 г. в д. Исергапово показано 249 душ муж. и 255 душ жен. пола «башкирцев» команды юртового старшины Абдулвагапа [Халитовича] Яркеева 12-го башкирского кантона. Бывший юр-товой старшина Хамит Яркеев, ныне зафиксированный под номером 42, скончался в 1830 году. Сейфулла Абзеев учтен под фамилией Абдеев [19, л. 356 об. - 371].

Решением Бугульминского уездного суда от 12 апреля 1834 г. Тохветулла Гайсин вышел из «башкирцев» и был причислен «в тептярское звание». В «башкирском звании» он оказался по приказу начальника 12-го башкирского кантона Курмекея Нагайбакова юртовому старшине Хамиту Яркееву 8 июля 1807 г. как вернувшийся из казахских степей, куда бежал из Казанского уезда и был помилован императором вместе с другими беглецами [10, л. 185-186 об.].

К 1830-м годам относятся два дела, связанные с хозяйственными и правовыми аспектами жизни вотчинников: «Дело о спорной мельнице дер. Исергаповой башкирина Яхьи Кулчумова с торговым татарином Бугульминского уезда, дер. Байряков Мухаметкаримом Искаковым. 1831-33 гг.» [8, л. 1-38] и «Дело по жалобе башкирина 12-го кантона, деревни Исергаповой Абдуллатифа Балтачева на незаконные поборы старшины Аб-дулсатара Усманова. 1837-39 гг.» [9, л. 1-14]. Изучение подобных документов является важным источником информации о социально-экономической и правовой жизни деревни в XIX веке. Однако формат статьи не позволяет рассмотреть этот вопрос подробно.

Литература и источники

В 1859 г. в д. Исергапово проживало 474 души муж. и 467 душ жен. пола (51 двор) «башкир», принадлежащих к 1-й юрте 23-го башкирского кантона. Некоторые из жителей, такие как Иткул Нигаметуллин (49 лет), Абдулманнаф Абдулсаля-мов (48), Хисамутдин Валитов (67), Губейдулла Валишин (72), Ахметзян Мухамметаминев (26), Шамгол Аиткулов (57), Марданша Губайдуллин (42), Мухамметхалим Мухамметрахимов (36), были отмечены как двоеженцы. Отдельные жители деревни занимали определенные должности (указной мулла, урядник и юртовой старшина). Это были Абдулхаким Абдулгазизов (ему 64 года) - указной мулла (раньше эту должность исполнял Ахтям Сагитов (1772-1854)) и Абдулха-бир Абдулхаликов (45; сын отставного зауряд-е-саул Абдулхалика Сайфуллина) - урядник, юрто-вый старшина. Жители 5 дворов отмечены как «из тептярей башкиры», среди которых Абдра-фик Абдулгафаров (34) имел чин урядника [20, л. 735-776].

Как видим, в состав «башкир» входили и представители «тептярей», и связано это с принятием в 1855 г. закона о включении их в состав Башкирского войска. Если раньше «башкирцами» географически назывались только вотчинники, то теперь, в силу юрисдикции, «башкирами» стали и «тептяри».

По другому источнику, в 1859 г. в д. Исерга-пово было зарегистрировано 543 души муж. и 547 жен. пола, что составило в общей сложности 1090 человек, проживающих в 136 дворах. Это больше, чем в дд. Кызыльярово и Бавлы, где проживало 1066 и 853 человека соответственно [22, с. 32, 34]. В этом статистическом источнике в общую численность населения д. Исергапово вошли и государственные крестьяне (бывшие ясачные и служилые татары), которые до 1859 г. учитывались отдельно.

Итак, изучение источников XVIII - первой половины XIX века позволило выяснить обстоятельства возникновения деревни Исергапово, основанной вотчинниками Кыр-Еланской волости во главе с Исергапом Солтанаевым. В этот период сформировалось население деревни, состоящее из татар разных сословий, с преобладанием вотчинников. Население жило в едином татарском этнокультурном мире, где сословные различия играли второстепенную роль и не препятствовали формированию многосословной структуры населения.

1. Каримов Т.Т. Из истории деревни Уязытамаково Белебеевского уезда Уфимской губернии //Эхо веков, 2022. №1. С. 120-130.

2. Каримов Т.Т. Булярская поземельная волость Уфимского уезда в 1740-1760 гг. // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2023. №7-2. С. 22-26.

3. Каримов Т.Т. Татарские поземельные волости. Том 1. Булярская волость / науч. ред. Р.Р. Салихов. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2023. - 284 с.

4. Материалы по истории Башкирской АССР. Т. 4. Ч. 1. М., 1956. 503 с.

5. Материалы по истории Башкортостана. Т. 6. Уфа, 2002. 768 с.

6. Национальный архив Республики Башкортостан (НА РБ). Ф. И-1. Оп. 1. Д. 450.

7. НА РБ. Ф. И-2. Оп. 1. Д. 1755.

8. НА РБ. Ф. И-2. Оп. 1. Д. 2938.

9. НА РБ. Ф. И-2. Оп. 1. Д. 3918.

10. НА РБ. Ф. И-2. Оп. 1. Д. 4871 а.

11. НА РБ. Ф. И-2. Оп. 1. Д. 4871 б.

12. НА РБ. Ф. И-138. Оп. 2. Д. 22.

13. НА РБ. Ф. И-138. Оп. 2. Д. 23.

14. НА РБ. Ф. И-138. Оп. 2. Д. 24.

15. НА РБ. Ф. И-138. Оп. 2. Д. 84.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. НА РБ. Ф. И-138. Оп. 2. Д. 151.

17. НА РБ. Ф. И-138. Оп. 2. Д. 172.

18. НА РБ. Ф. И-138. Оп. 2. Д. 197.

19. НА РБ. Ф. И-138. Оп. 2. Д. 578 а.

20. НА РБ. Ф. И-138. Оп. 2. Д. 734 б.

21. Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 350. Оп. 2. Д. 3795.

22. Списки населенных мест Российской империи, составленные и издаваемые Центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел. Вып. 36: Самарская губерния: ... по сведениям 1859 года / об-раб. А. Артемьевым. - СПб. : изд. Центр. стат. ком. Мин. внутр. дел, 1864. - 133 с.

References

1. Karimov T.T. From the history of the village of Uyazytamakovo, Belebeevsky district, Ufa province // Echo of Ages, 2022. No. 1. pp. 120-130. (In Russian)

2. Karimov T.T. Bulyarsky land volost of Ufa district in 1740-1760. // Modern science: current problems of theory and practice. Series: Humanities. 2023. No. 7-2. pp. 22-26. (In Russian)

3. Karimov T.T. Tatar land volosts. Vol. 1. Bulyarskaya volost / scientific. ed. R.R. Salikhov. - Kazan: Institute of History. Sh. Mardzhani AN RT, 2023. - 284 p. (In Russian)

4. Materials on the history of the Bashkir ASSR. T. 4. Part 1. M., 1956. 503 p. (In Russian)

5. Materials on the history of Bashkortostan. T. 6. Ufa, 2002. 768 p. (In Russian)

6. National Archives of the Republic of Bashkortostan (NA RB). F. I-1. Op. 1. D. 450.

7. NA RB. F. I-2. Op. 1. D. 1755.

8. NA RB. F. I-2. Op. 1. D. 2938.

9. NA RB. F. I-2. Op. 1. D. 3918.

10. NA RB. F. I-2. Op. 1. D. 4871 а.

11. NA RB. F. I-2. Op. 1. D. 4871 b.

12. NA RB. F. I-138. Op. 1. D. 22.

13. NA RB. F. I-138. Op. 1. D. 23.

14. NA RB. F. I-138. Op. 1. D. 24.

15. NA RB. F. I-138. Op. 1. D. 84.

16. NA RB. F. I-138. Op. 1. D. 151.

17. NA RB. F. I-138. Op. 1. D. 172.

18. NA RB. F. I-138. Op. 1. D. 197.

19. NA RB. F. I-138. Op. 1. D. 578 a.

20. NA RB. F. I-138. Op. 1. D. 734 b.

21. Russian State Archive of Ancient Acts (RGADA). F. 350. Op. 2. D. 3795.

22. Lists of populated places of the Russian Empire, compiled and published by the Central Statistical Committee of the Ministry of Internal Affairs. Vol. 36: Samara province: ... according to information from 1859 / edited. A. Artemyev. - St. Petersburg. : ed. Center. stat. com. Min. internal affairs, 1864. - 133 p. (In Russian)

© «Клио», 2024 © Каримов Т.Т., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.