Научная статья на тему 'Рецензия на книгу: Экерт А . Между исследованием Востока и восточноевропейской историей. К биографии историка Готхольда Роде (1916-1990). Оснабрюк, 2012. 330 с'

Рецензия на книгу: Экерт А . Между исследованием Востока и восточноевропейской историей. К биографии историка Готхольда Роде (1916-1990). Оснабрюк, 2012. 330 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
57
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на книгу: Экерт А . Между исследованием Востока и восточноевропейской историей. К биографии историка Готхольда Роде (1916-1990). Оснабрюк, 2012. 330 с»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2014. № 2

Рецензия на книгу: Э к е р т А. Между исследованием Востока и восточноевропейской историей. К биографии историка Готхольда Роде (1916-1990). Оснабрюк, 2012. 330 с.

Eckert E. Zwischen Ostforschung und Osteuropahistorie. Zur Biographie des Historikers Gotthold Rhode (1916—1990). Osnabrück, 2012. 330 S.

Профессор Готхольд Роде принадлежит к числу ведущих историков так называемого «остфоршунга» — особого направления в германской историографии, занимающегося изучением истории Восточной Европы. Возникновение «остфоршунга» в XVIII в. связано с процессом формирования германской нации и поиском национальной идентичности — в том числе, в противопоставлении с соседними народами. «Культурный» характер германской нации определил и преобладающий тип ее экспансии в восточном направлении — уже тогда речь шла о культурном превосходстве, оправдывавшем возможную колонизацию и германизацию ближайших, в том числе польских, территорий, вписанных в концепцию культуртрегерства. Традиционный «остфоршунг» рассматривал восток Европы с точки зрения германских культурных достижений в сфере истории, языка, права, религии и географии. С течением времени понятие германской нации, формы германской государственности, а вместе с ними и германские цели на Востоке трансформировались, однако культурное высокомерие и стремление к распространению германского влияния на Восток сохранялись неизменными. Трансформация «остфоршунга», отражающая общее изменение общественно-политического климата в Германии, стала постепенно происходить после Второй мировой войны, и особенности этого процесса наглядно прослеживаются на примере эволюции взглядов Готхольда Роде.

Исследования Роде по истории Польши, немецкой колонизации Восточной Европы давно стали классикой, но при этом сама личность историка, общая характеристика его деятельности долгое время не находили отражения в историографии. Этот пробел призвана заполнить диссертация сотрудника Восточно-прусского земельного музея в Люнебурге Айке Экерта, защищенная в университете г. Киль и изданная Германским историческим институтом в Варшаве.

В своем исследовании жизни и деятельности Роде автор использовал весьма значительный круг источников. Им были привлечены архивные фонды в Польше (Архив Вроцлавского университета, Го-

сударственный архив Познани, архив Познаньского университета), Германии (Федеральный архив, Берлинский центр документации, Собрание документов Института им. Гердера в Марбурге, Государственный архив Гамбурга, университетские архивы Берлина, Йены, Кельна, Майнца, Мюнхена) и др. Такая широкая география связана с частыми переменами в жизни Роде и его семьи. А. Экерт также собрал и систематизировал свой личный архив, состоящий из интервью и заметок современников, учеников известного историка. Им были проанализированы все основные исторические произведения Роде, его преподавательская и просветительская деятельность.

Книга состоит из четырех глав, которые раскрывают основные этапы жизни и деятельности Г. Роде. Первая глава «Немецкая юность в Польше (1916—1934 гг.)» посвящена детским и юношеским годам будущего историка, которые тот провел в Познани. А. Экерт отмечает, что именно ранние годы в этом бывшем германском герцогстве определили мировоззрение Роде, его дальнейший жизненный путь, социализацию (С. 23). Как историк он сформировался уже в Германии, но на протяжении всей жизни именно польские сюжеты, история польско-германских взаимоотношений находились в центре его исследований. В послевоенные годы Роде поддерживал тесные связи с организациями «изгнанных» из Польши немцев, активно сотрудничал с их землячествами.

Готхольд был младшим из шести детей протестантского священника и общественного деятеля Артура Роде. Несмотря на материальные трудности, родители решили дать ему университетское образование в Германии в области теологии, предполагая, что Гот-хольд продолжит дело отца.

Начало студенческой поры в жизни Роде совпало с установлением в Германии национал-социалистической диктатуры, что резко активизировало политическую активность немцев в Польше. Началась борьба между национал-социалистически ориентированной Младонемецкой партией и умеренным Немецким объединением, которое поддерживали и родители Роде. Что касается самого Готхольда, то он не избежал влияния национал-социалистической идеологии. Впоследствии он признавал, что «многие проживавшие за границей немцы... воспринимали положительно все, что происходило в Германии» (С. 54). Впоследствии он также стал членом НСДАП.

Политические события в Германии и Польше оказали серьезное влияние на формирование Роде как историка. В 1934—1936 гг. он был «странствующим студентом», обучаясь короткое время в университетах Йены, Мюнхена, Кенигсберга. Закрепиться ему удалось в Бреславльском университете им. Фридриха-Вильгельма, где он, по меткому выражению автора книги, вел исторические исследо-

вания «на стыке науки и политики» (С. 79), работая над диссертацией в русле «остфоршунга».

Восточноевропейские исследования как особое историографическое направление активно развивались в Веймарской Германии с 1920-х гг., что было связано с общественно-политическим и научным интересом к потерянным «восточным территориям» и судьбам заграничных немцев. А. Экерт отмечает, что в основе методологии «остфоршунга» лежало исследование не истории государства, а история наций и народов. В первую очередь, это затрагивало роль немцев в истории Восточной и Юго-Восточной Европы, их взаимоотношения с местными славянскими и прочими негерманскими народами (С. 80). Вполне очевидно, что в условиях нацистской Германии историки ставили во главу угла культуртрегерскую роль немцев на востоке Европы, доказывали их превосходство над славянами. В этом ключе была выдержана и диссертация Г. Роде «Бран-денбург-Прусское государство как покровитель национальных меньшинств в Речи Посполитой в 1640—1740 гг.», представленная им в 1939 г. к защите в возрасте 23 лет! (С. 83).

Однако в дальнейшую судьбу Роде-историка вновь вмешалась политика: 1 сентября 1939 г. началась Вторая мировая война, которая непосредственно затронула как его самого, так и его семью. Отца Готхольда, 70-летнего Артура Роде, поляки арестовали и в числе прочих видных немецких деятелей в Польше депортировали в глубь страны. Несмотря на тяготы и лишения, Роде-старший вернулся в Познань живым и здоровым. Он прожил почти до 100 лет и скончался в 1967 г. Однако семья Роде не избежала потерь: старший брат Готхольда Генрих, будучи солдатом польской армии, оказался на территории СССР, где, по неподтвержденным данным, был отправлен на строительные работы на Кубань и умер при невыясненных обстоятельствах (С. 114).

Что касается самого Готхольда, то он после успешной защиты диссертации до 1945 г. формально оставался научным сотрудником Восточно-Европейского Института в Бреславле, который возглавлял его учитель профессор Ганс Кох. С началом войны он, несмотря на польское гражданство, стал добровольцем германской армии, где служил в качестве переводчика. Автор книги отмечает, что сам Роде не любил вспоминать об этом эпизоде своей «карьеры», и до сих пор нет точных данных о том, чем он занимался осенью 1939 г. Роде продолжал работать в Институте в Бреславле, где встретил свою будущую жену — немку из Семиградья (Трансильвании) Илону Беннинг.

После нападения Гитлера на СССР Роде был мобилизован на Восточный фронт, где также служил переводчиком. Как знающий русский язык он присутствовал при допросах советских военно-

пленных. При этом он успевал заниматься и научно-исследовательской деятельностью, подготовив и опубликовав историко-культурные очерки об озере Ильмень, Новгороде, Белоруссии, Буковине, Семиградье (С. 143). Эти работы также вполне закономерно были выдержаны в духе «остфоршунга», который Роде дополнял постулатами расовой теории, акцентируя внимание на превосходстве немцев над славянскими народами. Например, он не считал белорусов родственным русским народом и критиковал само понятие восточные славяне. Роде утверждал, что название этого народа происходит от слов «белый» и «русин», т.е. «украинец» («weissruthenisch») и уже затем его значение было изменено в угоду великодержавной идеологии Российской империи и СССР1.

На последнем этапе войны Роде, закончивший офицерскую школу, являлся офицером-пропагандистом, в задачи которого входило поднятие боевого духа солдат вермахта в условиях непрерывных поражений и отступлений. А. Экерт отмечает, что герой его исследования не участвовал в военных преступлениях национал-социалистического режима, но при этом сохранял верность долгу и присяге, что было свойственно его поколению.

Этот важный аспект автор рассмотрел в рамках небольшой по объему третьей главы, в которой провел сравнительный анализ общественно-политический деятельности и исторических воззрений современников Г. Роде, таких как Манфред Хельман (1912— 1992), Вальтер Хубач (1915—1984), Хорст Яблонский (1914—1970), Петер Шайберт (1915—1995) и Гюнтер Штёкл (1916—1998). Все они сформировались как историки в период национал-социализма, действовали в рамках методологии «остфоршунга», были привлечены на службу военной машине нацизма. А. Экерт делает вывод о том, что они «использовались в качестве "политических" ученых в интересах национал-социализма» (С. 161). Но при этом эти историки остались «нефальшивыми» исследователями и смогли найти себя, как тот же Г. Роде, в послевоенной Германии. Этой теме посвящена объемная четвертая глава рецензируемого исследования.

После 1945 г. Роде и члены его семьи вместе с миллионами немцев пережили изгнание с родины. Готхольд с супругой оказался в Гамбурге, где в 1946 г. ему посчастливилось получить место в университете. Здесь в 1952 г. в возрасте 37 лет он защитил докторскую диссертацию по истории изменения восточных границ средневековой Польши2 и вскоре стал профессором. В этот же период он публикует одно из наиболее значимых сочинений, «Историю го-

1 Rhode G. Die Wfeißruthenen: Sonderdruck aus dem "Jahrbuch des Osteuropa-Institut zu Breslau". Breslau, 1941. S. 52.

2 Rhode G. Die Ostgrenze Polens: politische Entwicklung, kulturelle Bedeutung und geistige Auswirkung. Bd. 1: Im Mittelalter bis zum Jahre 1401. Köln, 1955.

рода Познани»3, подготовленную по заказу Историко-краеведче-ской комиссии по Познани и немцам в Польше, которую возглавлял в то время другой выходец из Польши — историк Рихард Брейер.

Автор отмечает, что Роде продолжал традиции «остфоршунга», приспособив их к новых политическим условиям. В ФРГ именно исследование Востока Европы могло стать одним из самых перспективных направлений в германской историографии, предложив платформу для пересмотра спорных вопросов германской и советской истории. Окончание Второй мировой войны запустило переоценку места Германии в семье европейских народов, привело к отказу от экспансионистских лозунгов, в том числе в области культуры. Однако трансформация взглядов, в частности, Роде происходила медленно. Основными компонентами, на которых он акцентировал внимание, стала «работа для нашего Востока» и антикоммунистическая пропаганда. Роде оставался на позициях немецкого культуртрегерства, остро переживая изгнание своих соотечественников с восточных территорий. При этом он отошел от откровенно антипольских позиций, акцентируя внимание на том, что поляки стали жертвой экспансионизма Советского Союза, насаждавшего в Восточной Европе коммунистические режимы.

Роде поддерживал связи с польскими историками, как находившимися в эмиграции, так и представлявшими Народную Польшу. Он также контактировал с польским католическим духовенством, в частности с кардиналом Каролем Войтылой — будущим римским папой Иоанном Павлом II (С. 248). Взаимопонимание с ними осложнялось тем, что Роде уклонялся от однозначной позиции, отказывался от признания исключительной вины Германии в развязывании Второй мировой войны и настаивал на продолжении диалога без взаимных упреков. Вместе с тем он оставался открытым для общения с польскими учеными, что доказывает, в частности, его «Краткая история Польши» (1965), нашедшая позитивный отклик не только в ФРГ, но и в польском историческом сообществе.

В условиях «холодной войны» восточноевропейские исследования вновь приобрели большое политическое значение, и его корифеи, такие как Г. Роде, оказались востребованными в Западной Германии. «Остфоршунг» стал одной из форм рефлексии западногерманских историков и последовавшей за ней историографической трансформации. Одним из новых центров этого историографического направления стал Марбург и созданный там Институт

3 Geschichte der Stadt Posen / Im Auftrag der Historisch-Landeskundlichen Komm. für Posen und das Deutschtum in Polen hrsg. von Gotthold Rhode. Neuendettelsau: Freimund-Verl., 1953.

им. Гердера. Именно с этим учреждением и городом была связана длительная и продуктивная работа Роде, который перебрался туда сразу же после защиты докторской диссертации. Несколько лет Роде был научным сотрудником Института им. Гердера и преподавал в Марбургском университете. Его научная и общественная деятельность вскоре позволила ему реализоваться в качестве руководителя самостоятельного научно-исследовательского подразделения. В 1961 г. Роде возглавил Отделение Восточноевропейских исследований в Майнце. Благодаря его активности это учреждение вскоре было преобразовано в особый институт при Майнцском университете, а сам Роде создал здесь научную славистическую школу, ориентированную на исследование Польши и польско-немецких отношений.

После воссоединения Германии и окончания «холодной войны» деление на «восточные» и «западные» исследования сознательно вытесняется из научного лексикона ввиду его явной политической окрашенности, а выводы о прошлом и будущем германо-польских отношений постепенно вписываются в новый международный контекст. Начало этого процесса прослеживается и в последних трудах Роде: от германо-польских отношений, которым он сохранил верность, его исследования расширяются до связей Германии с Юго-Восточной Европой в целом, до проблемы общности их интересов и судеб. А. Экерт акцентирует внимание на том, что Г. Роде является связующим звеном между традициями германского «ост-форшунга» и современной историографией Восточной Европы. В конечном счете ему удалось отказаться от рассмотрения восточноевропейской истории с позиций немецкого культуртрегерства и превосходства. Поляки и другие негерманские народы предстали в рамках новых исследований равноправными европейцами, достойно и по праву занимающими свое место в общей западной цивилизации.

«В биографии Готхольда Роде нашли отражение важнейшие события в истории польско-германских отношений ХХ столетия», — резюмирует автор (С. 275). Таким образом, в своем биографическом исследовании А. Экерт стремится непредвзято оценить разностороннюю, местами неоднозначную биографию своего героя, прошедшего длинный путь от национал-социалистически ангажированного историка и публициста до одного из ведущих специалистов по истории Восточной Европы в Германии. Книга дает комплексное представление о личности и научно-исследовательской деятельности Готхольда Роде и открывает новые перспективы для изучения его наследия.

доктор ист. наук, профессор С.В. Кретинин, канд. ист. наук, ст. науч. сотрудник Т.А. Некрасова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.