Научная статья на тему 'РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ: БАРАНОВ В.М. «ПОЗИТИВНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»: СПОРНЫЙ КОНЦЕПТ, МНИМАЯ ПРАКТИКА, ВИРТУАЛЬНАЯ ТЕХНИКА'

РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ: БАРАНОВ В.М. «ПОЗИТИВНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»: СПОРНЫЙ КОНЦЕПТ, МНИМАЯ ПРАКТИКА, ВИРТУАЛЬНАЯ ТЕХНИКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
68
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ ПРАВА / ПОЗИТИВНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПСЕВДОЮРИДИЗАЦИЯ / ПООЩРИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ: БАРАНОВ В.М. «ПОЗИТИВНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»: СПОРНЫЙ КОНЦЕПТ, МНИМАЯ ПРАКТИКА, ВИРТУАЛЬНАЯ ТЕХНИКА»

ОТРАСЛЕВЫЕ НАУЧНЫЕ ПРАВОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ТЕОРИЯ ПРАВА

УДК 34.01 Б01: 10.31249/гергауо/2022.03.13

СКУРКО Е.В.1 РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ: БАРАНОВ В.М. «ПОЗИТИВНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»: СПОРНЫЙ КОНЦЕПТ, МНИМАЯ ПРАКТИКА, ВИРТУАЛЬНАЯ ТЕХНИКА: монография. - Москва : Блок-принт, 2022. - 176 с.

Ключевые слова, теория права; позитивная юридическая ответственность; псевдоюридизация; поощрительные нормы.

Для цитирования: Скурко Е.В. [Рецензия] // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература : ИАЖ. Сер. 4: Государство и право. - 2022. - № 3. - С. 140-145. Рец. на кн.: Баранов В.М. «Позитивная юридическая ответственность»: спорный концепт, мнимая практика, виртуальная техника : монография. - Москва : Блок-Принт, 2022. - 176 с. - Б01: 10.31249/^гауо/2022. 03.13

В 2022 г. вышла в свет монография заслуженного деятеля науки России, профессора, доктора юридических наук Владимира Михайловича Баранова, посвященная анализу вопросов «позитивной юридической ответственности» в современном российском праве.

Точкой отсчета для исследования стало критическое осмысление распространяющегося сегодня в отечественном правоведении приема «псевдоюридизации терминологии», критикуемого автором. Этот прием, по мнению В.М. Баранова. возникает, когда речь идет о познавательных ситуациях. Например, «исследователь

1 Скурко Елена Вячеславовна, старший научный сотрудник отдела правоведения ИНИОН РАН, канд. юрид. наук.

140

Рец. на кн.: Баранов В.М. «Позитивная юридическая ответственность»: спорный концепт, мнимая практика..

не находит (а точнее - не считает нужным искать) в проблемном поле правовой науки неисследованную либо малоисследованную тему, не желает критически углубляться в ранее выдвинутые концепции и теории, обращается к смежной неюридической сфере» и «часто выбирает для анализа понятие, которое относится к предмету лингвистики, филологии. Юриспруденция же призвана исследовать правовую действительность. Нередко берется модное, активно дискутируемое в СМИ явление (состояние, свойство, процесс) и искусственно помещается в правовую действительность. К этому феномену без какой-либо обстоятельной аргументации привязываются понятия "юридический", "правовой", "законный", "законодательный". Происходит "обнаружение" у выбранного для "анализа" феномена серии связей с юридической действительностью и предпринимаются попытки (обычно безуспешные) найти им место в существующих категориальных рядах правовой науки (как в теории государства и права, так и в отраслевых юридических дисциплин)» (с. 3-4).

«Порок», подмеченный автором и названный им «псевдою-ридизацией», без труда обнаруживается в современном отечественном правоведении, достаточно обратить внимание на тематику новейших выносимых на защиту диссертационных исследований и др. Однако, по словам В.М. Баранова, «огонь критики» в адрес конструкции «позитивной юридической ответственности» в основном был порожден изучением новейших работ А.В. Малько и его соавторов (с. 160), в которых они изложили свое видение сути рассматриваемого термина: «Позитивная юридическая ответственность нацелена на будущее поведение субъекта права и выражается в осознании лицом необходимости его законопослушной деятельности»1; «Позитивной и негативной юридической ответственности может быть присуще статическое и динамическое состояние. В первом случае позитивная ответственность представлена как обязанность по выполнению точных требований, закрепленных правовыми нормами, которым субъект должен неукоснительно подчиняться. Динамическое состояние связывается с правомерным поведением и с применением поощрительных

1 Малько А.В., Липинский Д.А., Маркунин Р.С. Позитивная и негативная ответственность как проявление диалектической логики в юридических исследованиях // Государство и право. - 2021. - № 1. - С. 18.

мер ответственности»1. Обращение А.В. Малько и соавторов к «поощрительным мерам ответственности», по признанию В.М. Баранова, послужило решающим моментом для критического переосмысления им проблематики позитивной юридической ответственности вообще, а применительно к современной ситуации в отечественном правоведении и юридической практике - в особенности. Следует сказать, что в свое время В.М. Баранов исследовал в отдельности вопрос «поощрительных норм права»2.

Между тем проблема «позитивной юридической ответственности», как показано в монографии В.М. Баранова, в отечественном правоведении имеет достаточно длительную и противоречивую историю, весьма глубокие корни. Она начиналась еще во времена «развитого социализма» в СССР (в 70-х - начале 80-х годов XX в.), но и сегодня она остается дискуссионной.

Так, с принятием в СССР «Брежневской» Конституции 7 октября 1977 г. в теории государства и права оформляется и утверждается позиция, утверждающая, что «по классовой сущности Советское государство, образовавшееся в результате успешной пролетарской революции в России в 1917 г., явилось государством диктатуры рабочего класса в союзе с трудящимся крестьян-ством»3, а «победа социализма обусловливает вступление Советского государства в новый этап - этап перерастания государства диктатуры пролетариата в общенародное государство»4. Синхронно с трансформацией государства «советское право в своем развитии прошло те же этапы, что и государство. Переходному от капитализма к социализму периоду соответствовало пролетарское право, периоду от построения основ социализма до полной его победы соответствовало право, перерастающее из пролетарского в общена-

1 Малько А.В., Липинский Д.А., Маркунин Р.С. Позитивная и негативная ответственность как проявление диалектической логики в юридических исследованиях // Государство и право. - 2021. - № 1. - С. 19.

2

См.: Баранов В.М. Поощрительные нормы советского социалистического права. - Саратов, 1978.

3 Советское право : учебник / под ред. В.П. Грибанова. - Москва, 1981. -

С. 24.

4 Там же. - С. 25.

Рец. на кн.: Баранов В.М. «Позитивная юридическая ответственность»: спорный концепт, мнимая практика.

родное, а периоду развитого социализма соответствует общенародное право»1.

Общенародное право, таким образом, «не содержит никаких правовых ограничений для одних и преимуществ для других классов. С достижением единства советского народа право выражает волю всего народа, закрепляет народовластие без изъятий»2; его особенностью, в частности, является то, что в нем закрепляются «сужение сферы государственного принуждения и расширение применения мер общественного воздействия»3 как следствие того, что «реализация его норм советскими людьми преимущественно добровольна, на основе растущей их сознательности и самодисци-плины»4.

Именно на «растущей сознательности и самодисциплине» граждан основывается «реализация» норм права. Первоначально, по сути, базировалась концепция «позитивной юридической ответственности» в отечественном правоведении. Хотя в принципе она не была ни «позитивной» (а должна была считаться «негативной»), ни «юридической» (а относящейся к сфере морали и нравственности), ни «ответственностью» (а точнее говоря - «исполнением»).

Одним из характерных подходов к определению понятия «позитивной юридической ответственности» в период советской истории права, по мнению В.М. Баранова, можно считать определение Б.Т. Базылева: «Позитивная юридическая ответственность -предусмотренная правовыми нормами социальная связь личности и общества, юридическое выражение объективной зависимости личности и общества, гражданина от государства. Она представляет собой правовое отношение общего характера, т.е. такую правовую связь, которая заключается в праве государства требовать от всех субъектов исполнения конкретных юридических обязанностей и их обязанности правомерного поведения. Неисполнение конкретного предписания есть нарушение данной правовой связи и, следовательно, основание для возникновения индивидуализиро-

С. 35.

1 Там же. - С. 34.

2 Советское право : учебник / под ред. В.П. Грибанова. - Москва, 1981.

3 Там же.

4 Там же.

ванных отношений ответственности (ответственности в ретроспективном смысле)»1.

Отношение к позитивной юридической ответственности не было однозначным - еще в советский период в отечественной истории права, когда, надо отметить, для нее существовали по крайней мере некоторые идеологические основания. В постсоветский период как всякие социальные, так и нравственные основания для (сохранения) идеи «позитивной юридической ответственности» в отечественном праве практически полностью канули в небытие, однако сам термин в правоведении сохранился.

И, как справедливо указывает В.М. Баранов, «позитивная юридическая ответственность» развивается сегодня как понятие -но, добавим от себя, практически не исследуется как явление.

В.М. Баранов критикует современные представления о «позитивной юридической ответственности» по двум направлениям: во-первых, при отсутствии легитимного определения понятия «позитивная юридическая ответственность» оно рассматривается учеными исходя из термина «поощрительной санкции» в правоведении, т.е. фактически как «псевдопонятие» (разд. 1); во-вторых, в результате анализа «позитивной юридической ответственности» автор приходит к выводу, что это «искусственно-ложная неправовая конструкция» (с. 59).

Автор считает симптоматичным, что некоторые ученые - теоретики права (Н.А. Боброва, О.Э. Лейст, М.Н. Марченко, В.В. Сорокин и др.) отрицают сегодня существование концепции «позитивной юридической ответственности», признают ее ошибочной, хотя в ранних своих публикациях придерживались этой терминологии (с. 65).

В целом монография В.М. Баранова - серьезное теоретическое исследование, в котором аргументированно критикуются современные идеи, связанные с институционализацией «позитивной юридической ответственности» в отечественном правоведении и юридической практике. Автор считает эту категорию избыточной, ложно концептуализируемой и недостаточно основательной.

Работа охватывает широкий круг новейших исследований и будет полезна специалистам в области теории права.

1 Базылев Б.Т. Сущность позитивной юридической ответственности // Изв. Правоведение. - Ленинград, 1979. - № 4. - С. 46.

144

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.