Научная статья на тему 'РЕЦЕНЗИЯ НА ДИССЕРТАЦИЮ БАКАНОВА КИРИЛЛА СЕРГЕЕВИЧА ПО ТЕМЕ: «АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ ЗАПРЕТ НА УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ В СОСТОЯНИИ ОПЬЯНЕНИЯ»'

РЕЦЕНЗИЯ НА ДИССЕРТАЦИЮ БАКАНОВА КИРИЛЛА СЕРГЕЕВИЧА ПО ТЕМЕ: «АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ ЗАПРЕТ НА УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ В СОСТОЯНИИ ОПЬЯНЕНИЯ» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
158
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ НА СОСТОЯНИЕ АЛКОГОЛЬНОГО ОПЬЯНЕНИЯ / МЕДИЦИНСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ НА СОСТОЯНИЕ ОПЬЯНЕНИЯ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Калюжный Ю.Н.

Данная диссертация имеет большую практическую значимость для совершенствования деятельности полиции по предупреждению и пресечению фактов управления транспортными средствами в состоянии опьянения, а следовательно, и снижения уровня аварийности по этой причине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Калюжный Ю.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕЦЕНЗИЯ НА ДИССЕРТАЦИЮ БАКАНОВА КИРИЛЛА СЕРГЕЕВИЧА ПО ТЕМЕ: «АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ ЗАПРЕТ НА УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ В СОСТОЯНИИ ОПЬЯНЕНИЯ»»

СОВРЕМЕННАЯ НАУКА. 2020. № 1

В ОТКРЫТОМ ДОСТУПЕ НА САЙТЕ SOVNAUlvA.COM open access т_

Юридические науки

УДК 342.95 DOI 10.53039/2079-4401.2020.1.1.006

ББК 67.401

Научная специальность:12.00.14. Административное право; административный процесс

РЕЦЕНЗИЯ НА ДИССЕРТАЦИЮ БАКАНОВА КИРИЛЛА СЕРГЕЕВИЧА ПО ТЕМЕ: «АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ ЗАПРЕТ НА УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ В СОСТОЯНИИ ОПЬЯНЕНИЯ»

ЮН. Калюжный *

Аннотация. Данная диссертация имеет большую практическую значимость для совершенствования деятельности полиции по предупреждению и пресечению фактов управления транспортными средствами в состоянии опьянения, а следовательно, и снижения уровня аварийности по этой причине.

Ключевые слова: административное правонарушение, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, медицинское освидетельствование на состояние опьянения, обеспечение безопасности дорожного движения, обеспечение производства по делу об административном правонарушении

REVIEW ON THE DISSERTATION OF KIRILL SERGEEVICH BAKANOV ON THE TOPIC: «THE ADMINISTRATIVE AND LEGAL PROHIBITION ON DRIVING A VEHICLE IN A STATE

OF DRINKING»

Yu.N. Kalyuzhnyi *

Abstract. This dissertation is of great practical importance for improving the activities of the police to prevent and suppress the facts of driving in a state of intoxication, and, consequently, to reduce the accident rate for this reason.

Keywords: administrative offense, examination for the state of alcoholic intoxication, medical examination for the state of intoxication, ensuring traffic safety, ensuring the proceedings in the case of an administrative offense

Существующая проблема обеспечения безопасности дорожного движения ежегодно включена в совокупность приоритетных задач развития многих стран мира, в том числе и нашего государства. Значительное количество нормативных правовых актов стратегического планирования определяют обеспечение безопасности, рассматриваемых правоотношений в качестве одного из важнейших векторов дальнейшего развития России.

За последние годы государственно-управленческая деятельность в области обеспечения безопасности дорожного движения вышла на качественно новый уровень. Ежегодно реализуется комплекс законодательных, организационных, технических и иных мероприятий, направленных на предупреждение дорожно-транспортного травматизма, снижение тяжести его последствий.

Значительная часть мероприятий, проводимых в целях реализации государственной политики по обеспечению безопасности дорожного движения, принадлежит Госавтоинспекции МВД России.

Современные показатели состояния безопасности дорожного движения способствуют поиску и выработке новых, наиболее эффективных способов и мер обеспечения безопасности в структуре госу-

дарственной политики обеспечения безопасности дорожного движения, направленных на сокращение дорожно-транспортного травматизма.Ежегодно, в подавляющем большинстве дорожно-транспортных происшествий более 85 % связано с нарушением ПДД со стороны водителей.

При этом в 2017 году выявлено 376,1 тыс. (-8,6 %) правонарушений, связанных с управлением ТС в состоянии алкогольного опьянения и 21 916 (+10,2%) - в состоянии наркотического опьянения, в том числе и в связи с отказом от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения 220,4 тыс. (-10,7 %).

Указанные тенденции не остаются без внимания государства, но имеющиеся показатели позволяют сделать вывод о необходимости целевого воздействия на указанную проблему.

В этой связи обобщение практики и научное осмысление полноты закрепленного запрета на управление транспортным средством в состоянии опьянения, особенности предварительной квалификации правонарушений, устанавливающих ответственность за нарушение такого запрета, и механизмов его реализации, которые представляют собой, в

* Юрий Николаевич Калюжный,

доцент кафедры управления деятельностью подразделений обеспечения охраны общественного порядка центра командно-штабных учений Академии управления МВД России, кандидат юридических наук, доцент

Контакты: ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8, Москва, Россия, 125993 E-mail: iukaliuzhnyi@mvd.ru Тел: 8(499)7458269

* Yuri N. Kalyuzhnyi,

Associate Professor of the Department of Management of the Activities of the Public Order Protection Units of the Center for Command and Staff Exercises Academy of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor

СОВРЕМЕННАЯ НАУКА. 2020. № 1

Юридические науки

первую очередь, меры обеспечения производства по делу, не теряют своей актуальности.

Всесторонняя научная проработка данных вопросов является не только одним из способов установления истины по делу, но и гарантией обеспечения прав и законных интересов граждан, участвующих в дорожном движении.

Необходимость научной разработки правовых, методических и тактических вопросов административно-правового запрета на управление транспортным средством в состоянии опьянения в определенной мере обусловливается и отсутствием единых научных подходов к пониманию рассматриваемых правовых категорий в науке административного права.

Кроме того, произошедшие в последние годы изменения законодательства об административной ответственности обусловливают необходимость проведения адресных научных исследований, направленных на изучение организационных и правовых аспектов административно-правового запрета на управление транспортным средством в состоянии опьянения.

Автором удачно определены предмет диссертационного исследования, его цели и задачи. С учетом правильной формулировки целей и задач, определения объекта и предмета, выбора методологической базы и методов исследования автору удалось подготовить содержательную и весьма интересную работу. Задачи, поставленные автором в своем исследовании, логически обусловили структуру диссертации и круг рассматриваемых им вопросов.

Содержание диссертационного исследования достаточно полно отражает научную позицию автора по обозначенным вопросам, а избранный им план исследования позволил логично и убедительно изложить его результаты. Правовую базу исследования составили Конституция Российской Федерации, международные правовые акты, федеральные конституционные и федеральные законы, законы, нормативные правовые акты Президента и Правительства Российской Федерации, ведомственные нормативные правовые акты, иные официальные документы.

Несомненна научная новизна и творческая ценность диссертационного исследования К.С. Бака-нова, представляющего комплексный анализ такой правовой категории, как административно-правовой запрет на управление транспортным средством в состоянии опьянения. Кроме того, в работе расширены представления об административно-правовом запрете на управление транспортным средством в состоянии опьянения в широком смысле, выявлены

В ОТКРЫТОМ ДОСТУПЕ НА САЙТЕ SOVNAUKA.COM

имеющиеся в данной области проблемы и на основе проведенного исследования разработаны пути их решения, а также направления совершенствования этой деятельности.

Методологическую основу исследования составили общепринятые методы научного познания. В целях получения достоверных результатов автором использовались следующие методы: сравнительного правоведения, формально-логический, статистический, контент-анализа документов и другие общенаучные и частнонаучные методы. Для достижения обозначенной в исследовании цели и решения поставленных задач в работе использовались теоретические положения философии, теории государства и права, конституционного, уголовного, административного права, науки управления, социологии и наркологии.

Теоретическая значимость исследования определена тем, что автор осуществил разработку теоретических положений, базирующихся на комплексном анализе основных проблем, обусловленных темой диссертации, которые могут быть использованы в дальнейшем при проведении научных исследований в этой области, а также при совершенствовании законодательного и нормативного правового регулирования общественных отношений в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Теоретическую основу диссертационного исследования составили труды отечественных правоведов по теории права, административному праву, административно-процессуальному праву, науке управления, касающиеся правовых аспектов регулирования общественных отношений, связанных с обеспечением подразделениями полиции транспортной безопасности в Российской Федерации.

Практическая значимость работы определяется, прежде всего, органическим сочетанием теоретических положений и практических рекомендаций по теме исследования, адресованных как законодателю, так и правоприменителю.

Высокая степень научной обоснованности и достоверности положений, выводов и рекомендаций, сформулированных в диссертации, подтверждается значительным объемом эмпирической базы, включающей в себя материалы отечественного законодательства и иные нормативные правовые акты по исследуемой проблеме, статистические данные ГИАЦ МВД России, системой использования методов научного исследования.

Одним из достоинств диссертации является глубокое знание автором предмета исследования и проведенный сравнительно-правовой обзор источников по всем поднятым в диссертационном исследовании

В ОТКРЫТОМ ДОСТУПЕ НА САЙТЕ SOVNAUKA.COM

м9»

вопросам, позволившим сформулировать основные теоретические положения, связанные с административно-правовым запретом на управление транспортным средством в состоянии опьянения и механизмом его реализации; выделить формы и методы реализации полицией полномочий по выявлению и пресечению нарушений, связанных с управлением транспортом в состоянии опьянения; установить специфику административных правонарушений, связанных с запретом на управление транспортным средством в состоянии опьянения; выявить особенности применения мер административного принуждения к лицам, управляющим транспортом в состоянии опьянения.

При рассмотрении содержания диссертации прослеживается авторский подход к раскрытию темы, выразившийся в формулировании собственного видения решения проблемных вопросов в рассматриваемой области.

Положительной оценки заслуживает выявленные автором направления совершенствования законодательства, регулирующего запрет на управление автотранспортом в состоянии опьянения, и административно-правового противодействия нарушениям данного запрета. С опорой на результаты исследований ведущих отечественных ученых, анализа зарубежного опыта предложено принять комплекс законодательных инициатив, направленных на совершенствование нормотворческой деятельности, связанной с административно-правовым запретом на управление транспортным средством в состоянии опьянения.

Следует согласиться с автором диссертационного исследования в отношении утверждения о наличии в нормах, регулирующих запрет на управление транспортным средством в состоянии опьянения и ответственность за его нарушение, перечней различных веществ, вызывающих опьянение, обуславливающих правовую неопределенность применения данных норм, позволяющих во многих случаях избежать установленной ответственности, а также предложенного им понятия опьянения водителя транспортного средства, способствующего развитию теоретических положений рассматриваемой категории административно-правовой науки.

Интересна позиция автора, согласно которой предлагается закрепить в КоАП РФ лиц, уполномоченных применять такие меры обеспечения производства по делу, как отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование и направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, должностных лиц, уполно-

СОВРЕМЕННАЯ НАУКА. 2020. № 1

Юридические науки

моченных составлять протоколы об административных правонарушениях.

Заслуживает внимания утверждение автора, построенное на анализе нормативной правовой базы, выраженное в критическом подходе к наличию такой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как отстранение от управления транспортным средством. Указанная мера выражается в виде административно-правового запрета, направленного на ограничение возможности реализации права управления транспортом в состоянии опьянения, являясь излишним правовым механизмом, не влияющим на квалификацию деяния.

Структура диссертации К.С. Баканова последовательна и логична. Положения и выводы автора внутренне взаимосвязаны, и в целом, не противоречат друг другу. Следует отметить наличие в диссертационном исследовании прочной научно-правовой основы, опираясь на которую, соискатель успешно сформулировал и аргументировал главные положения, раскрывающие заявленную тему.

Анализ содержания диссертации и автореферата позволяет сделать вывод, что основные положения диссертации достаточно полно отражены в автореферате, а ее структура и объем соответствуют требованиям, предъявляемым, к такого рода научным работам.

В заключении диссертации излагаются заслуживающие поддержки основные выводы и предложения, направленные на дальнейшую научно-практическую разработку проблем реализации административно-правового запрета на управление транспортным средством в состоянии опьянения.

Диссертационное исследование К.С. Баканова представляет собой актуальное, самостоятельное и завершенное исследование, посвященное решению важных в современных условиях проблем в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, отличающееся новизной, имеющее теоретическое и практическое значение, вносящее вклад в науку административного права, совершенствование правоприменительной деятельности, полностью соответствующее научной специальности 12.00.14 - административное право, административный процесс.

Вместе с тем, несмотря на общую положительную оценку диссертационного исследования, отдельные положения и выводы диссертации не являются бесспорными и требуют дополнительной аргументации.

1. В диссертационном исследовании и в тексте автореферата, в положении, выносимом на защиту, № 1, раскрывается авторский подход к администра-

СОВРЕМЕННАЯ НАУКА. 2020. № 1 Юридические науки

мЗд

тивно-правовому запрету на управление транспортным средством в состоянии опьянения в широком и узком смысле. Авторское понимание узкого смыслового значения включает запрещение водителю, находящемуся в состоянии опьянения, управлять транспортным средством.

Смысловая нагрузка широкого авторского понимания представляет собой включение и иных запретительных норм, в частности недопустимость в определенных ситуациях употреблять напитки и вещества, вызывающие опьянение, после остановки транспортного средства. Примечательно, что автор далее указывает на законодательное закрепление и других запретов в области дорожного движения, которые следует рассматривать как части общего административно-правового запрета на управление транспортным средством в состоянии опьянения. Вместе с тем автором не раскрываются «другие» виды, закрепленные законодателем запреты, не указана их систематизация, что вызывает необходимость дополнительной аргументации [1].

2. В своем исследовании автор придерживается позиции, согласно которой широкое понимание административно-правового запрета на управление транспортным средством в состоянии опьянения рассматривает в качестве некой системы, состоящей из ряда самостоятельных запретов (положение, выносимое на защиту, № 2), и указывает на отсутствие должного баланса административно-правовых норм, снижающих эффективность их применения.

Кроме того, автор приходит к выводу о том, что существующая формулировка административно-правовых норм нередко провоцирует водителей, управляющих транспортным средством в состоянии опьянения, с целью исключения возможности доказывания данного факта на нарушение еще одного запрета, который, как правило, наказывается менее строго, о чем и указывает автор на стр.10 автореферата [2].

Изложенная авторская позиция содержит в себе определенную форму недосказанности, связанную с употреблением абстрактных словосочетаний, таких как «еще одного запрета», «который, как правило, наказывается менее строго», что вызывает необходимость дополнительной авторской аргументации обозначенной им позиции.

3. Предложение автора о целесообразности оптимизации административно-юрисдикционного производства, унификации порядка определения состояния опьянения путем закрепления обязанности проведения двух измерений выдыхаемого воздуха в рамках освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, проводимого сотрудником полиции, (положение, выносимое на защиту, № 7) носит неоднозначный характер и вызывает опреде-

В ОТКРЫТОМ ДОСТУПЕ НА САЙТЕ SOVNAUKA.COM

ленные сомнения. Насколько является оправданным проведение двух измерений выдыхаемого воздуха сотрудником полиции, каким образом это повлияет на качество его измерений и какова целесообразность сосредотачивать сбор доказательственной базы по определению состояния опьянения исключительно в руках сотрудников полиции, тем самым фактически ограничивая водителей в доказывании своей невиновности путем исключения диссертантом возможности медицинского освидетельствования на состояние опьянения. К сожалению, ни содержание автореферата, ни диссертационного исследования не позволили убедительно изложить авторскую позицию по обозначенному предложению, что вызывает необходимость в дополнительной аргументации [1].

Высказанные замечания и рекомендации носят дискуссионный характер и не влияют на общую положительную оценку диссертационного исследования. В своей основе высказанные замечания касаются частных вопросов и призваны нацелить автора на дальнейшую работу в данном направлении.

Отмеченное не снижает общей высокой положительной оценки представленной диссертации, не изменяет благоприятного впечатления о серьезном и достаточно фундаментальном характере исследования, каковым является исследование, проведенное К.С. Бакановым.

Автореферат и опубликованные работы отражают содержание диссертации.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что диссертационное исследование Баканова Кирилла Сергеевича по теме: «Административно-правовой запрет на управление транспортным средством в состоянии опьянения» является научной квалификационной работой, в которой содержится решение научной задачи, имеющей значение для развития науки административного права и процесса, полностью отвечает требованиям абз. 2 п. 9 и п. 10-14 Положения о присуждении ученых степеней, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 года № 842 (с изм. и доп.), а его автор заслуживает присуждения ученой степени кандидата юридических наук по специальности 12.00.14 - административное право; административный процесс.

Литература:

1. Баканов К.С. Административно-правовой запрет на управление транспортным средством в состоянии опьянения: дис. ... канд. юрид. наук. - Москва, 2018.

2. Баканов К.С. Административно-правовой запрет на управление транспортным средством в состоянии опьянении: автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. юрид. наук. - Москва, 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.