Научная статья на тему 'РЕЦЕНЗИЯ: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕДИАКУЛЬТУРЫ [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС]: МЕЖВУЗ. СБ. НАУЧ. ТР. / ПОД РЕД. М. Е. КРОШНЕВОЙ. УЛЬЯНОВСК: УЛГТУ, 2020. 87 С. URL: HTTPS://WWW.ELIBRARY.RU/ITEM.ASP?ID=44209726&SELID=44209768 (ДАТА ОБРАЩЕНИЯ: 10.02.2021)'

РЕЦЕНЗИЯ: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕДИАКУЛЬТУРЫ [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС]: МЕЖВУЗ. СБ. НАУЧ. ТР. / ПОД РЕД. М. Е. КРОШНЕВОЙ. УЛЬЯНОВСК: УЛГТУ, 2020. 87 С. URL: HTTPS://WWW.ELIBRARY.RU/ITEM.ASP?ID=44209726&SELID=44209768 (ДАТА ОБРАЩЕНИЯ: 10.02.2021) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
81
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕЦЕНЗИЯ: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕДИАКУЛЬТУРЫ [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС]: МЕЖВУЗ. СБ. НАУЧ. ТР. / ПОД РЕД. М. Е. КРОШНЕВОЙ. УЛЬЯНОВСК: УЛГТУ, 2020. 87 С. URL: HTTPS://WWW.ELIBRARY.RU/ITEM.ASP?ID=44209726&SELID=44209768 (ДАТА ОБРАЩЕНИЯ: 10.02.2021)»

Z rpomoTQ

ISSN 1997-2911 (print)

Филологические науки. Вопросы теории и практики Philology. Theory & Practice

2021. Том 14. Выпуск 4. С. 1077-1079 | 2021. Volume 14. Issue 4. P. 1077-1079

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): philology-journal.ru

RU

EN

Рецензия: Филологические аспекты медиакультуры

[Электронный ресурс]: межвуз. сб. науч. тр. /

под ред. М. Е. Крошневой. Ульяновск: УлГТУ, 2020. 87 с.

URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44209726&selid=44209768

(дата обращения: 10.02.2021)

Крошнева М. Е.

Opinion Paper: Philological Aspects of Media Culture [Electronic Source]: Inter-University Collection of Scientific Papers / ed. by M. E. Kroshneva. Ulyanovsk: UlGTU, 2020. 87 p. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44209726&selid=44209768 (accessed: 10.02.2021)

Kroshneva M. E.

Межвузовский сборник научных трудов «Филологические аспекты медиакультуры», опубликованный в конце 2020 г., содержит статьи ученых-преподавателей и молодых исследователей высших учебных заведений города Ульяновска: Ульяновского государственного технического университета (УлГТУ), Ульяновского государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова (УГПУ), Ульяновского государственного университета (УлГУ), работающих с обучающимися по направлениям подготовки «Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело», «Реклама и связи с общественностью», «Журналистика», «Педагогическое образование» (направленность - русский язык и литература).

Научный сборник нацелен на изучение медиа как объекта филологии. Задачи работ сводятся к исследованию активных процессов в русском языке, критериев художественных текстов, бытованию устного народного творчества, функционирующих в медиапространстве и отражающих собою современное состояние новых тенденций и явлений в медиакультуре. Образующие собой сферу гуманитарной семиотики, медиатексты выступают сегодня неким интегрирующим началом современной филологии, средств массовой информации и медиа, при которых текстовая составляющая в ее знаковой последовательности, системность современных коммуникаций, в том числе распространяющихся в Интернете, медиаисточниках, отражают активные и актуальные процессы современного русского языка и литературы, а поэтому требуют всестороннего научного осмысления. Данный сборник открывает серию научных публикаций, инициатором которых выступает кафедра филологии, медиатехнологий и графического дизайна гуманитарного факультета УлГТУ. Сборник адресован преподавателям вузов, будущим филологам, журналистам, медиадизайнерам, медиапроектировщи-кам, сотрудникам медиасферы и всем интересующимся современными вопросами филологии.

Тематика исследований касается следующих вопросов. В начальной, обзорной статье доцента М. Е. Крошневой об осмыслении понятия медиакультуры характеризуется состояние изучаемого вопроса. Подробно излагается специфика термина, а сама медиакультура описывается как ветвь научного гуманитарного знания и современная учебная дисциплина. С точки зрения автора, медиакультура определяется семиотической природой информации и техническими возможностями средств, которые обеспечивают ее функционирование. Аналитическая часть работы включает также изучение тенденций и направлений исследования медиа. Сквозь призму информационного следа человечества автором подробно рассматриваются составляющие медиакультуры, специфика ее исторического существования, знаковая система и коды, с помощью

Рецензия (opinion paper) | https://doi.org/10.30853/phil210143

© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.orq/licenses/by/4.0/

1078

Рецензии

которых передается информация о мире и человеке в нем. Оценивается широкая теоретическая база иностранных исследований, а также научные произведения ученых-соотечественников, посвященные изучению медиакультуры (более тридцати наименований).

Как человек воспринимает медиакоммуникации? Этот вопрос и проблемы тождественности художественного образа и его влияния на культурные традиции поколений, проявляющиеся в медиапространстве, поднимаются в работе исследователя Э. А. Конновой «Влияние художественного образа на культурную идентичность молодежи». Автор грамотно анализирует художественный образ как форму отражения объективной действительности в искусстве с точки зрения эстетического идеала, культурных норм, образцов поведения, языковых средств общения и т.д.; называет его основные черты: образность, обобщение, экспрессию, самодостаточность, демонстрирует их на конкретных примерах из литературы. Автор справедливо обращает внимание на то, что художественный образ в произведении искусства постигается человечеством интуитивно посредством художественной практики и существует как универсальное отношение сущности к ее воплощению. Исследователем отмечается, что литературно-художественный образ психологически воздействует на молодежь как потребителя контента и оказывает влияние на процессы медиакоммуникаций и речевое поведение.

Следующий за этими работами блок научных статей сборника рассматривает вопросы речевой культуры и общения молодёжи. В совместной работе профессора В. Н. Артамонова и доцента Е. В. Уба («Аномальное и псевдонормальное в русском языке») изучается категория формальности частотно-оценочной нормативной оппозиции «нормальное - аномальное» (на материале языковых и речевых ошибок). Авторы обоснованно вводят в научный обиход понятие псевдонормальное как аномалию избыточного типа, возникшую вследствие осознанных действий автора текстов научного, научно-популярного и художественного стилей. Материал статьи основан на детальном анализе стилистики выразительных средств лирических произведений, размещенных в Интернете; подобранных примеров языковых и речевых ошибок из школьных выпускных сочинений 2019 г.; ошибочных случаев употребления терминов в научной и профессиональной речи; аббревиатуры в официальных текстах, - во всем многообразии описывающих активные процессы частотно-оценочной нормативности в функциональной и практической стилистике.

Молодые исследователи А. В. Сулиган («Что такое сленг?...»), К. Д. Холкина («Особенности лингвистических и образных средств интернет-коммуникаций») посвящают работы вопросам природы, свойства, функции сленга в социальных сетях и мессенджерах. Ими оцениваются средства выразительности виртуальной речи и специфика интернет-коммуникаций. Источники, цитируемые в трудах, отражают современные и обоснованные точки зрения на исследуемые проблемы, а сами статьи основаны на детальном анализе языковых средств и удачно подобранных примерах.

Профессор А. М. Лобин изучает систему взглядов современных писателей-фантастов относительно истории России. В статье акцентируется внимание на факторах художественности и методах моделирования современных альтернативно-исторических романов по темам революции 1917 г., культа личности, Великой Отечественной войны, переломных событий. Рассмотрена оригинальная концепция литературно-художественного дискурса истории, которая подается как размышление писателей о путях развития общества; оценки и переживаний общественным сознанием прошлого, настоящего и будущего России. Исследование выполнено на высоком научном уровне и содержит ряд выводов, представляющих практический интерес исследования русской литературы в вузах.

В межвузовском сборнике научных трудов отдельное внимание уделяется научно-практической сфере применения инструментов медиадизайна в обучении студентов-гуманитариев графическому дизайну. Успешно решают и эту задачу исследователи М. Е. Крошнева в статье «Практические инструменты работы графического дизайнера. Линейки редакторов» и А. Е. Калашникова при изучении фольклорных и этнических элементов в дизайне книжной продукции. Достаточно аргументированно М. Е. Крошневой излагаются сведения о невербальных средствах информации - векторных и растровых редакторах, редакторах трехмерной графики, с помощью которых создаются и преобразовываются изображения любой четкости. К положительным сторонам работы можно отнести расширенную демонстрацию примеров проектирования масштабируемой графики и цифрового контента посредством векторных и растровых редакторов, а также редакторов, способных создавать анимации. В статье автор грамотно характеризует технические средства программных продуктов, дает сравнительный анализ их параметров. Особый интерес представляет вывод о компьютерных программах, которые поддерживают широкий арсенал функций и нацелены на качественное профессиональное оформление медиапродуктов.

В материале А. Е. Калашниковой значительное внимание уделяется приемам, способам оформления и адаптации фольклорных и этнических элементов в дизайне книги, рекламной продукции. Статья демонстрирует глубокую степень проработанности вопроса. Достаточно подробно изучены приемы стилизации, прямого цитирования, создания образа, а также дизайнерские элементы по введению фольклорных и этнических средств типизации явлений: воспроизведение фактуры материала, шрифтографика, стилизация народной письменности, орнаменталистика, цветовые решения, документальные и художественно-образные, познавательные изображения. Важным в статье является рассмотрение типологии медиаизданий, где наиболее часто используются фольклорные элементы: от детской литературы до специальной. Рассмотренная в работе оригинальная концепция автора содержит ряд выводов, позволяющих расширить научно-практические представления о дизайне медиапродуктов и систематизировать сведения о типографике как искусстве книги.

Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. Том 14. Выпуск 4

1079

Завершают издание сообщения--размышления о средствах коммуникации в оценке М. Маклюэна (М. Ю. Бахус) и феномене любимой книги (О. А. Козина), которые задают перспективы дальнейших исследований в области филологических аспектов медиакультуры: медиакоммуникаций, истории дизайна в средствах массовой информации, современной журналистики, иностранного языка в разных медиа. Рецензируемый сборник «Филологические аспекты медиакультуры» отличается научной новизной исследований, теоретической и практической значимостью, а в целом - концептуальной целостностью. Публикация заслуживает положительную характеристику.

Информация об авторах | Author information

RU

Крошнева Марина Евгеньевна1, к. филол. н., доц. 1 Ульяновский государственный технический университет

EN

Kroshneva Marina Evgenevna1, PhD 1 Ulyanovsk State Technical University

1 kroshneva@yandex.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 07.03.2021; опубликовано (published): 30.04.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.