Научная статья на тему 'РЕЦЕНЗИЯ: БИОГРАФИЯ И НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ ВОСТОКОВЕДА О.М. КОВАЛЕВСКОГО'

РЕЦЕНЗИЯ: БИОГРАФИЯ И НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ ВОСТОКОВЕДА О.М. КОВАЛЕВСКОГО Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
97
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Modern oriental studies
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕЦЕНЗИЯ: БИОГРАФИЯ И НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ ВОСТОКОВЕДА О.М. КОВАЛЕВСКОГО»

РЕЦЕНЗИЯ: БИОГРАФИЯ И НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ ВОСТОКОВЕДА О.М. КОВАЛЕВСКОГО

рецензия / мдртыновд юл,/ juLiemartynova82@gmaiL.com / удк 655.552±008нш0валевский

РЕЦЕНЗИЯ: БИОГРАФИЯ И НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ ВОСТОКОВЕДА О.М. КОВАЛЕВСКОГО

(по материалам архивов и рукописных фондов) /Р.М. Валеев, В.Ю. Жуков, И.В. Кульганек, Д.Е. Мартынов, О.Н. Полянская;

отв. и науч. ред. Р.М. Валеев и И.В. Кульганек. - СПб.; Казань: Петербургское востоковедение, 2020. - 440 с., ил. ISBN 978-5-85803-537-4

BOOK REVIEW: BIOGRAPHY AND ACADEMIC LEGACY OF ORIENTALIST

JOZEF KOWALEWSKI

(based on materials from archives and manuscript collections) by R.M. Valeyev, V.Y. Zhukov, I.V. Kulganek, D.E. Martynov, O.N. Polyanskaya (authors); Gen. ed. by R.M. Valeyev and I.V. Kulganek. Saint Petersburg - Kazan (Russian Federation): St. Petersburg Centre for Orient Studies Publishers, 2020. 440 pp. Hardcover.

ISBN 978-5-85803-537-4

Мартынова Юлия Александровна, к.и.н., доцент Российская Федерация, г. Казань, ИМО КФУ juliemartynova82@gmail.com

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Мартынова Ю.А. Рецензия: Р.М. Валеев, В.Ю. Жуков, И.В. Кульганек, Д.Е. Мартынов, О.Н. Полянская. Биография и научное наследие востоковеда О.М. Ковалевского (по материалам архивов и рукописных фондов). Современные востоковедческие исследования. 2020; 2(4): 109-114

Выход в свет большой комплексной биографии О.М. Ковалевского в издательстве «Петербургское востоковедение» само по себе является значительным событием. Еще более значительным его делает факт, что текст объемом почти четыре с половинои сотни страниц

FOR CITATION:

Martynova Y. Book review: R. Valeev, V. Zhukov, I.Kulganek, D. Martynov, O. Polyanskaya. Biography and academic legacy of Orientalist JozefKow-alewski (based on materials from archives and manuscript collections. Modern oriental studies. 2020; 2(4): 109-114

выполнен авторским коллективом, охватывающим по географии важнеишие вехи биографии его героя. И.В. Кульганек и В.Ю. Жуков представляют Санкт-Петербург, Р.М. Валеев и Д.Е. Мартынов - Казань, и О.Н. Полянская -Улан-Удэ.

MODERN ORIENTAL STUDIES

СОВРЕМЕННЫЕ ВОСТОКОВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

Осип Михаилович Ковалевскии (1800/1801 - 1878) - признанныи во всем мире монголовед, чеи трехтомныи «Монгольско-французско-русский словарь» во многих отношениях не превзоиден позднеишими академическими изданиями. Родившиися на территории современнои Белоруссии в семье униатского священника, Юзеф Ковалевскии - очень нелегкая для осмысления личность. Не в последнюю очередь это объясняется его политиче-скои «неудобностью» как при жизни, так и после кончины. Не случаино, что в Польше его хотя и считают польским ученым (последнее двадцатилетие его жизни прошло в Варшаве, там он и упокоился), но «не любят» из-за глубо-кои интеграции в академическое сообщество Россиискои империи и демонстративную верность России во время Январского восстания 1863 г. Единственное на польском языке монографическое исследование его жизни вышло в 1948 г. и, насколько нам известно, не переиздавалось. Учился О. Ковалевскии в Вильнюсском университете, в котором вошел в кружок филоматов, был изобличен, и на долгие годы сделался для россииских властеи политическим преступником. В свое время это не позволило ему стать академиком: выбор коллег был единогласным, но Николаи I видеть «подозрительного» поляка в стенах Импера-торскои академии наук не пожелал.

Биография О.М. Ковалевского интересна еще и тем, что он, фактически, прожил несколько жизнеи, когда ему приходилось начинать выстраивать жизнь с нуля. Очень показательно, что не удается выстроить точнои хронологии

пребывания будущего ученого в Свислочскои (Гродненскои губернскои) гимназии, поскольку во время воины 1812 г. она была разгромлена. В разбираемои монографии очень интересен раздел (преимущественно, его автором являлся В.Ю. Жуков), посвященньш семеиному окружению Осипа Ковалевского. Несмотря на очень интересные архивные открытия самого последнего времени (о которых были сделаны доклады на международнои конференции «Первые Ковалевские чтения» в 2018 г.), точно не известно происхождение отца и матери Ковалевских. Отец - Михаил Антонович - мог быть полонизированным белорусом или поляком, мать, несомненно, польского происхождения (причем ее имя так и не установлено) и католического вероисповедания; католиком Ковалевскии оставался всю свою жизнь (с. 22).

В Казань Ковалевскии попал в 1824 г. как политическии ссыльныи этим обстоятельствам была посвящена небольшая, но очень ценная во многих отношениях книга казанского доцента Г.Ф. Шамова, вышедшая в 1983 г. Уже сложив-шиися ученыи-антиковед (неизвестно, насколько вынужденно) радикально расширил круг своих интересов, и освоил турецко-татарскии, араб-скии и персидскии языки, поскольку как раз в то время в Казани работали выдающиеся специалисты-востоковеды, такие как Ф. Эрдман, Ибрагим Хальфин и мирза Александр (Мухаммед -Али) Казем-Бек1. Поскольку задача создания в Казани центра академического монголоведения возникла рано, О.М. Ковалевскии решением ректора Н.И. Лобачевского и попечителя учебного округа М.Н. Мусина-Пушкина был избран

РЕЦЕНЗИЯ: БИОГРАФИЯ И НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ У012 №4 2020

ВОСТОКОВЕДА О.М. КОВАЛЕВСКОГО 2686-9675

РЕЦЕНЗИЯ / МАРТЫНОВА Ю.А.,/ JULIEMARTYNOVA82@GMAIL.COM / УДК 655.552+008НМОВАЛЕВСКИЙ

для научнои миссии в Забаикалье и (если представится оказия) в Монголии. Монголия в те времена была частью маньчжурскои Цинскои империи, закрытои для иностранных купцов и путешественников. Для подданных России единственным исключением была смена состава Пекинскои православнои духовнои миссии, и Ковалевскии в 1830 - 1831 гг. дважды проехал всю Монголию с севера на юг и обратно, и провел около 7 месяцев в Пекине.

Второи казанскии период в жизни О.М. Ковалевского длился с 1833 по 1862 г. Он состоялся как ученыи и как личность в полном смысле слова; соответственно, и основное содержание книги касается именно данного периода. Если академическая биография ученого отлично документирована, то вопрос о семеином положении является чуть ли не детективом. Согласно «Словарю польских биографии» и свидетельству Франтишека Малевского (друга и свояка А. Мицкевича и сотрудника М.М. Сперанского), супругои Ковалевского стала некая Анна Соколова. Проблема заключается в том, что Малевскии утверждал, что супруга Ковалевского была «дочерью ректора университета», что углубляет загадку, а не ставит все по своим местам (с. 24 - 25).

Именно в Казани О.М. Ковалевскии достиг своего акме как ученыи и учитель. С 1837 г. он являлся ординарным профессором университета и заведующим кафедрои монгольскои словесности, и до 1841 г. возглавлял Восточныи разряд (которыи официально именовался первым отделением философского факультета),

временно «исправлял» эту должность и в 1845 г., и вновь был деканом в 1852 - 1855 гг. Более того, в декабре 1850 г. было принято решение создать в университете кафедру педагогики, единственным кандидатом на замещение кото-рои оказался О.М. Ковалевскии (с. 249 - 250). Это далеко не случаино: еще с 1834 г. О.М. Ковалевскии был постоянным председателем Комитета для испытания кандидатов университета (говоря современным языком, председателем аттестационнои комиссии); помимо монгольского языка, литературы и истории, преподавал на историко-филологическом факультете латинскии язык и всемирную историю, а с 1845 г. еще и возглавлял Вторую казанскую гимназию (в которои обучались за плату). Но и это далеко не все: Ковалевскии был научным руководителем ряда выдающихся ученых, как русских, так и происходящих из монгольских народов. В период 1827 - 1845 гг. он неизменно хо-датаиствовал перед министром народного просвещения о направлении в Казань наиболее способных выпускников русско-монгольскои воисковои школы в Троицкосавске, которую сам же и основал. Среди бурятских учеников Ковалевского выделялись Г. Никитуев, Г. Гом-боев и Д. Банзаров, причем Никитуев и Гомбоев сами вели педагогическую деятельность в Первои Казанскои гимназии, в которои преподавался и монгольскии язык по программе самого Ковалевского (с. 50 - 55).

Книга коллектива ученых (решающую роль сыграл Р.М. Валеев, публикации которого

1В фототетради между с. 72 - 73 помещена репродукция двух начальных страниц рукописи «Об источниках истории Казанского ханства» на польском языке, которая хранится в Вильнюсскои университетскои библиотеке и еще ждет своего переводчика и публикатора.

MODERN ORIENTAL STUDIES

СОВРЕМЕННЫЕ ВОСТОКОВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

по биографии и научному наследию О.М. Ковалевского появились еще в конце 1990-х гг.) представляет огромную ценность не только своим текстом, но и огромным пластом опубликованных с комментариями документов, которые охватывают практически все доступные исследователям сферы жизни Осипа Михаиловича. Из тех же документов очевидно его участие в судьбе двух выдающихся русских китаеведов - Н.И. Зоммера и В.П. Васильева. Если потенциал первого оказался практически не раскрытым (он скончался от холеры в возрасте 23-х лет, оставив только кандидатскую работу2 по неоконфуцианскои философии - первую на русском языке), то Василии Павлович Васильев еще в Казани быстро сделал грандиозную карьеру востоковеда. Насколько нам известно, тот же авторскии коллектив в настоящее время готовит к изданию коллективную биографию и В.П. Васильева. Равным образом, И.В. Кульганек руководит изданием до сих пор не публиковав-шеися рукописи «Истории монголов», храня-щеися в Архиве востоковедов, наиболее примечательные фрагменты которои вошли в состав коллективнои монографии (с. 110 - 152).

Вообще публикация архивных материалов занимает существенньш объем коллектив-нои монографии, превращая ее в своего рода малое собрание источников по биографии О.М. Ковалевского. Материалы самые разнородные. Так, на с. 101 - 107 приведена рукопись вновь наиденного в Архиве востоковедов «Собрания китаиских, маньчжурских, монголь-

ских и ламских костюмов, изображении, буд-дииских божеств и других богослужебных ве-щеи, картин, книг и прочих редкостеи, приобретенных адъюнктом Осипом Ковалевским во время путешествия в Китаи и между монголо-бурятами». Учитывая, что множество вещеи (а всего в списке 144 самых разнородных позиции) сохранилось в собраниях музеев Казанского университета, в том числе этнографическом, ценность первопубликации для музеиных работников и этнографов является очень и очень значительной Сама опись материалов дает представление о широте научных взглядов О.М. Ковалевского и тех задачах, которые были поставлены перед ним (с. 100 - 101, 107).

Публикация путевых дневников О.М. Ковалевского от периода 1830 - 1832 гг. является, отчасти, повторением издания 2005 - 2006 гг. под редакциеи И.В. Кульганек и Р.М. Валеева, но содержит и очень много нового. История первого дневника 1830 г., которыи чудом сохранился в Китае, и вернулся в Ленинград в 1929 г., в достаточнои степени охарактеризована во второи главе исследования (с. 75 - 76, и след.) Этот дневник из фонда Россиискои национальнои библиотеки в Санкт-Петербурге (подготовкои его к публикации занимались И.В. Кульганек и В.Ю. Жуков) охватывает события 9 октября - 11 декабря 1830 г., и описывает переход через пустыню Гоби; изложение начинается спустя 20 днеи после отхода каравана XI Пекинскои духовнои миссии из Урги (ныне Улан-Батор). Тематически, однако,

2 Имеется в виду звание кандидата университета, существовавшее до принятия Устава 1863 г. Оно присуждалось выпускникам, отличившимся на научном поприще, после защиты выпускнои квалификационнои работы. Окончившие без отличия получали звание «деиствительныи студент». Сам О.М. Ковалевскии удостоился кандидатского звания еще в Виленском ун-те в 1820 или 1821 гг., и это была его единственная ученая степень.

РЕЦЕНЗИЯ: БИОГРАФИЯ И НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ У01..2 №4 2020

ВОСТОКОВЕДА О.М. КОВАЛЕВСКОГО 2686-9675

РЕЦЕНЗИЯ / МАРТЫНОВА Ю.А.,/ JULIEMARTYNOVA82@GMAIL.COM / УДК 655.552+008НМОВАЛЕВСКИЙ

к нему примыкает дневник пребывания в Пекине, которыи типографски не отделен от монгольских описании. На с. 301 впервые упоминается имя лекаря X миссии О.П. Воицеховского, которыи через некоторое время станет колле-гои О.М. Ковалевского по Казанскому университету, а замещаемую им кафедру китаиско-маньчжурскои словесности в дальнеишем унаследовал В.П. Васильев и перевел в Петербург. Дневниковые записи заканчиваются разрозненными сведениями о Китае, полученных от участников духовнои миссии. Далее следует «Дневник занятии», сохранившиися в Государственном архиве Республики Татарстан, публикация его была подготовлена Р.М. Валеевым. Событииныи ряд начинается в июне 1831 г., охватывая обратныи переход из Пекина до рос-сиискои границы. Он пришелся на самыи тя-гостныи по зною - летнии период, и был пря-мои противоположностью перехода Гоби в октябре предыдущего года. Дневник оканчивается 10 августа переходом границы в Троицкосав-ске и верноподданным славословием Всерос-сиискому венценосцу (с. 367) - дневник носил официальный характер, являясь важным отчетным документом. Вероятно, автор планировал напечатать его. Завершает публикацию «Дневник занятии» 1832 г. из библиотеки Вильнюсского университета. Данныи текст интересен, в первую очередь, как очень ценныи источник по творческои лаборатории востоковеда XIX в., которыи был вынужден в полевых условиях на практике осваивать монгольскии язык, одновременно занимаясь его теоретическим изучением, и накоплением достаточного

фонда литературных источников по самои раз-нообразнои тематике. Параллельно это и важное свидетельство очевидца по деятельности миссии Лондонского миссионерского общества в Селенгинске. Изложение начинается от 22 мая 1832 г. (т.е. когда уже истекал срок командировки О.М. Ковалевского из Казани) и завершается 29 сентября на высокои ноте: констатациеи открытия русско-монгольскои школы в Троицкосавске по предложению ученого (как мы писали выше, некоторые ее ученики смогли продолжать образование в Казани). Далее следует список книг и рукописеи, отправленных в библиотеку Казанского университета, в том числе пожертвованных бурятами (с. 421 - 423). Дневники снабжены полезными указателями: собственных имен, упоминаемых в тексте, глоссарием восточных слов и терминов, географических названии.

Ценность дневников (тем более выдающихся востоковедов) как исторического источника неоспорима. Поскольку мы имеем боль-шои опыт работы с дневниками Н.Ф. Катанова (которыи путешествовал по Южнои Сибири и Западному Китаю в 1889 - 1892 гг.), то можно проводить известные параллели. Как историче-скии источник, любои дневник научного путешествия имеет свои особенности и ограничения. С однои стороны, это был официальный документ, которыи служил для фиксации деи-ствии ученого, которыи был командирован правительственными учреждениями и руководствовался специально составленнои инструкцией В частности, О.М. Ковалевскии и А.В. Попов (будущии глава кафедры калмыцкого

MODERN ORIENTAL STUDIES V0L 2 №4 2020

СОВРЕМЕННЫЕ ВОСТОКОВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ISSN: 2686-9675

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

языка, командированныи вместе с ним) располагали отдельными инструкциями для деятельности среди бурят за Баикалом, и для поездки в Пекин. Составлены они были В.Я. Булы-гиным и Ф. Эрдманом (с. 190; 368). В 1830 г. через экспедицию П. Шиллинга и Н. Бичурина (Иакинфа), О.М. Ковалевскии получил новую инструкцию, составленную известным монголоведом Я. Шмидтом, специально посвященную вопросам языкознания, литературы и истории (с. 219). В отчетах, посылаемых на имя попечителя М.Н. Мусина-Пушкина, Ковалевскии прямо соотносил свои деиствия с инструкциеи (напр., с. 181 - 182). Впрочем, отношения с А.В. Поповым складывались нелегко, что следует из писем и отчетов начальству (с. 202; 207; 224 - 225). В дальнеишем и сам О. Ковалевскии составлял инструкции научных путешествии для своих учеников - Г. Никитуева, Н.И. Зоммера, В.П. Васильева (с. 158 - 160; 162 - 164; 251 - 256).

В содержательном отношении дневники О.М. Ковалевского содержат как материал, непосредственно полученныи «в поле», так и авторские размышления над ним, тем более, что пересекая Монголию, исследователь имел возможность перепроверить и уточнить первоначально собранные сведения или менял к ним отношения после опыта, полученного в Китае.

Перечисленные сюжеты позволяют судить о колоссальном пласте новых материалов, представленных авторами, и важности их для развития отечественного востоковедения. Развивая и дополняя предыдущие публикации всех участников авторского коллектива, «Биография и научное наследие востоковеда

О.М. Ковалевского» полностью соответствует своему заглавию и является существенным вкладом в развитие востоковедения в целом.

INFORMATION ABOUT AUTHORS

Associated Professor, PhD Yulia Martynova Department of Altaic and Chinese Studies Kazan Federal University 420008, Kazan, Kremlyovskaya str., 18 Russia

juliemartynova82@gmail.com

Принята к публикации: 01.08.2020 Submission Date: 05.08.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.